© Sputnik | Перейти в фотобанкПолитолог Анджей Таляга нагнетает ситуацию и утверждает, что есть все основания говорить о росте напряженности на границах Белоруссии со странами НАТО. Это все из-за учений «Славянское братство-2020». По отношению к Лукашенко он очень категоричен — его нужно отстранить от власти любым способом, так как онработает на Россию.
На полигоне вблизи границы с Польшей 14 сентября начались российско-белорусские учения «Славянское братство-2020». Всего от России в маневрах примут участие порядка 300 военных и около 70 единиц военной техники. Между тем, в Литве в Шяуляйском, Каунасском и Вильнюсском уездах начались учения НАТО по противовоздушной обороне под кодовым названием «Наследие Тобрука — 2020». В них принимают участие около тысячи солдат из Литвы, Польши, США, Эстонии, Италии, Латвии, Франции, Словакии и Венгрии. Гость передачи «Мир на ладони» международный обозреватель Анджей Таляга напоминает, что президент Белоруссии Александр Лукашенко не исключил применения военной силы в случае агрессии со стороны НАТО. Также президент Путин говорил недавно о возможности оказания Белоруссии «братской помощи» на основе договора о коллективной обороне. По мнению Анджея Таляги, есть основания для того, что говорить о росте военной напряженности на границах Белоруссии со странами НАТО — Литвой и Польшей.
— Всегда в ситуации передвижения войск, а также появляющейся возможности их задействования, вполне реальной является угроза, что это произойдет. А значит, такая ситуация является поводом для беспокойства. Конечно, вероятность осуществления такого сценария существует, хотя лишь в небольшой степени. Если говорим о движении войск, то надо отметить активность НАТО на территории Литвы вблизи границы с Белоруссией. В последнее время для совместных учений в Литву на полигон у белорусских границ переброшен бронетанковый батальон войск США, укомплектованный танками М1 Abrams. В Вильнюсе уверяют, что маневры никак не связаны с протестами против Александра Лукашенко в Белоруссии, но Минск тоже разворачивает большую часть своей армии у своих западных границ, воспринимая движение натовских войск как провокацию. Правда, силы НАТО, дислоцированные в Литве и Польше, не в состоянии выполнить эффективно какую-то агрессивную операцию с захватом белорусской территории, но они могут оказать реальное сопротивление в случае вполне возможных вооруженных инцидентов на границе. Я не исключаю, что белорусская сторона может провоцировать подобные инциденты, чтобы использовать их в пропагандистских целях. Прижатый к стене диктатор может решится на такой шаг. Но я исключаю, чтобы в вооруженных провокациях на границе со странами НАТО участвовали регулярные части армии Российской Федерации. Конечно, у россиян есть хорошо отработанный сценарий использования в таких ситуациях пресловутых «зеленых человечков». А значит, несомненно по обеим сторонам белорусско-натовской границы мы имеем дело с повышенной активностью вооруженных сил.
Тот факт, что Россия и Белоруссия заявляют о возможности задействовать военные части на территории мятежной страны вытекает, во-первых, из Ташкентского договора, а во-вторых, из соглашения от 1999 года о создании Союзного государства России и Республики Беларусь, которое полностью внедрено не было, но существует как официальный документ, на него сегодня ссылаются обе стороны.
В последнее время произошел целый ряд инцидентов с участием самолетов и кораблей России и НАТО, в частности, в Черном море.
— В американской и натовской стратегии Черное море считается более уязвимой конфликтогенной территорией, чем, допустим Балтика. И об этом стоит помнить. Потому, что военно-политическая обстановка в черноморском регионе далека от стабильности. Я имею в виду, например, Крым и Приднестровье, где размещены значительные российские силы, а также Румынию, которая в военно-стратегическом плане является важнейшей страной на восточных рубежах НАТО. Международно-правовой статус Черного моря носит более спорный, неопределенный характер, нежели акватория Балтийского моря.
Как на ваш взгляд будет развиваться ситуация в Белоруссии?
— Президенту Лукашенко удалось настолько запугать протестующих, что они не решаются предпринимать более радикальные действия, например, штурмовать государственные здания, как это происходило в ходе протестов в Киеве. Я напомню, во время украинского Евромайдана в 2013 году его участники заняли Президентский дворец. В такой ситуации даже самые многолюдные, но мирные протесты, не могут заставить президента Лукашенко уйти с должности. Создается впечатление, что белорусские власти приняли условия этой своеобразной «игры», решив переждать протестную волну. Наряду с этим, они ужесточают репрессии против участников протестов. Вдобавок Запад не оказывает должного нажима на власти Белоруссии. При отсутствии более радикальных действий президент Лукашенко может себе позволить игнорировать уличные протесты. У белорусской оппозиции также нет тактики действий в более длинной перспективе. Разве можно такой тактикой назвать еженедельный выход на мирные демонстрации протеста?
По мнению Анджея Таляги, Александр Лукашенко не может больше рассматриваться как политический партнер, способный балансировать между Россией и Западом, а также сдерживающий фактором для путинского экспансионизма.
— В настоящее время Лукашенко даже в малейшей степени не является оппонентом России, а наоборот — он стал заложником Кремля. Нынешний белорусский режим работает на Россию. Следовательно, он должен быть любым способом отстранен от власти. Президент Лукашенко окончательно потерял реальную общественную поддержку, основой его власти являются ныне силовые структуры. Это означает, что он больше не может быть партнером для Запада, хотя, возможно, еще долго будет занимать пост президента. На мой взгляд имеет глубокий смысл поддерживать белорусскую оппозицию, содействовать организации и укреплению ее структур, поскольку будущее за ней. Но пока оппозиционному движению в Белоруссии не хватает не только лидеров и структур, но прежде всего четко сформулированных целей и программы на будущее. Польша может оказать белорусской оппозиции содействие в процессе мирной выработки программы действий на будущее.
© Sputnik | Перейти в фотобанкПолитолог Анджей Таляга нагнетает ситуацию и утверждает, что есть все основания говорить о росте напряженности на границах Белоруссии со странами НАТО. Это все из-за учений «Славянское братство-2020». По отношению к Лукашенко он очень категоричен — его нужно отстранить от власти любым способом, так как онработает на Россию.На полигоне вблизи границы с Польшей 14 сентября начались российско-белорусские учения «Славянское братство-2020». Всего от России в маневрах примут участие порядка 300 военных и около 70 единиц военной техники. Между тем, в Литве в Шяуляйском, Каунасском и Вильнюсском уездах начались учения НАТО по противовоздушной обороне под кодовым названием «Наследие Тобрука — 2020». В них принимают участие около тысячи солдат из Литвы, Польши, США, Эстонии, Италии, Латвии, Франции, Словакии и Венгрии. Гость передачи «Мир на ладони» международный обозреватель Анджей Таляга напоминает, что президент Белоруссии Александр Лукашенко не исключил применения военной силы в случае агрессии со стороны НАТО. Также президент Путин говорил недавно о возможности оказания Белоруссии «братской помощи» на основе договора о коллективной обороне. По мнению Анджея Таляги, есть основания для того, что говорить о росте военной напряженности на границах Белоруссии со странами НАТО — Литвой и Польшей. — Всегда в ситуации передвижения войск, а также появляющейся возможности их задействования, вполне реальной является угроза, что это произойдет. А значит, такая ситуация является поводом для беспокойства. Конечно, вероятность осуществления такого сценария существует, хотя лишь в небольшой степени. Если говорим о движении войск, то надо отметить активность НАТО на территории Литвы вблизи границы с Белоруссией. В последнее время для совместных учений в Литву на полигон у белорусских границ переброшен бронетанковый батальон войск США, укомплектованный танками М1 Abrams. В Вильнюсе уверяют, что маневры никак не связаны с протестами против Александра Лукашенко в Белоруссии, но Минск тоже разворачивает большую часть своей армии у своих западных границ, воспринимая движение натовских войск как провокацию. Правда, силы НАТО, дислоцированные в Литве и Польше, не в состоянии выполнить эффективно какую-то агрессивную операцию с захватом белорусской территории, но они могут оказать реальное сопротивление в случае вполне возможных вооруженных инцидентов на границе. Я не исключаю, что белорусская сторона может провоцировать подобные инциденты, чтобы использовать их в пропагандистских целях. Прижатый к стене диктатор может решится на такой шаг. Но я исключаю, чтобы в вооруженных провокациях на границе со странами НАТО участвовали регулярные части армии Российской Федерации. Конечно, у россиян есть хорошо отработанный сценарий использования в таких ситуациях пресловутых «зеленых человечков». А значит, несомненно по обеим сторонам белорусско-натовской границы мы имеем дело с повышенной активностью вооруженных сил. Тот факт, что Россия и Белоруссия заявляют о возможности задействовать военные части на территории мятежной страны вытекает, во-первых, из Ташкентского договора, а во-вторых, из соглашения от 1999 года о создании Союзного государства России и Республики Беларусь, которое полностью внедрено не было, но существует как официальный документ, на него сегодня ссылаются обе стороны. В последнее время произошел целый ряд инцидентов с участием самолетов и кораблей России и НАТО, в частности, в Черном море. — В американской и натовской стратегии Черное море считается более уязвимой конфликтогенной территорией, чем, допустим Балтика. И об этом стоит помнить. Потому, что военно-политическая обстановка в черноморском регионе далека от стабильности. Я имею в виду, например, Крым и Приднестровье, где размещены значительные российские силы, а также Румынию, которая в военно-стратегическом плане является важнейшей страной на восточных рубежах НАТО. Международно-правовой статус Черного моря носит более спорный, неопределенный характер, нежели акватория Балтийского моря. Как на ваш взгляд будет развиваться ситуация в Белоруссии? — Президенту Лукашенко удалось настолько запугать протестующих, что они не решаются предпринимать более радикальные действия, например, штурмовать государственные здания, как это происходило в ходе протестов в Киеве. Я напомню, во время украинского Евромайдана в 2013 году его участники заняли Президентский дворец. В такой ситуации даже самые многолюдные, но мирные протесты, не могут заставить президента Лукашенко уйти с должности. Создается впечатление, что белорусские власти приняли условия этой своеобразной «игры», решив переждать протестную волну. Наряду с этим, они ужесточают репрессии против участников протестов. Вдобавок Запад не оказывает должного нажима на власти Белоруссии. При отсутствии более радикальных действий президент Лукашенко может себе позволить игнорировать уличные протесты. У белорусской оппозиции также нет тактики действий в более длинной перспективе. Разве можно такой тактикой назвать еженедельный выход на мирные демонстрации протеста? По мнению Анджея Таляги, Александр Лукашенко не может больше рассматриваться как политический партнер, способный балансировать между Россией и Западом, а также сдерживающий фактором для путинского экспансионизма. — В настоящее время Лукашенко даже в малейшей степени не является оппонентом России, а наоборот — он стал заложником Кремля. Нынешний белорусский режим работает на Россию. Следовательно, он должен быть любым способом отстранен от власти. Президент Лукашенко окончательно потерял реальную общественную поддержку, основой его власти являются ныне силовые структуры. Это означает, что он больше не может быть партнером для Запада, хотя, возможно, еще долго будет занимать пост президента. На мой взгляд имеет глубокий смысл поддерживать белорусскую оппозицию, содействовать организации и укреплению ее структур, поскольку будущее за ней. Но пока оппозиционному движению в Белоруссии не хватает не только лидеров и структур, но прежде всего четко сформулированных целей и программы на будущее. Польша может оказать белорусской оппозиции содействие в процессе мирной выработки программы действий на будущее.
Комментарии (0)