© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанкКомитет американского сената по международным делам проголосовал за санкции против «Северного потока — 2». Комментируя этот шаг, автор утверждает, что закон, который якобы должен защитить Европу от «пагубного влияния России», ничего подобного не обеспечит. Гораздо более вероятно, что он приведет к ухудшению отношений США с Германией и подтолкнет Россию к сближению с Китаем.
«Не сиди просто так — введи против кого-нибудь санкции». Таким в наши дни должен быть девиз внешней политики США. Давайте введем дополнительные санкции против Ирана за нарушение соглашения, из которого администрация Трампа вышла в одностороннем порядке. Давайте ударим по России санкциями не только за ее вмешательство в выборы в США в 2016 году, но и за ее будущее вмешательство, которое она еще не совершила, вместо того, чтобы принимать законопроекты для повышения безопасности выборов.
Сейчас палата представителей и сенат рассматривают законопроект о введении санкций в отношении компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию. В среду комитет сената по международным отношениям принял законопроект 20-2 о санкциях.
Этот закон, который якобы должен защитить Европу от пагубного влияния России путем прекращения строительства газопровода, ничего подобного не обеспечит. Гораздо более вероятно, что он приведет к ухудшению отношений США с Германией и подтолкнет Россию еще ближе к Китаю. И вообще, если американские законодатели действительно хотят ослабить рычаги негативного влияния России на Европу, они должны поддержать проект строительства газопровода. Есть много всякого, за что можно критиковать «Северный поток —2». Он является очередным примером теплых отношений между бизнес-элитами России и Германии. Газпром, российский государственный газовый монополист и владелец контрольного пакета акций проектной компании «Норд стрим» (Nord Stream), осуществляющей строительство «Северного потока — 2», известен своей «однобокой» практикой ведения бизнеса в пользу людей, особо приближенных к Кремлю, многие из которых находятся под санкциями США. Кремль также использует Газпром в качестве инструмента внешней политики для запугивания своих соседей, зависящих от российского газа.
Но предложенный законопроект не изменит ни Газпром, ни его немецких и других европейских партнеров, ни привычки Кремля запугивать. Он также не остановит строительство газопровода, на который выделено необходимое финансирование и который уж более чем на две трети построен.
Даже если предлагаемые санкции и заставят некоторые компании отказаться от участия в проекте, на смену им придут другие. Правительство Германии отказалось признавать и разделять экстерриториальные санкции против немецких компаний, участвующих в проекте строительства газопровода, ввести которые в одностороннем порядке пригрозила администрация Трампа.
Новый газопровод не так страшен, как кажется некоторым американским законодателям. Действительно, как утверждают критики этого проекта, как только «Северный поток — 2» будет построен, он сможет (теоретически, если Россия разработает новые источники для поставок) обеспечить прокачку в Европу до 55 миллиардов кубометров российского газа ежегодно. Действительно и то, что объемы поставок российского газа в Европу продолжает расти, и в 2018 году они достигли рекордного уровня в 200 миллиардов кубометров. Эти критики опасаются, что Европа становится слишком зависимой от российского газа, и новый газопровод только усугубит проблему. Но на самом деле доля России в европейском импорте газа снижается. В 1980 году, во время холодной войны, Россия обеспечивала 80% европейского импорта газа, а в 2018 году эта доля составляла 40%.
Да, Россия по-прежнему является крупнейшим экспортером газа в Европу. Но по прогнозам потребности Европы в импорте газа вырастут настолько, что Россия удовлетворить эти потребности не сможет. Уже сейчас по газопроводам и через терминалы сжиженного природного газа (СПГ) «голубое топливо» в Европу поставляют Норвегия, Катар, Алжир, Нигерия, Перу и даже США. Кроме того, у берегов Кипра, Израиля и Египта были открыты новые месторождения газа. Благодаря этим новым месторождениям, сланцевой революции в США и строительству СПГ-терминалов за долю на растущем газовом рынке Европы будут конкурировать все больше поставщиков. Европейские потребители уже выигрывают от этого перенасыщения рынка: таких низких цен на газ не было на протяжении многих лет.
Цель предлагаемых санкций — защита Европы от российского энергетического шантажа — основана на устаревших представлениях об энергетических рынках. Прошли те времена, когда Россия или Советский Союз контролировали поставки газа в Европу и могли перекрыть трубу, повернув вентиль.
Правда, некоторые европейские страны зависят от российского газа больше, чем другие, и поэтому они более подвержены давлению со стороны России. Но и это меняется благодаря строительству СПГ-терминалов и газопроводов-интерконнекторов. Именно за счет этого и за счет продуманной европейской политики в виде Третьего энергетического пакета ЕС (а не угроз ввести санкции) удалось создать все более интегрированный и конкурентоспособный европейский газовый рынок и обеспечить диверсификацию поставок. В свою очередь, это значительно ослабило рычаги влияния России и заставило ее конкурировать за свою долю европейского рынка. Даже Украина перестала покупать газ у России в 2015 году, сделав ставку на реверсные трубопроводы, и стала покупать его у перепродавцов в Европе.
Торговля приводит к взаимозависимости. Ирония стремления России построить «Северный поток — 2» заключается в том, что он, по всей вероятности, увеличит зависимость России от Европы, а не наоборот. «Северный поток — 2» будет эксплуатироваться многие десятки лет, и Россия будет выполнять свои обязательства поставщика газа в Европу в условиях растущей конкуренции со стороны других производителей, а также поставщиков энергии из возобновляемых источников, которые, по прогнозам, к 2030 году будут обеспечивать более 30% энергетических потребностей Европы. А поскольку эти будущие объемы газа будут предназначены для поставок в Европу, их будет нелегко переориентировать на другие потенциальные рынки в Азии или в других частях света.
Во всяком случае, администрации Трампа и ее союзникам в конгрессе следует поощрять строительство «Северного потока — 2», поскольку это даст Европе больше возможностей оказывать влияние на Россию и увеличит зависимость России от союзников США.
Если эти санкции будут закреплены законодательно, они не окажут желаемого воздействия — строительство газопровода, которое поддерживает правительство и бизнес-сообщество Германии, все равно будет завершено. Вместе с тем санкции, цель которых не будет достигнута, могут возыметь обратный эффект и навредить интересам США.
Во-первых, они станут серьезным оскорблением для Германии, ключевого союзника США в Европе и в последнее время излюбленного объекта критики со стороны администрации Трампа и лично президента. Санкции приведут не только к ослаблению наших связей с союзниками, но и к сближению наших противников. Другим крупным рынком для российского газа является Китай, и новый раунд санкций США, целью которых является ограничение доступа России на критически важный европейский рынок, лишь подтолкнет ее к установлению более тесных связей с Китаем. Нам надо не подталкивать своих врагов друг к другу, способствуя их сближению, а самим быть ближе к своим друзьям.
© РИА Новости, Илья Питалев | Перейти в фотобанкКомитет американского сената по международным делам проголосовал за санкции против «Северного потока — 2». Комментируя этот шаг, автор утверждает, что закон, который якобы должен защитить Европу от «пагубного влияния России», ничего подобного не обеспечит. Гораздо более вероятно, что он приведет к ухудшению отношений США с Германией и подтолкнет Россию к сближению с Китаем. «Не сиди просто так — введи против кого-нибудь санкции». Таким в наши дни должен быть девиз внешней политики США. Давайте введем дополнительные санкции против Ирана за нарушение соглашения, из которого администрация Трампа вышла в одностороннем порядке. Давайте ударим по России санкциями не только за ее вмешательство в выборы в США в 2016 году, но и за ее будущее вмешательство, которое она еще не совершила, вместо того, чтобы принимать законопроекты для повышения безопасности выборов. Сейчас палата представителей и сенат рассматривают законопроект о введении санкций в отношении компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2» из России в Германию. В среду комитет сената по международным отношениям принял законопроект 20-2 о санкциях. Этот закон, который якобы должен защитить Европу от пагубного влияния России путем прекращения строительства газопровода, ничего подобного не обеспечит. Гораздо более вероятно, что он приведет к ухудшению отношений США с Германией и подтолкнет Россию еще ближе к Китаю. И вообще, если американские законодатели действительно хотят ослабить рычаги негативного влияния России на Европу, они должны поддержать проект строительства газопровода. Есть много всякого, за что можно критиковать «Северный поток —2». Он является очередным примером теплых отношений между бизнес-элитами России и Германии. Газпром, российский государственный газовый монополист и владелец контрольного пакета акций проектной компании «Норд стрим» (Nord Stream), осуществляющей строительство «Северного потока — 2», известен своей «однобокой» практикой ведения бизнеса в пользу людей, особо приближенных к Кремлю, многие из которых находятся под санкциями США. Кремль также использует Газпром в качестве инструмента внешней политики для запугивания своих соседей, зависящих от российского газа. Но предложенный законопроект не изменит ни Газпром, ни его немецких и других европейских партнеров, ни привычки Кремля запугивать. Он также не остановит строительство газопровода, на который выделено необходимое финансирование и который уж более чем на две трети построен. Даже если предлагаемые санкции и заставят некоторые компании отказаться от участия в проекте, на смену им придут другие. Правительство Германии отказалось признавать и разделять экстерриториальные санкции против немецких компаний, участвующих в проекте строительства газопровода, ввести которые в одностороннем порядке пригрозила администрация Трампа. Новый газопровод не так страшен, как кажется некоторым американским законодателям. Действительно, как утверждают критики этого проекта, как только «Северный поток — 2» будет построен, он сможет (теоретически, если Россия разработает новые источники для поставок) обеспечить прокачку в Европу до 55 миллиардов кубометров российского газа ежегодно. Действительно и то, что объемы поставок российского газа в Европу продолжает расти, и в 2018 году они достигли рекордного уровня в 200 миллиардов кубометров. Эти критики опасаются, что Европа становится слишком зависимой от российского газа, и новый газопровод только усугубит проблему. Но на самом деле доля России в европейском импорте газа снижается. В 1980 году, во время холодной войны, Россия обеспечивала 80% европейского импорта газа, а в 2018 году эта доля составляла 40%. Да, Россия по-прежнему является крупнейшим экспортером газа в Европу. Но по прогнозам потребности Европы в импорте газа вырастут настолько, что Россия удовлетворить эти потребности не сможет. Уже сейчас по газопроводам и через терминалы сжиженного природного газа (СПГ) «голубое топливо» в Европу поставляют Норвегия, Катар, Алжир, Нигерия, Перу и даже США. Кроме того, у берегов Кипра, Израиля и Египта были открыты новые месторождения газа. Благодаря этим новым месторождениям, сланцевой революции в США и строительству СПГ-терминалов за долю на растущем газовом рынке Европы будут конкурировать все больше поставщиков. Европейские потребители уже выигрывают от этого перенасыщения рынка: таких низких цен на газ не было на протяжении многих лет. Цель предлагаемых санкций — защита Европы от российского энергетического шантажа — основана на устаревших представлениях об энергетических рынках. Прошли те времена, когда Россия или Советский Союз контролировали поставки газа в Европу и могли перекрыть трубу, повернув вентиль. Правда, некоторые европейские страны зависят от российского газа больше, чем другие, и поэтому они более подвержены давлению со стороны России. Но и это меняется благодаря строительству СПГ-терминалов и газопроводов-интерконнекторов. Именно за счет этого и за счет продуманной европейской политики в виде Третьего энергетического пакета ЕС (а не угроз ввести санкции) удалось создать все более интегрированный и конкурентоспособный европейский газовый рынок и обеспечить диверсификацию поставок. В свою очередь, это значительно ослабило рычаги влияния России и заставило ее конкурировать за свою долю европейского рынка. Даже Украина перестала покупать газ у России в 2015 году, сделав ставку на реверсные трубопроводы, и стала покупать его у перепродавцов в Европе. Торговля приводит к взаимозависимости. Ирония стремления России построить «Северный поток — 2» заключается в том, что он, по всей вероятности, увеличит зависимость России от Европы, а не наоборот. «Северный поток — 2» будет эксплуатироваться многие десятки лет, и Россия будет выполнять свои обязательства поставщика газа в Европу в условиях растущей конкуренции со стороны других производителей, а также поставщиков энергии из возобновляемых источников, которые, по прогнозам, к 2030 году будут обеспечивать более 30% энергетических потребностей Европы. А поскольку эти будущие объемы газа будут предназначены для поставок в Европу, их будет нелегко переориентировать на другие потенциальные рынки в Азии или в других частях света. Во всяком случае, администрации Трампа и ее союзникам в конгрессе следует поощрять строительство «Северного потока — 2», поскольку это даст Европе больше возможностей оказывать влияние на Россию и увеличит зависимость России от союзников США. Если эти санкции будут закреплены законодательно, они не окажут желаемого воздействия — строительство газопровода, которое поддерживает правительство и бизнес-сообщество Германии, все равно будет завершено. Вместе с тем санкции, цель которых не будет достигнута, могут возыметь обратный эффект и навредить интересам США. Во-первых, они станут серьезным оскорблением для Германии, ключевого союзника США в Европе и в последнее время излюбленного объекта критики со стороны администрации Трампа и лично президента. Санкции приведут не только к ослаблению наших связей с союзниками, но и к сближению наших противников. Другим крупным рынком для российского газа является Китай, и новый раунд санкций США, целью которых является ограничение доступа России на критически важный европейский рынок, лишь подтолкнет ее к установлению более тесных связей с Китаем. Нам надо не подталкивать своих врагов друг к другу, способствуя их сближению, а самим быть ближе к своим друзьям.
Комментарии (0)