Le Figaro (Франция): страхи и надежды иракских христиан через пять лет после вторжения ИГ* - «Политика»

  • 00:38, 09-авг-2019
  • Политика
  • Novosti-Dny
  • 0

© AP Photo, Maya AlleruzzoПять лет назад джихадисты «Исламского государства»* вторглись на равнины провинции Найнавы, преследуя христиан и езидов. Два года назад регион освободили от них, но процесс восстановления и примирения еще далек от завершения. Джихадисты посеяли в иракском обществе страшные зерна недоверия и ненависти среди иракцев. Многие христиане не хотят возвращаться в свои родные места.

Удивление, тревога, ужас. Слова не могут передать то, что пережили пять лет назад сотни тысяч христиан и езидов на севере Ирака, которых застало врасплох ночное вторжение «Исламского государства»*. За сумерками 3 августа 2014 года последовала долгая ночь человечества. В стремлении «очистить» Ирак от неверных джихадисты сначала взяли под прицел езидский регион Синджар. Тысячи мужчин были убиты, женщин обратили в рабство, а детей принялись «переобучать», чтобы сделать из них будущих «львят халифата». Настоящий геноцид. В ночь на 6 августа боевики ИГ двинулись на равнины Найнавы. За несколько часов 120 000 христиан и езидов были вынуждены бежать в обстановке неописуемого хаоса. ИГ* хватило всего четырех дней, чтобы полностью разрушить хрупкую мозаику общин севера Ирака.


Через пять лет после страшного августа 2014 года и через два года после освобождения региона и военного поражения ИГ Найнава и Синджар зализывают раны и возвращаются к нормальной жизни. Как бы то ни было, самое трудное впереди, поскольку зверства джихадистов и медленный яд идеологии ИГ создали глубокий раскол среди иракцев.


Вокруг Синджара некоторые деревни до сих пор остаются заброшенными, а в сам город вернулось менее 10% населения. Синджар был наполовину разрушен в результате ожесточенных боев за его освобождение. Несколько сот езидских семей до сих пор живут в палаточных лагерях в горах Синджара и Иракском Курдистане. Эти уцелевшие не только существуют в тяжелейших условиях, но и не могут отойти от прошлого. Почти 1 500 езидских женщин, которые были похищены ИГ* и считаются живыми, до сих пор не вернулись, а их мучители не попали под суд.


Зерна недоверия


В расположенный на востоке Найнавы город Бахдида вернулись 25 000 человек, намного больше, чем ожидалось. Это христианское поселение постепенно обретает былую динамику, но демография региона изменилась. Так, в Барталле массовое возвращение шиитов создало у христиан (среди них куда меньше людей решили приехать обратно) ощущение, что они оказались в меньшинстве. В расположенном к северу от Мосула Телл-Кеффе, где раньше проживала большая христианская община, теперь обосновались суннитские беженцы. Лишь 40 христианских семей вернулись туда, а остальные не решились из-за опасений того, как их примут новые соседи. До 2014 года их было 300. Что касается Мосула, многие из христиан, которые жили там до завоевания города джихадистами, пока что не хотят возвращаться обратно.


Джихадисты посеяли в иракском обществе страшные зерна недоверия и ненависти к другим. Его территориальное поражение не отменяет устойчивости его идеологии. За последние недели эта угроза приняла облик черных клубов дыма, которые вздымаются над пшеничными полями в регионе: злоумышленники подожгли их незадолго до сбора урожая. На юге от Синджара огонь дошел до родной деревни лауреата Нобелевской премии мира Нади Мурад, которой в прошлом удалось бежать из плена джихадистов. Настоящий символ. Пожары породили в регионе безумные обвинения в адрес христиан, суннитов, шиитов и курдов. В любом случае, они напоминают, что примирение — сложный процесс, который не идет по чьей-либо указке.


По счастью, прослеживаются и признаки надежды и сотрудничества общин. Восстановление экономической деятельности в Найнаве способствует возобновлению отношений между общинами и становится первым шагом к преодолению недоверия в повседневной жизни. Это касается, например, разводчика кур из Бахдиды, который снабжает как христиан, так и мусульман, или владельца автомойки из Башики, у которого работает суннит. Подобных примеров становится больше с подъемом экономики. Именно по этой причине «Братство в Ираке» вот уже два года занимается программой поддержки экономики, которая уже позволила 97 малым предприятиям вернуться к работе, создать почти 300 рабочих мест и условия для контактов между населением региона.


Через пять лет после падения Синджара и Найнавы Ирак и судьба его меньшинств пропали из поля зрения СМИ. Некоторые из нас считают, что проблема решена, поскольку джихадистов объявили проигравшими. Но сейчас нам как никогда нужно приложить усилия для восстановления городов, а также жизни людей и социальных связей в Ираке. Эти проекты, наверное, не так впечатляют, как экстренная помощь, но они необходимы для того, чтобы страницу ИГ* однажды все же удалось перевернуть.


* «Исламское государство» — запрещенная в России террористическая организация


© AP Photo, Maya AlleruzzoПять лет назад джихадисты «Исламского государства»* вторглись на равнины провинции Найнавы, преследуя христиан и езидов. Два года назад регион освободили от них, но процесс восстановления и примирения еще далек от завершения. Джихадисты посеяли в иракском обществе страшные зерна недоверия и ненависти среди иракцев. Многие христиане не хотят возвращаться в свои родные места.Удивление, тревога, ужас. Слова не могут передать то, что пережили пять лет назад сотни тысяч христиан и езидов на севере Ирака, которых застало врасплох ночное вторжение «Исламского государства»*. За сумерками 3 августа 2014 года последовала долгая ночь человечества. В стремлении «очистить» Ирак от неверных джихадисты сначала взяли под прицел езидский регион Синджар. Тысячи мужчин были убиты, женщин обратили в рабство, а детей принялись «переобучать», чтобы сделать из них будущих «львят халифата». Настоящий геноцид. В ночь на 6 августа боевики ИГ двинулись на равнины Найнавы. За несколько часов 120 000 христиан и езидов были вынуждены бежать в обстановке неописуемого хаоса. ИГ* хватило всего четырех дней, чтобы полностью разрушить хрупкую мозаику общин севера Ирака. Через пять лет после страшного августа 2014 года и через два года после освобождения региона и военного поражения ИГ Найнава и Синджар зализывают раны и возвращаются к нормальной жизни. Как бы то ни было, самое трудное впереди, поскольку зверства джихадистов и медленный яд идеологии ИГ создали глубокий раскол среди иракцев. Вокруг Синджара некоторые деревни до сих пор остаются заброшенными, а в сам город вернулось менее 10% населения. Синджар был наполовину разрушен в результате ожесточенных боев за его освобождение. Несколько сот езидских семей до сих пор живут в палаточных лагерях в горах Синджара и Иракском Курдистане. Эти уцелевшие не только существуют в тяжелейших условиях, но и не могут отойти от прошлого. Почти 1 500 езидских женщин, которые были похищены ИГ* и считаются живыми, до сих пор не вернулись, а их мучители не попали под суд. Зерна недоверия В расположенный на востоке Найнавы город Бахдида вернулись 25 000 человек, намного больше, чем ожидалось. Это христианское поселение постепенно обретает былую динамику, но демография региона изменилась. Так, в Барталле массовое возвращение шиитов создало у христиан (среди них куда меньше людей решили приехать обратно) ощущение, что они оказались в меньшинстве. В расположенном к северу от Мосула Телл-Кеффе, где раньше проживала большая христианская община, теперь обосновались суннитские беженцы. Лишь 40 христианских семей вернулись туда, а остальные не решились из-за опасений того, как их примут новые соседи. До 2014 года их было 300. Что касается Мосула, многие из христиан, которые жили там до завоевания города джихадистами, пока что не хотят возвращаться обратно. Джихадисты посеяли в иракском обществе страшные зерна недоверия и ненависти к другим. Его территориальное поражение не отменяет устойчивости его идеологии. За последние недели эта угроза приняла облик черных клубов дыма, которые вздымаются над пшеничными полями в регионе: злоумышленники подожгли их незадолго до сбора урожая. На юге от Синджара огонь дошел до родной деревни лауреата Нобелевской премии мира Нади Мурад, которой в прошлом удалось бежать из плена джихадистов. Настоящий символ. Пожары породили в регионе безумные обвинения в адрес христиан, суннитов, шиитов и курдов. В любом случае, они напоминают, что примирение — сложный процесс, который не идет по чьей-либо указке. По счастью, прослеживаются и признаки надежды и сотрудничества общин. Восстановление экономической деятельности в Найнаве способствует возобновлению отношений между общинами и становится первым шагом к преодолению недоверия в повседневной жизни. Это касается, например, разводчика кур из Бахдиды, который снабжает как христиан, так и мусульман, или владельца автомойки из Башики, у которого работает суннит. Подобных примеров становится больше с подъемом экономики. Именно по этой причине «Братство в Ираке» вот уже два года занимается программой поддержки экономики, которая уже позволила 97 малым предприятиям вернуться к работе, создать почти 300 рабочих мест и условия для контактов между населением региона. Через пять лет после падения Синджара и Найнавы Ирак и судьба его меньшинств пропали из поля зрения СМИ. Некоторые из нас считают, что проблема решена, поскольку джихадистов объявили проигравшими. Но сейчас нам как никогда нужно приложить усилия для восстановления городов, а также жизни людей и социальных связей в Ираке. Эти проекты, наверное, не так впечатляют, как экстренная помощь, но они необходимы для того, чтобы страницу ИГ* однажды все же удалось перевернуть. * «Исламское государство» — запрещенная в России террористическая организация


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!