© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкУкртрансгаз и Молдовагаз согласовали проект, который позволит с 1 января 2020 года запустить новые мощности по импорту газа в Украину из Румынии. Главной целью проекта является диверсификация маршрутов поставок газа на Украину. С 1 января 2020 г. Россия может прекратить транзит газа через Украину, поэтому так важен дополнительный маршрут реверсных поставок газа, считает автор статьи.
Укртрансгаз и Молдовагаз утрясли технические вопросы, которые позволят уже с 1 января 2020 г. запустить новые мощности по импорту газа в Украину из Румынии на базе системы Трансбалканских трубопроводов по трубопроводу «Транзит-1».
Как сообщил Укртрансгаз, главной целью этого проекта является диверсификация маршрутов поставок газа в Украину в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2019-2020 гг. Как ожидается, с 1 января 2020 г. Россия может прекратить транзит газа через Украину, поэтому дополнительный маршрут реверсных поставок газа на украинскую территорию критически важен.
Укртрансгаз сообщил, что этот проект позволит импортировать из Румынии около 1,5 млрд кубометров газа в год, и при этом независимо от объемов транзита российского газа по территории Украины. С учетом того, что в 2018 г. Украина импортировала из Европы 10,6 млрд куб м, румынское направление может обеспечить около 14% нынешнего годового объема импорта.
Транспортировка газа из Румынии будет проходить через точку на румыно-украинской границе «Исакча-1 — Орловка» по магистральным газопроводам «Раздельная — Измаил» и «Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Измаил». Чтобы запустить импорт газа в Украину по реверсу из Румынии, специалисты Укртрансгаза и Молдовагазасогласовали модернизацию пограничных газоизмерительных станций (ГИС) «Гребеники» (Украина) и «Каушаны» (Молдова) для работы в реверсном режиме, а Украина планирует построить дополнительные обводные линии газопроводов, установить новые технологические перемычки и завершить реконструкцию ГИС «Гребеники» до конца этого года.
Если посмотреть на карту Трансбалканского трубопровода, то можно увидеть, что «Транзит-1» — это один из трех трубопроводов, который идет последовательно через Украину, Румынию, Болгарию, а далее в Турцию и Грецию. Сегодня по этому маршруту идет российский газ, но «Транзит-1» может транспортировать топливо и в обратном направлении. Долгосрочный контракт «Газпрома» на бронирование этого трубопровода на территории Румынии закончился еще в 2016 г., а значит, что эта инфраструктура теперь должна использоваться согласно требованиям европейского законодательства, а именно — Третьего энергопакета. Этот документ предполагает, что участники рынка должны получить свободный доступ к газопроводу, если захотят транспортировать по нему газ своим покупателям.
Таким образом, источники газа, который может транспортироваться по «Транзиту-1» в Украину, могут быть самыми разнообразными. Например, Румыния на сегодня практически полностью обеспечивает себя газом, импортируя лишь 10-15% годового объема потребления из России, но в будущем собирается развивать добычу газа на Черноморском шельфе и строит амбициозные планы стать крупнейшим производителем газа в Европе. В 10-летних планах у оператора ГТС Румынии — компании SNTGN Transgaz SA — значится и такой пункт, как присоединение шельфовых месторождений Черного моря к трубопроводу «Транзит-1».
Однако есть и альтернативные Румынии варианты поставок газа в Украину по южному направлению. Например TANAP, или Трансанатолийский газопровод, который был запущен в июне прошлого года и позволяет поставлять газ из Азербайджана через территории Грузии и Турции к границе с Грецией. Азербайджан планирует по этому газопроводу поставлять в Южную Европу около 10 млрд кубометров газа в год.
Кроме того, еще одной альтернативой могут стать поставки газа через LNG-терминалы. В Турции на сегодня уже построены два терминала суммарной мощностью 12 млрд куб. м газа в год, в Греции есть свой терминал мощностью 5,2 млрд куб. м в год. Танкеры со сжиженным газом из Катара или США вполне могут там разгрузиться.
«Укртрансгаз» еще в мае прошлого года мониторил рынок, чтобы оценить потенциальный спрос на газопроводные мощности для поставок газа из Румынии в Украину. В итоге 11 компаний высказали заинтересованность в том, чтобы в 2020 г. прокачать в этом направлении по «Транзиту-1» почти 8 млрд кубов газа, а в 2023 г. — более 10 млрд куб. м.
Кроме того, задействовав южное направление поставок, Украина сама могла бы продавать газ. В частности, газопровод «Транзит-1» после выхода с территории Румынии на украинскую территорию проходит частично по территории Молдовы. Сегодня Молдова зависит от поставок газа из России, но в случае прекращения транзита российского газа через Украину может оказаться в затруднительном положении — вариант обеспечения газом Молдовы из Румынии путем строительства газопровода «Яссы-Кишинев» еще не завершен. В июле этого года премьер-министр Молдовы Майя Санду уже озвучила заинтересованность в покупке у Украины газа, который страна будет получать с южного направления.
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанкУкртрансгаз и Молдовагаз согласовали проект, который позволит с 1 января 2020 года запустить новые мощности по импорту газа в Украину из Румынии. Главной целью проекта является диверсификация маршрутов поставок газа на Украину. С 1 января 2020 г. Россия может прекратить транзит газа через Украину, поэтому так важен дополнительный маршрут реверсных поставок газа, считает автор статьи.Укртрансгаз и Молдовагаз утрясли технические вопросы, которые позволят уже с 1 января 2020 г. запустить новые мощности по импорту газа в Украину из Румынии на базе системы Трансбалканских трубопроводов по трубопроводу «Транзит-1». Как сообщил Укртрансгаз, главной целью этого проекта является диверсификация маршрутов поставок газа в Украину в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду 2019-2020 гг. Как ожидается, с 1 января 2020 г. Россия может прекратить транзит газа через Украину, поэтому дополнительный маршрут реверсных поставок газа на украинскую территорию критически важен. Укртрансгаз сообщил, что этот проект позволит импортировать из Румынии около 1,5 млрд кубометров газа в год, и при этом независимо от объемов транзита российского газа по территории Украины. С учетом того, что в 2018 г. Украина импортировала из Европы 10,6 млрд куб м, румынское направление может обеспечить около 14% нынешнего годового объема импорта. Транспортировка газа из Румынии будет проходить через точку на румыно-украинской границе «Исакча-1 — Орловка» по магистральным газопроводам «Раздельная — Измаил» и «Шебелинка — Днепропетровск — Кривой Рог — Измаил». Чтобы запустить импорт газа в Украину по реверсу из Румынии, специалисты Укртрансгаза и Молдовагазасогласовали модернизацию пограничных газоизмерительных станций (ГИС) «Гребеники» (Украина) и «Каушаны» (Молдова) для работы в реверсном режиме, а Украина планирует построить дополнительные обводные линии газопроводов, установить новые технологические перемычки и завершить реконструкцию ГИС «Гребеники» до конца этого года. Если посмотреть на карту Трансбалканского трубопровода, то можно увидеть, что «Транзит-1» — это один из трех трубопроводов, который идет последовательно через Украину, Румынию, Болгарию, а далее в Турцию и Грецию. Сегодня по этому маршруту идет российский газ, но «Транзит-1» может транспортировать топливо и в обратном направлении. Долгосрочный контракт «Газпрома» на бронирование этого трубопровода на территории Румынии закончился еще в 2016 г., а значит, что эта инфраструктура теперь должна использоваться согласно требованиям европейского законодательства, а именно — Третьего энергопакета. Этот документ предполагает, что участники рынка должны получить свободный доступ к газопроводу, если захотят транспортировать по нему газ своим покупателям. Таким образом, источники газа, который может транспортироваться по «Транзиту-1» в Украину, могут быть самыми разнообразными. Например, Румыния на сегодня практически полностью обеспечивает себя газом, импортируя лишь 10-15% годового объема потребления из России, но в будущем собирается развивать добычу газа на Черноморском шельфе и строит амбициозные планы стать крупнейшим производителем газа в Европе. В 10-летних планах у оператора ГТС Румынии — компании SNTGN Transgaz SA — значится и такой пункт, как присоединение шельфовых месторождений Черного моря к трубопроводу «Транзит-1». Однако есть и альтернативные Румынии варианты поставок газа в Украину по южному направлению. Например TANAP, или Трансанатолийский газопровод, который был запущен в июне прошлого года и позволяет поставлять газ из Азербайджана через территории Грузии и Турции к границе с Грецией. Азербайджан планирует по этому газопроводу поставлять в Южную Европу около 10 млрд кубометров газа в год. Кроме того, еще одной альтернативой могут стать поставки газа через LNG-терминалы. В Турции на сегодня уже построены два терминала суммарной мощностью 12 млрд куб. м газа в год, в Греции есть свой терминал мощностью 5,2 млрд куб. м в год. Танкеры со сжиженным газом из Катара или США вполне могут там разгрузиться. «Укртрансгаз» еще в мае прошлого года мониторил рынок, чтобы оценить потенциальный спрос на газопроводные мощности для поставок газа из Румынии в Украину. В итоге 11 компаний высказали заинтересованность в том, чтобы в 2020 г. прокачать в этом направлении по «Транзиту-1» почти 8 млрд кубов газа, а в 2023 г. — более 10 млрд куб. м. Кроме того, задействовав южное направление поставок, Украина сама могла бы продавать газ. В частности, газопровод «Транзит-1» после выхода с территории Румынии на украинскую территорию проходит частично по территории Молдовы. Сегодня Молдова зависит от поставок газа из России, но в случае прекращения транзита российского газа через Украину может оказаться в затруднительном положении — вариант обеспечения газом Молдовы из Румынии путем строительства газопровода «Яссы-Кишинев» еще не завершен. В июле этого года премьер-министр Молдовы Майя Санду уже озвучила заинтересованность в покупке у Украины газа, который страна будет получать с южного направления.
Комментарии (0)