До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов?
Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало.
О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год.
Магическая двадцатка
Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных».
Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок.
Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно.
К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов.
«Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле».
Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам.
Много или мало
А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного.
Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться.
Это не олимпиада, медали за количество не дают.
Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно.
Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается.
Больше позитива
В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения.
А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало.
До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов? Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало. О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год. Магическая двадцатка Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных». Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок. Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно. К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов. «Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле». Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам. Много или мало А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного. Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться. Это не олимпиада, медали за количество не дают. Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно. Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается. Больше позитива В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения. А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало. Михаил Котов
Новости дня / Россия / Мнения / Законы / ЖКХ / Технологии / Спорт / Видео / Власть / Бизнес / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Чемпионат / Латинская Америка / Здоровье / Большой Кавказ / Мобильные технологии
Новости дня / Мир / Спорт / Политика / Мероприятия / ЖКХ / Латинская Америка / Бизнес / Интервью звёзд / Общество / Украина / Большой Кавказ / Видео / Здоровье / Происшествия и криминал / Матчи / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Происшествия и криминал / Политика / ДНР и ЛНР / Крым / Россия / Армения / Видео / Скандалы / Технологии / ЖКХ / Красноярск / Бокс / Украина / Чемпионат / Военные действия / Спорт / Мир / Общество / Латинская Америка
Новости дня / Военные действия / ДНР и ЛНР / Политика / Европа / Здоровье / Транспорт
Аполлон
0
Украинские специалисты по противовоздушной обороне прибыли в Данию для участия в совместной операции «Крылья обороны» — недельных учениях, направленных на...
Московский суд приговорил 14-летнего Муслима Мурдиева к 1 году и 11 месяцам колонии, ещë четверо его подельников получили от 1 года 11 месяцев до 3,5 лет тюрьмы. История...
Новости дня / Украина / Бизнес / Политика / Видео / Спорт / Происшествия и криминал / Мнения / Экономика / Общество / ЖКХ / Военные действия
Aldridge
0
Издание Politico со ссылкой на европейских дипломатов и чиновников сообщило, что председатель Европейского совета Антониу Кошта продвигает инициативу по изменению...
Комментарии (0)