© РИА Новости, Андрей СтанавовХотя борьба за доступ к ресурсам неизбежна, если отвлечься от проблем безопасности, у Китая, России и США есть множество общих интересов в Арктике. Недавние инвестиции США, направленные на борьбу с ростом влияния Китая и России в этом регионе, указывают на необходимость налаживания партнерских отношений, говорится в статье.
США всегда уделяли Арктике недостаточно внимания. США инвестировали крайне мало средств в свои арктические ресурсы: у Америки нет действующих портов на арктическом побережье Аляски, ее военное присутствие там минимально, а дипломатическая работа недостаточно активна. Однако в феврале правительство США выделило 675 миллионов долларов на новые ледоколы, которые, по мнению военного руководства страны, необходимы для того, чтобы соперничать с Россией и Китаем в Арктике.
Когда 15 февраля госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) посетил Исландию, которая входит в состав НАТО, он высказался по поводу растущего присутствия России и Китая в Арктике. По всей видимости, США начали пересматривать свою арктическую политику, которая сейчас направлена на противодействие растущему влиянию Китая и России на крайнем севере.
Россия вновь открыла некоторые свои военные базы, оставшиеся еще с советских времен, и построила новые военные объекты и аэродромы на своих северных территориях. В распоряжении России также есть цепочка портов вдоль ее северного побережья. Помимо своего военного присутствия Россия играет ведущую роль в развитии арктической инфраструктуры. Москва разработала пятилетний план инвестиций в развитие арктической инфраструктуры и добычу природных ресурсов.
В правительственном докладе, опубликованном в начале 2018 года и посвященном политике в Арктике, Китай выразил желание работать со всеми заинтересованными странами над созданием «Полярного шелкового пути», который будет проходить через Арктику. Китайское правительство призвало компании принять участие в строительстве инфраструктуры для этих маршрутов и в проведении пробных коммерческих рейсов в соответствии с действующими законами, чтобы подготовить почву для регулярных коммерческих перевозок. Китайцы инвестируют средства в горнодобывающую промышленность и энергетический сектор Исландии, Гренландии, России и других стран. Китай наращивает темпы исследований в Арктике и Антарктике и занимается реализацией программы полярных исследований.
Правительство США обратило внимание на стремительное расширение деятельности России и Китая в Арктике в последние несколько лет. Консультативный совет по вопросам международной безопасности Госдепартамента США опубликовал доклад, в котором упоминалось о сотрудничестве Китая с Россией в разработке месторождений природного газа на полуострове Ямал. В этом докладе говорилось, что правительство США уделяло недостаточно внимания влиянию российско-китайского сотрудничества на безопасность Арктического региона. Некоторые называют это новой холодной войной, в рамках которой Россия, Китай и США соперничают друг с другом за влияние и контроль над Арктикой. Изменения в политике США объясняются их обеспокоенностью растущим влиянием России и Китая, а также сотрудничеством между этими двумя государствами. США зачастую говорят об укрепляющемся российско-китайском партнерстве в жестких терминах. Однако американские политики придерживались бы несколько иной точки зрения, если бы они взглянули на более широкую картину интересов России и Китая в Арктике и поняли бы, что, вполне возможно, долгосрочные интересы этих двух стран в Арктике расходятся.
У России и Китая, чьи интересы во многих вопросах сходны, сложились довольно сложные отношения, в которых сотрудничество граничит с конкуренцией и обе стороны испытывают недоверие друг к другу. Их отношения в Арктике будут определяться прагматическими соображениями и сосредоточенностью на взаимной экономической выгоде. Но это не сможет перерасти в стратегический альянс. Россия с большой осторожностью относится к амбициям Китая. С другой стороны, Китай крайне внимательно относится к любым попыткам арктических государств лишить какое бы то ни было неарктическое государство доступа к Северному Ледовитому океану.
Если проанализировать характер нынешнего сотрудничества США с Россией и Китаем, это позволит расширить контекст. По большей части интересы США и Китая в Арктике сходятся. У Китая есть потенциал для того, чтобы стать сильным партнером, если этим двум странам удастся уладить свои разногласия.
США и Россия уже сотрудничают по целому ряду вопросов, касающихся Арктики. Они подписали обязывающее соглашение об ускорении темпов исследований. В мае прошлого года Международная морская организация одобрила совместное российско-американское предложение касательно установления судоходных путей в Беринговом проливе.
Более того, Арктический форум береговой охраны сближает все восемь арктических государств, чтобы они могли решать общие проблемы в процессе поисково-спасательных операций в этом регионе. В рамках Арктического совета США и Россия вместе работают над инициативами, касающимися защиты окружающей среды и устойчивого экологически безопасного развития.
Кроме того, существуют также сферы, в которых у Китая, России и США есть общие интересы и цели. В октябре прошлого года эти три страны подписали соглашение о предотвращении нерегулируемого коммерческого вылова рыбы в центральной части Северного Ледовитого океана. Это стало первым имеющим обязательную юридическую силу соглашением, призванным защитить эту область от коммерческого вылова рыбы, которое было подписано еще до того, как вылов начался.
Если это стремление к многостороннему сотрудничеству удастся сохранить на протяжении достаточно продолжительного периода времени, оно, возможно, поможет решить и другие важные вопросы в Арктике. Один из примеров — пятилетний проект под названием «Arctic Search and Rescue», который призван увеличить потенциал для проведения поисково-спасательных операций в Арктике. В этом проекте примут участие 13 стран, в том числе США и Россия.
Хотя Китай не входит в список стран, принимающих участие в этом проекте, он должен быть заинтересован в том, чтобы присоединиться к этой программе — учитывая его потребность в силах и средствах для обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации и проведения спасательных работ.
Сложные отношения между США, Россией и Китаем в Арктике вызывают тревогу у других арктических государств. В условиях растущей заинтересованности Китая, военного присутствия России и изменений в американской политике председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) в феврале призвал Евросоюз взять на себя роль лидера в Арктике и расширить доступ европейцев к арктической нефти, газу, минералам, рыбным запасам и морским путям.
В управлении Арктикой принимают участие множество субъектов — арктические государства, наблюдатели в Арктическом совете, представители коренных народов, а также международные институты. Конкуренция неизбежна. У арктических и неарктических государств разные права, интересы и тревоги. Но мир, стабильность и устойчивое экологически безопасное развитие Арктики отвечает интересам всех этих субъектов.
Партнерские отношения, которые позволяют продвигать и реализовывать эти интересы, несомненно, станут самым правильным способом взаимодействия в регионе, чье глобальное значение продолжает расти.
Нун Хун — доктор философии, исполнительный директор и старший научный сотрудник Института американо-китайских исследований (Institute for China-America Studies) в США.
© РИА Новости, Андрей СтанавовХотя борьба за доступ к ресурсам неизбежна, если отвлечься от проблем безопасности, у Китая, России и США есть множество общих интересов в Арктике. Недавние инвестиции США, направленные на борьбу с ростом влияния Китая и России в этом регионе, указывают на необходимость налаживания партнерских отношений, говорится в статье.США всегда уделяли Арктике недостаточно внимания. США инвестировали крайне мало средств в свои арктические ресурсы: у Америки нет действующих портов на арктическом побережье Аляски, ее военное присутствие там минимально, а дипломатическая работа недостаточно активна. Однако в феврале правительство США выделило 675 миллионов долларов на новые ледоколы, которые, по мнению военного руководства страны, необходимы для того, чтобы соперничать с Россией и Китаем в Арктике. Когда 15 февраля госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) посетил Исландию, которая входит в состав НАТО, он высказался по поводу растущего присутствия России и Китая в Арктике. По всей видимости, США начали пересматривать свою арктическую политику, которая сейчас направлена на противодействие растущему влиянию Китая и России на крайнем севере. Россия вновь открыла некоторые свои военные базы, оставшиеся еще с советских времен, и построила новые военные объекты и аэродромы на своих северных территориях. В распоряжении России также есть цепочка портов вдоль ее северного побережья. Помимо своего военного присутствия Россия играет ведущую роль в развитии арктической инфраструктуры. Москва разработала пятилетний план инвестиций в развитие арктической инфраструктуры и добычу природных ресурсов. В правительственном докладе, опубликованном в начале 2018 года и посвященном политике в Арктике, Китай выразил желание работать со всеми заинтересованными странами над созданием «Полярного шелкового пути», который будет проходить через Арктику. Китайское правительство призвало компании принять участие в строительстве инфраструктуры для этих маршрутов и в проведении пробных коммерческих рейсов в соответствии с действующими законами, чтобы подготовить почву для регулярных коммерческих перевозок. Китайцы инвестируют средства в горнодобывающую промышленность и энергетический сектор Исландии, Гренландии, России и других стран. Китай наращивает темпы исследований в Арктике и Антарктике и занимается реализацией программы полярных исследований. Правительство США обратило внимание на стремительное расширение деятельности России и Китая в Арктике в последние несколько лет. Консультативный совет по вопросам международной безопасности Госдепартамента США опубликовал доклад, в котором упоминалось о сотрудничестве Китая с Россией в разработке месторождений природного газа на полуострове Ямал. В этом докладе говорилось, что правительство США уделяло недостаточно внимания влиянию российско-китайского сотрудничества на безопасность Арктического региона. Некоторые называют это новой холодной войной, в рамках которой Россия, Китай и США соперничают друг с другом за влияние и контроль над Арктикой. Изменения в политике США объясняются их обеспокоенностью растущим влиянием России и Китая, а также сотрудничеством между этими двумя государствами. США зачастую говорят об укрепляющемся российско-китайском партнерстве в жестких терминах. Однако американские политики придерживались бы несколько иной точки зрения, если бы они взглянули на более широкую картину интересов России и Китая в Арктике и поняли бы, что, вполне возможно, долгосрочные интересы этих двух стран в Арктике расходятся. У России и Китая, чьи интересы во многих вопросах сходны, сложились довольно сложные отношения, в которых сотрудничество граничит с конкуренцией и обе стороны испытывают недоверие друг к другу. Их отношения в Арктике будут определяться прагматическими соображениями и сосредоточенностью на взаимной экономической выгоде. Но это не сможет перерасти в стратегический альянс. Россия с большой осторожностью относится к амбициям Китая. С другой стороны, Китай крайне внимательно относится к любым попыткам арктических государств лишить какое бы то ни было неарктическое государство доступа к Северному Ледовитому океану. Если проанализировать характер нынешнего сотрудничества США с Россией и Китаем, это позволит расширить контекст. По большей части интересы США и Китая в Арктике сходятся. У Китая есть потенциал для того, чтобы стать сильным партнером, если этим двум странам удастся уладить свои разногласия. США и Россия уже сотрудничают по целому ряду вопросов, касающихся Арктики. Они подписали обязывающее соглашение об ускорении темпов исследований. В мае прошлого года Международная морская организация одобрила совместное российско-американское предложение касательно установления судоходных путей в Беринговом проливе. Более того, Арктический форум береговой охраны сближает все восемь арктических государств, чтобы они могли решать общие проблемы в процессе поисково-спасательных операций в этом регионе. В рамках Арктического совета США и Россия вместе работают над инициативами, касающимися защиты окружающей среды и устойчивого экологически безопасного развития. Кроме того, существуют также сферы, в которых у Китая, России и США есть общие интересы и цели. В октябре прошлого года эти три страны подписали соглашение о предотвращении нерегулируемого коммерческого вылова рыбы в центральной части Северного Ледовитого океана. Это стало первым имеющим обязательную юридическую силу соглашением, призванным защитить эту область от коммерческого вылова рыбы, которое было подписано еще до того, как вылов начался. Если это стремление к многостороннему сотрудничеству удастся сохранить на протяжении достаточно продолжительного периода времени, оно, возможно, поможет решить и другие важные вопросы в Арктике. Один из примеров — пятилетний проект под названием «Arctic Search and Rescue», который призван увеличить потенциал для проведения поисково-спасательных операций в Арктике. В этом проекте примут участие 13 стран, в том числе США и Россия. Хотя Китай не входит в список стран, принимающих участие в этом проекте, он должен быть заинтересован в том, чтобы присоединиться к этой программе — учитывая его потребность в силах и средствах для обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации и проведения спасательных работ. Сложные отношения между США, Россией и Китаем в Арктике вызывают тревогу у других арктических государств. В условиях растущей заинтересованности Китая, военного присутствия России и изменений в американской политике председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) в феврале призвал Евросоюз взять на себя роль лидера в Арктике и расширить доступ европейцев к арктической нефти, газу, минералам, рыбным запасам и морским путям. В управлении Арктикой принимают участие множество субъектов — арктические государства, наблюдатели в Арктическом совете, представители коренных народов, а также международные институты. Конкуренция неизбежна. У арктических и неарктических государств разные права, интересы и тревоги. Но мир, стабильность и устойчивое экологически безопасное развитие Арктики отвечает интересам всех этих субъектов. Партнерские отношения, которые позволяют продвигать и реализовывать эти интересы, несомненно, станут самым правильным способом взаимодействия в регионе, чье глобальное значение продолжает расти. Нун Хун — доктор философии, исполнительный директор и старший научный сотрудник Института американо-китайских исследований (Institute for China-America Studies) в США.
Комментарии (0)