Akhbare-rooz (Иран): военно-морской союз России и Ирана и его влияние на геополитику региона - «Новости»
- 20:20, 22-авг-2019
- США / Россия / Мнения / Военные действия / Статистика / СТАТЬИ / Мир / Спорт / Мероприятия / Политика / Судьи / Технологии / Экономика / Большой Кавказ / Власть / Новости дня
- Novosti-Dny
- 0
Военно-морские учения, которые могут состояться в ближайшее время (вопрос пока лишь в том, пройдут ли они только в этом году или продолжатся и далее), неизбежно нейтрализуют планы США по созданию в регионе своей военно-морской коалиции еще до того, как эти планы перейдут в практическую плоскость. Длительный по времени характер военно-морских учений означает, что Россия и подразделения ее ВМФ, скорее всего, не покинут акваторию проведения учений до тех пор, пока не сформируется военно-морской союз, который она планирует создать и который, очевидно, создается в поддержку Ирана.
Военные провокации США, которые уже привели к серьезной напряженности в акватории Персидского Залива, скорее всего, не окончатся конфликтной ситуацией только лишь вокруг Ирана и будут иметь серьезные последствия. Первая фаза напряженности вокруг Ирана привела к экономической блокаде Исламской Республики. Целью ее было свести к минимуму иранский экспорт нефти, и эта блокада продолжается до сих пор. Соединенные Штаты, что они и сами косвенно подтверждают, надеются, что более бедные слои населения (которые есть в любой стране и которые первыми испытывают все тяготы, связанные с экономической блокадой), хлынут на улицы городов, как только ситуация станет для них непереносимой, и таким образом будет подготовлена почва для общественной нестабильности. И эта общественная нестабильность должна, в свою очередь, создать условия для крушения основ общественно-политической системы в Иране, чего и добиваются США. Экономические лишения и трудности, возникающие под действием экономических санкций, могут привести к гибели десятков тысяч иранцев. Ранее это уже не единожды наблюдалось [1]. Так, например, перед войной в Ираке 2003 г., развязанной коалицией НАТО, приблизительно 600 тысяч иракских детей погибли от элементарного недоедания. А в ходе войны, которую развязала коалиция во главе с Саудовской Аравией против одной из самых бедных стран региона — Йемена — погибли тысячи мирных йеменцев, как в результате бомбардировок, так и от недоедания: причем, по меньшей мере сотню тысяч пострадавших в условиях голода, возникшего в результате экономической блокады, составили дети младше 5 лет. В условиях санкций и враждебной политики в адрес Венесуэлы тысячи мирных граждан, особенно бедняков, оставили свои дома и бежали в соседние страны, только для того, чтобы остаться в живых и не погибнуть от голода. Вина этих людей была лишь в том, что во главе страны стоит правительство, которое не устраивает нынешнюю администрацию Белого дома.
Вторую фазу давления на Иран составили уже политические санкции, которые охватили наиболее одиозных, по мнению Белого дома, политических деятелей нынешнего режима, якобы ответственных за «напряженность в регионе» и «политику террора». В списке лиц, подпавших под действие новых санкций, оказались Верховный лидер Исламской Республики Иран, Корпус стражей исламской революции, поскольку он был объявлен «террористической организацией» (то есть уже целая официальная госструктура в полном составе), и наконец, нынешний глава МИД Ирана, Мухаммад Джавад Зариф.
И, наконец, третья фаза, начавшаяся в самое последнее время, связана с так называемой «танкерной войной» или арестами, задержаниями — созданием небезопасной среды для танкеров, перевозящих иранскую нефть, как в Персидском Заливе, так и в других районах по всему миру. Эта фаза несет многогранную цель, в частности: связать руки Ирану, чтобы он не имел возможности обойти нефтяные ограничения. Провокации против Ирана, совершаемые самыми разными способами в районе Ормузского пролива, жизненно важной для Ирана водной магистрали, в итоге могут привести к военному столкновению, по крайней мере, между Ираном и арабскими государствами Залива. А любой военный конфликт в Персидском Заливе, даже самый небольшой, грозит миру потерей десятков миллионов баррелей в сутки. Понятно, что именно тех баррелей, которые как раз обеспечиваются поставками из стран Залива. Подобный кризис в Персидском Заливе, отсутствие в нем безопасной для мореходства обстановки — это как раз один из наиболее благоприятных сценариев для Америки. Сами США, как известно, обладают довольно большими запасами нефти и экспортируют ее, но эта нефть более низкого качества. Описанная выше кризисная ситуация может помочь США продать свою низкокачественную нефть по идеальной для них цене, поскольку ясно, что цена на американскую нефть в подобных условиях вырастет многократно. Другим важным следствием этой напряженности будет психологическая война против государства и народа Ирана, создание неблагоприятного психологического климата вокруг Ирана на международной арене. Данный сценарий заставит более лояльные к Ирану страны, выступающие за переговоры с ним, усилить давление на Иран и его руководство, чтобы добиться согласия на переговоры уже по тому нужному США сценарию. Цель переговоров, которых добиваются США и его ближайший союзник, Израиль, — полное ракетное разоружение Ирана, лишение его возможности хоть как-то отстоять свой суверенитет в случае начала глобального конфликта [2].
Однако, по мнению автора статьи, Америка сейчас также стремится изменить мировой расклад сил в свою пользу, чтобы добиться максимального давления на Иран. То есть изменить расклад сил, который сложился уже после 2016 года и который явно не в интересах США, поскольку появились новые полюса силы. Иными словами, США стремятся вновь обрести тот всецело устраивавший их миропорядок, образовавшийся после распада СССР в 1991 году и с небольшими изменениями просуществовавший до 2016 года. Таким образом, усилия, прилагаемые сейчас для создания в регионе военно-морского союза, с целью поддержания безопасности для судоходства в акватории, видятся весьма актуальными.
При этом успех США в аналогичных попытках сформировать свою морскую коалицию, направленную против Ирана, видится сомнительным, хотя такие попытки уже активно предпринимаются. На данном этапе американские инициативы выглядят неудачными, поскольку из 60 государств, которые получили предложения войти в данную коалицию, лишь два дали положительный ответ — Великобритания и Израиль. Такие влиятельные в мировой политике силы, как Япония или Германия, заявили, что не готовы вступить в подобную организацию, другие же государства только ограничились ответом следующего содержания — «предложения США заслуживают внимательного и всестороннего изучения» — но от вступления в коалицию уклонились. Да и присутствие в этой структуре Великобритании и Израиля пока больше политическое или, скорее, морально-психологическое, нежели военное. После прихода к власти правительства Бориса Джонсона, людей откровенно правых взглядов, намеренных вывести страну из состава ЕС до октября нынешнего года, Великобритания сама уже находится в шаге от распада. Из всех четырех государств, образующих Соединенное королевство (собственно Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия), на референдуме по вопросу о выходе из состава ЕС проголосовала только Англия [3]! Остальные три государства отдали голоса за то, чтобы остаться в составе Евросоюза, и на этой почве они уже готовы объявить о своей независимости от Великобритании. О вхождении в состав коалиции, создаваемой США, правительство Джонсона заявило для того, чтобы продемонстрировать, что Великобритания, даже несмотря на выход из состава ЕС, все еще может оставаться сильной и ни от кого не зависящей европейской державой, благодаря своим «особым отношениям с США» (той привилегии, которая после окончания Второй мировой войны была дарована Британии Америкой). Кроме того, Джонсон рассчитывает на политический эффект от этого маневра (присоединение к создаваемой США военной коалиции) — удержать все три государства в составе Соединенного королевства. Еще остается Израиль, который уже объявил, что его цель при вступлении в коалицию — не посылать в Персидский Залив военную силу, а ограничиться только отправкой туда вооружения и сил разведки. Другая проблема для Америки — это противоречия в стане ее арабских союзников. Один из них, правительство ОАЭ, намерен начать поиски путей для восстановления отношений с Ираном и уже подумывает о выходе из кровопролитной войны, развязанной против Йемена. Саудовская Аравия, характер отношений которой с Ираном уже много лет остается сложным, тем не менее тоже выражает готовность предпринять шаги ради «нормализации ситуации в регионе». При этом в первую очередь речь идет о восстановлении отношений с Ираном и начале переговорного процесса с Исламской Республикой.
В противовес морской коалиции, создаваемой США, Россия выдвинула свой план создания военно-морского союза, нацеленного на обеспечение безопасного судоходства в Заливе. По мнению автора статьи, данное предложение (России) прозвучало как знак ее обеспокоенности ситуацией вокруг Ирана и озабоченности угрозами, которые звучат со стороны США. Кроме того, подобный военно-морской союз будет иметь большое значение и выгоден самой России. Именно из-за этого план России имеет корневые отличия от плана, который продвигают США. Во-первых, российский план не угрожает ни национальной целостности, ни национальному суверенитету, как Ирана, так и других стран региона. Во-вторых, основную роль в этом плане будет играть одна из ближневосточных стран. В-третьих, в коалицию, предлагаемую Россией, могут вступить не только исключительно страны-союзники, тогда как ни Россию, ни Иран, ни Китай не приглашают вступить в союз, создаваемый по американскому плану. Наконец, четвертое и самое главное — коалиция, предлагаемая США, будет контролироваться только Соединенными Штатами, тогда как коалиция по российскому плану будет находиться под контролем ООН. К тому же, Владимир Путин, когда говорил о безусловной поддержке Ирана, тем не менее подверг критике (хоть довольно вежливой и мягкой) риторику отдельных иранских политиков и официальных лиц за «некоторую излишнюю резкость и жесткость» в их выступлениях. Потому коалицию, создаваемую по предложению России, можно рассматривать как весьма действенный фактор сдерживания для кажущихся совершенно непримиримыми в настоящий момент ирано-американских отношений.
Как мы полагаем, план военных учений России и Ирана в Персидском и Оманском заливах планируется представить, прежде всего, на рассмотрение и изучение в ООН как суд высшей инстанции. В частности, поэтому данное предложение России может получить поддержку ряда многонаселенных стран планеты. Прежде всего оно может быть поддержано Индией и Китаем. У данных государств есть серьезные претензии к США по поводу нефтяного эмбарго в отношении Ирана, о чем они неоднократно заявляли. Причина этих претензий в том, что для таких стран иранская нефть является дешевыми и безальтернативным источником энергии. Если же им навяжут какую-то иную альтернативу, то это может оказаться для них непосильным бременем и окажет разрушительное воздействие на их экономику.
И потому военные учения России и Ирана, которые должны начаться в самом обозримом будущем, то есть уже в этом году, и которые продолжатся, вероятно, на будущий год, неизбежно заставят американцев и силы их коалиции покинуть акваторию Персидского Залива, если таковая коалиция все же будет сформирована. Долгосрочный характер военных учений, включающих военно-морские силы нескольких государств, будет означать, что Россия разместит свои современные боевые суда в акватории учений также на длительный срок и при этом не покинет район учений до тех пор, пока не будет сформирована военная коалиция под ее руководством и при полной поддержке со стороны Ирана. Если все это будет реализовано и российский план формирования коалиции будет претворен в жизнь, можно будет однозначно утверждать, что США не смогут силой диктовать региону Персидского Залива свою волю и не смогут устанавливать выгодные себе правила судоходства в Ормузском проливе. Ормузский пролив (историческое его название на древнеперсидском языке — Ахурамазда) исторически был связан с иранской цивилизацией и находился под управлением Ирана. В настоящее время это один из важнейших, со стратегической точки зрения, водных транспортных путей, и он имеет жизненно важное значение не только для Ирана. По нему ежедневно транспортируется более 21 миллиона баррелей нефти, которую затем отправляют по всему миру. Автор полагает, что устранение США от этой жизненно важной для Ирана водно-морской артерии и бесспорное доминирование здесь Ирана и его союзников должны закрепить коренные изменения, произошедшие в современном миропорядке за последние несколько лет, то есть, начиная с 2016 года. Но не исключено, что в подобном случае США предпримут некую безумную авантюру или инициируют крупный военный конфликт, последствия которого будет трудно предсказать. Прежде всего, подобная авантюра может нанести смертельный удар для экономики самих США. В интернет-издании Asia Times от 21 июня 2016 года была опубликована статья Пепе Эскобара, в которой, в частности, сказано следующее: «Тому максимальному давлению, которое США оказывают на Иран, Исламской Республике придется дать и «максимальный ответ», то есть пойти на самые крайние меры: вполне возможно, Иран решится перекрыть Ормузский пролив, и в таком случае мировой торговле будет нанесен огромный урон, а экономике многих стран грозит гигантский спад» [4]. Но США вряд ли пойдут на подобную авантюру, если сформируется коалиция под фактическим главенством России, и, таким образом, им придется неизбежно признать тот сложившийся миропорядок, в котором доминируют уже не одни США, но также Россия и Китай. В таких условиях Китай превратится в главного экономического конкурента США, когда будут ограничены или вовсе устранены возможности Америки препятствовать свободной покупке у Ирана нефти.
Примечания:
[1] На данную тему вы можете обратиться к статье под заглавием «Как экономические санкции забирают жизни десятков тысяч невинных иранцев», написанной профессором университета Южной Калифорнии иранского происхождения, Мухаммадом Сахими. Статья также доступна по следующей ссылке: https://lobelog.com/economic-sanctions-will-kill-tens-of-thousands-of-innocent-iranians/?fbclid=IwAR0rHsBxSmqWmyQmxQSZkwhN63-CMk-5o6LkVi17C16klYvod4idmirkbQY
[2] Правительство Ирана на данный момент, очевидно, все в полном составе не поддерживает переговоры с США на условиях, которые диктовались бы Соединенными Штатами. Однако вопрос сейчас в том, насколько эффективно Иран сможет противостоять американскому давлению во всех его формах. Существует, по мнению автора, единственный эффективный способ увеличить возможности Ирана сопротивляться и далее экспансии со стороны Запада: должны произойти серьезные изменения в пользу самых бедных слоев населения, как и в пользу тех, кто проживает в отдаленной глубинке, то есть в пользу самых уязвимых с экономической точки зрения групп иранского общества. В противном случае сопротивление Ирана, в конечном итоге, увы, обречено на поражение.
[3] — (…)
[4] Статья доступна по следующей ссылке: https://www.globalresearch.ca/iran-goes-for-maximum-counter-pressure-is-closing-the-strait-of-hormuz-an-option/5681305?utm_campaign=magnet&utm_source=article_page&utm_medium=related_articles
Для удобства читателей перевод публикации приводится с сокращениями
Комментарии (0)