© РИА Новости, Алексей Фурман | Перейти в фотобанкПо мнению автора, это повторение ситуации 1989 года — возможность избавиться от наследия коррупции и плохого управления. При этом политические новички на Украине располагают ограниченным временем до закрытия окна возможностей. Долг международного сообщества, прежде всего ЕС, состоит в том, чтобы сделать все возможное и позволить Украине воспользоваться этой ситуацией.
История не часто предоставляет второй шанс. Но недавно она предоставила такую возможность Украине, где партия «Слуга народа» нового президента Владимира Зеленского с огромным преимуществом одержала победу на парламентских выборах. Это повторение ситуации 1989 года, — возможность для Украины избавиться от наследия проблем, которые сдерживали развитие страны, и последовать 30 лет спустя за своими соседями в европейское общество единомышленников.
Опыт показывает, что политические новички на Украине располагают ограниченным временем до закрытия окна возможностей. Долг международного сообщества состоит в том, чтобы сделать все возможное и позволить Украине воспользоваться этой ситуацией.
Послужной список Украины — особая история, поскольку она потеряла не одно десятилетие, а целых три. Сергей Гуриев, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development) указывает на то, что в 1989 году валовой внутренний продукт Польши на душу населения был сопоставим с украинским, а сегодня он в три раза больше.
Остаются неизвестными причины подобного катастрофического отставания в стране, щедро наделенной квалифицированными кадрами и ресурсами. Глубоко коррумпированные институты привели к более или менее легализованному разграблению активов, осуществленному группой олигархов, а ситуация усугубляется из-за дестабилизирующего давления со стороны России, которое включает в себя вторжение в восточную часть страны, воровской захват Крыма, а также продолжающуюся агрессию на земле, на море и в киберпространстве.
Если и есть какой-то сюрприз, то он состоит в том, что ситуация на Украине не стала еще хуже. После революции 2014 года и начала войны экономика страны стабилизировалась. Ежегодный рост в течение нескольких лет составляет примерно 3%. По мнению г-на Гуриева, инфляция к следующему году может снизиться до целевого уровня в 5%. Экономист Андерс Ослунд (Anders Aslund), имеющий многолетний опыт работы в этом регионе, считает, что укрепляющаяся национальная валюта снизила государственный долг Украины до 55% от ВВП, тогда как в 2016 году он составлял 80%. Инвесторы настроены оптимистично.
Однако Украине следовало бы добиваться значительно более позитивных результатов, а не просто избегать коллапса. Для экономики, которая начинает с такого низкого уровня в сравнении с европейским, ее рост и инвестиции должны быть значительно выше. Они и могли бы быть такими, если бы не существующая в стране политическая и институциональная среда, которая препятствует этим процессам, а также создает условия для патологического накопления богатства, — в том числе для Петра Порошенко, предшественника г-на Зеленского на посту президента, и Игоря Коломойского, поддерживавшего избирательную кампанию нового президента.
Экономика страны развивается медленно, а это означает, что абсолютным приоритетом нужно сделать использование существующих возможностей для проведения радикальных институциональных изменений, — как 1989 год был использован во многих других странах.
Есть и позитивные признаки. Президент сегодня новый, и большинство законодателей тоже новые, часто это молодые люди, и они на самом деле понимают, что пришли к власти по причине того, что жители страны требуют покончить с гротескным уровнем коррупции. Новая партия, осознавая в достаточной мере свои сильные и слабые стороны, направила своих членов в летний «тренировочный лагерь» для подготовки к будущей работе.
Первоочередным приоритетом является укрепление новых основ для деолигархизации — речь идет об очищении прогнивших частей судебной системы, о лишении иммунитета политиков, о большей транспарентности по всем направлениям, а также об укреплении уже существующих основ. Сильным реформаторам предоставили возможность хорошо поработать в таких институтах, как Министерство финансов и Центральный банк. Нужно поддерживать независимость последнего, особенно проведенную им национализацию оказавшегося в сложном положении банка, который ранее принадлежал г-ну Коломойскому.
Затем должна последовать следующая реформа, направленная на повышение производительности, а также на ослабление контроля олигархов над экономикой. В комплексе принимаемых мер должен быть и налог на богатство. Очень важной является конкуренция; после начала войны российские компании попали под действие санкций, побочным эффектом которых стало усиление местных монополий.
Европа несет особую ответственность за происходящее на Украине, и у нее есть возможность оказывать помощь. Желание Киева интегрироваться в Европу стало причиной протестов на Евромайдане в 2013-2014 годах. В то время как Россия ведет войну, Евросоюз ввел в действие соглашение об ассоциации. Предоставленная на его основе возможность безвизовых поездок «изменила экзистенциальное движение Украины и направило его на запад», как сказал один украинский друг. Г-н Зеленский обещает процветание, а Евросоюз может помочь ему в этом.
ЕС должен Украине не меньше. Его терпимое отношение к трубопроводу «Северный поток — 2» может лишить Украину доходов от транзита природного газа. Само соглашение об ассоциации не является достаточно глубоким; импортные квоты должны быть ослаблены и в конечном счете отменены. Евросоюз должен настаивать на выполнении закрепленных в соглашении правил для того, чтобы компании из Евросоюза могли привнести в страну конкуренцию и эффективность.
Однако внешние субъекты права должны противиться соблазну и не превращать новых правителей Украины в своих клиентов с помощью большого количества условий. По мнению Тимофея Милованова, экономиста и руководителя ускоренных курсов для членов партии «Слуга народа», самой сложной задачей новой группы людей на Украине будет сохранение сплоченности. Только создав подлинную связь с избирателями, настоящие благонамеренные политики смогут избежать поражения от тех людей, которые хотят сохранить статус-кво.
Евросоюз, разумеется, должен требовать приверженности своим основополагающим принципам, но делать это добросовестно для того, чтобы предоставить украинцам пространство для формулирования своей политики при широком участии населения. Чтобы быть устойчивой, технократия зависит от сильной представительной политики, но не может ее заменить.
Серьезным признаком добросовестности для лидеров Евросоюза могла бы стать публичная поддержка собственного договора, который позволяет любому европейскому государству, уважающему ценности Евросоюза, подать заявку на вступление. Политическая активность, направленная на то, чтобы привести Украину к точке выполнения всех условий, — какой бы отдаленной она ни была, — могла бы послужить мощной поддержкой реформаторских сил.
© РИА Новости, Алексей Фурман | Перейти в фотобанкПо мнению автора, это повторение ситуации 1989 года — возможность избавиться от наследия коррупции и плохого управления. При этом политические новички на Украине располагают ограниченным временем до закрытия окна возможностей. Долг международного сообщества, прежде всего ЕС, состоит в том, чтобы сделать все возможное и позволить Украине воспользоваться этой ситуацией.История не часто предоставляет второй шанс. Но недавно она предоставила такую возможность Украине, где партия «Слуга народа» нового президента Владимира Зеленского с огромным преимуществом одержала победу на парламентских выборах. Это повторение ситуации 1989 года, — возможность для Украины избавиться от наследия проблем, которые сдерживали развитие страны, и последовать 30 лет спустя за своими соседями в европейское общество единомышленников. Опыт показывает, что политические новички на Украине располагают ограниченным временем до закрытия окна возможностей. Долг международного сообщества состоит в том, чтобы сделать все возможное и позволить Украине воспользоваться этой ситуацией. Послужной список Украины — особая история, поскольку она потеряла не одно десятилетие, а целых три. Сергей Гуриев, главный экономист Европейского банка реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development) указывает на то, что в 1989 году валовой внутренний продукт Польши на душу населения был сопоставим с украинским, а сегодня он в три раза больше. Остаются неизвестными причины подобного катастрофического отставания в стране, щедро наделенной квалифицированными кадрами и ресурсами. Глубоко коррумпированные институты привели к более или менее легализованному разграблению активов, осуществленному группой олигархов, а ситуация усугубляется из-за дестабилизирующего давления со стороны России, которое включает в себя вторжение в восточную часть страны, воровской захват Крыма, а также продолжающуюся агрессию на земле, на море и в киберпространстве. Если и есть какой-то сюрприз, то он состоит в том, что ситуация на Украине не стала еще хуже. После революции 2014 года и начала войны экономика страны стабилизировалась. Ежегодный рост в течение нескольких лет составляет примерно 3%. По мнению г-на Гуриева, инфляция к следующему году может снизиться до целевого уровня в 5%. Экономист Андерс Ослунд (Anders Aslund), имеющий многолетний опыт работы в этом регионе, считает, что укрепляющаяся национальная валюта снизила государственный долг Украины до 55% от ВВП, тогда как в 2016 году он составлял 80%. Инвесторы настроены оптимистично. Однако Украине следовало бы добиваться значительно более позитивных результатов, а не просто избегать коллапса. Для экономики, которая начинает с такого низкого уровня в сравнении с европейским, ее рост и инвестиции должны быть значительно выше. Они и могли бы быть такими, если бы не существующая в стране политическая и институциональная среда, которая препятствует этим процессам, а также создает условия для патологического накопления богатства, — в том числе для Петра Порошенко, предшественника г-на Зеленского на посту президента, и Игоря Коломойского, поддерживавшего избирательную кампанию нового президента. Экономика страны развивается медленно, а это означает, что абсолютным приоритетом нужно сделать использование существующих возможностей для проведения радикальных институциональных изменений, — как 1989 год был использован во многих других странах. Есть и позитивные признаки. Президент сегодня новый, и большинство законодателей тоже новые, часто это молодые люди, и они на самом деле понимают, что пришли к власти по причине того, что жители страны требуют покончить с гротескным уровнем коррупции. Новая партия, осознавая в достаточной мере свои сильные и слабые стороны, направила своих членов в летний «тренировочный лагерь» для подготовки к будущей работе. Первоочередным приоритетом является укрепление новых основ для деолигархизации — речь идет об очищении прогнивших частей судебной системы, о лишении иммунитета политиков, о большей транспарентности по всем направлениям, а также об укреплении уже существующих основ. Сильным реформаторам предоставили возможность хорошо поработать в таких институтах, как Министерство финансов и Центральный банк. Нужно поддерживать независимость последнего, особенно проведенную им национализацию оказавшегося в сложном положении банка, который ранее принадлежал г-ну Коломойскому. Затем должна последовать следующая реформа, направленная на повышение производительности, а также на ослабление контроля олигархов над экономикой. В комплексе принимаемых мер должен быть и налог на богатство. Очень важной является конкуренция; после начала войны российские компании попали под действие санкций, побочным эффектом которых стало усиление местных монополий. Европа несет особую ответственность за происходящее на Украине, и у нее есть возможность оказывать помощь. Желание Киева интегрироваться в Европу стало причиной протестов на Евромайдане в 2013-2014 годах. В то время как Россия ведет войну, Евросоюз ввел в действие соглашение об ассоциации. Предоставленная на его основе возможность безвизовых поездок «изменила экзистенциальное движение Украины и направило его на запад», как сказал один украинский друг. Г-н Зеленский обещает процветание, а Евросоюз может помочь ему в этом. ЕС должен Украине не меньше. Его терпимое отношение к трубопроводу «Северный поток — 2» может лишить Украину доходов от транзита природного газа. Само соглашение об ассоциации не является достаточно глубоким; импортные квоты должны быть ослаблены и в конечном счете отменены. Евросоюз должен настаивать на выполнении закрепленных в соглашении правил для того, чтобы компании из Евросоюза могли привнести в страну конкуренцию и эффективность. Однако внешние субъекты права должны противиться соблазну и не превращать новых правителей Украины в своих клиентов с помощью большого количества условий. По мнению Тимофея Милованова, экономиста и руководителя ускоренных курсов для членов партии «Слуга народа», самой сложной задачей новой группы людей на Украине будет сохранение сплоченности. Только создав подлинную связь с избирателями, настоящие благонамеренные политики смогут избежать поражения от тех людей, которые хотят сохранить статус-кво. Евросоюз, разумеется, должен требовать приверженности своим основополагающим принципам, но делать это добросовестно для того, чтобы предоставить украинцам пространство для формулирования своей политики при широком участии населения. Чтобы быть устойчивой, технократия зависит от сильной представительной политики, но не может ее заменить. Серьезным признаком добросовестности для лидеров Евросоюза могла бы стать публичная поддержка собственного договора, который позволяет любому европейскому государству, уважающему ценности Евросоюза, подать заявку на вступление. Политическая активность, направленная на то, чтобы привести Украину к точке выполнения всех условий, — какой бы отдаленной она ни была, — могла бы послужить мощной поддержкой реформаторских сил.
Комментарии (0)