Политика / Россия / Азия / Новости дня / Ростов-на-Дону / Большой Кавказ / Нижний Новгород / Аналитика / Технологии / Транспорт / Мир / Европа / Экономика
Когда пять лет назад Дмитрий Унагаев купил свой первый электромобиль, друзья и соседи в его родном Хабаровске были озадачены. Но с тех пор многое изменилось. Сегодня в этом городе на российском Дальнем Востоке электромобили стали обычным явлением.
«Эти автомобили можно увидеть практически на каждом углу», — сказал 31-летний Унагаев, который владеет автомастерской. На улицах и во дворах припарковано множество электрокаров. По словам Унагаева, люди даже спускают розетки с балконов, чтобы заражать свои машины.
Более одной пятой всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май, были проданы в Хабаровске и других частях российского Дальнего Востока, хотя, согласно данным московского аналитического агентства «Автостат», в этом регионе проживает всего 4% населения страны. В столице России, где проживает как минимум в два раза больше людей, было продано всего 14% электромобилей.
Российский Дальний Восток — это не слишком богатый регион, и его точно нельзя назвать бастионом экологической сознательности. Интерес его жителей к электрокарам объясняется уникальной экономической ситуацией в регионе, который изолирован от западной части страны. Тем не менее этот регион позволяет нам понаблюдать за тенденциями — рост цен на нефть, снижение цен на электроэнергию и падение стоимости обслуживания электрокаров, — которые однажды могут обусловить массовый переход на электромобили по всей стране и за ее пределами.
Благодаря близости к Азии местные жители имеют доступ к достаточно недорогим подержанным электромобилям, импортируемым из Японии. Первый автомобиль Унагаева с питанием от аккумулятора был подержанным Nissan Leaf. Подержанные электромобили выпущенные c 2011 по 2013 год, стоят от 400 000 до 600 000 рублей, согласно данным популярного российского сайта с объявлениями о продаже автомобилей. В конце концов Унагаеву удалось поменять свой Leaf на подержанную Tesla.
Для российского Дальнего Востока также характерны относительно невысокие цены на электричество, которое субсидируется государством, стремящимся стимулировать развитие региона. В то же время из-за недостаточных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов цены на топливо в регионе, как правило, выше, чем в среднем по России. По данным Росстата, на конец июля цены на топливо на Дальнем Востоке были выше средних по стране на 6%.
Совокупное действие этих рыночных сил позволило достичь в этом регионе России того, чего правительства различных стран пытаются достичь во всем мире посредством своей политики и технологических достижений, а именно сделать электромобили более дешевой альтернативой их аналогам, работающим на бензине.
«Главная движущая сила одинакова во всем мире, — сказал старший консультант компании Vygon Consulting Евгений Тыртов. — Потребители начинают массово голосовать рублем, евро и долларами за электромобили, как только они становятся более экономичными, чем традиционные автомобили».
Математика проста, как сказала 41-летняя Ольга Иванова, глава строительной фирмы в Иркутске, городе на востоке Сибири. Электричество для зарядки ее электромобиля обходится ей в 500 рублей в месяц, а на бензин для второй машины ее семья ежемесячно тратит почти 10 000 рублей.
«Мы с мужем посчитали, что на топливе и других расходах на обычный автомобиль мы сможем сэкономить около 200 000 рублей в год, — сказала Иванова. — Не могу сказать, что мне не хватает денег, но, когда вы понимаете, что вы можете получить тот же уровень комфорта, то же удовольствие и при этом сэкономить 200 тысячи рублей, это довольно приятно».
По данным Vygon Consulting, экономия при владении подержанным Nissan Leaf на российском Дальнем Востоке составляет в среднем 40-50 тысяч рублей в год по сравнению со стоимостью владения российской Lada Granta, которую принято называть «народным автомобилем». Эта сумма примерно равна средней месячной зарплате в регионе.
«У нас также есть автомобиль, работающий на бензине, но мы его редко используем, потому что нам не нужно ездить на большие расстояния», — сказал 28-летний Алексей Жуков, маркетолог из Хабаровска. Ранее в этом году он купил подержанный Nissan Leaf, решив последовать примеру своих родственников.
Микрокосм российского Дальнего Востока отличается от реальности остальной части страны. По данным Vygon Consulting, электромобили составляют менее 0,2% от общего парка легковых автомобилей в России. Неудивительно, что высокая цена нового электромобиля остается основным препятствием для потенциальных покупателей. Но это изменится, как только снизятся цены на батареи. Средневзвешенная по объему рыночная цена на литиево-ионный аккумулятор в 2020 году составила 137 долларов за киловатт-час — это существенное падение цены по сравнению с 2010 годом, когда она составляла 1191 доллар за киловатт-час. И цены продолжат падать: согласно прогнозу старшего аналитика BNEF Александры О'Донован (Aleksandra O'Donovan) к 2024 году цена опустится ниже 100 долларов, а в 2030 году она достигнет 58 долларов за киловатт-час.
«Мы прогнозируем, что в конце 2020-х годов электромобили будут обходиться так же, как и традиционные автомобили, или даже дешевле», — сказал она.
Внешние факторы, такие как стоимость электроэнергии в сравнении со стоимостью бензина, будут зависеть от политики правительства, субсидий и состояния рынков угля, и все эти факторы заметно варьируются от одной страны к другой. Тем не менее распространение электромобилей, даже в таких относительно небольших городах, как Хабаровск, позволяет людям ближе познакомиться с преимуществами технологии, которая позволяет экономить и снижать выбросы углекислого газа.
«Динамика электромобиля, то, как он разгоняется, — это бонус к возможности сэкономить, — сказала Иванова. — Это ни с чем несравнимое ощущение».
Стейси Ноблет (Stacy Noblet), руководитель отдела по электрификации транспорта в консалтинговой компании ICF, считает, что привлекательность электромобилей в глазах потребителей будет только расти. «Водители электрокаров делятся своими историями и рассказывают их соседям», — пояснила она.
«Сарафанное радио» набирает обороты по всей России. На множестве онлайн-форумов энтузиасты электромобилей активно рекламируют этот вид транспорта, стараясь убедить сограждан в том, насколько приятно «проезжать мимо автозаправок с улыбкой на лице».
Атаки Украины на российские НПЗ привели к существенному росту мировых цен на нефть, пишет TNI. Более того, такие акции...
08-дек-2025
Новости дня / Политика / Технологии / ДНР и ЛНР / Ростов-на-Дону / Украина / Происшествия и криминал / Военные действия / Бизнес / Европа / Латинская Америка / Экономика / Россия / Большой Кавказ
Никита Демьянов Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская...
08-дек-2025
Новости дня / Россия / Здоровье / Политика / Судьи / Технологии / ДНР и ЛНР / ЖКХ / Чемпионат / Европа / Недвижимость / Наука / Власть / Общество / Видео / США / Статистика / Большой Кавказ / Законы
Оборона ВСУ рассыпается, пишет норвежское издание Steigan. США уже приняли судьбоносное решение, и дни Зеленского у...
08-дек-2025
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Интервью звёзд / Украина / Армения / Россия / Латинская Америка / США / Политика / Европа / Военные действия / Аналитика / Технологии / Власть / Чемпионат / Мир / ЖКХ / Команды
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Технологии / ДНР и ЛНР / Ростов-на-Дону / Украина / Происшествия и криминал / Военные действия / Бизнес / Европа / Латинская Америка / Экономика / Россия / Большой Кавказ
Христофор
0
Атаки Украины на российские НПЗ привели к существенному росту мировых цен на нефть, пишет TNI. Более того, такие акции ни на йоту не изменили ход СВО, зато ударили по...
Новости дня / Россия / Здоровье / Политика / Судьи / Технологии / ДНР и ЛНР / ЖКХ / Чемпионат / Европа / Недвижимость / Наука / Власть / Общество / Видео / США / Статистика / Большой Кавказ / Законы
Fitzgerald
0
Никита Демьянов Латвию заставили расплатиться за грабеж российской государственной собственности. Прибалтийская республика незаконно экспроприировала находившийся в Риге...
Новости дня / ДНР и ЛНР / Здоровье / Интервью звёзд / Украина / Армения / Россия / Латинская Америка / США / Политика / Европа / Военные действия / Аналитика / Технологии / Власть / Чемпионат / Мир / ЖКХ / Команды
Клавдий
0
Оборона ВСУ рассыпается, пишет норвежское издание Steigan. США уже приняли судьбоносное решение, и дни Зеленского у власти сочтены. Ничто не помешает России освободить...
Новости дня / Власть / Чемпионат / Видео / Фото репортаж / Политика / Армения / Военные действия / Россия / Ростов-на-Дону
Jenkin
0
В 90 городах Германии прошли массовые протесты против возвращения обязательной службы. Лозунг «Лучше жить под властью Путина, чем воевать» взорвал общество. Лозунг,...
Комментарии (0)