© AP Photo, Shakh AivazovВот уже почти два месяца одной из самых обсуждаемых тем в Грузии остается вопрос монастырского комплекса Давид-Гареджи, по которому проходит грузино-азербайджанская государственная граница. Территориальная мина замедленного действия была заложена еще в советское время, утверждает автор, размышляя на тему, есть ли выход из этой ситуации.
Исходя из имперского принципа «разделяй и властвуй», в советское время по территории монастыря специально была проведена административная граница между Грузинской и Азербайджанской ССР, чтобы заложить основу для их территориального спора в будущем.
После развала Союза административная граница стала государственной, однако она по-прежнему считается условной, до тех пор, пока страны не подпишут соглашение о демаркации и делимитации. Для этого работает специальная грузино-азербайджанская комиссия.
Несмотря на все юридические нюансы, государства в течение многих лет обеспечивали свободный доступ в Гареджийские монастыри, состоящие из многокилометровых пещер, для всех паломников и туристов, большая часть из которых прибывает сюда со стороны Грузии.
© CC BY-SA 2.0, Paata Vardanashvili | Перейти в фотобанкДавид-Гареджа. Пещерные монастыри
Руководство Грузии может предложить Азербайджану обменять Гареджийский монастырь на другую землю, которая не имеет такого важного религиозного значения для грузинского народа.
Подобная практика широко применяется в международном праве. Так, в 2016 году Нидерланды и Бельгия обменялись равными участками спорных земель, чтобы избежать экономических, политических и социальных трудностей в своих отношениях. Стоит ли говорить, что этот обмен прошел в абсолютно мирной обстановке и не потревожил ни одного жителя данных государств?
Подобные примеры встречаются не только в «развитой и прогрессивной Европе».
Другой обмен произошел совсем недавно, в 2018 году, на постсовестком пространстве. Узбекистан и Киризия передали друг другу равные участки земли, избежав тем самым, возможного территориального конфликта.
Как и в случае Давид-Гареджи, административная граница между этими республиками в советское время была специально проведена таким образом, чтобы отрезать одно из киргизских сел от своей исторической родины. Расчет был на то, что данный конфликт поссорит и разделит эти народы в случае их выхода из состава СССР.
Однако, вместо того, чтобы спорить, узбеки и киргизы попросту обменяли территории на взаимовыгодной основе. Так что мешает грузинам и азербайджанцам поступить также? Оба народа должны добиться от своих властей мудрого и взвешенного компромисса.
В случае успешного обмена территориями обе стороны остались бы довольны — Азербайджан смог бы получить равное количество земли, а Грузия бы вернула себе важный религиозный памятник. И, что не менее важно, страны бы сохранили добрососедские отношения и избежали бы ненужной напряженности в будущем. В ситуации, в которой находятся Азербайджан и Грузия, по-другому попросту не должно быть.
© AP Photo, Shakh AivazovВот уже почти два месяца одной из самых обсуждаемых тем в Грузии остается вопрос монастырского комплекса Давид-Гареджи, по которому проходит грузино-азербайджанская государственная граница. Территориальная мина замедленного действия была заложена еще в советское время, утверждает автор, размышляя на тему, есть ли выход из этой ситуации. Исходя из имперского принципа «разделяй и властвуй», в советское время по территории монастыря специально была проведена административная граница между Грузинской и Азербайджанской ССР, чтобы заложить основу для их территориального спора в будущем. После развала Союза административная граница стала государственной, однако она по-прежнему считается условной, до тех пор, пока страны не подпишут соглашение о демаркации и делимитации. Для этого работает специальная грузино-азербайджанская комиссия. Несмотря на все юридические нюансы, государства в течение многих лет обеспечивали свободный доступ в Гареджийские монастыри, состоящие из многокилометровых пещер, для всех паломников и туристов, большая часть из которых прибывает сюда со стороны Грузии.© CC BY-SA 2.0, Paata Vardanashvili | Перейти в фотобанкДавид-Гареджа. Пещерные монастыри Руководство Грузии может предложить Азербайджану обменять Гареджийский монастырь на другую землю, которая не имеет такого важного религиозного значения для грузинского народа. Подобная практика широко применяется в международном праве. Так, в 2016 году Нидерланды и Бельгия обменялись равными участками спорных земель, чтобы избежать экономических, политических и социальных трудностей в своих отношениях. Стоит ли говорить, что этот обмен прошел в абсолютно мирной обстановке и не потревожил ни одного жителя данных государств? Подобные примеры встречаются не только в «развитой и прогрессивной Европе». Другой обмен произошел совсем недавно, в 2018 году, на постсовестком пространстве. Узбекистан и Киризия передали друг другу равные участки земли, избежав тем самым, возможного территориального конфликта. Как и в случае Давид-Гареджи, административная граница между этими республиками в советское время была специально проведена таким образом, чтобы отрезать одно из киргизских сел от своей исторической родины. Расчет был на то, что данный конфликт поссорит и разделит эти народы в случае их выхода из состава СССР. Однако, вместо того, чтобы спорить, узбеки и киргизы попросту обменяли территории на взаимовыгодной основе. Так что мешает грузинам и азербайджанцам поступить также? Оба народа должны добиться от своих властей мудрого и взвешенного компромисса. В случае успешного обмена территориями обе стороны остались бы довольны — Азербайджан смог бы получить равное количество земли, а Грузия бы вернула себе важный религиозный памятник. И, что не менее важно, страны бы сохранили добрососедские отношения и избежали бы ненужной напряженности в будущем. В ситуации, в которой находятся Азербайджан и Грузия, по-другому попросту не должно быть.
Комментарии (0)