© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанкШвейцарское издание с уважением пишет о новом уполномоченном России по Украине Дмитрии Козаке. Путин всегда посылает его туда, где труднее всего, и Козак действует корректно, но решительно. Автор в том числе вспоминает, как Козак наводил порядок на Северном Кавказе, не прячась в строго охраняемом кабинете.
Дмитрий Козак — не тот человек, кто любит находиться в центре внимания. Когда недавно на Украине произошел обмен несколькими десятками пленных, то лишь позднее и совершенно случайно стало известно, что именно Козак добился сделки, которую несколько месяцев не удавалось сдвинуть с мертвой точки.
На следующей встрече украинского президента Владимира Зеленского и его российского коллеги Владимира Путина, которая должна была состояться в этом месяце и, вероятно, будет перенесена из-за коронавируса, Козак также будет сидеть за столом переговоров. Ведь в ходе бурной смены правительства Владимир Путин перевел этого 61-летнего чиновника в могущественную Администрацию президента и назначил своим уполномоченным по Украине.
Лучший путинский кризисный менеджер и тушитель пожаров сменил на этом посту злостного поджигателя Владислава Суркова, долгое время бывшего верховным идеологом Кремля и считающегося главным архитектором украинского кризиса. Он руководил мятежниками в соседней стране и постоянно поддерживал огонь в регионе. Его творением является и концепция «управляемой демократии», которая сделала бессмысленными все демократические институты в России.
Чуть сам не стал президентом
Занимавший в последние двенадцать лет должность вице-премьера Дмитрий Козак — давний соратник Путина. Он работал с нынешним президентом еще в 90-е годы в мэрии Санкт-Петербурга. Когда в 1999 году Путин стал премьер-министром, Козак вместе с целой группой молодых и либерально настроенных специалистов переехал в Москву и получил тот же пост, на который его теперь назначили вновь. Его, юриста по профессии, в последние двадцать лет всегда посылали туда, где возникала сложная ситуация: сначала он понадобился новому шефу Кремля, когда нужно было укрепить власть в Москве. Затем как руководитель предвыборной кампании Путина он обеспечил его переизбрание.
Четырьмя годами позже Козак чуть сам не стал президентом, проиграв выборы премьер-министру Дмитрию Медведеву, который с 2008 года четыре года подменял Путина на посту президента. А Козак в это время разгребал проблемы на Северном Кавказе, где тогда постоянно происходили крупные террористические акты. При этом он не был аппаратчиком, засевшим в строго охраняемом кабинете. Когда в Беслане в результате массового захвата заложников погибли сотни человек, преимущественно дети, он занимался проблемами людей, разделяя их горе и принимая на себя гнев родственников погибших. В отчете Путину он заклеймил некомпетентность и коррупцию местных властей.
Всего пара часов сна в сутки
«Путин доверяет Козаку, — говорит российский политолог Алексей Макаркин. — Он — один из его людей». Поэтому шеф Кремля поручал ему и престижные проекты. Козак организовал Олимпийские игры в Сочи, а после аннексии Крыма в 2014 году он отвечал за интеграцию полуострова в Россию, что обеспечило ему почетное место в санкционных списках США и ЕС.
В конце прошлого года он успешно провел переговоры с Украиной о транзите газа. Подписанное соглашение, рассчитанное на пять лет, обеспечило Украине доходы в размере нескольких миллиардов долларов. Это было первое соглашение двух стран после аннексии Крыма. А теперь Козаку поручено способствовать окончанию войны на востоке Украины, где даже коронавирус не сумел остановить насилие.
Что бы ни делал Козак, он всегда действует решительно, быстро, эффективно и вне какой-либо идеологии. Он считается трудоголиком, которому требуется всего пара часов сна в сутки. Хотя он всегда кажется любезным и благодаря своей таинственной улыбке — всепонимающим, но свои решения он осуществляет неумолимо.
Близость к Путину, благосклонность которого он не утратил за все эти годы, дает ему необходимый авторитет. Но по возможности Козак старается убеждать людей, а не давить — так говорят те, кто его знает.
«Политика — это искусство возможного», — говорит Козак. Это общеизвестное высказывание. Однако в России эта истина ясна далеко не всем, потому что политические игры и интриги различных властных групп подчас имеют большее значение, чем неумолимые политические факты. Козак в борьбе за власть не участвует, он не входит ни в одну из кремлевских фракций, включая и либеральную, к которой когда-то принадлежал.
Отвечая на вопросы, он вываливает на слушателя целую лавину фактов и цифр, и заканчивает, лишь когда скажет все, что хотел. Его глуховатый голос никогда не повышается, по звучанию он похож на равномерное бурчание или, пожалуй, даже на урчание — глубокое, успокаивающее и самоуверенное.
Поэтому его назначение уполномоченным по Украине и первые меры по установлению доверия пробудили надежду, что война на востоке Украины после шести лет боев может скоро закончиться.
Козак, который сам родился и вырос на Украине, — прямая противоположность Суркову почти во всем. Он неоднократно заявлял, что интервенция на Украине обходится России слишком дорого. Причем по двум причинам: поддержка мятежников Москвой и фактическое содержание Восточной Украины требует слишком больших сумм из бюджета, а западные санкции, введенные после начала интервенции, вредят слабой российской экономике и мешают ее росту. По мнению Козака, и тому, и другому нужно положить конец.
Война на востоке Украины — не единственный территориальный конфликт, за который отвечает Козак. Он ведет переговоры и в Приднестровье. Эта узкая полоска земли откололась от Молдавии после распада Советского Союза и сейчас живет только щедротами России — финансовыми, военными и политическими. На Украине это насторожило многих наблюдателей. Они вспоминают так называемый меморандум Козака 2003 года. Тогда уполномоченный Путина договорился с Приднестровьем и Молдавией о заключении мирного договора, который, однако, в последнюю минуту был отменен из-за протестов населения и западных правительств.
План предусматривал, что Приднестровье станет в Молдавии государством в государстве. Хотя в мятежной области жило лишь 13% населения, она должна была получить половину мест в парламенте. Благодаря этому блокирующему меньшинству Приднестровье было способно заморозить любое решение центрального правительства. Кроме того, Молдавия должна была взять на себя обязательство о нейтралитете, что сделало бы ее дальнейшее сотрудничество с НАТО невозможным.
Извлек урок из неудачи
Критики предупреждают, что меморандум Козака может стать моделью и для Украины, где Россия уже давно требует федерализма и самоуправления для нынешних мятежных областей. Кроме того, ориентация Киева на НАТО для Москвы как кость в горле. Поговаривают даже, что на Украине требуется опыт Козака, но не тот, который он получил в Молдавии, а тот, каким он обзавелся при поглощении Крыма, и что Россия планирует присоединить к себе Восточную Украину.
Ясно, что лично Путин обозначит своему переговорщику рамочные условия для урегулирования конфликта. Но тот факт, что он выдвигает вперед своего универсального менеджера, свидетельствует, что президент хочет решения конфликта тем или иным путем.
И кое-что еще дает повод для надежды: кажется, Козак извлек урок из своего неудачного мирного плана для Молдавии. Он теперь говорит не о федерализации, что вызывает крайнее раздражение на Украине, а об особом статусе мятежных областей.
Сотрудничать с европейцами
Помимо риторики, более гибким стало и его отношение к Западу: когда в прошлом году в Молдавии разразился тяжелый правительственный кризис, именно Козак предложил, чтобы ориентирующиеся на Россию социалисты объединили свои усилия с проевропейцами ради сохранения стабильности в стране. При этом он провел плотные переговоры с послами ЕС и США в регионе. Вместе они договорились с молдавской стороной об урегулировании политического кризиса.
Геополитику, играющую для Путина центральную роль в этих конфликтах, Козак отодвинул на задний план и вместо этого стал искать вместе со всеми участниками прагматичные решения шаг за шагом. Эта методика могла бы сработать и на Украине — при условии, что Кремль действительно заинтересован в решении конфликта.
© РИА Новости, Алексей Филиппов | Перейти в фотобанкШвейцарское издание с уважением пишет о новом уполномоченном России по Украине Дмитрии Козаке. Путин всегда посылает его туда, где труднее всего, и Козак действует корректно, но решительно. Автор в том числе вспоминает, как Козак наводил порядок на Северном Кавказе, не прячась в строго охраняемом кабинете.Дмитрий Козак — не тот человек, кто любит находиться в центре внимания. Когда недавно на Украине произошел обмен несколькими десятками пленных, то лишь позднее и совершенно случайно стало известно, что именно Козак добился сделки, которую несколько месяцев не удавалось сдвинуть с мертвой точки. На следующей встрече украинского президента Владимира Зеленского и его российского коллеги Владимира Путина, которая должна была состояться в этом месяце и, вероятно, будет перенесена из-за коронавируса, Козак также будет сидеть за столом переговоров. Ведь в ходе бурной смены правительства Владимир Путин перевел этого 61-летнего чиновника в могущественную Администрацию президента и назначил своим уполномоченным по Украине. Лучший путинский кризисный менеджер и тушитель пожаров сменил на этом посту злостного поджигателя Владислава Суркова, долгое время бывшего верховным идеологом Кремля и считающегося главным архитектором украинского кризиса. Он руководил мятежниками в соседней стране и постоянно поддерживал огонь в регионе. Его творением является и концепция «управляемой демократии», которая сделала бессмысленными все демократические институты в России. Чуть сам не стал президентом Занимавший в последние двенадцать лет должность вице-премьера Дмитрий Козак — давний соратник Путина. Он работал с нынешним президентом еще в 90-е годы в мэрии Санкт-Петербурга. Когда в 1999 году Путин стал премьер-министром, Козак вместе с целой группой молодых и либерально настроенных специалистов переехал в Москву и получил тот же пост, на который его теперь назначили вновь. Его, юриста по профессии, в последние двадцать лет всегда посылали туда, где возникала сложная ситуация: сначала он понадобился новому шефу Кремля, когда нужно было укрепить власть в Москве. Затем как руководитель предвыборной кампании Путина он обеспечил его переизбрание. Четырьмя годами позже Козак чуть сам не стал президентом, проиграв выборы премьер-министру Дмитрию Медведеву, который с 2008 года четыре года подменял Путина на посту президента. А Козак в это время разгребал проблемы на Северном Кавказе, где тогда постоянно происходили крупные террористические акты. При этом он не был аппаратчиком, засевшим в строго охраняемом кабинете. Когда в Беслане в результате массового захвата заложников погибли сотни человек, преимущественно дети, он занимался проблемами людей, разделяя их горе и принимая на себя гнев родственников погибших. В отчете Путину он заклеймил некомпетентность и коррупцию местных властей. Всего пара часов сна в сутки «Путин доверяет Козаку, — говорит российский политолог Алексей Макаркин. — Он — один из его людей». Поэтому шеф Кремля поручал ему и престижные проекты. Козак организовал Олимпийские игры в Сочи, а после аннексии Крыма в 2014 году он отвечал за интеграцию полуострова в Россию, что обеспечило ему почетное место в санкционных списках США и ЕС. В конце прошлого года он успешно провел переговоры с Украиной о транзите газа. Подписанное соглашение, рассчитанное на пять лет, обеспечило Украине доходы в размере нескольких миллиардов долларов. Это было первое соглашение двух стран после аннексии Крыма. А теперь Козаку поручено способствовать окончанию войны на востоке Украины, где даже коронавирус не сумел остановить насилие. Что бы ни делал Козак, он всегда действует решительно, быстро, эффективно и вне какой-либо идеологии. Он считается трудоголиком, которому требуется всего пара часов сна в сутки. Хотя он всегда кажется любезным и благодаря своей таинственной улыбке — всепонимающим, но свои решения он осуществляет неумолимо. Близость к Путину, благосклонность которого он не утратил за все эти годы, дает ему необходимый авторитет. Но по возможности Козак старается убеждать людей, а не давить — так говорят те, кто его знает. «Политика — это искусство возможного», — говорит Козак. Это общеизвестное высказывание. Однако в России эта истина ясна далеко не всем, потому что политические игры и интриги различных властных групп подчас имеют большее значение, чем неумолимые политические факты. Козак в борьбе за власть не участвует, он не входит ни в одну из кремлевских фракций, включая и либеральную, к которой когда-то принадлежал. Отвечая на вопросы, он вываливает на слушателя целую лавину фактов и цифр, и заканчивает, лишь когда скажет все, что хотел. Его глуховатый голос никогда не повышается, по звучанию он похож на равномерное бурчание или, пожалуй, даже на урчание — глубокое, успокаивающее и самоуверенное. Поэтому его назначение уполномоченным по Украине и первые меры по установлению доверия пробудили надежду, что война на востоке Украины после шести лет боев может скоро закончиться. Козак, который сам родился и вырос на Украине, — прямая противоположность Суркову почти во всем. Он неоднократно заявлял, что интервенция на Украине обходится России слишком дорого. Причем по двум причинам: поддержка мятежников Москвой и фактическое содержание Восточной Украины требует слишком больших сумм из бюджета, а западные санкции, введенные после начала интервенции, вредят слабой российской экономике и мешают ее росту. По мнению Козака, и тому, и другому нужно положить конец. Война на востоке Украины — не единственный территориальный конфликт, за который отвечает Козак. Он ведет переговоры и в Приднестровье. Эта узкая полоска земли откололась от Молдавии после распада Советского Союза и сейчас живет только щедротами России — финансовыми, военными и политическими. На Украине это насторожило многих наблюдателей. Они вспоминают так называемый меморандум Козака 2003 года. Тогда уполномоченный Путина договорился с Приднестровьем и Молдавией о заключении мирного договора, который, однако, в последнюю минуту был отменен из-за протестов населения и западных правительств. План предусматривал, что Приднестровье станет в Молдавии государством в государстве. Хотя в мятежной области жило лишь 13% населения, она должна была получить половину мест в парламенте. Благодаря этому блокирующему меньшинству Приднестровье было способно заморозить любое решение центрального правительства. Кроме того, Молдавия должна была взять на себя обязательство о нейтралитете, что сделало бы ее дальнейшее сотрудничество с НАТО невозможным. Извлек урок из неудачи Критики предупреждают, что меморандум Козака может стать моделью и для Украины, где Россия уже давно требует федерализма и самоуправления для нынешних мятежных областей. Кроме того, ориентация Киева на НАТО для Москвы как кость в горле. Поговаривают даже, что на Украине требуется опыт Козака, но не тот, который он получил в Молдавии, а тот, каким он обзавелся при поглощении Крыма, и что Россия планирует присоединить к себе Восточную Украину. Ясно, что лично Путин обозначит своему переговорщику рамочные условия для урегулирования конфликта. Но тот факт, что он выдвигает вперед своего универсального менеджера, свидетельствует, что президент хочет решения конфликта тем или иным путем. И кое-что еще дает повод для надежды: кажется, Козак извлек урок из своего неудачного мирного плана для Молдавии. Он теперь говорит не о федерализации, что вызывает крайнее раздражение на Украине, а об особом статусе мятежных областей. Сотрудничать с европейцами Помимо риторики, более гибким стало и его отношение к Западу: когда в прошлом году в Молдавии разразился тяжелый правительственный кризис, именно Козак предложил, чтобы ориентирующиеся на Россию социалисты объединили свои усилия с проевропейцами ради сохранения стабильности в стране. При этом он провел плотные переговоры с послами ЕС и США в регионе. Вместе они договорились с молдавской стороной об урегулировании политического кризиса. Геополитику, играющую для Путина центральную роль в этих конфликтах, Козак отодвинул на задний план и вместо этого стал искать вместе со всеми участниками прагматичные решения шаг за шагом. Эта методика могла бы сработать и на Украине — при условии, что Кремль действительно заинтересован в решении конфликта.
Комментарии (0)