© AP Photo, Dmitri LovetskyДиректор Центра политинформации Алексей Мухин в интервью заявил, что Лукашенко стал жертвой провокации своих новых западных партнеров. Однако, по его мнению, Россия была полностью готова к нынешней ситуации и, безусловно, сыграет роль в наведении порядка. На какой вариант развития событий рассчитывает Кремль? Автор предлагает несколько сценариев.
В Белоруссии вторую неделю подряд продолжаются массовые демонстрации и забастовки. Россия в свою очередь сталкивается с риском возникновения нового очага напряженности на постсоветском пространстве, если Минск продолжит сближение с Западом в случае свержения президента Белоруссии Александра Лукашенко, который находится у власти уже более четверти века.
Тем не менее существуют признаки того, что российская поддержка будет ограниченной и условной, поскольку Лукашенко нанес несколько болезненных ударов по российско-белорусским отношениям: курс на нормализацию отношений с Западом, жесткие нефтяные войны с российскими нефтяными компаниями, отказ от экономической интеграции с Россией и недавний арест 33 российских граждан по подозрению в принадлежности к частной военной компании «Вагнера».
В этом контексте генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил, что Москва была готова к нынешним событиям в Белоруссии после того, как Лукашенко сделал ставку на своих новых западных партнеров. В интервью «Аль-Араби Аль-Джадид» он рассказал, что, вероятно, Москва сыграет роль в обеспечении законности и правопорядка. Мухин исключает возможность повторения украинского сценария в Белоруссии и прихода к власти антироссийских сил в случае падения нынешнего политического режима.
Россия трезво смотрит на события в Белоруссии. По антироссийским действиям Лукашенко, в частности, по аресту российских граждан, стало ясно, что он выбрал новых партнеров, но оказалось, что эти самые «партнеры» спланировали провокацию против него самого после президентских выборов. Что касается России, то вполне возможно, что она выступит гарантом законности и правопорядка в стране. По словам Мухина, интеграция Белоруссии и России находится на высоком уровне, что позволяет их считать союзными государствами, и поэтому белорусская политическая реальность полностью отличается от украинской.
Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Микиртумов считает, что Москва не будет вмешиваться в дела Белоруссии, до тех пор пока Лукашенко не согласится на предлагаемые условия. Кроме того, он не исключает вероятности того, что Москва примет решение убрать Лукашенко посредством «дворцового переворота» или наладит отношения с новой властью по модели отношений с Арменией, где смена власти произошла в 2018 году.
В статье под названием «Варианты для Путина. Что Москва может сделать с Лукашенко?», опубликованной в российском интернет-издании «Republic», Микиртумов отметил, что институты «белорусской диктатуры» изжили себя. Его хитрости и маневры не оказывают былого влияния на общество, которое недоумевает почему спецслужбы сохраняют лояльность президенту. По словам автора статьи, Лукашенко не имеет возможности отдать армии и карательным органам судьбоносный приказ о пролитии крови, подобно тому, как в 2014 году боялся отдать его Виктор Янукович. И боится он не последствий насилия, а неповиновения исполнителей.
Микиртумов считает, что президент России Владимир Путин стоит перед схожей дилеммой. Он не может допустить падения Лукашенко, краха его режима и появления новой Белоруссии, которая может пойти по пути Балтийских стран, то есть Латвии, Литвы и Эстонии, которые присоединились к Европейскому Союзу и НАТО в 2004 году и заняли враждебные позиции по отношению к Москве на международной арене. Что касается вариантов, доступных Кремлю для сохранения своего влияния на Белоруссию, Микиртумов высказал следующее мнение. Первый вариант заключается в проведении «мягкого дворцового переворота», подобного отставке покойного президента России Бориса Ельцина в канун Нового 2000 года, и назначении «белорусского Путина», то есть молодого офицера КГБ, который будет избран Москвой на смену Лукашенко. Второй вариант заключается в «братской оккупации», схожей с введением советских войск в Чехословакию (она была разделена в 1993 году на Чехию и Словакию) в 1968 году, которое впоследствии привело к оккупации. А последний вариант заключается в том, что Россия позволит новым людям прийти к власти, как это было сделано в Армении, но тогда страна попадет под полную зависимость от русских, или Кремль попытается любой ценой сохранить власть Лукашенко. Однако автор статьи считает, что сценарий удержания власти в руках Лукашенко — намного хуже, чем «дворцовый переворот» или «братская оккупация», поскольку он приведет к «заморозке революции» по венесуэльской модели, то есть Лукашенко останется на своем месте в обмен на разрушение общества и государства.
Со своей стороны, российское информационное агентство обратило внимание на признаки, которые свидетельствуют о нежелании Запада вводить эффективные санкции против Белоруссии. В прошедшую пятницу министры иностранных дел ЕС договорились о введении санкций в отношении Белоруссии. Предпринимаемые меры будут носить исключительно персональный характер, то есть будет составлен очередной черный список из ряда белорусских чиновников, что разительно отличается от введения ими жестких экономических санкций в отношении России, которую они обвинили во вмешательстве в украинский кризис в 2014 году.
В статье под названием «Почему Запад не хочет свержения Александра Лукашенко?» говорится о том, что никто из лидеров западного мира не потребовал от Александра Лукашенко немедленно уйти в отставку, передав власть восставшему народу. Более того, они не пытаются сокрушить его власть и перетянуть республику в зону европейского влияния. Автор статьи объясняет нерешительность Запада наличием глубоких противоречий между Соединенными Штатами и Европой, между континентальной Европой и Великобританией, а также внутри ЕС и самих США при попытках добиться хоть какого-то консенсуса по действительно стратегическим вопросам большой геополитики (тот же Китай или Россия). Таким образом, Белоруссия для Запада выглядит слишком малозначительной и одновременно довольно опасной темой. Более того, белорусское общество — не украинское. Сторонников проевропейского курса не так много. Автор пришла к выводу, что ведущие западные державы не хотят активно влезать в белорусские события: шансы на победу не очевидны, потенциальные выгоды сомнительны, зато проблемы и издержки при любом исходе гарантированы серьезные.
Кроме того, следует отметить, что вчера президент России Владимир Путин в ходе телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель обсудил ситуацию в Белоруссии. Российский лидер подчеркнул неприемлемость любых попыток вмешательства извне во внутренние дела Белоруссии, ведущих к дальнейшей эскалации кризиса, и выразил надежду на скорейшую нормализацию обстановки в республике. Тем временем в Белоруссии наблюдается волна массовых протестов после объявления о том, что Лукашенко получил 80% голосов на президентских выборах, состоявшихся 9 августа. По данным Минздрава Белоруссии, столкновения с сотрудниками службы безопасности и разгон протестующих дубинками, слезоточивым газом и светошумовыми гранатами привели к гибели двух человек, а около 160 получили ранения. Кроме того, рабочие крупных белорусских предприятий объявили забастовку в поддержку требований протестующих, несогласных с итогами президентских выборов в стране. Вместе с тем, лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что готова взять на себя ответственность за страну и выступить в этот период в качестве национального лидера с тем, чтобы страна успокоилась, вошла в нормальный ритм. А также она сообщила, что готова заняться подготовкой новых, честных и прозрачных президентских выборов.
© AP Photo, Dmitri LovetskyДиректор Центра политинформации Алексей Мухин в интервью заявил, что Лукашенко стал жертвой провокации своих новых западных партнеров. Однако, по его мнению, Россия была полностью готова к нынешней ситуации и, безусловно, сыграет роль в наведении порядка. На какой вариант развития событий рассчитывает Кремль? Автор предлагает несколько сценариев.В Белоруссии вторую неделю подряд продолжаются массовые демонстрации и забастовки. Россия в свою очередь сталкивается с риском возникновения нового очага напряженности на постсоветском пространстве, если Минск продолжит сближение с Западом в случае свержения президента Белоруссии Александра Лукашенко, который находится у власти уже более четверти века. Тем не менее существуют признаки того, что российская поддержка будет ограниченной и условной, поскольку Лукашенко нанес несколько болезненных ударов по российско-белорусским отношениям: курс на нормализацию отношений с Западом, жесткие нефтяные войны с российскими нефтяными компаниями, отказ от экономической интеграции с Россией и недавний арест 33 российских граждан по подозрению в принадлежности к частной военной компании «Вагнера». В этом контексте генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин заявил, что Москва была готова к нынешним событиям в Белоруссии после того, как Лукашенко сделал ставку на своих новых западных партнеров. В интервью «Аль-Араби Аль-Джадид» он рассказал, что, вероятно, Москва сыграет роль в обеспечении законности и правопорядка. Мухин исключает возможность повторения украинского сценария в Белоруссии и прихода к власти антироссийских сил в случае падения нынешнего политического режима. Россия трезво смотрит на события в Белоруссии. По антироссийским действиям Лукашенко, в частности, по аресту российских граждан, стало ясно, что он выбрал новых партнеров, но оказалось, что эти самые «партнеры» спланировали провокацию против него самого после президентских выборов. Что касается России, то вполне возможно, что она выступит гарантом законности и правопорядка в стране. По словам Мухина, интеграция Белоруссии и России находится на высоком уровне, что позволяет их считать союзными государствами, и поэтому белорусская политическая реальность полностью отличается от украинской. Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Иван Микиртумов считает, что Москва не будет вмешиваться в дела Белоруссии, до тех пор пока Лукашенко не согласится на предлагаемые условия. Кроме того, он не исключает вероятности того, что Москва примет решение убрать Лукашенко посредством «дворцового переворота» или наладит отношения с новой властью по модели отношений с Арменией, где смена власти произошла в 2018 году. В статье под названием «Варианты для Путина. Что Москва может сделать с Лукашенко?», опубликованной в российском интернет-издании «Republic», Микиртумов отметил, что институты «белорусской диктатуры» изжили себя. Его хитрости и маневры не оказывают былого влияния на общество, которое недоумевает почему спецслужбы сохраняют лояльность президенту. По словам автора статьи, Лукашенко не имеет возможности отдать армии и карательным органам судьбоносный приказ о пролитии крови, подобно тому, как в 2014 году боялся отдать его Виктор Янукович. И боится он не последствий насилия, а неповиновения исполнителей. Микиртумов считает, что президент России Владимир Путин стоит перед схожей дилеммой. Он не может допустить падения Лукашенко, краха его режима и появления новой Белоруссии, которая может пойти по пути Балтийских стран, то есть Латвии, Литвы и Эстонии, которые присоединились к Европейскому Союзу и НАТО в 2004 году и заняли враждебные позиции по отношению к Москве на международной арене. Что касается вариантов, доступных Кремлю для сохранения своего влияния на Белоруссию, Микиртумов высказал следующее мнение. Первый вариант заключается в проведении «мягкого дворцового переворота», подобного отставке покойного президента России Бориса Ельцина в канун Нового 2000 года, и назначении «белорусского Путина», то есть молодого офицера КГБ, который будет избран Москвой на смену Лукашенко. Второй вариант заключается в «братской оккупации», схожей с введением советских войск в Чехословакию (она была разделена в 1993 году на Чехию и Словакию) в 1968 году, которое впоследствии привело к оккупации. А последний вариант заключается в том, что Россия позволит новым людям прийти к власти, как это было сделано в Армении, но тогда страна попадет под полную зависимость от русских, или Кремль попытается любой ценой сохранить власть Лукашенко. Однако автор статьи считает, что сценарий удержания власти в руках Лукашенко — намного хуже, чем «дворцовый переворот» или «братская оккупация», поскольку он приведет к «заморозке революции» по венесуэльской модели, то есть Лукашенко останется на своем месте в обмен на разрушение общества и государства. Со своей стороны, российское информационное агентство обратило внимание на признаки, которые свидетельствуют о нежелании Запада вводить эффективные санкции против Белоруссии. В прошедшую пятницу министры иностранных дел ЕС договорились о введении санкций в отношении Белоруссии. Предпринимаемые меры будут носить исключительно персональный характер, то есть будет составлен очередной черный список из ряда белорусских чиновников, что разительно отличается от введения ими жестких экономических санкций в отношении России, которую они обвинили во вмешательстве в украинский кризис в 2014 году. В статье под названием «Почему Запад не хочет свержения Александра Лукашенко?» говорится о том, что никто из лидеров западного мира не потребовал от Александра Лукашенко немедленно уйти в отставку, передав власть восставшему народу. Более того, они не пытаются сокрушить его власть и перетянуть республику в зону европейского влияния. Автор статьи объясняет нерешительность Запада наличием глубоких противоречий между Соединенными Штатами и Европой, между континентальной Европой и Великобританией, а также внутри ЕС и самих США при попытках добиться хоть какого-то консенсуса по действительно стратегическим вопросам большой геополитики (тот же Китай или Россия). Таким образом, Белоруссия для Запада выглядит слишком малозначительной и одновременно довольно опасной темой. Более того, белорусское общество — не украинское. Сторонников проевропейского курса не так много. Автор пришла к выводу, что ведущие западные державы не хотят активно влезать в белорусские события: шансы на победу не очевидны, потенциальные выгоды сомнительны, зато проблемы и издержки при любом исходе гарантированы серьезные. Кроме того, следует отметить, что вчера президент России Владимир Путин в ходе телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель обсудил ситуацию в Белоруссии. Российский лидер подчеркнул неприемлемость любых попыток вмешательства извне во внутренние дела Белоруссии, ведущих к дальнейшей эскалации кризиса, и выразил надежду на скорейшую нормализацию обстановки в республике. Тем временем в Белоруссии наблюдается волна массовых протестов после объявления о том, что Лукашенко получил 80% голосов на президентских выборах, состоявшихся 9 августа. По данным Минздрава Белоруссии, столкновения с сотрудниками службы безопасности и разгон протестующих дубинками, слезоточивым газом и светошумовыми гранатами привели к гибели двух человек, а около 160 получили ранения. Кроме того, рабочие крупных белорусских предприятий объявили забастовку в поддержку требований протестующих, несогласных с итогами президентских выборов в стране. Вместе с тем, лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская заявила, что готова взять на себя ответственность за страну и выступить в этот период в качестве национального лидера с тем, чтобы страна успокоилась, вошла в нормальный ритм. А также она сообщила, что готова заняться подготовкой новых, честных и прозрачных президентских выборов.
Комментарии (0)