У контрольно-пропускного пункта практически постоянно стоит очередь, состоящая в основном из пенсионеров. Люди стоят спокойно, но все выглядят изможденными. У них проверяют паспорта и вещи. Чтобы пограничники позволили попасть на другую сторону, нужно заранее обратиться в украинскую Службу безопасности и получить специальный электронный пропуск.
«Пройти может каждый, у кого есть паспорт признанного государства. С документами, выданными так называемыми Донецкой и Луганской народными республиками, мы не пропускаем», — объясняет подполковник Государственной пограничной службы Украины Игорь Шевчук.
На посту сейчас несут службу пограничники и полицейские. Еще недавно на первой линии стояла украинская армия, но на рубеже июня и июля обе стороны начали отвод войск, так что военные сейчас находятся дальше. Выстояв в очереди, люди переходят с территории пользующейся поддержкой России непризнанной ЛНР на территорию подконтрольную Киеву, которые разделяет Северский Донец, выступающий в последние пять лет линией фронта.
В Станице Ткачева также покупает лекарства себе и мужу, рассказывая, что в Луганске они стоят в три раза дороже. В аптеке пенсионерка оставила 1 511 гривен (4 тысячи рублей, прим.пер.), а еще 300 — 400 гривен (780 — 1050 рублей, — прим.пер.) ей придется отдать человеку, который провезет ее мужа на инвалидной коляске по мосту, и следующему, который поднимет его по деревянной лестнице. Это цена за дорогу только в одну сторону.
На месте, конечно, находятся спасатели, но они оказывают бесплатную помощь только совсем пожилым или людям с первой группой инвалидности. Муж Ткачевой мог бы ее получить, но женщина не может собрать необходимые документы и поэтому до сих пор платит помощникам. «До войны мы жили лучше. Я получала пенсию, на лекарства хватало», — вспоминает моя собеседница. У нее есть родственники не только в Станице Луганской и Луганске, но и в Киеве. Раньше она ездила в столицу, но теперь делать это стало сложнее, кроме того, отношения между людьми стали более напряженными. «Я бы хотела, чтобы воцарился мир, а жизнь стала легче, но в прошлое вернуться невозможно. Столько погибших, столько оставшихся сиротами детей, столько инвалидов. Это очень глубокая рана. Люди еще очень долго будут помнить обстрелы», — говорит Ткачева.
Донбасский бизнес
Сложная экономическая ситуация, появившаяся из-за войны «граница» и активное перемещение людей способствовали тому, что при пропускном пункте в Станице разрослась сфера услуг. Рядом с разрушенной автозаправкой появился небольшой рынок, на котором в основном продаются продукты. Там можно выпить кофе или пиво, обменять деньги (в обеих непризнанных донбасских республиках пользуются рублями). Здесь также стоят банкоматы украинского государственного Ощадбанка, в которых можно снять пенсию. У них выстраиваются самые длинные очереди. Есть также медицинские пункты. Неправительственные организации раздают чай и приглашают в свои офисы, где предлагают разнообразную помощь — от материальной до юридической.
У автостоянки дежурят пользующиеся ситуацией таксисты. Они отправляются только тогда, когда в машине не остается свободных мест. Тарифы на поездки за пределы Станицы Луганской не отличаются от киевских. Иногда приезжающие с противоположной стороны фронта не успевают уладить все дела и вернуться домой в тот же день, поэтому здесь так много объявлений о сдаче жилья. Иногда предлагаются отдельные комнаты, иногда — кровать в многоместном номере. Цена ночлега может доходить до 200 гривен (520 рублей, — прим.пер.). «За эти деньги можно найти приличную гостиницу в Харькове», — говорит Мазнев.
Здесь также работают «челноки». По украинским законам, каждое частное лицо, выезжающее на территории, которые находятся под контролем сепаратистов и России, может взять с собой 75 килограммов груза. Люди пользуются этим и стараются заработать. Иногда в их багаже — только сыр или овощи и фрукты, которые они перепродают в непризнанной Луганской республике.
Мужчина, который представился мне Андреем, занимается именно этим. Когда мы встретились, он как раз собирался в путь с загруженной коробками грузовой тележкой. Во всех, как он рассказал, находился сыр. «Есть лимит, я его не превышаю. Сегодня я выполняю заказ: беру такой груз, доставляю его к посту на противоположной стороне и возвращаюсь», — объясняет Андрей. Там товар, который попадет в продажу в ЛНР, забирает уже кто-то другой.
Как люди с тяжелыми тележками преодолевают разрушенный мост через Северский Донец? У Андрея есть помощник, а если бы даже его не было, у реки стоят люди, которые за плату перенесут не только инвалидную коляску, но и любой груз. Кажется, каждая экономическая ниша у этой «границы» кем-то занята.
800 метров
Во второй половине дня очередь у пропускного поста снова увеличивается: на этот раз в ней стоят те, кто хочет вернуться в Луганск. Среди ожидающих и Нина Ткачева со своим больным мужем. В последнее время переправляться стало легче: несколько недель назад от украинского КПП к разрушенному мосту пустили автобус, которым могут воспользоваться инвалиды и пенсионеры. Длина его маршрута — метров 800. Люди, которым приходится пересекать границу, рады тому, что для них сделали хотя бы это.
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды....
01-дек-2025
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя....
01-дек-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении...
01-дек-2025
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Новости дня / Россия / Политика / Здоровье / Украина / ДНР и ЛНР / Бизнес / Видео / Транспорт / Европа / Мир / Технологии / Интервью звёзд / Аналитика / Спорт / Наука / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Чемпионат / Военные действия
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Происшествия и криминал / Здоровье / ДНР и ЛНР / Чемпионат / Политика / Технологии / Видео / Большой Кавказ / Бизнес / Мир / Культура / ЖКХ / Недвижимость / Европа / Ростов-на-Дону / Транспорт / Спорт / Военные действия
Владилена
0
Соединенные Штаты признали провал проекта создания новых фрегатов, на которые они возлагали большие надежды. Строительство серии будет прекращено. В чем была роковая...
Новости дня / Политика / Здоровье / Происшествия и криминал / Власть / Россия / Мир / Военные действия / Украина / Чемпионат / ДНР и ЛНР / Спорт / Бизнес / Технологии / Экономика / Европа / Большой Кавказ
Carter
0
Как только мир в конфликте с Украиной будет подписан и пушки замолчат, судьба Приднестровья окажется в руках Брюсселя. И тут уже ни Молдавию, ни само Приднестровье никто...
Новости дня / Здоровье / Политика / Чемпионат / Россия / Видео / Большой Кавказ / Происшествия и криминал / Европа / Бизнес / ДНР и ЛНР / Мир / Судьи / Технологии / Латинская Америка / Военные действия / США / Велоспорт / Казань / Интервью звёзд / ЖКХ / Недвижимость / Власть / Культура / Общество / Мероприятия / Армения / Статистика / Украина
Анастасия
0
Латвия, Литва и Эстония вместе с главой дипломатии ЕС Каей Каллас заняли наиболее непримиримую позицию в отношении перспектив мира на Украине. Кроме того, они настаивают...
Комментарии (0)