Венесуэла платит по долгам, Россия избавляется от комплексов - «ДНР и ЛНР»
- 12:12, 23-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Sherlock
- 0
Первый вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов подтвердил, что Венесуэла в установленный срок провела очередной платеж по своему долгу перед Россией.
Рядовая, поступающая на ежемесячной основе информация из мира межгосударственных финансовых отношений неслучайно потребовала оглашения из уст столь высокопоставленного лица.
Дело в том, что Каракас на этот раз слегка задержал мартовский трансферт. В начале апреля тот же Силуанов пояснял, что у венесуэльских партнеров есть еще месяц так называемого grace period (оговоренная в кредитном соглашении возможность расплатиться с небольшой задержкой без штрафных санкций).
Это отставание от графика неожиданно — а вернее, наоборот, вполне ожидаемо — вызвало целую медиабурю в России.
На прошлой неделе СМИ, преимущественно те, что принято относить к оппозиционным, кто сокрушенно, кто гневно обсуждали глубокую ошибочность внешней политики России, которая пытается играть на поле, предназначенном исключительно для по-настоящему великих держав, а не для страны, притворяющейся таковой и чья экономика в действительности с трудом держится на плаву.
Из советского прошлого Россия унаследовала два тяжелых внешнеполитических предубеждения: участие в военных конфликтах за рубежом и оказание безвозмездной помощи иностранным партнерам.
Российское общество болезненно воспринимает гибель призывников, вынужденных воевать и погибать на чужих войнах, в которых участвует страна с зачастую неясными для людей целями. Не менее остро ощущается проблема сидения на шее у России бесчисленных нахлебников, которых СССР кормил из идеологических соображений, что не только не принесло стране никаких бонусов, но и усугубило ее проблемы, приведя в итоге к краху.
Оба эти комплекса Россия успешно преодолевает последние годы. Основной боевой силой российской армии стали контрактники и офицеры, которые сознательно и добровольно делают выбор служить там, куда бы их ни отправила страна. А что касается второй темы, то неслучайно руководство страны неизменно подчеркивает, что во всех внешнеполитических проектах приоритетными являются национальные, в том числе материальные интересы.
Помощь Сирии в спасении государственности, безусловно, благое дело с морально-этической точки зрения, но Москва неоднократно прямо заявляла, что результатом будут крупные контракты и концессии для российских подрядчиков, что принесет им — и в конечном счете стране — весомую финансовую выгоду.
Венесуэла не стала исключением. Россия снова встала на пути США по расшатыванию очередной государственности, но при этом не скрывает, что важнейшим мотивом ее действий является защита российских инвестиций в этой латиноамериканской стране.
Именно поэтому столь удачной для определенных сил оказалась задержка очередного платежа Каракасом. В российских медиа потоком пошли публикации, которые как под копирку доносили до читателей игнорируемую Кремлем и российским обществом крайне тревожную реальность:
1.Поддержка Венесуэлы является глупой авантюрой, которая — возможно — повлечет за собой усиление санкций против России.
2.Деньги, которые выделила Каракасу Москва, — возможно — были разворованы коррумпированными венесуэльскими властями.
3.Долг Венесуэлы перед Россией составляет около 5,5 миллиарда долларов (3,15 миллиарда государственного долга и еще 2,3 миллиарда долг национальной нефтяной компании PDVSA по отношению к «Роснефти»), однако это только официальная информация, а реальные цифры — опять-таки возможно — куда выше.
4.Лидер оппозиции Хуан Гуаидо пообещал безопасность российским и китайским инвестициям в случае своего прихода к власти, а вместо этого Москва продолжает бессмысленно поддерживать обреченный режим Мадуро, который наконец перестал платить по долгам. И это означает, что Венесуэла садится на шею России, а Кремль повторяет роковые ошибки советского периода.
По каждому пункту можно дать подробный и развернутый ответ. И про то, что алармировать в России по поводу новых санкций после последних пяти лет, все равно что пугать ежа обнаженным тылом. И про то, что Гуаидо, может быть, и гарантировал безопасность российских инвестиций, вот только в конгрессе США открыто заявили, что «преступные долги», созданные нынешними венесуэльскими властями, отдавать не надо. И про то, что в озвучиваемых проблемах, которые якобы игнорирует Москва, слишком часто встречается слово «возможно».
Кстати, характерная деталь — подчеркивание того, что реальные размеры долга Венесуэлы перед Россией могут быть выше объявленных. Дело в том, что называемые цифры откровенно малы по государственным и геополитическим меркам. Стоит напомнить, что вложения Китая в эту страну достигают 70 миллиардов долларов и они также находятся в зоне высокого риска в случае смены власти в Каракасе.
В этом смысле российские инвестиции в Венесуэлу выглядят не безоглядным авантюризмом с роковыми последствиями, а очень осторожной и взвешенной игрой, пусть и в высокорисковом сегменте.
Ну а новость о том, что, несмотря ни на какие трудности, венесуэльские власти и на этот раз аккуратно выполнили свои долговые обязательства перед Москвой, окончательно развеяла нагнетавшийся всю прошлую неделю медиаужас перед очередной неизбежной внешнеполитической катастрофой страны.
Кроме того, выходные принесли информацию, что по итогам визита вице-премьера Юрия Борисова в Сирию и его встречи с Башаром Асадом в ближайшее время ожидается подписание соглашения о передаче России в аренду на 49 лет морского порта Тартус.
Большинство экспертов сконцентрировались на военной составляющей данного шага, поскольку там, как известно, находится пункт материально-технического обеспечения российского Военно-морского флота. Однако куда более любопытным представляется недвусмысленный акцент, который Борисов сделал на экономическом аспекте соглашения. Уже высказываются осторожные предположения, что за этим стоят планы Москвы сделать Тартус российским нефтяным хабом в Сирии.
В совокупности эти последние новости доказывают, что скептики-алармисты недооценивают один принципиальный аспект отечественной внешней политики.
Они пытаются нагнать панику в российском обществе, обращаясь к травмам прошлого опыта и застарелым страхам, но не понимают, что они — эти травмы и страхи — актуальны и для руководства страны. Более того, в каком-то смысле для российских властей данная проблема даже более остра, поскольку они вынуждены каждый шаг соизмерять с действиями своих предшественников, осознавая, что те всего несколько десятилетий назад привели страну к катастрофическому результату.
Однако позволить страху парализовать себя — и, как следствие, политику России — гарантирует еще худший результат. А значит, альтернативы действиям просто нет, вопрос только в их продуманности.
Именно отсюда растет осторожность Кремля, которую многие считают даже избыточной, нередко называя трусостью и полагая, что надо бросаться в атаку с шашкой наголо и идти ва-банк. Вместо этого Москва предпочитает частенько ограничиваться полумерами, вкладываться (во всех аспектах — от финансовых ресурсов до человеческих) исключительно настолько, чтобы не понести фатальных потерь в случае поражения. От которого, разумеется, никто и никогда не застрахован.
Возможно, именно с этим связан весьма высокий уровень внешнеполитических успехов России в последние годы.
Запад так долго был в одиночестве на вершине мира, что просто забыл, как это — тщательно просчитывать риски и стремиться к максимальной эффективности при минимальных затратах.
Ну что ж, Москва прямо сейчас вновь объясняет ему и заодно остальному миру, почему для человечества уже которое тысячелетие не теряет своей актуальности история о Давиде и Голиафе.
Ирина Алкснис, РИА
Комментарии (0)