Человек — существо несовершенное. Ни тебе инфракрасного зрения, ни бронекожи, даже лазерные лучи — и те из глаз не вылетают. Особенно это печально для спецназа, которому по воле судьбы надо находить и обезвреживать крайне опасных для общества людей. И тут на помощь приходят технологии.Роботы на службе спецназаСидите вы, скажем, в засаде около дома и предлагаете террористам выйти с поднятыми руками. А те отвечают: «Никого нет дома, и вообще у нас тут ядрёная бомба в подвале. Не подходите, а то бахнем, и не раз!» Что делать? Поверить и уйти? Или как-то проверить сию информацию?
Тут на помощь приходит наука. Благо за последние пару веков учёные чего только не напридумывали: инфракрасное и рентгеновское излучение, миниатюрное видеонаблюдение, химические анализаторы среды и многое другое. Осталось только поставить это всё на какую-то платформу…
Крылья, ноги… главное — хвост!Танки на телеуправлении известны ещё с эпохи мировых войн. Их справедливо можно считать первыми робототехническими комплексами (РТК), хоть и с весьма специфичными задачами. С окончанием Второй мировой войны и развитием элементной базы небольшие машины на телеметрическом управлении не собирал только ленивый.
Даже в не самой богатой Родезии, находившейся под санкциями с момента образования государства, собрали шесть роботов, предназначенных для досмотра и разминирования СВУ.
Одно из начальных назначений РТК — досмотр и ликвидация взрывных устройств. Самыми первыми экземплярами, на которые в дальнейшем равнялись многие, стала серия роботов Wheelbarrow («Тачка»), которых применяли британские сапёры для проверки и обезвреживания мин, заложенных ИРА.
«Уилбэрроу» за работойИзобретённое Питером Миллером в 1972 году устройство представляло собой обычную четырёхколесную тачку на электрическом ходу, на которой крепились щуп и ёмкость с водой. Если досматриваемый предмет не реагировал на прикосновения, то в него била струя воды под напором, которая вызывала либо отрыв частей бомбы, либо её ликвидацию.
400 потерянных лёгких машинок — не такая большая цена за обезвреженные мины, не правда ли?
Как показала практика, для работы «на земле» лучше всего подходят или колёса, или гусеницы. С «карманными шагоходами» проблемы не решены до сих пор — очень уж неустойчивы они для своей массы. А так бы ОБЧР давно уже бороздили границы Великой и Необъятной.
Гусеницы хороши при работе на необорудованных площадках: после или во время боевых действий, в завалах, в заболоченных или миноопасных местах. Хорошая подвеска позволяет забираться куда угодно. Один минус — скорость не фонтан. Колёсная база быстрее, но с устойчивостью у неё беда — вот и делают центр тяжести пониже. Как результат — низкий клиренс, который уменьшает проходимость, или тяга к опрокидыванию, что тоже «не айс».
Mark V-A1 на службе у полицейскихЕсть, конечно, ряд роботов, которые имеют совмещённое шасси. Например, Mark V-A1 — американский робот компании «Ремотек АНДРОС» (Remotec ANDROS) для разминирования СВУ. В случае необходимости он легко может переключаться между колёсной и гусеничной базой.
«А внутри у ей неонка!»Раньше для управления РТК использовался кабель телеметрии. Говоря простым языком, за нашей «умной железякой» волочился хвост, который содержал в себе коаксиальный кабель для передачи видеоизображения, кабель питания и провода управления. Камера показывала текущую обстановку, оператор с пульта переключал контакты, давая роботу простые команды «повернуть налево», «остановиться», «выдвинуть щуп» и тому подобное.
Сегодня, в век высоких технологий, использовать такой надёжный, но всё же не очень эстетичный способ как-то некомильфо, так что все переходят на «Блютус», Wi-Fi или радио (хотя в качестве запасного варианта провод телеметрии входит в комплект поставки). Можно, конечно, и сотовые сети использовать, но если робот начнёт вдруг посреди операции отвечать позвонившему собеседнику, то будет очень неудобно.
Кто не играл в приставку? Американский XM1216 от компании iRobot (да-да, те самые роботы-пылесосы) управляется джойстикомСобственно, всё. А дальше начинается самое интересное: наполнение робота в зависимости от наших задач.
И побольше! Побольше!Спецназ любит многофункциональных роботов. В их комплектацию чаще всего входят: видеокамеры, анализаторы химических веществ, рентгеновские сканеры, выдвижные щупы и захваты для работы с СВУ, устройства для разбивания стёкол, крюки для подрыва растяжек и многое другое.
Нет, конечно, при массовом разминировании берут кого-то побольше — как, например, сапёрного робота «Уран-6» и аналоги. Но нам бы поскромнее…
«Уран-6» при исполненииВ общем, если ситуация позволяет, запускаем внутрь помещения самобеглую «тачку» и делаем нужное дело: хотим — подрываем двери, хотим — досматриваем помещения, хотим — снимаем растяжки или обнаруживаем противника… Впрочем, для этого есть другие, не менее интересные вещи.
Где тело? Вот оно!Вот, скажем, сидит за стеной «плохой парень». Кушает. Не ведает, что его пришли брать за преступления. Но ведь и спецназ не знает, где именно противник находится в комнате. Что делать?
Тут в дело вступают устройства, чья задача показать
«то, что скрыто».
Те из читателей, что уже опробовали игру «Калибр», обратили внимание на небольшой сферический дрон. Нет, это не фантазии создателей игры — это вполне реальное устройство «Сфера». Основное ее назначение — проведение досмотра, но и на поле боя она будет весьма полезна.
Для начала можно просто закинуть в окно «Сферу» или её аналоги: шар, оснащённый четырьмя видеокамерами, светодиодной и ИК-подсветкой, а также чувствительным микрофоном. На экране у оператора в режиме реального времени покажется вся внутренняя обстановка, а затем последует команда Раш по цен… «Атакуем!», с чётким указанием, где находится заложник, а где нарушитель. Если стёкла бить нельзя, то «Сферу» опускаем на тросе или поднимаем на штыре. Вариантов много.
«Сфера» следит за тобой…Если позволяет ситуация, то можно запустить игрушечную машинку… то есть РТК, только с одной видеокамерой и колёсиками. Как Cobra Mk II, «Скаут», «Пластун» и аналогичные.
Кто в детстве любил гонять машинки на радиоуправлении? Прямая дорога в войска специального назначения, сынок!
Допустим, в комнате нет окон. Что делать? Тут понадобятся специальные сканеры помещений. Они используют различные варианты поиска: ИК-излучение, ультразвук, рентгеновское излучение (сверхширокая полоса)… Сегодня в мире существует множество устройств такого типа: «Данник-5», РО-400, Prism-200 и другие.
XaverРаботают они все примерно одинаково: боец подходит вплотную снаружи к помещению, держа в руках устройство. Прикладывает его к стене и получает картинку. Это может быть как просто радарное изображение, которое покажет, в каком углу комнаты сидит человек, так и спектрограмма, сформированная «мозгами» аппарата. В современных моделях даже делается упор на создание 3D моделей, которые помогут оператору чётко представить обстановку в комнате.
А то вот ринетесь вы на штурм, наступите на кота, споткнётесь о штангу да врежетесь лбом в косяк двери. Вроде и смешно — но задача не выполнена.
А есть ещё специфические антиснайперские приборы или устройства для распознавания взрывчатки по «запаху»…
В общем, как говорится, «от спецназа не убежишь». А если спрячешься, то найдут — с помощью роботов и многофункциональных устройств. Пусть и маленьких, зато таких полезных.
Александр Потёмкин
Человек — существо несовершенное. Ни тебе инфракрасного зрения, ни бронекожи, даже лазерные лучи — и те из глаз не вылетают. Особенно это печально для спецназа, которому по воле судьбы надо находить и обезвреживать крайне опасных для общества людей. И тут на помощь приходят технологии. Роботы на службе спецназа Сидите вы, скажем, в засаде около дома и предлагаете террористам выйти с поднятыми руками. А те отвечают: «Никого нет дома, и вообще у нас тут ядрёная бомба в подвале. Не подходите, а то бахнем, и не раз!» Что делать? Поверить и уйти? Или как-то проверить сию информацию? Тут на помощь приходит наука. Благо за последние пару веков учёные чего только не напридумывали: инфракрасное и рентгеновское излучение, миниатюрное видеонаблюдение, химические анализаторы среды и многое другое. Осталось только поставить это всё на какую-то платформу… Крылья, ноги… главное — хвост! Танки на телеуправлении известны ещё с эпохи мировых войн. Их справедливо можно считать первыми робототехническими комплексами (РТК), хоть и с весьма специфичными задачами. С окончанием Второй мировой войны и развитием элементной базы небольшие машины на телеметрическом управлении не собирал только ленивый. Даже в не самой богатой Родезии, находившейся под санкциями с момента образования государства, собрали шесть роботов, предназначенных для досмотра и разминирования СВУ. Одно из начальных назначений РТК — досмотр и ликвидация взрывных устройств. Самыми первыми экземплярами, на которые в дальнейшем равнялись многие, стала серия роботов Wheelbarrow («Тачка»), которых применяли британские сапёры для проверки и обезвреживания мин, заложенных ИРА. «Уилбэрроу» за работой Изобретённое Питером Миллером в 1972 году устройство представляло собой обычную четырёхколесную тачку на электрическом ходу, на которой крепились щуп и ёмкость с водой. Если досматриваемый предмет не реагировал на прикосновения, то в него била струя воды под напором, которая вызывала либо отрыв частей бомбы, либо её ликвидацию. 400 потерянных лёгких машинок — не такая большая цена за обезвреженные мины, не правда ли? Как показала практика, для работы «на земле» лучше всего подходят или колёса, или гусеницы. С «карманными шагоходами» проблемы не решены до сих пор — очень уж неустойчивы они для своей массы. А так бы ОБЧР давно уже бороздили границы Великой и Необъятной. Гусеницы хороши при работе на необорудованных площадках: после или во время боевых действий, в завалах, в заболоченных или миноопасных местах. Хорошая подвеска позволяет забираться куда угодно. Один минус — скорость не фонтан. Колёсная база быстрее, но с устойчивостью у неё беда — вот и делают центр тяжести пониже. Как результат — низкий клиренс, который уменьшает проходимость, или тяга к опрокидыванию, что тоже «не айс». Mark V-A1 на службе у полицейских Есть, конечно, ряд роботов, которые имеют совмещённое шасси. Например, Mark V-A1 — американский робот компании «Ремотек АНДРОС» (Remotec ANDROS) для разминирования СВУ. В случае необходимости он легко может переключаться между колёсной и гусеничной базой. «А внутри у ей неонка!» Раньше для управления РТК использовался кабель телеметрии. Говоря простым языком, за нашей «умной железякой» волочился хвост, который содержал в себе коаксиальный кабель для передачи видеоизображения, кабель питания и провода управления. Камера показывала текущую обстановку, оператор с пульта переключал контакты, давая роботу простые команды «повернуть налево», «остановиться», «выдвинуть щуп» и тому подобное. Сегодня, в век высоких технологий, использовать такой надёжный, но всё же не очень эстетичный способ как-то некомильфо, так что все переходят на «Блютус», Wi-Fi или радио (хотя в качестве запасного варианта провод телеметрии входит в комплект поставки). Можно, конечно, и сотовые сети использовать, но если робот начнёт вдруг посреди операции отвечать позвонившему собеседнику, то будет очень неудобно. Кто не играл в приставку? Американский XM1216 от компании iRobot (да-да, те самые роботы-пылесосы) управляется джойстиком Собственно, всё. А дальше начинается самое интересное: наполнение робота в зависимости от наших задач. И побольше! Побольше! Спецназ любит многофункциональных роботов. В их комплектацию чаще всего входят: видеокамеры, анализаторы химических веществ, рентгеновские сканеры, выдвижные щупы и захваты для работы с СВУ, устройства для разбивания стёкол, крюки для подрыва растяжек и многое другое. Нет, конечно, при массовом разминировании берут кого-то побольше — как, например, сапёрного робота «Уран-6» и аналоги. Но нам бы поскромнее… «Уран-6» при исполнении В общем, если ситуация позволяет, запускаем внутрь помещения самобеглую «тачку» и делаем нужное дело: хотим — подрываем двери, хотим — досматриваем помещения, хотим — снимаем растяжки или обнаруживаем противника… Впрочем, для этого есть другие, не менее интересные вещи. Где тело? Вот оно! Вот, скажем, сидит за стеной «плохой парень». Кушает. Не ведает, что его пришли брать за преступления. Но ведь и спецназ не знает, где именно противник находится в комнате. Что делать? Тут в дело вступают устройства, чья задача показать «то, что скрыто». Те из читателей, что уже опробовали игру «Калибр», обратили внимание на небольшой сферический дрон. Нет, это не фантазии создателей игры — это вполне реальное устройство «Сфера». Основное ее назначение — проведение досмотра, но и на поле боя она будет весьма полезна. Для начала можно просто закинуть в окно «Сферу» или её аналоги: шар, оснащённый четырьмя видеокамерами, светодиодной и ИК-подсветкой, а также чувствительным микрофоном. На экране у оператора в режиме реального времени покажется вся внутренняя обстановка, а затем последует команда Раш по цен… «Атакуем!», с чётким указанием, где находится заложник, а где нарушитель. Если стёкла бить нельзя, то «Сферу» опускаем на тросе или поднимаем на штыре. Вариантов много. «Сфера» следит за тобой… Если позволяет ситуация, то можно запустить игрушечную машинку… то есть РТК, только с одной видеокамерой и колёсиками. Как Cobra Mk II, «Скаут», «Пластун» и аналогичные. Кто в детстве любил гонять машинки на радиоуправлении? Прямая дорога в войска специального назначения, сынок! Допустим, в комнате нет окон. Что делать? Тут понадобятся специальные сканеры помещений. Они используют различные варианты поиска: ИК-излучение, ультразвук, рентгеновское излучение (сверхширокая полоса)… Сегодня в мире существует множество устройств такого типа: «Данник-5», РО-400, Prism-200 и другие. Xaver Работают они все примерно одинаково: боец подходит вплотную снаружи к помещению, держа в руках устройство. Прикладывает его к стене и получает картинку. Это может быть как просто радарное изображение, которое покажет, в каком углу комнаты сидит человек, так и спектрограмма, сформированная «мозгами» аппарата. В современных моделях даже делается упор на создание 3D моделей, которые помогут оператору чётко представить обстановку в комнате. А то вот ринетесь вы на штурм, наступите на кота, споткнётесь о штангу да врежетесь лбом в косяк двери. Вроде и смешно — но задача не выполнена. А есть ещё специфические антиснайперские приборы или устройства для распознавания взрывчатки по «запаху»… В общем, как говорится, «от спецназа не убежишь». А если спрячешься, то найдут — с помощью роботов и многофункциональных устройств. Пусть и маленьких, зато таких полезных. Александр Потёмкин
Комментарии (0)