Что-то пошло не так: В России строят тыловую мелочь, в США – атомные подлодки - «Новости Дня»

  • 21:00, 30-июн-2018
  • Военные действия
  • Флорентина
  • 0

Что-то пошло не так: В России строят тыловую мелочь, в США – атомные подлодки - «Новости Дня»

Министерство обороны России сообщило, что в состав Военно-морского флота на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге введён новый корабль. Им стало судно связи нового поколения «Иван Хурс». Оно будет нести службу на Черноморском флоте.


Сообщение пресс-департамента Минобороны составлено в радостных тонах, но настолько стандартно, что кажется сделанным под копирку. Церемония прошла под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирала Виктора Бурсука… В ней приняли участие руководство Объединенной судостроительной корпорации, генеральный директор предприятия «Северная верфь» Игорь Пономарев, представители проектно-конструкторского бюро «Айсберг»… Вице-адмирал Виктор Бурсук от имени Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва поздравил судостроителей…


Это всё очень важно, конечно. Как и слова приветствия адмирала Королёва: «Черноморский флот активно пополняется. Достойным очередным пополнением станет и судно связи «Иван Хурс».


Но и моряки, и военно-морские эксперты в очередной раз пожимают плечами. Да, новый корабль – всегда приятно для флота. Да, корабль связи — точнее, разведки и связи, недаром и имя ему подобрали символическое, в честь начальника Разведуправления Главного штаба ВМФ (как и имя первого корабля в серии «Юрий Иванов», в честь предыдущего начальника Разведывательного управления) разумеется, лишним не будет. Особенно в условиях всё возрастающей роли радиоэлектронной разведки радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Нет, с этим вопросов нет.


Вопрос в символах. 25 июня в США американские ВМС получили очередную многоцелевую атомную подводную лодку «Индиана» класса «Вирджиния». Тоже была торжественная церемония, тоже были поздравления – в общем, всё как положено. И вот тут символика нехорошо улыбнулась России. Можно даже сказать – ощерилась…


Пулемёты против ракет


Да, на «Иване Хурсе» из боевого вооружения указываются только то ли две, то ли четыре тумбовые пулемётные установки (МТПУ) ПЗРК типа «Игла». А на «Вирджинии» — 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед. Но это всё же несравнимые вещи, скажет любой специалист. Вы ещё водоизмещение в упрёк поставьте, скажет он: 8000 тонн у подлодки против 4000 у судна связи. Может, ему ещё и нырять научиться?


Да, сравнивать нужно сравнимое. И «Вирджинию» – с нашим «Ясенем», тоже многоцелевой атомариной и тоже лодкой 4-го поколения. Тогда окажется, что «Ясени» проекта 885 – в лице, например, К-560 «Северодвинск» – практически по всем параметрам «Вирджинию» превосходят. По подводному водоизмещению – почти в два раза. По вооружению будет вообще суперпревосходство: против «Томагавков» – «Калибры» и «Ониксы», против их торпед – наши высокоскоростные, возможность ставить мины, способность поражать наземные, надводные и подводные цели чуть ли не одновременно. Во всяком случае, лодка изначально затачивалась на борьбу как с авианосцами и крейсерами, так и с подводными лодками и береговыми целями.


«Ясени» и ныряют глубже – 600 м против 500, и шумят поменьше, и дешевле в два раза- полтора миллиарда долларов против более трёх.


Но! Субмарина USS «Индиана» (SSN 789) – уже шестнадцатая в классе «Вирджиний». А «Северодвинск» пока один. Спущена на воду, правда, ещё «Казань» – модернизированный «Ясень» с ещё лучшими характеристиками. Но она уже на год отстаёт от обещаний – планируется, что на флот «Казань» уйдёт в 2019 году вместо ранее называвшегося 2018-го. И это ещё быстро – всего 10 лет от закладки до начала службы. «Северодвинск» строился 17 лет! А вот «Индиана» была заложена в сентябре 2012 года. И уже в море…


Кстати, «Иван Хурс» был заложен в ноябре 2013 года. То есть строился всего на год меньше многоцелевой современной субмарины. А его собрат «Юрий Иванов» строился больше 10 лет…


Впрочем, достаточно многоточий и символических сравнений. Скажем о главном, в чём некоторые специалисты видят серьёзную проблему российского кораблестроения.


Мелкое многотемье


Проблема в том, что в силу разных объективных – развал судостроительной отрасли, переданной некогда в частные руки и потом великими трудами и затратами из этих частных рук выцарапанной, — и субъективных причин – широкий круг желаний нынешнего командования ВМФ – в России возник явный крен в сторону вспомогательного флота. В ущерб боевому.


И тут тоже причины в целом понятны, указывают скептически настроенные эксперты. Денег на строительство достаточного количества полноценных боевых кораблей не хватает. Понятно, что флот не отказался бы от той же по численности серии, что американцы планируют с «Виджиниями», — до 30 единиц. Но у нас пока даже не ясно окончательно, будет ли к 2020 году 4 или 8 «Ясеней». И будут ли они к 20-му году…


С другой стороны, получается, что те же деньги, что выделаются на строительство кораблей, заказчик в лице флотского начальства тратит не на те же, например, «Ясени» (условно, не принимая в расчёт сами по себе ограниченные сегодня возможности наличных кораблестроительных мощностей), а на тыловую мелочь в виде буксиров, кораблей связи, минных тральщиков и даже адмиральских роскошных катеров. А в это время даже имеющиеся стапеля занимают медленно строящиеся корабли первого ранга. А медленно строятся они не в последнюю очередь из-за недостаточного финансирования.


Но главная проблема даже не в этом. В конце концов, нам и не нужен флот, сравнимый с американским. Мы – сухопутная держава, и для её обороны не менее пригодны малые ракетные корабли типа «Буян» с «Калибрами», нежели громадные авианосцы. Проблема в том, что как сам флот, так и кораблестроительство серьёзно страдают от недостаточной для нынешних условий инфраструктуры. Кстати, как и гражданский флот. Как и речной.


Корабельное «мелкотемье» – реакция часто вынужденная: уж лучше построить парочку МРК «Каракурт» в Керчи и Феодосии, чтобы и мощности не простаивали, и хотя бы такими корабликами флот пополнялся, нежели закладываться на авианосные крейсера. Потому что создание – воссоздание! – всей гигантской инфраструктуры, которая потребна для флота, стоит таких денег, которых у государства просто нет. И приходится из тупика выбираться не прокладыванием новой дороги, а выскальзыванием мелкими тропками. Всё равно ведь – выход.


Вот только символика огорчает…


Министерство обороны России сообщило, что в состав Военно-морского флота на судостроительном предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге введён новый корабль. Им стало судно связи нового поколения «Иван Хурс». Оно будет нести службу на Черноморском флоте. Сообщение пресс-департамента Минобороны составлено в радостных тонах, но настолько стандартно, что кажется сделанным под копирку. Церемония прошла под руководством заместителя Главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирала Виктора Бурсука… В ней приняли участие руководство Объединенной судостроительной корпорации, генеральный директор предприятия «Северная верфь» Игорь Пономарев, представители проектно-конструкторского бюро «Айсберг»… Вице-адмирал Виктор Бурсук от имени Главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва поздравил судостроителей… Это всё очень важно, конечно. Как и слова приветствия адмирала Королёва: «Черноморский флот активно пополняется. Достойным очередным пополнением станет и судно связи «Иван Хурс». Но и моряки, и военно-морские эксперты в очередной раз пожимают плечами. Да, новый корабль – всегда приятно для флота. Да, корабль связи — точнее, разведки и связи, недаром и имя ему подобрали символическое, в честь начальника Разведуправления Главного штаба ВМФ (как и имя первого корабля в серии «Юрий Иванов», в честь предыдущего начальника Разведывательного управления) разумеется, лишним не будет. Особенно в условиях всё возрастающей роли радиоэлектронной разведки радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Нет, с этим вопросов нет. Вопрос в символах. 25 июня в США американские ВМС получили очередную многоцелевую атомную подводную лодку «Индиана» класса «Вирджиния». Тоже была торжественная церемония, тоже были поздравления – в общем, всё как положено. И вот тут символика нехорошо улыбнулась России. Можно даже сказать – ощерилась… Пулемёты против ракет Да, на «Иване Хурсе» из боевого вооружения указываются только то ли две, то ли четыре тумбовые пулемётные установки (МТПУ) ПЗРК типа «Игла». А на «Вирджинии» — 12 ракет типа «Томагавк» и 28 торпед. Но это всё же несравнимые вещи, скажет любой специалист. Вы ещё водоизмещение в упрёк поставьте, скажет он: 8000 тонн у подлодки против 4000 у судна связи. Может, ему ещё и нырять научиться? Да, сравнивать нужно сравнимое. И «Вирджинию» – с нашим «Ясенем», тоже многоцелевой атомариной и тоже лодкой 4-го поколения. Тогда окажется, что «Ясени» проекта 885 – в лице, например, К-560 «Северодвинск» – практически по всем параметрам «Вирджинию» превосходят. По подводному водоизмещению – почти в два раза. По вооружению будет вообще суперпревосходство: против «Томагавков» – «Калибры» и «Ониксы», против их торпед – наши высокоскоростные, возможность ставить мины, способность поражать наземные, надводные и подводные цели чуть ли не одновременно. Во всяком случае, лодка изначально затачивалась на борьбу как с авианосцами и крейсерами, так и с подводными лодками и береговыми целями. «Ясени» и ныряют глубже – 600 м против 500, и шумят поменьше, и дешевле в два раза- полтора миллиарда долларов против более трёх. Но! Субмарина USS «Индиана» (SSN 789) – уже шестнадцатая в классе «Вирджиний». А «Северодвинск» пока один. Спущена на воду, правда, ещё «Казань» – модернизированный «Ясень» с ещё лучшими характеристиками. Но она уже на год отстаёт от обещаний – планируется, что на флот «Казань» уйдёт в 2019 году вместо ранее называвшегося 2018-го. И это ещё быстро – всего 10 лет от закладки до начала службы. «Северодвинск» строился 17 лет! А вот «Индиана» была заложена в сентябре 2012 года. И уже в море… Кстати, «Иван Хурс» был заложен в ноябре 2013 года. То есть строился всего на год меньше многоцелевой современной субмарины. А его собрат «Юрий Иванов» строился больше 10 лет… Впрочем, достаточно многоточий и символических сравнений. Скажем о главном, в чём некоторые специалисты видят серьёзную проблему российского кораблестроения. Мелкое многотемье Проблема в том, что в силу разных объективных – развал судостроительной отрасли, переданной некогда в частные руки и потом великими трудами и затратами из этих частных рук выцарапанной, — и субъективных причин – широкий круг желаний нынешнего командования ВМФ – в России возник явный крен в сторону вспомогательного флота. В ущерб боевому. И тут тоже причины в целом понятны, указывают скептически настроенные эксперты. Денег на строительство достаточного количества полноценных боевых кораблей не хватает. Понятно, что флот не отказался бы от той же по численности серии, что американцы планируют с «Виджиниями», — до 30 единиц. Но у нас пока даже не ясно окончательно, будет ли к 2020 году 4 или 8 «Ясеней». И будут ли они к 20-му году… С другой стороны, получается, что те же деньги, что выделаются на строительство кораблей, заказчик в лице флотского начальства тратит не на те же, например, «Ясени» (условно, не принимая в расчёт сами по себе ограниченные сегодня возможности наличных кораблестроительных мощностей), а на тыловую мелочь в виде буксиров, кораблей связи, минных тральщиков и даже адмиральских роскошных катеров. А в это время даже имеющиеся стапеля занимают медленно строящиеся корабли первого ранга. А медленно строятся они не в последнюю очередь из-за недостаточного финансирования. Но главная проблема даже не в этом. В конце концов, нам и не нужен флот, сравнимый с американским. Мы – сухопутная держава, и для её обороны не менее пригодны малые ракетные корабли типа «Буян» с «Калибрами», нежели громадные авианосцы. Проблема в том, что как сам флот, так и кораблестроительство серьёзно страдают от недостаточной для нынешних условий инфраструктуры. Кстати, как и гражданский флот. Как и речной. Корабельное «мелкотемье» – реакция часто вынужденная: уж лучше построить парочку МРК «Каракурт» в Керчи и Феодосии, чтобы и мощности не простаивали, и хотя бы такими корабликами флот пополнялся, нежели закладываться на авианосные крейсера. Потому что создание – воссоздание! – всей гигантской инфраструктуры, которая потребна для флота, стоит таких денег, которых у государства просто нет. И приходится из тупика выбираться не прокладыванием новой дороги, а выскальзыванием мелкими тропками. Всё равно ведь – выход. Вот только символика огорчает…


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!