© REUTERS, Gerard Julien/Pool via REUTERSТесное взаимодействие лидеров России и Франции отвлекло внимание от саммита «Большой семерки» и заставило обозревателей вспомнить о существовавшей некогда концепции «большой Европы», пишет китайский эксперт. По его мнению, в России прочно укоренился европоцентризм. Самым важным вопросом для России остается снятие санкций и нормализация отношений с Западом.
На этих выходных во Франции состоится ежегодный саммит «Большой семерки». Накануне его открытия Эмманюэль Макрон пригласил президента России приехать во Францию с визитом. Перед началом переговоров Макрон заявил журналистам, что Россия — европейская страна, и он верит в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока. В ответ на эти слова, Путин выразил надежду, что Россия сможет устремиться к этой цели совместно с Европой. Тесное взаимодействие лидеров России и Франции отвлекло внимание от саммита «Большой семерки» и заставило обозревателей вспомнить о существовавшей некогда концепции «большой Европы».
Концепция «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока была придумана президентом Франции Шарлем де Голлем. Во время визита в Германию в сентябре 1962 года он сказал: «Настанет день, когда мы построим Европу вместе с Советским Союзом». Эта фраза была сказана специально для СССР и США, чтобы показать им независимость и открытость французской дипломатии. В понимании Шарля де Голля, Европа простиралась от Лиссабона до Урала. Позже, основываясь на этом высказывании, Горбачев расширил границы «общего европейского дома» до Владивостока.
После распада СССР в спорах о том, куда России двигаться дальше, европоцентризм (евроатлантизм или прозападные идеи), победив идеи славянства и евразийства, в эпоху правления Ельцина достиг своего апогея. Россия и Евросоюз понимали под «большой Европой» разные вещи. Россия надеялась оказаться наравне со странами Запада и найти себе место в их мире, а Европа стремилась распространить свое влияние на постсоветском пространстве и не позволить России воссоздать Советский Союз. Это объясняет острые геополитические противоречия, связанные с концепцией «большой Европы».
После крымских событий Запад ввел экономические санкции против России и оказывал не нее политическое давление. Отношения с Западом сильно испортились, и Россия была вынуждена отказаться от многолетней погони за «большой Европой». «Советник» президента России Владислав Сурков говорил о грусти, с которой российская элита вспоминает об этой концепции, отчаявшись воплотить ее в жизнь. По его словам, Россия принимала участие и побеждала в большинстве европейский войн, спасая страны континента. Но когда помощь была нужна России, ни одна европейская страна не протянула ей руку. После распада СССР Россия вновь сделала шаг навстречу Европе, которая оказалась не в состоянии вместить в себя эту «слишком большую, до ужаса огромную» страну. Сильно уменьшившаяся по сравнению с Советским Союзом Россия повиновалась Европе, но та по-прежнему не желала ее принять.
Концепция «большой Европы» уже сменилась в России концепцией «большой Евразии», но многие на Западе полагают, что рано или поздно страна захочет вернуться в «большую Европу». В России прочно укоренился европоцентризм, а приоритетными направлениями ее внешней политики остаются Европа и Америка, отодвигая на второй план страны СНГ. Россия никогда не применяла дипломатию двуглавого орла, уделяя должное внимание как Востоку, так и Западу. Многие российские ученые полагались на Восток только ради того, чтобы вернуться на Запад. Концепция «большой Евразии» не исключает сотрудничества с Европой, в некотором смысле она просто стала расширенной версией старой концепции. Российские представления о «большой Евразии» отражают русского человека, мечущегося между Востоком и Западом, идущего на Восток, но то и дело бросающего взгляд на Европу.
Когда США удалось использовать украинский кризис, чтобы вбить клин между Россией и Европой, Россия не оставляла попыток наладить отношения с Западом и решила действовать через Европу, а именно через Германию, Францию, Италию и Испанию, с которыми у нее был относительно неплохие отношения. На фоне продолжающейся конкуренции Россия добилась значительного прорыва на европейском направлении. В июне 2019 года Совет Европы вернул ей право голоса в ПАСЕ. Судя по внешней политике, Россия не хочет вечного противостояния с Западом и намерена как можно скорее нормализовать отношения с ним. Поэтому на встрече с журналистами Владимир Путин высказал желание общаться с партнерами, состоящими в «Большой семерке».
И все же «большая Европа» ровно, как и «большая Евразия» — это всего лишь грандиозные концепции. Самым важным вопросом для России остается снятие санкций, улучшение и нормализация отношений с Западом. Получится ли у России осуществить все эти стремления?
Макрон вновь обратился к концепции «большой Европы» по нескольким причинам. Европа страдает от беженцев и популизма. Канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что не будет баллотироваться на очередной срок из-за состояния здоровья. Новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон еще не успел твердо встать на ноги, к тому же, перед ним стоит задача разобраться с хаосом, связанным с выходом страны из Евросоюза. В итальянском правительстве начался кризис. Таким образом, Франции представилась прекрасная возможность заявить о роли европейских лидеров.
Трамп замахивается своей дубинкой на союзников в Европе, требуя увеличить военные расходы в рамках НАТО и покупать американское вооружение, он ведет торговую войну и укрепляет военное сотрудничество с отдельными странами Восточной Европы, разобщая Евросоюз. Все это заставило Макрона возглавить строительство совместной системы обороны Европы.
Ужесточение санкционной политики Запада, призванной изолировать Россию, не возымело должного эффекта, Путин не изменил своей позиции и не пошел на какие-либо уступки по украинскому вопросу. Макрон скорее хотел бы включить Россию в «Большую восьмерку» и контролировать ее внутреннюю и внешнюю политику, чем бездействовать в отношении страны, «предоставленной самой себе». К тому же пора принимать решения по украинскому кризису, а Франции невыгодно ухудшать отношения с Россией. На этом основании Макрон активно способствует улучшению отношений с Россией, их дружественное взаимодействие продолжится в будущем и благоприятно скажется на процессе нормализации российско-европейски отношений.
Если Россия хочет улучшить отношения с Западом, ей нужно будет уделить особое внимание позиции США, так как Евросоюз сильно зависит от них в вопросах безопасности. К тому же, улучшение российско-американских отношений представляется намного более сложным делом, чем улучшение отношений с Европой. Этого надо будет добиваться путем долгого и упорного труда. В США российский вопрос рассматривается в рамках внешней и внутренней политики страны. Американская политическая элита достигла небывалого единодушия относительно сдерживания России.
Пережив мучительный «Рашагейт», Дональд Трамп сосредоточился на подготовке к выборам 2020 года. Обычно перед президентскими выборами находящийся у власти кандидат не уделяет большого внимания внешней политике, поэтому приглашение России вернуться в состав «большой восьмерки» скорее всего было необдуманным поступком Трампа. Возвращение в G8 не упростит решение спорных вопросов между Россией и Западом. Таких, как проблемы, связанные со вмешательством во внутреннюю политику России, Договором о РСМД, Украиной, Сирией, Венесуэлой и т. д.
Украинский вопрос — причина, по которой были введены антироссийские санкции, и один из главных камней преткновения в отношениях между Россией и Западом. После того, как Зеленский стал президентом, российско-украинские отношения сильно изменились, стороны изъявили желание возобновить переговоры в формате «Нормандской четверки». Запад ужесточил санкции из-за того, что крымский вопрос до сих пор не был включен в программу обсуждений какого-либо многостороннего консультативного органа и всячески игнорируется крупными державами. Стороны уверены, что ключом к разрешению ситуации на Востоке Украины может стать новое Минское соглашение. Однако само соглашение несовершенно, в нем не обозначена последовательность выполнения сторонами своих обязательств, оно также не имеет достаточной обязательной силы для сторон, не выполняющих обязательства.
Конфликт на Востоке Украины мог бы быть разрешен при условии запуска переговоров в формате «нормандской четверки» и российско-украинского диалога, однако вопросы, связанные с прекращением огня, обменом пленными, выводе тяжелого вооружения и окончательном разрешении конфликта, все еще представляют особую трудность.
Учитывая прошлое и настоящее, а также тот факт, что Азия становится всемирным экономическим центром, а между Китаем и Россией существуют отношения всестороннего стратегического партнерства, для России становятся очевидными внешнеполитические преимущества концепции «большой Евразии». С объективной или субъективной точки зрения возвращение в «большую Европу» окажется для России долгим и трудным.
Чжао Хуэйжун (???) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук
© REUTERS, Gerard Julien/Pool via REUTERSТесное взаимодействие лидеров России и Франции отвлекло внимание от саммита «Большой семерки» и заставило обозревателей вспомнить о существовавшей некогда концепции «большой Европы», пишет китайский эксперт. По его мнению, в России прочно укоренился европоцентризм. Самым важным вопросом для России остается снятие санкций и нормализация отношений с Западом.На этих выходных во Франции состоится ежегодный саммит «Большой семерки». Накануне его открытия Эмманюэль Макрон пригласил президента России приехать во Францию с визитом. Перед началом переговоров Макрон заявил журналистам, что Россия — европейская страна, и он верит в Европу, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока. В ответ на эти слова, Путин выразил надежду, что Россия сможет устремиться к этой цели совместно с Европой. Тесное взаимодействие лидеров России и Франции отвлекло внимание от саммита «Большой семерки» и заставило обозревателей вспомнить о существовавшей некогда концепции «большой Европы». Концепция «большой Европы» от Лиссабона до Владивостока была придумана президентом Франции Шарлем де Голлем. Во время визита в Германию в сентябре 1962 года он сказал: «Настанет день, когда мы построим Европу вместе с Советским Союзом». Эта фраза была сказана специально для СССР и США, чтобы показать им независимость и открытость французской дипломатии. В понимании Шарля де Голля, Европа простиралась от Лиссабона до Урала. Позже, основываясь на этом высказывании, Горбачев расширил границы «общего европейского дома» до Владивостока. После распада СССР в спорах о том, куда России двигаться дальше, европоцентризм (евроатлантизм или прозападные идеи), победив идеи славянства и евразийства, в эпоху правления Ельцина достиг своего апогея. Россия и Евросоюз понимали под «большой Европой» разные вещи. Россия надеялась оказаться наравне со странами Запада и найти себе место в их мире, а Европа стремилась распространить свое влияние на постсоветском пространстве и не позволить России воссоздать Советский Союз. Это объясняет острые геополитические противоречия, связанные с концепцией «большой Европы». После крымских событий Запад ввел экономические санкции против России и оказывал не нее политическое давление. Отношения с Западом сильно испортились, и Россия была вынуждена отказаться от многолетней погони за «большой Европой». «Советник» президента России Владислав Сурков говорил о грусти, с которой российская элита вспоминает об этой концепции, отчаявшись воплотить ее в жизнь. По его словам, Россия принимала участие и побеждала в большинстве европейский войн, спасая страны континента. Но когда помощь была нужна России, ни одна европейская страна не протянула ей руку. После распада СССР Россия вновь сделала шаг навстречу Европе, которая оказалась не в состоянии вместить в себя эту «слишком большую, до ужаса огромную» страну. Сильно уменьшившаяся по сравнению с Советским Союзом Россия повиновалась Европе, но та по-прежнему не желала ее принять. Концепция «большой Европы» уже сменилась в России концепцией «большой Евразии», но многие на Западе полагают, что рано или поздно страна захочет вернуться в «большую Европу». В России прочно укоренился европоцентризм, а приоритетными направлениями ее внешней политики остаются Европа и Америка, отодвигая на второй план страны СНГ. Россия никогда не применяла дипломатию двуглавого орла, уделяя должное внимание как Востоку, так и Западу. Многие российские ученые полагались на Восток только ради того, чтобы вернуться на Запад. Концепция «большой Евразии» не исключает сотрудничества с Европой, в некотором смысле она просто стала расширенной версией старой концепции. Российские представления о «большой Евразии» отражают русского человека, мечущегося между Востоком и Западом, идущего на Восток, но то и дело бросающего взгляд на Европу. Когда США удалось использовать украинский кризис, чтобы вбить клин между Россией и Европой, Россия не оставляла попыток наладить отношения с Западом и решила действовать через Европу, а именно через Германию, Францию, Италию и Испанию, с которыми у нее был относительно неплохие отношения. На фоне продолжающейся конкуренции Россия добилась значительного прорыва на европейском направлении. В июне 2019 года Совет Европы вернул ей право голоса в ПАСЕ. Судя по внешней политике, Россия не хочет вечного противостояния с Западом и намерена как можно скорее нормализовать отношения с ним. Поэтому на встрече с журналистами Владимир Путин высказал желание общаться с партнерами, состоящими в «Большой семерке». И все же «большая Европа» ровно, как и «большая Евразия» — это всего лишь грандиозные концепции. Самым важным вопросом для России остается снятие санкций, улучшение и нормализация отношений с Западом. Получится ли у России осуществить все эти стремления? Макрон вновь обратился к концепции «большой Европы» по нескольким причинам. Европа страдает от беженцев и популизма. Канцлер Германии Ангела Меркель объявила, что не будет баллотироваться на очередной срок из-за состояния здоровья. Новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон еще не успел твердо встать на ноги, к тому же, перед ним стоит задача разобраться с хаосом, связанным с выходом страны из Евросоюза. В итальянском правительстве начался кризис. Таким образом, Франции представилась прекрасная возможность заявить о роли европейских лидеров. Трамп замахивается своей дубинкой на союзников в Европе, требуя увеличить военные расходы в рамках НАТО и покупать американское вооружение, он ведет торговую войну и укрепляет военное сотрудничество с отдельными странами Восточной Европы, разобщая Евросоюз. Все это заставило Макрона возглавить строительство совместной системы обороны Европы. Ужесточение санкционной политики Запада, призванной изолировать Россию, не возымело должного эффекта, Путин не изменил своей позиции и не пошел на какие-либо уступки по украинскому вопросу. Макрон скорее хотел бы включить Россию в «Большую восьмерку» и контролировать ее внутреннюю и внешнюю политику, чем бездействовать в отношении страны, «предоставленной самой себе». К тому же пора принимать решения по украинскому кризису, а Франции невыгодно ухудшать отношения с Россией. На этом основании Макрон активно способствует улучшению отношений с Россией, их дружественное взаимодействие продолжится в будущем и благоприятно скажется на процессе нормализации российско-европейски отношений. Если Россия хочет улучшить отношения с Западом, ей нужно будет уделить особое внимание позиции США, так как Евросоюз сильно зависит от них в вопросах безопасности. К тому же, улучшение российско-американских отношений представляется намного более сложным делом, чем улучшение отношений с Европой. Этого надо будет добиваться путем долгого и упорного труда. В США российский вопрос рассматривается в рамках внешней и внутренней политики страны. Американская политическая элита достигла небывалого единодушия относительно сдерживания России. Пережив мучительный «Рашагейт», Дональд Трамп сосредоточился на подготовке к выборам 2020 года. Обычно перед президентскими выборами находящийся у власти кандидат не уделяет большого внимания внешней политике, поэтому приглашение России вернуться в состав «большой восьмерки» скорее всего было необдуманным поступком Трампа. Возвращение в G8 не упростит решение спорных вопросов между Россией и Западом. Таких, как проблемы, связанные со вмешательством во внутреннюю политику России, Договором о РСМД, Украиной, Сирией, Венесуэлой и т. д. Украинский вопрос — причина, по которой были введены антироссийские санкции, и один из главных камней преткновения в отношениях между Россией и Западом. После того, как Зеленский стал президентом, российско-украинские отношения сильно изменились, стороны изъявили желание возобновить переговоры в формате «Нормандской четверки». Запад ужесточил санкции из-за того, что крымский вопрос до сих пор не был включен в программу обсуждений какого-либо многостороннего консультативного органа и всячески игнорируется крупными державами. Стороны уверены, что ключом к разрешению ситуации на Востоке Украины может стать новое Минское соглашение. Однако само соглашение несовершенно, в нем не обозначена последовательность выполнения сторонами своих обязательств, оно также не имеет достаточной обязательной силы для сторон, не выполняющих обязательства. Конфликт на Востоке Украины мог бы быть разрешен при условии запуска переговоров в формате «нормандской четверки» и российско-украинского диалога, однако вопросы, связанные с прекращением огня, обменом пленными, выводе тяжелого вооружения и окончательном разрешении конфликта, все еще представляют особую трудность. Учитывая прошлое и настоящее, а также тот факт, что Азия становится всемирным экономическим центром, а между Китаем и Россией существуют отношения всестороннего стратегического партнерства, для России становятся очевидными внешнеполитические преимущества концепции «большой Евразии». С объективной или субъективной точки зрения возвращение в «большую Европу» окажется для России долгим и трудным. Чжао Хуэйжун (???) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук
Комментарии (0)