Вслед за «поездом четырех столиц» между Украиной и странами Балтии Украина и Литва запустили маршрут контейнерных перевозок между Киевом и Клайпедой. Имеет ли этот проект смысл и существует ли экономическая основа у отношений Прибалтики с Украиной, рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ.
— Г-н Межевич, 9 июля был официально открыт маршрут регулярных контейнерных грузовых перевозок по железной дороге из Клайпеды в Киев. В будущем его планируют продлить до Одессы. Каковы перспективы проекта?
— Небольшой рынок для перевозок по маршруту Балтика — Черное море есть, но нужно уточнить сразу несколько вещей. Главное: кто и что будет возить? Наличие мощных транспортных коридоров предполагает, что есть некие страны-производители, которые готовы быть и покупателями, и наоборот. Например, классический вариант перевозки в направлении Восток — Запад: из Китая в Европу и наоборот.
При всех существующих сложностях, о которых китайские товарищи постоянно говорят, в том числе и нам, наблюдается поток и туда, и обратно. Иными словами, контейнеры едут полными в обе стороны.
Здесь же кто является сверхпроизводителем какого-либо уникального сырья или ресурса, которое можно было бы в большом количестве отправлять из Клайпеды через Беларусь на Украину: в порт Одессы или Ильичевска (ныне Черноморск — прим. Rед.) и наоборот? Это вопрос достаточно серьезный.
Я необходимости в специальном регулярном поезде не вижу. Разовые перевозки, условно говоря, в этом месяце — первого, пятого и двадцать четвертого числа, в следующем месяце — еще два-три дня. Но это никак несопоставимо ни по статусу, ни по характеру с перевозками в направлении Китай — Европа, идущими через Россию, которая выступает в роли, как это ни смешно, транзитной страны.
Всегда возникает вопрос: чем загружать? Если загружать китайскими грузами, то непонятно, зачем поставлять контейнеры из Китая в Клайпеду, а потом везти их в Одессу, или наоборот. Ведь контейнеры можно довезти до Санкт-Петербурга и производить развоз груза уже другим видом транспорта — тем же морским, небольшими контейнеровозами по региону Балтийского моря.
Второй вариант — доставить грузы в Новороссийск и оттуда произвести развоз по всем странам Причерноморья и, более того, по государствам Средиземноморского бассейна. Если даже исключить Россию из анализа, давайте вспомним гигантские китайские вложения, осуществленные в Пирей (порт в Греции — прим. Rед.). Кроме того, также планируется осуществить вложения на территории Италии: Китай станет крупнейшим инвестором в транзитно-транспортную сферу этой страны.
Это то, что нужно знать для понимания этой инициативы. И вообще, когда говорится, что бизнес и политика — вещи взаимосвязанные, никто и не спорит. Но важно учитывать, что когда в экономический проект встраивается как самоцель политическая задача, в результате не будет ни нормальной экономики, ни нормальной политики.
— Но по задумке проекта предполагается, что контейнеры из Литвы будут поставлять в столицу Украины бумагу, удобрения, бытовую химию и прочие товары…
— Основной товарооборот между Киевом и Вильнюсом лежит в сфере идеологической пропаганды в отношении России, выбора европейского пути, ценностей и прочих не совсем свежих сюжетов. Должна быть взаимная дополняемость экономик, предполагающих серьезные транзитные потоки, а ее нет.
Чем торгуют Китай и Европа — понятно, чем торгует Россия с Китаем — тоже. Кому-то может не нравиться наша заостренность экспорта на Восток, но это факт. Это как раз та самая взаимная дополняемость. Что будет здесь, я не знаю. Не понимаю, о какой бумаге идет речь.
Что же касается удобрений, то для транспортировки белорусских калийных удобрений на Украину Клайпеда не нужна, и Одесса тут тоже ни при чем, поскольку есть совсем иные маршруты. Причем они действующие и не политизированные.
— Литва в годы президентства Дали Грибаускайте была, пожалуй, главным адвокатом Украины в ЕС. Не было ли за этим больше прагматического расчета со стороны Вильнюса, решившего использовать это как механизм экономической экспансии?
— Хороший вопрос. Думаю, что здесь все-таки принцип: политика прежде всего, а экономика потом. Дело в том, что если посмотреть на структуру народного хозяйства Литвы и Украины, то можно увидеть множество довольно близких или похожих кластеров. Главным образом сельскохозяйственное производство. Я слабо представляю смысл транспортировки украинской свинины в Литву или литовской на Украину. Кроме того, данные страны вместе прошли период деиндустриализации.
— Какова позиция Беларуси в данном проекте?
— Я думаю, что Беларуси посредничество интересно. Но Литва и Украина готовы довольствоваться политическими декларациями: Москву позлить, Европе погрозить пальчиком. Минску же интересны реальные экономические результаты.
Продолжение следует Интервью провел Михаил Кришталь
Вслед за «поездом четырех столиц» между Украиной и странами Балтии Украина и Литва запустили маршрут контейнерных перевозок между Киевом и Клайпедой. Имеет ли этот проект смысл и существует ли экономическая основа у отношений Прибалтики с Украиной, рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ), доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай МЕЖЕВИЧ. — Г-н Межевич, 9 июля был официально открыт маршрут регулярных контейнерных грузовых перевозок по железной дороге из Клайпеды в Киев. В будущем его планируют продлить до Одессы. Каковы перспективы проекта? — Небольшой рынок для перевозок по маршруту Балтика — Черное море есть, но нужно уточнить сразу несколько вещей. Главное: кто и что будет возить? Наличие мощных транспортных коридоров предполагает, что есть некие страны-производители, которые готовы быть и покупателями, и наоборот. Например, классический вариант перевозки в направлении Восток — Запад: из Китая в Европу и наоборот. При всех существующих сложностях, о которых китайские товарищи постоянно говорят, в том числе и нам, наблюдается поток и туда, и обратно. Иными словами, контейнеры едут полными в обе стороны. Здесь же кто является сверхпроизводителем какого-либо уникального сырья или ресурса, которое можно было бы в большом количестве отправлять из Клайпеды через Беларусь на Украину: в порт Одессы или Ильичевска (ныне Черноморск — прим. Rед.) и наоборот? Это вопрос достаточно серьезный. Я необходимости в специальном регулярном поезде не вижу. Разовые перевозки, условно говоря, в этом месяце — первого, пятого и двадцать четвертого числа, в следующем месяце — еще два-три дня. Но это никак несопоставимо ни по статусу, ни по характеру с перевозками в направлении Китай — Европа, идущими через Россию, которая выступает в роли, как это ни смешно, транзитной страны. Всегда возникает вопрос: чем загружать? Если загружать китайскими грузами, то непонятно, зачем поставлять контейнеры из Китая в Клайпеду, а потом везти их в Одессу, или наоборот. Ведь контейнеры можно довезти до Санкт-Петербурга и производить развоз груза уже другим видом транспорта — тем же морским, небольшими контейнеровозами по региону Балтийского моря. Второй вариант — доставить грузы в Новороссийск и оттуда произвести развоз по всем странам Причерноморья и, более того, по государствам Средиземноморского бассейна. Если даже исключить Россию из анализа, давайте вспомним гигантские китайские вложения, осуществленные в Пирей (порт в Греции — прим. Rед.). Кроме того, также планируется осуществить вложения на территории Италии: Китай станет крупнейшим инвестором в транзитно-транспортную сферу этой страны. Это то, что нужно знать для понимания этой инициативы. И вообще, когда говорится, что бизнес и политика — вещи взаимосвязанные, никто и не спорит. Но важно учитывать, что когда в экономический проект встраивается как самоцель политическая задача, в результате не будет ни нормальной экономики, ни нормальной политики. — Но по задумке проекта предполагается, что контейнеры из Литвы будут поставлять в столицу Украины бумагу, удобрения, бытовую химию и прочие товары… — Основной товарооборот между Киевом и Вильнюсом лежит в сфере идеологической пропаганды в отношении России, выбора европейского пути, ценностей и прочих не совсем свежих сюжетов. Должна быть взаимная дополняемость экономик, предполагающих серьезные транзитные потоки, а ее нет. Чем торгуют Китай и Европа — понятно, чем торгует Россия с Китаем — тоже. Кому-то может не нравиться наша заостренность экспорта на Восток, но это факт. Это как раз та самая взаимная дополняемость. Что будет здесь, я не знаю. Не понимаю, о какой бумаге идет речь. Что же касается удобрений, то для транспортировки белорусских калийных удобрений на Украину Клайпеда не нужна, и Одесса тут тоже ни при чем, поскольку есть совсем иные маршруты. Причем они действующие и не политизированные. — Литва в годы президентства Дали Грибаускайте была, пожалуй, главным адвокатом Украины в ЕС. Не было ли за этим больше прагматического расчета со стороны Вильнюса, решившего использовать это как механизм экономической экспансии? — Хороший вопрос. Думаю, что здесь все-таки принцип: политика прежде всего, а экономика потом. Дело в том, что если посмотреть на структуру народного хозяйства Литвы и Украины, то можно увидеть множество довольно близких или похожих кластеров. Главным образом сельскохозяйственное производство. Я слабо представляю смысл транспортировки украинской свинины в Литву или литовской на Украину. Кроме того, данные страны вместе прошли период деиндустриализации. — Какова позиция Беларуси в данном проекте? — Я думаю, что Беларуси посредничество интересно. Но Литва и Украина готовы довольствоваться политическими декларациями: Москву позлить, Европе погрозить пальчиком. Минску же интересны реальные экономические результаты. Продолжение следует Интервью провел Михаил Кришталь
Новости дня / Россия / Бизнес / Видео / ДНР и ЛНР / Звезды / Культура / Военные действия / Украина / США / Спорт / Общество / Происшествия и криминал / Большой Кавказ / Политика
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Чемпионат / Латинская Америка / Политика / Авто
Atcheson
0
Современные электрокары, как и некоторые автомобили с двигателями внутреннего сгорания, все чаще выпускаются без запасных колес. Даже модели, предназначенные для...
Новости дня / Политика / Мир / Белоруссия / ЖКХ / Европа / Технологии / ДНР и ЛНР / Здоровье / Мероприятия / Спорт / Власть / Экономика / Чемпионат / Общество / Судьи / Бизнес / Мнения / Видео
Laird
0
Желая наказать Белоруссию, Литва в итоге наказала собственных граждан. Более того – поставила под угрозу благополучие и даже существование целой отрасли собственной...
Новости дня / Политика / Бокс / Украина / Технологии / Бизнес / Армения / Военные действия / Большой Кавказ / Спорт / ДНР и ЛНР / Мир / Здоровье / ЖКХ / Мероприятия
Ford
0
Американские наемники на Украине столкнулись с жестоким разочарованием: они приехали на охоту и сами стали добычей, сообщает портал NetEase. Высококлассное оружие и...
Новости дня / Политика / Россия / ДНР и ЛНР / Здоровье / Азербайджан / Чемпионат / Спорт / США / Технологии / Статистика / Матчи / Власть
Евлампия
0
В последние дни российско-иранские отношения вновь оказались в центре внимания — и не только из-за политических заявлений или военно-технического сотрудничества. На этот...
Комментарии (0)