El Pais (Испания): образ России - «Политика»

  • 16:02, 23-июл-2019
  • Политика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Пресс-служба Президента РФ | Перейти в фотобанкЗаслуга Путина состоит в том, что он взял на себя смелость проведения державной политики сталинского типа, развивая патриотизм, который, казалось, уже был утрачен. В общественном мнении укрепилась ностальгия по временам Сталина, а с 2014 года Россия стремится оспорить мировую гегемонию Вашингтона. А для этого ей нужно нейтрализовать Европу и НАТО, считает политолог Антонио Элорса.

С марта по август в Новой Третьяковке проходит выставка Ильи Репина, самого известного из русских художников XIX века. Репин, прошедший через академическую школу, сумел за свою творческую карьеру (с 1860-х годов и вплоть до смерти в 1930 году) запечатлеть на полотнах перемены российского общества при слепом самодержавии. С самого начала он стал одним из тех, кто порвал с академической живописью и выставлялся на передвижных выставках. Первой его работой, обратившей на себя внимание, стала картина «Бурлаки на Волге», выражавшая страдания и тихий протест бурлаков, тянущих корабли против течения. На протяжении последующих десятилетий Репин будет обличать деградацию церкви (в «Крестном ходе в Курской губернии»), депортации, казни оппозиционеров. Революция назревала.


Еще одним его выдающимся достижением стала работа «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая отражала «дух жестокости», воцарившийся в стране после убийства Александра II. Репин был поклонником и другом Толстого и запечатлел писателя в великолепной серии портретов. Кульминацией портретного жанра Репина стал портрет Мусоргского при смерти. Великому композитору удалось передать в своих операх то, что Репин выражал в картинах — разрыв русской истории. При этом Репин не брезговал зарабатывать большие деньги, рисуя аристократов.


Он любил «свою» Россию, мечтал о политических переменах и с энтузиазмом приветствовал сначала неудавшуюся революцию 1905 года, а затем и февральскую 1917 года. Тогда и был создан великолепный портрет Керенского. На полотне происходит смешение иллюзии и реальности. «Я боялся, что это всего лишь сон», — писал он. Так и было. Его портреты большевиков, впервые выставляющиеся в России сейчас, подчеркивают жестокость, почти животную сущность революционеров. После обретения Финляндией независимости усадьба Репина осталась за пределами России, а сам художник, лишь изредка соглашавшийся навестить родину, оказался в нищете.


Сталин справедливо утверждал, что в России отсутствовала парламентская демократия, и именно это помогло коммунистам. Где же Репин искал свободу? Сначала в идиллическом сельском прошлом, которое он вместе с другими художниками (Серов, Врубель) нашел в райской усадьбе Абрамцево, построенной меценатом Мамонтовым. Затем внимание художника сосредоточилось на исторической сцене написания дикими казаками письма к османскому султану. Конечно, довольно относительная свобода. До самой смерти Репин продолжал вносить изменения в картину с запорожскими казаками.


Примета времени — на выставке все каталоги и информационные буклеты только на русском языке. В рамках нынешнего националистического возрождения Репин представляется гордостью российской нации. Давайте не будем забывать, что Владимир Путин, выработавший авторитарность в КГБ, является, прежде всего, твердым националистом, стремящимся возродить СССР, чей распад он имел возможность наблюдать в 1990-е годы. Это очень умный человек, он предпочитает идти вперед постепенно, шаг за шагом: сначала Чечня, потом Грузия, Крым и Донбасс. Следующий этап — дестабилизация Украины, где орудием воздействия является газопровод. Для Путина все это не экспансия, а возрождение былой России. Он объяснил это иносказательно: медведь — хозяин тайги, и он никому ее не отдаст. Отсюда дозволенность войны любыми средствами, без оглядки на международное право, для восстановления влияния России.


Три следующих друг за другом процесса, которые изобразил Илья Репин — самодержавие с его военной мощью, экономический и интеллектуальный прогресс, народный протест — привели к диктатурам Ленина и Сталина. При Сталине тоталитаризм, опиравшийся на ускоренную индустриализацию с эксплуатацией рабочего класса, приобрел былые имперские масштабы. В эстетическом плане социалистический реализм был символом того тупика, в котором окажется советская система, даже во времена колоссального триумфа после победы над Гитлером. Наконец, техническое отставание от Запада, устаревание режима и военная неудача в Афганистане привели к неожиданному краху.


Заслуга Путина состояла в том, что он взял на себя смелость проведения державной политики сталинского типа, развивая патриотизм, который, казалось, уже был утрачен. Культ личности возрождается. Как и во времена Репина, капитализм, подкармливаемый европейскими инвестициями, процветает, а народ нищает. В общественном мнении укрепилась ностальгия по временам Сталина и СССР, а с 2014 года наметилось желание оспорить гегемонию Вашингтона на международной арене. Для этого необходимо нейтрализовать Европу и НАТО. Это как игра в трехбортный карамболь — экспансия, противостояние с США, анти-европейские настроения. И Россия исполняет этот карамболь, притом при явно выраженной поддержке народа, которому не хватает царизма и советской диктатуры.


© РИА Новости, Пресс-служба Президента РФ | Перейти в фотобанкЗаслуга Путина состоит в том, что он взял на себя смелость проведения державной политики сталинского типа, развивая патриотизм, который, казалось, уже был утрачен. В общественном мнении укрепилась ностальгия по временам Сталина, а с 2014 года Россия стремится оспорить мировую гегемонию Вашингтона. А для этого ей нужно нейтрализовать Европу и НАТО, считает политолог Антонио Элорса. С марта по август в Новой Третьяковке проходит выставка Ильи Репина, самого известного из русских художников XIX века. Репин, прошедший через академическую школу, сумел за свою творческую карьеру (с 1860-х годов и вплоть до смерти в 1930 году) запечатлеть на полотнах перемены российского общества при слепом самодержавии. С самого начала он стал одним из тех, кто порвал с академической живописью и выставлялся на передвижных выставках. Первой его работой, обратившей на себя внимание, стала картина «Бурлаки на Волге», выражавшая страдания и тихий протест бурлаков, тянущих корабли против течения. На протяжении последующих десятилетий Репин будет обличать деградацию церкви (в «Крестном ходе в Курской губернии»), депортации, казни оппозиционеров. Революция назревала. Еще одним его выдающимся достижением стала работа «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая отражала «дух жестокости», воцарившийся в стране после убийства Александра II. Репин был поклонником и другом Толстого и запечатлел писателя в великолепной серии портретов. Кульминацией портретного жанра Репина стал портрет Мусоргского при смерти. Великому композитору удалось передать в своих операх то, что Репин выражал в картинах — разрыв русской истории. При этом Репин не брезговал зарабатывать большие деньги, рисуя аристократов. Он любил «свою» Россию, мечтал о политических переменах и с энтузиазмом приветствовал сначала неудавшуюся революцию 1905 года, а затем и февральскую 1917 года. Тогда и был создан великолепный портрет Керенского. На полотне происходит смешение иллюзии и реальности. «Я боялся, что это всего лишь сон», — писал он. Так и было. Его портреты большевиков, впервые выставляющиеся в России сейчас, подчеркивают жестокость, почти животную сущность революционеров. После обретения Финляндией независимости усадьба Репина осталась за пределами России, а сам художник, лишь изредка соглашавшийся навестить родину, оказался в нищете. Сталин справедливо утверждал, что в России отсутствовала парламентская демократия, и именно это помогло коммунистам. Где же Репин искал свободу? Сначала в идиллическом сельском прошлом, которое он вместе с другими художниками (Серов, Врубель) нашел в райской усадьбе Абрамцево, построенной меценатом Мамонтовым. Затем внимание художника сосредоточилось на исторической сцене написания дикими казаками письма к османскому султану. Конечно, довольно относительная свобода. До самой смерти Репин продолжал вносить изменения в картину с запорожскими казаками. Примета времени — на выставке все каталоги и информационные буклеты только на русском языке. В рамках нынешнего националистического возрождения Репин представляется гордостью российской нации. Давайте не будем забывать, что Владимир Путин, выработавший авторитарность в КГБ, является, прежде всего, твердым националистом, стремящимся возродить СССР, чей распад он имел возможность наблюдать в 1990-е годы. Это очень умный человек, он предпочитает идти вперед постепенно, шаг за шагом: сначала Чечня, потом Грузия, Крым и Донбасс. Следующий этап — дестабилизация Украины, где орудием воздействия является газопровод. Для Путина все это не экспансия, а возрождение былой России. Он объяснил это иносказательно: медведь — хозяин тайги, и он никому ее не отдаст. Отсюда дозволенность войны любыми средствами, без оглядки на международное право, для восстановления влияния России. Три следующих друг за другом процесса, которые изобразил Илья Репин — самодержавие с его военной мощью, экономический и интеллектуальный прогресс, народный протест — привели к диктатурам Ленина и Сталина. При Сталине тоталитаризм, опиравшийся на ускоренную индустриализацию с эксплуатацией рабочего класса, приобрел былые имперские масштабы. В эстетическом плане социалистический реализм был символом того тупика, в котором окажется советская система, даже во времена колоссального триумфа после победы над Гитлером. Наконец, техническое отставание от Запада, устаревание режима и военная неудача в Афганистане привели к неожиданному краху. Заслуга Путина состояла в том, что он взял на себя смелость проведения державной политики сталинского типа, развивая патриотизм, который, казалось, уже был утрачен. Культ личности возрождается. Как и во времена Репина, капитализм, подкармливаемый европейскими инвестициями, процветает, а народ нищает. В общественном мнении укрепилась ностальгия по временам Сталина и СССР, а с 2014 года наметилось желание оспорить гегемонию Вашингтона на международной арене. Для этого необходимо нейтрализовать Европу и НАТО. Это как игра в трехбортный карамболь — экспансия, противостояние с США, анти-европейские настроения. И Россия исполняет этот карамболь, притом при явно выраженной поддержке народа, которому не хватает царизма и советской диктатуры.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!