В СССР строго регулировали, какие товары следует производить, в каком количестве и кто именно должен это делать. В стране было два завода микроавтобусов. УАЗ (Ульяновский автозавод) в Ульяновске выпускал полноприводную модель для сложных задач, а РАФ (Рижская автобусная фабрика) — обычные гражданские микроавтобусы.
РАФ начал работу в 1949 году с производства кабин и кузовов для грузовиков. Тогда он носил поэтичное имя «Рижский авторемонтный завод номер два» (так у автора, на самом деле в 1949 году на базе Рижского авторемонтного завода №2 создали Рижский завод автобусных кузовов — прим. перев.). Когда завод получил право производить микроавтобусы, его переименовали в Рижскую автобусную фабрику.
В 1958 году появилась на свет модель 977 — микроавтобус побольше аналога от «Фольксвагена», и с двигателем в передней части. Мотор и многие другие элементы были взяты от «Волги» ГАЗ-21. Двигатель объемом в 2,5 литра обладал мощностью в 75 лошадиных сил, что делало РАФ-977 довольно мощной машиной для своего класса. Хотя на самом-то деле этот микроавтобус был в стране единственным в своем роде, да и для клиентов это не имело большого значения, ведь рядовые граждане купить его не могли.
РАФ-977 использовались только государственными организациями, например, на них ездили сотрудники скорой помощи и пожарные, они применялись в аэропортах и так далее. У одной из модификаций были дополнительные стеклянные окна в крыше, примерно как у «Фольксваген Самба». Такими машинами располагал «Интурист», который возил на них гостей на экскурсии.
Однако были и исключения. Например, если в семье было более четырех детей, она могла подать заявку и получить разрешение на покупку или аренду такого микроавтобуса.
Изначально экспортировать их не предполагалось, но некоторое количество РАФ-977 все-таки попало в страны-спутники СССР: в Болгарию, Венгрию и даже на Кубу.
Так или иначе, спрос на них был настолько высок, что в 1966 году их даже начали производить в Ереване, нынешней столице Армении. Там их выпускали под названием ЕрАз-762 вплоть до 1996 года. В Риге же заслуженную модель 977 в 1976 году заменили новой — 2203-й — которую еще называли «Латвия».
Ее усовершенствовали по многим параметрам, хотя нельзя сказать, что она была особенно современной. Мощность двигателя от «Волги» ГАЗ-24 составляла 95 лошадиных сил. Много что было взято от «Москвича» 408-й и 412-й моделей. Также автомобиль стал несколько больше: длина его немного превышала 5 метров, а ширина составляла 2 метра.
Как и предшественника, этот микроавтобус использовался государственными службами, а также в качестве общественного транспорта. С тех пор модель 2203 не претерпела существенных изменений, зато окружающий ее мир — еще как. Советский Союз распался, и наступили новые бурные времена, когда приходилось приспосабливаться к рыночной экономике, взаимодействию с другими странами и так далее.
РАФ оказалась в независимой Латвии и стала принадлежать новому государству. Она была практически полностью отрезана от родной страны и привычного российского рынка. Прошло много времени, прежде чем отношения с новыми прибалтийскими государствами немного оттаяли.
Но теперь ей и не нужна была Россия, в ее распоряжении оказался весь остальной мир. К фабрике в Риге проявляли интерес в Европе, Японии и Корее. Правда, присмотревшись поближе, иностранные партнеры удалились. Тем не менее фабрике удалось наладить контакт с английской компанией International Automotive Design, чтобы разработать новый дизайн для открытого рынка. Компания могла создать прототип, который выглядел бы современно, но сама РАФ не была в состоянии всерьез усовершенствовать автомобиль.
Вместо этого продолжали производить 2023, и последним автомобилем, который фабрика выпустила в 1997 году, стала специальная модель 3311. По иронии судьбы, ее часто использовали на похоронах. Через год разорилась и сама фабрика.
* в Швеции «народным автобусом» (folkabuss) называли микроавтобус «Фольксваген-T2».
Новости дня / Россия / Мнения / Законы / ЖКХ / Технологии / Спорт / Видео / Власть / Бизнес / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Чемпионат / Латинская Америка / Здоровье / Большой Кавказ / Мобильные технологии
Новости дня / Политика / ЖКХ / Россия / Здоровье / Крым / Власть / Видео / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Велоспорт / Технологии / Законы / Спорт
Политика / Новости дня / Спорт / Здоровье / Технологии / ЖКХ / Бизнес / ДНР и ЛНР / Общество / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Видео / Мир
Gilbert
0
Тем временем в Хужекорее, 27-го сентября сего года, в городке Тэджон, сгорел датацентр. Об этом за прошедшие 2 дня из профильных изданий не написал только ленивый. Всё...
Политика / Новости дня / Видео / Россия / Мнения / Технологии / США / Интернет / Происшествия и криминал / Украина / Спорт
Smith
0
Представитель МИД России не стала отрицать, что Хельсинкские принципы полувековой давности сегодня преданы забвению. И виноваты в этом действительно страны, которые их...
Новости дня / Политика / Мир / Здоровье / Общество / Мероприятия / Большой Кавказ / США / Технологии / Военные действия
Оксана
0
Нюанс в том, что спустя 3,5 года спецоперации мы по-прежнему живём по чужой повестке. Сначала Байрактары, потом бронетехника, HIMARS, разговоры об авиации, теперь...
Новости дня / США / Политика / Военные действия / Большой Кавказ / Здоровье / ДНР и ЛНР / Технологии / Общество / Видео / Европа / Белоруссия / Транспорт
Константин
0
США могут организовать в Венесуэле мятеж, как в 2019-м. Но есть и «план Б»На фото: уничтожение судна наркоторговцев у побережья ВенесуэлыВооруженные силы Соединенных...
Комментарии (0)