Brookings (США): в чем причины сложных отношений между США и Россией? - «Политика»

  • 08:00, 28-апр-2020
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Алексей Дружинин | Перейти в фотобанкПри Путине Россия вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят, по большей части, враждебный характер, пишет автор.

Суть проблемы



Отношения США с Россией на сегодняшний день являются самыми натянутыми за все время с 1985 года. Вмешательство Москвы в президентские выборы в США в 2016 году и действия, которые, по всей видимости, свидетельствуют о ее непрекращающихся попытках повлиять на избирательную кампанию 2020 года, превратили Россию в самую токсичную внутреннюю проблему с 1950-х годов. Усилению напряженности в отношениях с США способствовало то, что она аннексировала Крым и начала войну на юго-востоке Украины, которая до сих пор не прекращается, а также то, что она поддерживает сирийского президента Башара Асада в его бесчеловечной гражданской войне и венесуэльского президента Николаса Мадуро. Президент Трамп вступил в должность, имея твердое намерение улучшить отношения с Россией. Но остальные представители исполнительной власти и Конгресс США проводят в отношении России жесткую политику, вводя против нее множество санкций и высылая ее дипломатов. В стратегии национальной безопасности США, Россия и Китай названы двумя главными угрозами американской национальной безопасности. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят по большей части враждебный характер.


Тем не менее, Россия и США, как две мировые ядерные сверхдержавы, имеют особую обязанность — поддерживать мир и предотвращать распространение на планете ядерного, биологического и химического оружия. Кроме того, существуют глобальные проблемы, такие как терроризм, изменение климата, влияние в Арктике и борьба с пандемией COVID-19, которые требуют совместной работы. Задача состоит в том, чтобы найти приемлемое сочетание сотрудничества и конкуренции и упорядочить эти отношения, расставив в них приоритеты более эффективно, чем в настоящее время.


Как мы до этого дошли?


После распада СССР многие в США полагали, что после того, как русские сбросят оковы советского коммунизма, они захотят присоединиться к Западу и стать более похожими на американцев и европейцев. США направили своих политических и экономических советников для взаимодействия с чиновниками и частными лицами в зарождающемся частном секторе в целях развития демократии и рынков. Но оказалось, что за многовековую российскую и советскую историю сформировалось особое и четкое понимание места России в мире и той формы правления, которая должна в ней существовать. О 1990-х годах, когда Россия была более плюралистическим обществом, чем сегодня, теперь вспоминают как о времени хаоса, обогащения немногих и обнищания многих, во время которого Россия была «унижена», поскольку она была вынуждена принять повестку дня, по большей части навязанную Соединенными Штатами. Согласно этой укоренившейся концепции, США игнорировали законные интересы России. К этим интересам, в частности, относится право России на сферу влияния в постсоветских государствах, а это значит, что они не должны стремиться к вступлению в НАТО или Европейский Союз. Сегодня Россия определяет свой периметр безопасности не в границах Российской Федерации, а в границах бывшего Советского Союза. Она требует, чтобы это признали США и Европа. Пока Вашингтон отказывается принимать это условия и настаивает на том, что соседи России вправе выбирать свою внешнеполитическую ориентацию.


При Путине Россия стала централизованным, авторитарным государством и вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. Хотя она слабее США и в экономическом, и в военном отношении, она обладает способностью вмешиваться по всему миру и действовать вразрез с интересами США. Вашингтон и Москва имеют принципиально разные представления о том, как должны выглядеть продуктивные отношения.


В новейшей истории было два периода, когда сотрудничество между США и Россией было эффективным. Это было сразу же после 11 сентября, когда Россия оказывала помощь Соединенным Штатам на первом этапе войны в Афганистане, предоставляя информацию, которую она собрала в ходе своей десятилетней войны в этой стране. А затем — в период «перезагрузки» отношений между президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым с 2008 по 2012 годы, когда Москва и Вашингтон взаимодействовали в области контроля над вооружениями, по афганскому, иранскому и целому ряду других вопросов.


Отношения начали ухудшаться, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году, убежденный, что демонстрантов, протестовавших против его возвращения к власти, подстрекала Хиллари Клинтон. Годом позже Путин предоставил политическое убежище Эдварду Сноудену, недовольному сотруднику-контрактнику АНБ, который украл миллионы секретных документов и бежал в Россию через Гонконг. Путин отклонил просьбу президента Обамы вернуть Сноудена обратно. Затем Обама отменил запланированную встречу с Путиным.


Еще один серьезный удар по этим отношениям нанесли действия России в 2014 году. После нескольких месяцев народных протестов пророссийский украинский президент Виктор Янукович бежал в Россию, а на его место к власти пришло прозападное правительство. Вскоре после этого российские войска заняли и аннексировали Крымский полуостров, который был в составе Украины с 1954 года, нарушив тем самым условия Будапештского меморандума 1994 года, в котором Россия, США, Украина и Великобритания обязались защищать территориальную целостность Украины. В течение следующих нескольких месяцев поддерживаемые Россией сепаратисты и российские военнослужащие в форме без опознавательных знаков вторглись на юго-восток Украины и оккупировали некоторые районы Донбасса, вытеснив законные местные власти. С весны 2014 года Россия и Украина ведут на Донбассе войну, в ходе которой погибло 14 тысяч человек. В ответ на это нарушение суверенитета США ввели санкции в отношении российских лиц, близких к Путину, а другими санкциями лишили Россию доступа к финансовым рынкам.


Вступление России в гражданскую войну в Сирии в 2015 году с целью оказания поддержки Башару Асаду также усилило напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, которые поддерживали группировки, выступающие против Асада. С тех пор Вашингтон и Москва для предотвращения случайных столкновений во время воздушных операций в Сирии вынуждены проводить переговоры по горячей линии. После частичного вывода американских войск из Сирии российские войска заняли бывшие американские базы и помогли Асаду провести жестокое наступление на провинцию Идлиб, в результате которого провинцию покинул миллион беженцев.


Решающим серьезным ударом по американо-российским отношениям стало кибер-вмешательство России в президентскую избирательную кампанию 2016 года в США. Как подробно описано в докладе Мюллера, обнародованном в 2019 году, фабрика троллей в Санкт-Петербурге вела круглосуточную работу в социальных сетях, пытаясь усилить политический раскол, существовавший в американском обществе, и вызвать у американцев сомнение в легитимности собственной демократии. Кроме того, она использовала эти платформы с целью оказания поддержки Дональду Трампу и повышения его популярности по сравнению с Хиллари Клинтон. Россия также пыталась проникнуть в электронные системы голосования в некоторых штатах, что дает еще больше оснований предполагать, что она может попытаться изменить исход будущих выборов. Вмешательство в выборы через социальные сети продолжалось и в предвыборном цикле 2020 года.


Какие наиболее острые проблемы предстоит решить следующей администрации?


Самой актуальной проблемой является судьба Договора СНВ-3 по стратегическим наступательным вооружениям, срок действия которого истекает пятого февраля 2021 года. Это последний «вариант» договора ОСВ (Договора по ограничению стратегических вооружений), подписанного президентом Ричардом Никсоном в Москве в 1972 году. Уже 50 лет эти договоры устанавливают ограничения на количество боеголовок и средств доставки, которые может иметь каждая сторона, и позволяют осуществлять инспекцию на местах с целью обеспечения соблюдения условий договора. Договор СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет в существующем виде, пока обе стороны ведут переговоры о том, что должен включать в себя будущий договор, учитывающий модернизацию ядерного оружия и рост кибернетического потенциала. Администрация Трампа настаивает на том, чтобы в любом новом договоре учитывался ядерный арсенал Китая, но Пекин возражает, заявляя, что его ядерный арсенал гораздо меньше, чем у США или России, которые вместе обладают 90% имеющегося в мире ядерного оружия. И США, и Россия вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, так что единственным оставшимся инструментом в рамках структуры контроля над вооружениями является Договор СНВ-3. Если он не будет продлен, то к 2021 году не останется средств ограничения ядерных арсеналов США и России, что будет иметь серьезные последствия в отношении распространения ядерного оружия и дорогостоящей гонки вооружений в будущем.


По-прежнему очень сложной проблемой является урегулирование конфликта на Украине. Хотя США не входят в «нормандский формат» (предполагающий участие Германии, Франции, России и Украины), который стремится положить конец войне, они все же играют важную роль в переговорах о мире и в вопросе поддержки Украины. Америке необходимо вновь активизировать свое участие в этом процессе.


Постоянной проблемой для США является укрепление отношений России с Китаем. Хотя Вашингтон мало что может сделать, чтобы отвлечь Москву от Пекина, он не должен проводить политику, которая способствует сближению этих двух стран, такую как торговая война с Китаем и введение многочисленных санкций против России.


Санкции, введенные против России, негативно повлияли на российскую экономику, но они не заставили Россию ни ограничить свои действия на Украине, ни уменьшить масштабы своего кибер-вмешательства внутри США. Более того, такие ограничительные меры, как санкции в отношении газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию, негативно повлияли на союзников США, однако на саму Россию оказали лишь ограниченное влияние. Строительство газопровода затягивается, но оно почти наверняка будет завершено. Введенные Конгрессом санкции — это грубый метод наказания, не предусматривающий особых стимулов, способных побудить Россию пересмотреть свою политику. Санкции следует пересмотреть с точки зрения их эффективности как инструмента воздействия на поведение России.


Пандемия коронавируса COVID-19 может предоставить Соединенным Штатам возможность вновь привлечь Россию к сотрудничеству — в борьбе с этой болезнью. Но ключевой проблемой для США по-прежнему является развитие более продуктивных отношений с Россией. Вашингтон и Москва по-разному понимают движущие силы мировой политики. Россия пытается создать «постзападный» мир, в котором США будут одним из нескольких крупных игроков и больше не смогут доминировать на международной арене. Она добивается признания Соединенными Штатами своего права на сферу влияния. Но ни одна администрация, действовавшая в США после распада СССР, принять это условие не была готова ни раньше, ни сейчас.


© РИА Новости, Алексей Дружинин | Перейти в фотобанкПри Путине Россия вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят, по большей части, враждебный характер, пишет автор. Суть проблемы Отношения США с Россией на сегодняшний день являются самыми натянутыми за все время с 1985 года. Вмешательство Москвы в президентские выборы в США в 2016 году и действия, которые, по всей видимости, свидетельствуют о ее непрекращающихся попытках повлиять на избирательную кампанию 2020 года, превратили Россию в самую токсичную внутреннюю проблему с 1950-х годов. Усилению напряженности в отношениях с США способствовало то, что она аннексировала Крым и начала войну на юго-востоке Украины, которая до сих пор не прекращается, а также то, что она поддерживает сирийского президента Башара Асада в его бесчеловечной гражданской войне и венесуэльского президента Николаса Мадуро. Президент Трамп вступил в должность, имея твердое намерение улучшить отношения с Россией. Но остальные представители исполнительной власти и Конгресс США проводят в отношении России жесткую политику, вводя против нее множество санкций и высылая ее дипломатов. В стратегии национальной безопасности США, Россия и Китай названы двумя главными угрозами американской национальной безопасности. В лучшие времена американо-российские отношения представляли собой сочетание сотрудничества и конкуренции, но сегодня они носят по большей части враждебный характер. Тем не менее, Россия и США, как две мировые ядерные сверхдержавы, имеют особую обязанность — поддерживать мир и предотвращать распространение на планете ядерного, биологического и химического оружия. Кроме того, существуют глобальные проблемы, такие как терроризм, изменение климата, влияние в Арктике и борьба с пандемией COVID-19, которые требуют совместной работы. Задача состоит в том, чтобы найти приемлемое сочетание сотрудничества и конкуренции и упорядочить эти отношения, расставив в них приоритеты более эффективно, чем в настоящее время. Как мы до этого дошли? После распада СССР многие в США полагали, что после того, как русские сбросят оковы советского коммунизма, они захотят присоединиться к Западу и стать более похожими на американцев и европейцев. США направили своих политических и экономических советников для взаимодействия с чиновниками и частными лицами в зарождающемся частном секторе в целях развития демократии и рынков. Но оказалось, что за многовековую российскую и советскую историю сформировалось особое и четкое понимание места России в мире и той формы правления, которая должна в ней существовать. О 1990-х годах, когда Россия была более плюралистическим обществом, чем сегодня, теперь вспоминают как о времени хаоса, обогащения немногих и обнищания многих, во время которого Россия была «унижена», поскольку она была вынуждена принять повестку дня, по большей части навязанную Соединенными Штатами. Согласно этой укоренившейся концепции, США игнорировали законные интересы России. К этим интересам, в частности, относится право России на сферу влияния в постсоветских государствах, а это значит, что они не должны стремиться к вступлению в НАТО или Европейский Союз. Сегодня Россия определяет свой периметр безопасности не в границах Российской Федерации, а в границах бывшего Советского Союза. Она требует, чтобы это признали США и Европа. Пока Вашингтон отказывается принимать это условия и настаивает на том, что соседи России вправе выбирать свою внешнеполитическую ориентацию. При Путине Россия стала централизованным, авторитарным государством и вернулась на мировую арену в качестве глобального игрока, соперничая с США за влияние. Хотя она слабее США и в экономическом, и в военном отношении, она обладает способностью вмешиваться по всему миру и действовать вразрез с интересами США. Вашингтон и Москва имеют принципиально разные представления о том, как должны выглядеть продуктивные отношения. В новейшей истории было два периода, когда сотрудничество между США и Россией было эффективным. Это было сразу же после 11 сентября, когда Россия оказывала помощь Соединенным Штатам на первом этапе войны в Афганистане, предоставляя информацию, которую она собрала в ходе своей десятилетней войны в этой стране. А затем — в период «перезагрузки» отношений между президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым с 2008 по 2012 годы, когда Москва и Вашингтон взаимодействовали в области контроля над вооружениями, по афганскому, иранскому и целому ряду других вопросов. Отношения начали ухудшаться, когда Путин вернулся в Кремль в 2012 году, убежденный, что демонстрантов, протестовавших против его возвращения к власти, подстрекала Хиллари Клинтон. Годом позже Путин предоставил политическое убежище Эдварду Сноудену, недовольному сотруднику-контрактнику АНБ, который украл миллионы секретных документов и бежал в Россию через Гонконг. Путин отклонил просьбу президента Обамы вернуть Сноудена обратно. Затем Обама отменил запланированную встречу с Путиным. Еще один серьезный удар по этим отношениям нанесли действия России в 2014 году. После нескольких месяцев народных протестов пророссийский украинский президент Виктор Янукович бежал в Россию, а на его место к власти пришло прозападное правительство. Вскоре после этого российские войска заняли и аннексировали Крымский полуостров, который был в составе Украины с 1954 года, нарушив тем самым условия Будапештского меморандума 1994 года, в котором Россия, США, Украина и Великобритания обязались защищать территориальную целостность Украины. В течение следующих нескольких месяцев поддерживаемые Россией сепаратисты и российские военнослужащие в форме без опознавательных знаков вторглись на юго-восток Украины и оккупировали некоторые районы Донбасса, вытеснив законные местные власти. С весны 2014 года Россия и Украина ведут на Донбассе войну, в ходе которой погибло 14 тысяч человек. В ответ на это нарушение суверенитета США ввели санкции в отношении российских лиц, близких к Путину, а другими санкциями лишили Россию доступа к финансовым рынкам. Вступление России в гражданскую войну в Сирии в 2015 году с целью оказания поддержки Башару Асаду также усилило напряженность в отношениях с Соединенными Штатами, которые поддерживали группировки, выступающие против Асада. С тех пор Вашингтон и Москва для предотвращения случайных столкновений во время воздушных операций в Сирии вынуждены проводить переговоры по горячей линии. После частичного вывода американских войск из Сирии российские войска заняли бывшие американские базы и помогли Асаду провести жестокое наступление на провинцию Идлиб, в результате которого провинцию покинул миллион беженцев. Решающим серьезным ударом по американо-российским отношениям стало кибер-вмешательство России в президентскую избирательную кампанию 2016 года в США. Как подробно описано в докладе Мюллера, обнародованном в 2019 году, фабрика троллей в Санкт-Петербурге вела круглосуточную работу в социальных сетях, пытаясь усилить политический раскол, существовавший в американском обществе, и вызвать у американцев сомнение в легитимности собственной демократии. Кроме того, она использовала эти платформы с целью оказания поддержки Дональду Трампу и повышения его популярности по сравнению с Хиллари Клинтон. Россия также пыталась проникнуть в электронные системы голосования в некоторых штатах, что дает еще больше оснований предполагать, что она может попытаться изменить исход будущих выборов. Вмешательство в выборы через социальные сети продолжалось и в предвыборном цикле 2020 года. Какие наиболее острые проблемы предстоит решить следующей администрации? Самой актуальной проблемой является судьба Договора СНВ-3 по стратегическим наступательным вооружениям, срок действия которого истекает пятого февраля 2021 года. Это последний «вариант» договора ОСВ (Договора по ограничению стратегических вооружений), подписанного президентом Ричардом Никсоном в Москве в 1972 году. Уже 50 лет эти договоры устанавливают ограничения на количество боеголовок и средств доставки, которые может иметь каждая сторона, и позволяют осуществлять инспекцию на местах с целью обеспечения соблюдения условий договора. Договор СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет в существующем виде, пока обе стороны ведут переговоры о том, что должен включать в себя будущий договор, учитывающий модернизацию ядерного оружия и рост кибернетического потенциала. Администрация Трампа настаивает на том, чтобы в любом новом договоре учитывался ядерный арсенал Китая, но Пекин возражает, заявляя, что его ядерный арсенал гораздо меньше, чем у США или России, которые вместе обладают 90% имеющегося в мире ядерного оружия. И США, и Россия вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года, так что единственным оставшимся инструментом в рамках структуры контроля над вооружениями является Договор СНВ-3. Если он не будет продлен, то к 2021 году не останется средств ограничения ядерных арсеналов США и России, что будет иметь серьезные последствия в отношении распространения ядерного оружия и дорогостоящей гонки вооружений в будущем. По-прежнему очень сложной проблемой является урегулирование конфликта на Украине. Хотя США не входят в «нормандский формат» (предполагающий участие Германии, Франции, России и Украины), который стремится положить конец войне, они все же играют важную роль в переговорах о мире и в вопросе поддержки Украины. Америке необходимо вновь активизировать свое участие в этом процессе. Постоянной проблемой для США является укрепление отношений России с Китаем. Хотя Вашингтон мало что может сделать, чтобы отвлечь Москву от Пекина, он не должен проводить политику, которая способствует сближению этих двух стран, такую как торговая война с Китаем и введение многочисленных санкций против России. Санкции, введенные против России, негативно повлияли на российскую экономику, но они не заставили Россию ни ограничить свои действия на Украине, ни


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!