Нацисты, сексизм, культурное присвоение: проблемные стороны йоги (Bento, Германия) - «Общество»

  • 00:33, 28-окт-2019
  • Европа / Общество / Культура / Новости дня / Большой Кавказ / Спорт / Видео / Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© AP Photo, John RussellПопотеть, завязываться узлом, расслабиться, найти внутреннюю середину. Скорее всего, именно эти цели преследует большинство из 9 миллионов немцев, которые согласно опросам как минимум время от времени занимаются йогой. Но йога — это намного больше, чем асаны, то есть физические упражнения.

Тот, кто серьезно изучает этот культурный феномен, насчитывающий многие столетия, может подвергнуть йогу вполне критическому анализу. То, чем мы занимаемся в фитнес-клубах Берлина или Бергиш-Гладбаха, лишь в самых незначительных долях соответствует идее йоги. В одном из самых известных текстов о йоге — «Хатха-йога-прадипика» — написано, что спортивная йога служит лишь подготовкой к спокойному сидению, то есть к медитации. Потому что йога — это стиль жизни, к которому относятся способность концентрировать внимание, дыхание, питание и многое другое.


Йога, практикуемая нами сегодня — продукт колониализма. Йога возникла в Индии. В первых текстах о ней говорится, в основном, о медитации и дыхательных упражнениях. Позднее к этому добавились физические упражнения — асаны. Во время иностранного владычества персидских и среднеазиатских завоевателей, а также в годы английского колониального господства йога была предана забвению. Лишь в XIX-м веке практическая йога стала вновь популярна: британцы стали использовать асаны для фитнеса. Так возникло понимание йоги как преимущественно физической практики. В таком качестве она и попала в Европу в ХХ веке.


Йогу можно рассматривать как объект культурного присвоения. Это понятие обозначает «колониально-расистскую практику, при которой главенствующее общество находит нечто в культуре подчиненных групп, прежде всего колонизуемых, вырывает это из контекста и присваивает», — написала журналистка Хенгамех Ягхообифарах (Hengameh Yaghoobifarah) в берлинской газете «Тагесцайтунг» (Tageszeitung). То есть: некоторые люди перенимают моду, язык или обычаи иных этнических групп, вырывают их из традиционного контекста и используют для своих целей и тем самым лишают их первоначального смысла. Так поступили и британцы, превратив жизненную философию в упражнения для растяжки мышц.


Йогу использовали и национал-социалисты для своих целей. Генрих Гиммлер интерпретировал библию индуистов «Багавадгиту» как «тайное знание арийцев». Говорят, что Гиммлер занимался йогой, чтобы избавиться от болей в животе. Из одного из текстов о йоге познания он вывел необходимость убивать с внутренним спокойствием, чтобы таким образом оправдывать свои преступления.


Известная нам йога имеет кроме того сексистские черты. После того как в пятидесятые году преимущественно гуру мужского пола приехали в Европу и распространили йогу, западная интерпретация йоги изменилась еще раз: йога стала не только «телесной», она еще и изменила пол. На рубеже тысячелетий йога превратилась в спорт для домохозяев из среднего класса. С практической йогой стали ассоциировать расслабление, растяжку и тренировку концентрации внимания, то есть атрибуты, малоподходящие для мужских видов спорта.


Правда, сегодня эти гендерные границы во многом утратили свое значение — возможно потому, что спортивная йога вписалась в современные тренды фитнеса и тренировки концентрации внимания. В берлинских студиях йоги ею занимается практически столько же мужчин, сколько и женщин. В приложении для романтических знакомств «Тиндер» некоторые мужчин с гордостью демонстрируют, как они ловко выполняют комплекс из йоги «Приветствие солнцу».


Тем не менее: йога возникла в патриархальном обществе, тексты по ее теории и истории написаны в основном мужчинами, и практикуется она ими же. Положение гуру в йоге также свидетельствует о ее патриархально-иерархической структуре. Йога живет благодаря своим пионерам и поборникам — влиятельным учителям, которые ассоциируются со славой и силой.


Современен ли еще феномен гуру? «Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала уяснить себе, что собственно означает гуру», — говорит Янна Алиетс (33 года), которая шесть лет является учителем йоги, а также ведет семинары по йоге в аспектах феминизма, критической теории и постколониализма. Слова «гуру» на санскрите означает в вольном переводе «принцип озарения». В индуистском понимании гуру может быть чем угодно: местом, музыкой, упражнением. «Но многие ошибочно считают, что гуру — это седовласый старик с бородой», — говорит Янна.


Особенно к коммерциализированных сферах люди присваивают себе титул гуру, чтобы пользоваться имиджем этого понятия. Многие преподаватели йоги забывают, что они только посредники между идеей йоги и своими учениками, считает Янна. Но: «ученики создают гуру, а не сам человек».


Что же значит все это для людей, практикующих йогу или желающих ею заняться? Одни люди занимаются йогой всего лишь для фитнеса. Другим же этого мало. Они хотят узнать больше о йоге и решают изучать её теорию и практику. В рамках этих занятий они столкнутся и с критическим разбором проблемных аспектов йоги. В конечном итоге каждый сам должен решить для себя, как ему относиться к традициям и практике йоги. «Йога — это то, что мы из нее делаем», — говорит преподаватель йоги Янна.


© AP Photo, John RussellПопотеть, завязываться узлом, расслабиться, найти внутреннюю середину. Скорее всего, именно эти цели преследует большинство из 9 миллионов немцев, которые согласно опросам как минимум время от времени занимаются йогой. Но йога — это намного больше, чем асаны, то есть физические упражнения. Тот, кто серьезно изучает этот культурный феномен, насчитывающий многие столетия, может подвергнуть йогу вполне критическому анализу. То, чем мы занимаемся в фитнес-клубах Берлина или Бергиш-Гладбаха, лишь в самых незначительных долях соответствует идее йоги. В одном из самых известных текстов о йоге — «Хатха-йога-прадипика» — написано, что спортивная йога служит лишь подготовкой к спокойному сидению, то есть к медитации. Потому что йога — это стиль жизни, к которому относятся способность концентрировать внимание, дыхание, питание и многое другое. Йога, практикуемая нами сегодня — продукт колониализма. Йога возникла в Индии. В первых текстах о ней говорится, в основном, о медитации и дыхательных упражнениях. Позднее к этому добавились физические упражнения — асаны. Во время иностранного владычества персидских и среднеазиатских завоевателей, а также в годы английского колониального господства йога была предана забвению. Лишь в XIX-м веке практическая йога стала вновь популярна: британцы стали использовать асаны для фитнеса. Так возникло понимание йоги как преимущественно физической практики. В таком качестве она и попала в Европу в ХХ веке. Йогу можно рассматривать как объект культурного присвоения. Это понятие обозначает «колониально-расистскую практику, при которой главенствующее общество находит нечто в культуре подчиненных групп, прежде всего колонизуемых, вырывает это из контекста и присваивает», — написала журналистка Хенгамех Ягхообифарах (Hengameh Yaghoobifarah) в берлинской газете «Тагесцайтунг» (Tageszeitung). То есть: некоторые люди перенимают моду, язык или обычаи иных этнических групп, вырывают их из традиционного контекста и используют для своих целей и тем самым лишают их первоначального смысла. Так поступили и британцы, превратив жизненную философию в упражнения для растяжки мышц. Йогу использовали и национал-социалисты для своих целей. Генрих Гиммлер интерпретировал библию индуистов «Багавадгиту» как «тайное знание арийцев». Говорят, что Гиммлер занимался йогой, чтобы избавиться от болей в животе. Из одного из текстов о йоге познания он вывел необходимость убивать с внутренним спокойствием, чтобы таким образом оправдывать свои преступления. Известная нам йога имеет кроме того сексистские черты. После того как в пятидесятые году преимущественно гуру мужского пола приехали в Европу и распространили йогу, западная интерпретация йоги изменилась еще раз: йога стала не только «телесной», она еще и изменила пол. На рубеже тысячелетий йога превратилась в спорт для домохозяев из среднего класса. С практической йогой стали ассоциировать расслабление, растяжку и тренировку концентрации внимания, то есть атрибуты, малоподходящие для мужских видов спорта. Правда, сегодня эти гендерные границы во многом утратили свое значение — возможно потому, что спортивная йога вписалась в современные тренды фитнеса и тренировки концентрации внимания. В берлинских студиях йоги ею занимается практически столько же мужчин, сколько и женщин. В приложении для романтических знакомств «Тиндер» некоторые мужчин с гордостью демонстрируют, как они ловко выполняют комплекс из йоги «Приветствие солнцу». Тем не менее: йога возникла в патриархальном обществе, тексты по ее теории и истории написаны в основном мужчинами, и практикуется она ими же. Положение гуру в йоге также свидетельствует о ее патриархально-иерархической структуре. Йога живет благодаря своим пионерам и поборникам — влиятельным учителям, которые ассоциируются со славой и силой. Современен ли еще феномен гуру? «Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала уяснить себе, что собственно означает гуру», — говорит Янна Алиетс (33 года), которая шесть лет является учителем йоги, а также ведет семинары по йоге в аспектах феминизма, критической теории и постколониализма. Слова «гуру» на санскрите означает в вольном переводе «принцип озарения». В индуистском понимании гуру может быть чем угодно: местом, музыкой, упражнением. «Но многие ошибочно считают, что гуру — это седовласый старик с бородой», — говорит Янна. Особенно к коммерциализированных сферах люди присваивают себе титул гуру, чтобы пользоваться имиджем этого понятия. Многие преподаватели йоги забывают, что они только посредники между идеей йоги и своими учениками, считает Янна. Но: «ученики создают гуру, а не сам человек». Что же значит все это для людей, практикующих йогу или желающих ею заняться? Одни люди занимаются йогой всего лишь для фитнеса. Другим же этого мало. Они хотят узнать больше о йоге и решают изучать её теорию и практику. В рамках этих занятий они столкнутся и с критическим разбором проблемных аспектов йоги. В конечном итоге каждый сам должен решить для себя, как ему относиться к традициям и практике йоги. «Йога — это то, что мы из нее делаем», — говорит преподаватель йоги Янна.


Рекомендуем


Комментарии (0)

Комментарии для сайта Cackle



Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!