Беспомощность европейцев перед Америкой приведёт к отказу Ирана от «ядерной сделки» - «ДНР и ЛНР»
- 03:20, 10-май-2019
- ДНР и ЛНР
- Johnson
- 0
Ожидаемая реакция Евросоюза на решение Ирана по «ядерной сделке» свидетельствует о том, что европейские участники СВПД не пойдут против воли США – считает ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров
Заявления Евросоюза по СВПД носят риторический характер
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини заявила, что Брюссель и европейские страны привержены выполнению Совместного всеобъемлющего плана действий(СВПД) по иранской ядерной программе.
При этом, она заметила, что европейские контрагенты будут выполнять данное соглашение до тех пор, пока его выполняет Иран.
Могерини подтвердила, что на сегодня все объективные данные, включая отчеты МАГАТЭ, показывают, что Иран соблюдает свои обязательства в полном объеме, но, вместе с тем, в ее выступлении был намек и на то, что подобные ультиматумы с Евросоюзом не пройдут.
Отметим, что это реакция Могерини на заявление президента Ирана Хасана Рухани, который отметил, что Тегеран приостанавливает свое участие в СВПД на шестидесятидневный срок и требует от европейских участников объяснить, как они будут выполнять условия СВПД.
Вся проблема заключается в том, что после выхода США из СВПД и начала масштабного санкционного давления Вашингтона против Ирана, «ядерная сделка» потеряла для Тегерана всякий смысл по причине экстерриториального характера американских санкций.
В результате действий администрации Трампа, вместо международных санкций ООН возникли еще более жесткие односторонние санкции США, приведшие к тому, что эта политика Вашингтона распространилась на ФРГ, Францию и Великобританию, которые хоть и не поддерживают здесь американцев, но соблюдают этот незаконный режим из-за боязни самим стать объектами данных рестрикций.
По этой причине, Иран так и не получил каких-либо дивидендов от «ядерной сделки», поскольку перспектива привлечения масштабных западных инвестиций в эту страну на сегодняшний день равна нулю, что вынудило Тегеран усилить свое сотрудничество с Москвой и Пекином.
«Европейцы по этому вопросу находятся в щекотливом положении – с одной стороны, Брюсселю и другим европейским столицам необходимо не поссориться с США, а с другой – сохранить СВПД, поскольку этот договор имеет для них важное значение», — констатирует Федоров.
Как замечает эксперт, США своими действиями действительно торпедировали данный процесс по Ирану, который длился очень долго – он шел в течение десяти лет, и привел к реальному результату в виде отказа Тегерана, пусть и формально на 10 лет, от своей ядерной программы.
Здесь нужно сказать, что МИД РФ в качестве главной издержки от текущей ситуации по СВПД называет не коллапс этой системы договоренностей, а то, что Москва воспринимала данное соглашение в качестве универсального способа решения аналогичных проблем. Разговор идет о ситуациях, когда какая-то страна вдруг решает обзавестись ядерным оружием для того, чтобы обеспечить свою безопасность.
СВПД давал Ирану значительные гарантии безопасности, а также компенсацию в виде открытия международного рынка и прихода западных инвестиций, которые жизненно необходимы экономике данной страны, успевшей просесть благодаря санкционному режиму. И теперь Иран не получает своей выгоды, что, естественно, ставит вопрос и о том, что присутствие в СВПД носит для Тегерана бессмысленный характер.
Европа не в состоянии противодействовать США
«Эта ситуация показывает, что Европа не в состоянии противодействовать диктату США, поскольку крупнейшие транснациональные компании из Евросоюза, закрепившиеся было на иранском рынке, после их возобновления спешно оттуда ушли», — резюмирует Федоров.
Это происходит из-за того, что рынок США гораздо весомей и прибыльней для этих коммерческих структур, чем Иран. Евросоюз здесь, конечно, попытался как-то сыграть, но на практике ни Брюссель, ни Париж, ни Берлин не способны на что-то большее заявлений.
«Слова Могерини на этом фоне выглядят в качестве последней надежды на сохранение ядерной сделки, но это наталкивается на то, что Иран потребовал от европейских контрагентов каких-то реальных шагов в данном направлении», — заключает Федоров.
По мнению Сергея Матвеевича, Европа и даже европейские лидеры вряд ли способны здесь что-то сделать, поэтому перед нами обычная декларация со стороны Еврокомисии, которая в действительности, к сожалению, не подкреплена существенными аргументами.
«Ведущие европейские государства ограничиваются здесь высказыванием собственной позиции, но не идут на какие-то реальные действия. После визита президента Франции Эммануэля Макрона в США затеплилась определенная надежда, поскольку европейцы пытались в ходе этого хоть как-то удержать американцев от данного шага, но и это не дало результата», — констатирует Федоров.
На сегодня можно с уверенностью говорить, что иранская сторона полностью права, когда говорит о том, что у нее нет доказательств, что европейцы реально предпринимают усилия, направленные на сохранение и выполнение условий СВПД.
«Европа в современной международной политике выступает в качестве сателлита США, причем на правах, если не прямого вассала, то в качестве регионального объединения, которое не может проводить единую и эффективную внешнеполитическую линию», — резюмирует Федоров.
Таким образом, все идет к тому, что СВПД в нынешнем виде прекратит свое существование.
Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня
Комментарии (0)