До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов?
Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало.
О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год.
Магическая двадцатка
Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных».
Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок.
Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно.
К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов.
«Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле».
Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам.
Много или мало
А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного.
Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться.
Это не олимпиада, медали за количество не дают.
Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно.
Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается.
Больше позитива
В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения.
А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало.
До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов? Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало. О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год. Магическая двадцатка Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных». Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок. Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно. К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов. «Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле». Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам. Много или мало А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного. Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться. Это не олимпиада, медали за количество не дают. Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно. Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается. Больше позитива В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения. А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало. Михаил Котов
Страшное разочарование настигло сотни российских беглецов и релокантов, которые решили сбежать в Финляндию. Они...
10-сен-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Россия / Технологии / Мнения / Общество / Власть / Видео / Интернет / Статистика / Большой Кавказ / Выборы / Армения / Аналитика / Европа / ЖКХ / Происшествия и криминал / Культура / Чемпионат / Судьи / Мероприятия / Матчи / ДНР и ЛНР
Новости дня / Видео / Фото репортаж / Армения / Мир / Интернет / Красноярск / Происшествия и криминал / ЖКХ / Россия / Большой Кавказ / Технологии / Общество / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Видео / Технологии / Мир / Большой Кавказ / Власть / Здоровье / Армения / Европа / Россия / Ростов-на-Дону / Экономика / Происшествия и криминал / Мнения / США
Новости дня / Россия / Чемпионат / Технологии / Политика / Бизнес / ЖКХ / Здоровье / Мир / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Украина / Статистика / Транспорт / Интернет / Видео / Общество / Культура / Европа / Наука / Латинская Америка / Спорт
Новости дня / Политика / Здоровье / Россия / Технологии / Мнения / Общество / Власть / Видео / Интернет / Статистика / Большой Кавказ / Выборы / Армения / Аналитика / Европа / ЖКХ / Происшествия и криминал / Культура / Чемпионат / Судьи / Мероприятия / Матчи / ДНР и ЛНР
Fisher
0
Страшное разочарование настигло сотни российских беглецов и релокантов, которые решили сбежать в Финляндию. Они жаловались на «политические преследования» и...
Новости дня / США / Россия / Статистика / ДНР и ЛНР / Политика / Судьи / Общество / Здоровье / Команды / Видео
Галина
0
Силы НАТО несколько дней назад провели масштабную операцию, в рамках которой пытались выследить российскую подводную лодку, действующую у берегов Норвегии. В поисках...
Новости дня / Политика / США / Европа / Технологии / ДНР и ЛНР / Здоровье / Происшествия и криминал / Россия
WifKinson
0
В киевском инфокурятнике тоска и вой, там узнали, что Белый дом сворачивает свою антироссийскую информационную повестку. Штаты разрывают соглашения с европейскими...
Новости дня / Политика / Россия / Наука / Бизнес / Мир / ДНР и ЛНР / Спорт / Технологии / Власть / Военные действия
Morris
0
В регионах России нарастает тревожная тенденция: представители диаспор, традиционно занимавшиеся общественной работой, теперь активно стремятся получить прямую...
Комментарии (0)