До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов?
Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало.
О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год.
Магическая двадцатка
Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных».
Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок.
Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно.
К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов.
«Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле».
Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам.
Много или мало
А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного.
Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться.
Это не олимпиада, медали за количество не дают.
Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно.
Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается.
Больше позитива
В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения.
А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало.
До 2028 года покупаем на все деньги 76 истребителей! Так решил 15 мая 2019 года Владимир Путин, открывая очередное совещание по оборонной тематике. По данному поводу мы не только кидаем в воздух чепчики, но и задаёмся серьёзными вопросами: хватит ли такого количества и что за странная экономика позволила приобрести столько самолётов? Обещанного три года ждут, но в данном случае получилось немного больше. Первый Су-57 поднялся в небо в январе 2010 года, более девяти лет назад, — однако до мая 2019 года предполагалось закупить лишь установочную партию в 16 истребителей пятого поколения. А этого мало, очень мало. О необходимости серийного производства говорили уже много, но лишь вчера стало окончательно известно, сколько же самолётов предполагается сделать. Шестнадцать — установочная партия, и 60 серийных до 2028 года. То есть примерно по семь-восемь самолётов в год. Магическая двадцатка Начнём со странного. Президент России пояснил решение и рассказал, как получилось увеличить количество закупаемых самолётов. Вышло не очень. По его словам, министр обороны Сергей Шойгу смог договориться с производителями о снижении цены на самолёты и вооружение для них на 20 процентов. Это и позволило к 16 машинам установочной партии добавить еще 60 «сэкономленных». Не надо бросаться к калькуляторам. Двадцать процентов от 16 истребителей не дают 60 добавочных — ни в одной из известных человечеству систем счисления. Можно предположить, что имелись в виду 20 процентов от всех закупаемых Россией самолётов за эти годы, но тогда история приобретает какой-то нереальный оттенок. Такая скидка на все самолёты на восемь лет вперед — это более чем странно. К слову подобная скидка уже встречалась в российской промышленности. В интервью от 3 июля 2017 года Игорь Комаров, говоря о новой на тот момент ракете «Союз-5» (сейчас она называется «Иртыш»), сказал, что ракета станет коммерчески выгодной за счёт того, что цены на все комплектующие и разработку получится сократить на 20 процентов. «Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле». Может, это просто такой код, обозначающий, что «всё под контролем»? Хотя какая разница, чёрт с ней с экономикой, лучше вернемся к самолётам. Много или мало А хватит ли семидесяти шести штук? Много это или мало? По сравнению с установочной партией — так чуть ли не огромное количество. А если сравнивать с другими странами, с таким же пятым поколением? Китайский J-20 поднялся в воздух позже «Сухого», однако в 2017 году его уже приняли на вооружение. Всего сделали восемь прототипов и 20 штук установочной партии, все они летают, набираются опыта. Сколько будет в серии — одному Будде известно, но зная, как китайцы умеют штамповать сложную технику… могут сделать и 100, и 200. С США сравнивать грустнее. У них F-22 «Раптор» почти две сотни штук, из них 187 серийных самолётов. F-35 «Лайтнинг II» и того больше — к началу мая их количество почти достигло 400 штук, и останавливаться американцы не собираются. Если сравнивать с такой стаей, то 76 — это совсем немного. Тут важнее другое. В нынешней ситуации даже 76 самолётов — это очень хорошее начало и серьёзная загрузка для российского производства. Мы не сможем в ближайшие годы потянуть несколько сотен истребителей пятого поколения — да, наверное, не надо и пытаться. Это не олимпиада, медали за количество не дают. Гораздо важнее для России иметь потребное количество для обеспечения собственной безопасности — трёх авиационных полков ВКС, вооружённых перспективными авиационными комплексами пятого поколения, будет более чем достаточно. Россия не сможет иметь больше самолётов, чем совокупное количество у блока НАТО, — просто не позволит экономика. Вот и не надо гнаться. С другой стороны, никто не мешает после производства этих сделать дополнительный заказ, примерно как происходило с Су-34, которых изначально предлагалось сделать всего несколько десятков, а сейчас производство ведётся по 16 штук в год и останавливаться не собирается. Больше позитива В общем, как ни крути, а новость со всех сторон хорошая. И количество достойное, и сроки реалистичные. Так что, глядишь, через несколько лет у нас появится и первая в мире пилотажная группа на машинах пятого поколения. А что проценты не сходятся — не так и важно, лишь бы финансирование ко времени и в полном объёме поступало. Михаил Котов
Много всего и разного. Например, левым либералам удалось посадить Николя Саркози. В тюрьму его провожали как...
22-окт-2025
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
В Общественной палате РФ предложили увеличить срок учебы в школе до 12 лет взамен существующих 11.«Назрела...
22-окт-2025
Новости дня / Здоровье / Политика / Аналитика / Видео / ДНР и ЛНР / Интервью звёзд / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Европа / Мнения / Военные действия
На двух видео эпизоды юмористических шоу на двух центральных немецких телеканалах.Это наглядный пример «мягкой...
22-окт-2025
Новости дня / Политика / Мир / Видео / Спорт / Большой Кавказ / Бизнес / Технологии / ЖКХ / Украина / СТАТЬИ / Шоу-бизнес / Латинская Америка / Мероприятия / Военные действия
Новости дня / Политика / Общество / Бизнес / ЖКХ / Культура / Спорт / Чемпионат / Статистика / Велоспорт / Технологии / Космос / Здоровье / Происшествия и криминал / Транспорт / Мир / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / США / Латинская Америка / Видео / Фото репортаж
Новости дня / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / Украина / Общество / Латинская Америка / Россия / Европа / Мир / Большой Кавказ / Технологии / Здоровье / Происшествия и криминал / Видео / Военные действия / США / Чемпионат / Аналитика / Спорт / Интернет / Транспорт / Армения / Мобильные технологии / Интервью звёзд
Новости дня / Здоровье / Политика / ЖКХ / ДНР и ЛНР / США / Россия / Спорт / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Транспорт / Мобильные технологии / Латинская Америка / Общество / Законы / Белоруссия / Бизнес / Шоу-бизнес / Власть / Большой Кавказ / Экономика / Чемпионат / Армения / Статистика / Видео / Интервью звёзд / Матчи / Интернет / Европа
Новости дня / США / Политика / ДНР и ЛНР / Военные действия / Власть / Латинская Америка / Общество / Белоруссия / Здоровье / Технологии / Статистика / Нижний Новгород
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Казань / Общество / Украина / ЖКХ / Мир / США / Происшествия и криминал / Власть / Команды / Европа / Выборы / ДНР и ЛНР / Недвижимость / Спорт / Законы / Экономика / Здоровье / Чемпионат / Военные действия
Рада
0
Много всего и разного. Например, левым либералам удалось посадить Николя Саркози. В тюрьму его провожали как триумфатора. Зато такая мразь, как Макрон, не только не...
Новости дня / Здоровье / Политика / Аналитика / Видео / ДНР и ЛНР / Интервью звёзд / Технологии / Мир / Происшествия и криминал / Европа / Мнения / Военные действия
Эдуард
0
В Общественной палате РФ предложили увеличить срок учебы в школе до 12 лет взамен существующих 11.«Назрела необходимость вводить в школах 12-летнее образование, как...
Новости дня / Политика / Мир / Видео / Спорт / Большой Кавказ / Бизнес / Технологии / ЖКХ / Украина / СТАТЬИ / Шоу-бизнес / Латинская Америка / Мероприятия / Военные действия
Parson
0
На двух видео эпизоды юмористических шоу на двух центральных немецких телеканалах.Это наглядный пример «мягкой пропаганды», где людям внушают, что беспилотники...
Новости дня / США / Украина / Политика / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Общество
Онисим
0
Ключевой тезис материала Financial Times сводится к тому, что в отношениях между Вашингтоном и Киевом произошёл переломный момент, знаменующий фундаментальный сдвиг в...
Комментарии (0)