Carnegie Moscow Center (Россия): подарок к юбилею. Зачем Болтон приезжал к Лукашенко - «Политика»

  • 20:06, 02-сен-2019
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© AP Photo, Yuri Oreshkin/BelTA Pool Photo via APПриезд советника Трампа в Минск войдет в белорусскую историю как символ нового отношения США к стране и региону, считает автор статьи. Но, предостерегает он, ошибаются те, кто трактует этот ознакомительный визит как нечто большее. И белорусские чиновники, и советник Трампа поспешили заявить, что никто никуда Минск не перетягивает, а стороны лишь договорились общаться дальше. Так ли это?

Больше 25 лет в Белоруссию не приезжали американские чиновники выше рангом, чем советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон. По пути из Киева и Кишинева он заехал в Минск, где его тепло принял Александр Лукашенко. Через Болтона белорусский президент передал подарки Дональду и Мелании Трамп и назвал этот визит историческим.


Новый общий интерес


После того, как в середине 1990-х Белоруссия вывела из страны остатки советского ядерного оружия, интерес США к ней сильно снизился. Такие не сильно значимые постсоветские страны Вашингтон дежурно хлопал по плечу за демократические реформы или наказывал санкциями за движение в другую сторону.


В 2004 году, когда Лукашенко через референдум снял ограничение на переизбрания, Конгресс принял Акт о демократии в Беларуси, которым ввел первые экономические и персональные санкции против Минска. Их постепенное расширение к 2008 году привело к отзыву послов и сокращению посольств в обеих странах до пяти дипломатов.


С началом потепления в 2015 году в отношениях Белоруссии с Западом США заморозили часть экономических санкций. Стороны стали обсуждать возвращение послов и официально договорились об этом в начале 2019 года.


Интересным образом изменилось восприятие Белоруссии в Вашингтоне. Там заметили миротворческие маневры Минска и его проблемы в отношениях с Москвой. В конце прошлого года помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл перечислил Белоруссию вместе с Украиной и Молдавией в ряду стран, чья независимость служит «бастионом, защищающим от российского неоимпериализма». То есть Вашингтон, по сути, признал, что у него с Минском есть определенный общий интерес, связанный с желанием остановить экспансию Москвы в Восточной Европе.



Отсюда и вырос визит Болтона. Вопрос белорусского суверенитета оказался актуальным из-за переговоров об интеграции между Минском и Москвой. Западные СМИ почти единогласно увидели в этом план Путина поглотить Белоруссию, чтобы остаться у власти после 2024 года. В этом смысле приезд Болтона — жест символической поддержки и попытка лично выяснить, что на уме у белорусских элит, насколько всерьез они готовы сопротивляться давлению России.


Если остальные американские визитеры до Болтона говорили в общих чертах, что поддерживают белорусский суверенитет, то он предельно конкретно обозначил угрозу. Советник Трампа заявил, что белорусский народ должен сам решать, какие отношения ему строить с Россией, и что, по его впечатлению, белорусы хотят независимости. Это можно назвать «крымской оговоркой» — США публично сообщают, что не поверят в версию, что белорусы в едином порыве рвутся в Россию, если вдруг кто-то захочет таким образом оправдать лишение Минска суверенитета.


«Джон Болтон привезет из Белоруссии в Штаты уверенность, что наше государство суверенитетом и национальными интересами не торгует», — пафосно сообщило белорусское госТВ по итогам визита. Тем самым подтвердив, что как минимум одной из тем разговора была российская угроза.


Китай и неопознанные вооружения


Были еще две важные темы, четко и по нескольку раз прозвучавшие в речах Болтона в Минске — Китай и нераспространение оружия. Как известно, администрация Трампа считает именно Китай, а не Россию своим главным оппонентом. Собственно, и в Киеве Болтон отговаривал украинцев продавать Китаю авиационный завод «Мотор Сич».


Перед вылетом из белорусской столицы помощник Трампа повторил свой тезис об опасности технологического сотрудничества с Китаем: «Мы говорили об угрозе пятому поколению телекоммуникаций от таких компаний, как Huawei. Я указал президенту по дороге из аэропорта во Дворец независимости на магазин Huawei, который мы проезжали — прямо здесь в Минске».


Если Болтон и правда намекнул, что США не в восторге от каких-то китайских проектов в Белоруссии, то у Лукашенко было чем успокоить гостя. Во-первых, белорусско-китайское сотрудничество — мизер по сравнению с белорусско-российским (товарооборот меньше в десять раз) и даже белорусско-европейским.


Последнее время китайские проекты в Белоруссии и вовсе один за другим оборачиваются скандалами: одни объекты не открываются в срок, другие вызывают экологические протесты на местах, третьи заканчиваются подозрениями в промышленных диверсиях и разрывом инвестиционных договоров.


Достижением стала совместная военная разработка, система залпового огня «Полонез». Но этому проекту уже четыре года, Минск успешно поставил «Полонезы» на вооружение и продает их Азербайджану. Вряд ли Болтон стал бы критиковать Лукашенко с таким опозданием.


Скорее Китай — дежурная тема в турне Болтона по региону. Нужно было расставить флажки, намекнуть местным элитам, что Вашингтону будет неприятно, если они дадут плацдарм для китайской экспансии в Европу.


А вот другой вопрос, который Болтон, по его словам, поднимал с Лукашенко и даже назвал «проблемой в отношениях» — это нераспространение оружия. Этот момент стал полем для спекуляций в Белоруссии, потому что помощник президента США так и не пояснил, что именно он имеет в виду.


Версии две. Либо речь шла о случившихся или планируемых поставках оружия из Белоруссии каким-то врагам США, вроде Ирана или Сирии. Либо Болтон хотел убедиться, что после разрыва ДРСМД или в связи с планами США нарастить военное присутствие в Польше Белоруссия не пустит на свою территорию новые российские вооружения и войска. К сожалению, пока только участники переговоров знают, какая из версий верна. Не исключено, что обе.


Наконец, еще одна тема, которая точно звучала на встрече — переговоры по Украине. Минск хочет не только оставаться местом их проведения, но уже пять лет зовет США присоединиться к нормандскому формату.


Пока неизвестно о конкретных планах на эту тему. Но Лукашенко почти наверняка не упустил возможности порадовать ухо американского ястреба и давнего сторонника интервенций США по всему миру Болтона словами, что без Вашингтона решить украинский кризис не получается.


Ознакомительный визит


И белорусские чиновники, и советник Трампа поспешили донести до всех мысль, что в визите было больше внешнего, чем содержательного. Болтон открыто сказал, что никаких решений на встрече не было принято, проблемные вопросы остаются, и что он другого и не ждал. Глава белорусского МИДа Владимир Макей выступил с отдельным заявлением, что конспирологи все врут, никто никуда Минск не перетягивает, а стороны лишь договорились общаться дальше.


Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков даже с долей сарказма заявил, что «о тесном взаимодействии Беларуси и США, нам кажется, в настоящий момент говорить не приходится». В общем-то он прав. Военное и серьезное политическое сотрудничество между Минском и Вашингтоном невозможно из-за рамок, которые накладывают на Белоруссию ее союзнические обязательства перед Россией.



Остаются и формальные проблемы из-за ситуации с правами человека и действующего Акта о демократии в Беларуси. Отменить его может только Конгресс, который не будет этого делать при Лукашенко без радикальных перемен в Белоруссии. Сам же президент, со своими старшими сыновьями и окружением, до сих пор входит в американский черный список.


Насчет возможной отмены санкций Болтон сказал, что этот вопрос надо обсуждать в увязке с уже упомянутыми проблемами — правами человека и нераспространением оружия. И сразу же оговорился, что разговор этот будет затяжным.


Экономически США играют слишком малую роль в Белоруссии, чтобы помочь ей сбалансировать зависимость от России. Перед визитом Болтона стало известно, что Минск нанял лоббиста в Вашингтоне, чтобы добиться снятия санкций на поставки американской сырой нефти в Белоруссию. Но до завершения налогового маневра в России в 2024 году почти любая другая нефть для Минска будет дороже, особенно учитывая пока неясную логистику поставок.


Ближайший вопрос на повестке дня — восстановление нормальной работы дипмиссий с послами. Но это не уровень и не зона ответственности Болтона, особенно учитывая, что вопрос политически решен. Визит разве что мог помочь чиновникам из Госдепа, которые заняты темой, как ускорить какие-то бюрократические процедуры за счет внимания к Белоруссии на самом верху.


Встреча с Болтоном, да еще и накануне 65-летия, стала для Лукашенко приятным подарком. Белорусский президент все еще чувствует себя немного в изоляции, и поэтому особенно душевно принимает каждого высокого западного гостя.


Приезд советника Трампа войдет в белорусскую историю как символ нового отношения США к стране и региону. Но ошибаются те, кто, в тревоге или в надежде, трактует этот ознакомительный визит как нечто большее.


© AP Photo, Yuri Oreshkin/BelTA Pool Photo via APПриезд советника Трампа в Минск войдет в белорусскую историю как символ нового отношения США к стране и региону, считает автор статьи. Но, предостерегает он, ошибаются те, кто трактует этот ознакомительный визит как нечто большее. И белорусские чиновники, и советник Трампа поспешили заявить, что никто никуда Минск не перетягивает, а стороны лишь договорились общаться дальше. Так ли это?Больше 25 лет в Белоруссию не приезжали американские чиновники выше рангом, чем советник Трампа по нацбезопасности Джон Болтон. По пути из Киева и Кишинева он заехал в Минск, где его тепло принял Александр Лукашенко. Через Болтона белорусский президент передал подарки Дональду и Мелании Трамп и назвал этот визит историческим. Новый общий интерес После того, как в середине 1990-х Белоруссия вывела из страны остатки советского ядерного оружия, интерес США к ней сильно снизился. Такие не сильно значимые постсоветские страны Вашингтон дежурно хлопал по плечу за демократические реформы или наказывал санкциями за движение в другую сторону. В 2004 году, когда Лукашенко через референдум снял ограничение на переизбрания, Конгресс принял Акт о демократии в Беларуси, которым ввел первые экономические и персональные санкции против Минска. Их постепенное расширение к 2008 году привело к отзыву послов и сокращению посольств в обеих странах до пяти дипломатов. С началом потепления в 2015 году в отношениях Белоруссии с Западом США заморозили часть экономических санкций. Стороны стали обсуждать возвращение послов и официально договорились об этом в начале 2019 года. Интересным образом изменилось восприятие Белоруссии в Вашингтоне. Там заметили миротворческие маневры Минска и его проблемы в отношениях с Москвой. В конце прошлого года помощник госсекретаря США Уэсс Митчелл перечислил Белоруссию вместе с Украиной и Молдавией в ряду стран, чья независимость служит «бастионом, защищающим от российского неоимпериализма». То есть Вашингтон, по сути, признал, что у него с Минском есть определенный общий интерес, связанный с желанием остановить экспансию Москвы в Восточной Европе. Отсюда и вырос визит Болтона. Вопрос белорусского суверенитета оказался актуальным из-за переговоров об интеграции между Минском и Москвой. Западные СМИ почти единогласно увидели в этом план Путина поглотить Белоруссию, чтобы остаться у власти после 2024 года. В этом смысле приезд Болтона — жест символической поддержки и попытка лично выяснить, что на уме у белорусских элит, насколько всерьез они готовы сопротивляться давлению России. Если остальные американские визитеры до Болтона говорили в общих чертах, что поддерживают белорусский суверенитет, то он предельно конкретно обозначил угрозу. Советник Трампа заявил, что белорусский народ должен сам решать, какие отношения ему строить с Россией, и что, по его впечатлению, белорусы хотят независимости. Это можно назвать «крымской оговоркой» — США публично сообщают, что не поверят в версию, что белорусы в едином порыве рвутся в Россию, если вдруг кто-то захочет таким образом оправдать лишение Минска суверенитета. «Джон Болтон привезет из Белоруссии в Штаты уверенность, что наше государство суверенитетом и национальными интересами не торгует», — пафосно сообщило белорусское госТВ по итогам визита. Тем самым подтвердив, что как минимум одной из тем разговора была российская угроза. Китай и неопознанные вооружения Были еще две важные темы, четко и по нескольку раз прозвучавшие в речах Болтона в Минске — Китай и нераспространение оружия. Как известно, администрация Трампа считает именно Китай, а не Россию своим главным оппонентом. Собственно, и в Киеве Болтон отговаривал украинцев продавать Китаю авиационный завод «Мотор Сич». Перед вылетом из белорусской столицы помощник Трампа повторил свой тезис об опасности технологического сотрудничества с Китаем: «Мы говорили об угрозе пятому поколению телекоммуникаций от таких компаний, как Huawei. Я указал президенту по дороге из аэропорта во Дворец независимости на магазин Huawei, который мы проезжали — прямо здесь в Минске». Если Болтон и правда намекнул, что США не в восторге от каких-то китайских проектов в Белоруссии, то у Лукашенко было чем успокоить гостя. Во-первых, белорусско-китайское сотрудничество — мизер по сравнению с белорусско-российским (товарооборот меньше в десять раз) и даже белорусско-европейским. Последнее время китайские проекты в Белоруссии и вовсе один за другим оборачиваются скандалами: одни объекты не открываются в срок, другие вызывают экологические протесты на местах, третьи заканчиваются подозрениями в промышленных диверсиях и разрывом инвестиционных договоров. Достижением стала совместная военная разработка, система залпового огня «Полонез». Но этому проекту уже четыре года, Минск успешно поставил «Полонезы» на вооружение и продает их Азербайджану. Вряд ли Болтон стал бы критиковать Лукашенко с таким опозданием. Скорее Китай — дежурная тема в турне Болтона по региону. Нужно было расставить флажки, намекнуть местным элитам, что Вашингтону будет неприятно, если они дадут плацдарм для китайской экспансии в Европу. А вот другой вопрос, который Болтон, по его словам, поднимал с Лукашенко и даже назвал «проблемой в отношениях» — это нераспространение оружия. Этот момент стал полем для спекуляций в Белоруссии, потому что помощник президента США так и не пояснил, что именно он имеет в виду. Версии две. Либо речь шла о случившихся или планируемых поставках оружия из Белоруссии каким-то врагам США, вроде Ирана или Сирии. Либо Болтон хотел убедиться, что после разрыва ДРСМД или в связи с планами США нарастить военное присутствие в Польше Белоруссия не пустит на свою территорию новые российские вооружения и войска. К сожалению, пока только участники переговоров знают, какая из версий верна. Не исключено, что обе. Наконец, еще одна тема, которая точно звучала на встрече — переговоры по Украине. Минск хочет не только оставаться местом их проведения, но уже пять лет зовет США присоединиться к нормандскому формату. Пока неизвестно о конкретных планах на эту тему. Но Лукашенко почти наверняка не упустил возможности порадовать ухо американского ястреба и давнего сторонника интервенций США по всему миру Болтона словами, что без Вашингтона решить украинский кризис не получается. Ознакомительный визит И белорусские чиновники, и советник Трампа поспешили донести до всех мысль, что в визите было больше внешнего, чем содержательного. Болтон открыто сказал, что никаких решений на встрече не было принято, проблемные вопросы остаются, и что он другого и не ждал. Глава белорусского МИДа Владимир Макей выступил с отдельным заявлением, что конспирологи все врут, никто никуда Минск не перетягивает, а стороны лишь договорились общаться дальше. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков даже с долей сарказма заявил, что «о тесном взаимодействии Беларуси и США, нам кажется, в настоящий момент говорить не приходится». В общем-то он прав. Военное и серьезное политическое сотрудничество между Минском и Вашингтоном невозможно из-за рамок, которые накладывают на Белоруссию ее союзнические обязательства перед Россией. Остаются и формальные проблемы из-за ситуации с правами человека и действующего Акта о демократии в Беларуси. Отменить его может только Конгресс, который не будет этого делать при Лукашенко без радикальных перемен в Белоруссии. Сам же президент, со своими старшими сыновьями и окружением, до сих пор входит в американский черный список. Насчет возможной отмены санкций Болтон сказал, что этот вопрос надо обсуждать в увязке с уже упомянутыми проблемами — правами человека и нераспространением оружия. И сразу же оговорился, что разговор этот будет затяжным. Экономически США играют слишком малую роль в Белоруссии, чтобы помочь ей сбалансировать зависимость от России. Перед визитом Болтона стало известно, что Минск нанял лоббиста в Вашингтоне, чтобы добиться снятия санкций на поставки американской сырой нефти в Белоруссию. Но до завершения налогового маневра в России в 2024 году почти любая другая нефть для Минска будет дороже, особенно учитывая пока неясную логистику поставок. Ближайший вопрос на повестке дня — восстановление нормальной работы дипмиссий с послами. Но это не уровень и не зона ответственности Болтона, особенно учитывая, что вопрос политически решен. Визит разве что мог помочь чиновникам из Госдепа, которые заняты темой, как ускорить какие-то бюрократические процедуры за счет внимания к Белоруссии на самом верху. Встреча с Болтоном, да еще и накануне 65-летия, стала для Лукашенко приятным подарком. Белорусский президент все еще чувствует себя немного в изоляции, и поэтому особенно душевно принимает каждого высокого западного гостя. Приезд советника Трампа войдет в белорусскую историю как символ нового отношения США к стране и региону. Но ошибаются те, кто, в тревоге или в надежде, трактует этот ознакомительный визит как нечто большее.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!