У контрольно-пропускного пункта практически постоянно стоит очередь, состоящая в основном из пенсионеров. Люди стоят спокойно, но все выглядят изможденными. У них проверяют паспорта и вещи. Чтобы пограничники позволили попасть на другую сторону, нужно заранее обратиться в украинскую Службу безопасности и получить специальный электронный пропуск.
«Пройти может каждый, у кого есть паспорт признанного государства. С документами, выданными так называемыми Донецкой и Луганской народными республиками, мы не пропускаем», — объясняет подполковник Государственной пограничной службы Украины Игорь Шевчук.
На посту сейчас несут службу пограничники и полицейские. Еще недавно на первой линии стояла украинская армия, но на рубеже июня и июля обе стороны начали отвод войск, так что военные сейчас находятся дальше. Выстояв в очереди, люди переходят с территории пользующейся поддержкой России непризнанной ЛНР на территорию подконтрольную Киеву, которые разделяет Северский Донец, выступающий в последние пять лет линией фронта.
В Станице Ткачева также покупает лекарства себе и мужу, рассказывая, что в Луганске они стоят в три раза дороже. В аптеке пенсионерка оставила 1 511 гривен (4 тысячи рублей, прим.пер.), а еще 300 — 400 гривен (780 — 1050 рублей, — прим.пер.) ей придется отдать человеку, который провезет ее мужа на инвалидной коляске по мосту, и следующему, который поднимет его по деревянной лестнице. Это цена за дорогу только в одну сторону.
На месте, конечно, находятся спасатели, но они оказывают бесплатную помощь только совсем пожилым или людям с первой группой инвалидности. Муж Ткачевой мог бы ее получить, но женщина не может собрать необходимые документы и поэтому до сих пор платит помощникам. «До войны мы жили лучше. Я получала пенсию, на лекарства хватало», — вспоминает моя собеседница. У нее есть родственники не только в Станице Луганской и Луганске, но и в Киеве. Раньше она ездила в столицу, но теперь делать это стало сложнее, кроме того, отношения между людьми стали более напряженными. «Я бы хотела, чтобы воцарился мир, а жизнь стала легче, но в прошлое вернуться невозможно. Столько погибших, столько оставшихся сиротами детей, столько инвалидов. Это очень глубокая рана. Люди еще очень долго будут помнить обстрелы», — говорит Ткачева.
Донбасский бизнес
Сложная экономическая ситуация, появившаяся из-за войны «граница» и активное перемещение людей способствовали тому, что при пропускном пункте в Станице разрослась сфера услуг. Рядом с разрушенной автозаправкой появился небольшой рынок, на котором в основном продаются продукты. Там можно выпить кофе или пиво, обменять деньги (в обеих непризнанных донбасских республиках пользуются рублями). Здесь также стоят банкоматы украинского государственного Ощадбанка, в которых можно снять пенсию. У них выстраиваются самые длинные очереди. Есть также медицинские пункты. Неправительственные организации раздают чай и приглашают в свои офисы, где предлагают разнообразную помощь — от материальной до юридической.
У автостоянки дежурят пользующиеся ситуацией таксисты. Они отправляются только тогда, когда в машине не остается свободных мест. Тарифы на поездки за пределы Станицы Луганской не отличаются от киевских. Иногда приезжающие с противоположной стороны фронта не успевают уладить все дела и вернуться домой в тот же день, поэтому здесь так много объявлений о сдаче жилья. Иногда предлагаются отдельные комнаты, иногда — кровать в многоместном номере. Цена ночлега может доходить до 200 гривен (520 рублей, — прим.пер.). «За эти деньги можно найти приличную гостиницу в Харькове», — говорит Мазнев.
Здесь также работают «челноки». По украинским законам, каждое частное лицо, выезжающее на территории, которые находятся под контролем сепаратистов и России, может взять с собой 75 килограммов груза. Люди пользуются этим и стараются заработать. Иногда в их багаже — только сыр или овощи и фрукты, которые они перепродают в непризнанной Луганской республике.
Мужчина, который представился мне Андреем, занимается именно этим. Когда мы встретились, он как раз собирался в путь с загруженной коробками грузовой тележкой. Во всех, как он рассказал, находился сыр. «Есть лимит, я его не превышаю. Сегодня я выполняю заказ: беру такой груз, доставляю его к посту на противоположной стороне и возвращаюсь», — объясняет Андрей. Там товар, который попадет в продажу в ЛНР, забирает уже кто-то другой.
Как люди с тяжелыми тележками преодолевают разрушенный мост через Северский Донец? У Андрея есть помощник, а если бы даже его не было, у реки стоят люди, которые за плату перенесут не только инвалидную коляску, но и любой груз. Кажется, каждая экономическая ниша у этой «границы» кем-то занята.
800 метров
Во второй половине дня очередь у пропускного поста снова увеличивается: на этот раз в ней стоят те, кто хочет вернуться в Луганск. Среди ожидающих и Нина Ткачева со своим больным мужем. В последнее время переправляться стало легче: несколько недель назад от украинского КПП к разрушенному мосту пустили автобус, которым могут воспользоваться инвалиды и пенсионеры. Длина его маршрута — метров 800. Люди, которым приходится пересекать границу, рады тому, что для них сделали хотя бы это.
Tencent: Путин всё же это сделал — жёстко отреагировал на провокации Берлина. Мерца «припечатали» публично. Теперь у...
21-дек-2025
Новости дня / ЖКХ / Россия / Политика / Мнения / ДНР и ЛНР / Мир / Общество / Латинская Америка / Большой Кавказ / Спорт / Происшествия и криминал / Армения / Технологии / США / Украина
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Украина / США / Россия / Бизнес / Происшествия и криминал / Технологии / Чемпионат / Власть / Европа / Видео / Военные действия / Аналитика / Судьи / ДНР и ЛНР / Шоу-бизнес / Мнения / ЖКХ / Общество / Здоровье / Мир / Мобильные технологии / Латинская Америка / Статистика / Мероприятия
Новости дня / Мир / ЖКХ / Технологии / Россия / Видео / Большой Кавказ / Чемпионат / Политика / Латинская Америка / США / Украина / Аналитика / Бизнес / Крым / Энергетика / Здоровье / Армения / Спорт / Экономика / Происшествия и криминал / ДНР и ЛНР / Военные действия
Новости дня / ЖКХ / Россия / Политика / Мнения / ДНР и ЛНР / Мир / Общество / Латинская Америка / Большой Кавказ / Спорт / Происшествия и криминал / Армения / Технологии / США / Украина
Гавриил
0
Tencent: Путин всё же это сделал — жёстко отреагировал на провокации Берлина. Мерца «припечатали» публично. Теперь у немецкого канцлера есть прозвище. В Китае от...
Новости дня / Экономика / Политика / Россия / Европа / Общество / Власть / Большой Кавказ / Мероприятия / Мнения / ДНР и ЛНР / Недвижимость
Розина
0
Российская экономическая система давно стала частью западного капитализма, и устранить ее оттуда не могут ни санкции, ни попытки изолировать. Поэтому вся сфера...
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / ЖКХ / Транспорт / Фото репортаж / Чемпионат / Власть / Спорт / Большой Кавказ / Мир / Происшествия и криминал / Футбол / Ростов-на-Дону / Скандалы / Военные действия
Евгений
0
Сливы файлов Эпштейна с многочисленными фотографиями как будто скандальные, но с другой стороны — как будто и нет. Они показывают нам то, что мы, может, не видели своими...
Европа / Политика / Новости дня / ЖКХ / Транспорт / Технологии / Видео / Общество / Украина / Спорт / Здоровье / Бизнес / ДНР и ЛНР / Екатеринбург / Военные действия
Надежда
0
Страны Евросоюза будут каждый год платить три миллиарда евро по займу для Киева, сообщило Politico."Налогоплательщикам ЕС придется ежегодно выплачивать три миллиарда...
Комментарии (0)