В международной политике дальность расстояния не следует путать с различием интересов. Лиссабон должен следить за климатическими изменениями в Арктике, поскольку в ближайшие годы именно они будут определять геополитический курс. Способность предвидеть тенденции и предотвращать риски играет определяющую роль в принятии верных решений.
Партии зеленых, возвышение которых на последних европейских выборах во многом было обусловлено широким спектром политических лозунгов (изменение климата, миграция, глобализация), смогли наладить диалог с более молодыми избирателями, не слишком вовлеченными в борьбу левых и правых. Несмотря на большую степень прагматизма и более изощренную аргументацию — по сравнению с поколением лидеров 1970-х и 1980-х годов — главные представители основных европейских партий зеленых могли бы пойти еще дальше в установлении связей между климатом и геополитикой, торговлей и регулированием, безопасностью и свободой. Это касается не только зеленых, но и всех остальных политиков, которые, выступая против национализма и протекционизма, настаивают на намеренном разграничении крупных глобальных стратегических тенденций и локальных интересов. Такое позиционирование — не более чем свидетельство инфантилизма этих политических акторов в их представлении об устройстве мира. Сегодня мы нуждаемся в политике, которая служила бы выстраиванию более дальновидного курса.
Взять, к примеру, то, как соотносятся изменения климата и геополитика. Сегодня самой «горячей» зоной на географической карте с точки зрения долгосрочного воздействия на международную политику является Арктика. В условиях устойчивого оттаивания полярный регион представляет обширные возможности в плане материальных ресурсов и многих других аспектов, которые выступают источниками конфликтов между США, Россией и Китаем. В Арктике, по разным оценкам, находится одна четвертая доля неисследованных мировых запасов нефти и газа, а стоимость разработки там полезных ископаемых превышает 30 триллионов долларов. Россия уже направила в ООН запрос о продлении своего континентального шельфа примерно на 400 миль — именно там базируется российский Северный флот, объединяющий в себе две трети всех военных ресурсов страны. Кроме того, в Арктике идет разработка новых логистических платформ, а также платформ для разведки газа: этим занимается Норвегия (на Шпицбергене) и китайские и российские компании (на Ямале). Сегодня этот регион считается основным стратегическим приоритетом внешнеполитических доктрин России и Китая.
Москва впервые со времен холодной войны усиленно инвестирует в Арктику: обновляет радары, противоракетные системы и подводные лодки. Активное освоение этого жизненного пространства — с каждым годом все более доступного для использования и более выгодного — сделало Россию главной арктической державой. У нее 40 атомных ледоколов, которые прокладывают судоходные маршруты, имеющие фундаментальное значение для экспорта природного газа в Азию. Первый из них, между Ямалом и портом Рудонг, был опробован в июле 2018 года: по сравнению с традиционным Суэцким каналом полярный маршрут экономит 16 дней и сокращает затраты на много миллионов.
Если принять во внимание, что у США есть два действующих ледокола меньшего размера, а Китай в настоящий момент строит третий, мы осознаем конкурентное преимущество, которым обладает Россия, распространяющая через Арктику свои территориальные интересы на Атлантику и Юго-Восточную Азию.
Пекин, несмотря на серьезное отставание, в последнее время демонстрирует необычайные успехи. Уже поговаривают о Полярном шелковом пути, который значительно расширит инициативу «Один пояс, один путь», связывающую коммерческие и политические интересы Китая в Центральной Азии, Африке и Европе. Достаточно представить себе, что с учетом последствий глобального потепления в Арктике, какие мы наблюдаем в последнее десятилетие, маршрут торгового потока между китайскими и северными портами (например, Гамбургом или Роттердамом) может оказаться почти на три тысячи морских миль короче традиционного маршрута через Суэцкий канал. Это позволяет сэкономить деньги и 12 дней пути и, кроме того, избежать пиратства и других опасностей, которыми славится Индийский океан и его перегруженные проливы. Понятно, что в настоящее время северный маршрут доступен для судоходства не более трех-четырех месяцев в году (с июля по октябрь), в то время как Суэцкий маршрут позволяет круглогодичную циркуляцию, однако существование такой возможности подстегивает технологическую изобретательность, тогда как климат может доделать все остальное. Недаром этот торговый маршрут в 2018 году открыл мировой гигант контейнерных перевозок «Маэрск» (Maersk).
Но какое отношение это имеет к европейским интересам, особенно к португальским? Снижение значимости Суэцкого маршрута в долгосрочной перспективе сопряжено с утратой португальским портом Синеш (Sines) важной роли, которую он играл в мировой торговле — роли перевалочного пункта для транзита судов — и негативными экономическими последствиями для самой Португалии. Порту Синеш придется восполнять данный национальный дисбаланс (который оказывается весьма на руку странам Северной Европы — потенциальным участникам полярного маршрута) другими средствами. А именно: играя роль основных европейских ворот для американского (или канадского) газа и конкурируя с терминалами Польши и стран Балтии. А также выступая активным пропагандистом большей энергетической независимости Евросоюза перед лицом России, диверсификации источников поставок и самого регламента потребления — эти шаги ждут своего осуществления.
Именно потому, что изменение климата, регулирование торговли, морское обращение, влияние других держав в Атлантике и энергетическая безопасность являются жизненно важными вопросами для Португалии и Европы, Португалия должна принимать более активное участие в политической повестке дня по Арктике. Ее определяет многосторонний форум (Арктический совет) с восемью постоянными членами (пять из них — страны НАТО), включая Россию, и 13 наблюдателями. Из них Европу представляют Испания, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, Польша и Италия, а азиатскую сторону — Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур и Индия.
Значимость внешней политики для нашей страны не сопоставима с выделяемым на ее нужды бюджетом. Возможно, ее средства, инструменты, язык и принимаемые меры не позволяют Португалии отстаивать свою позицию в общественном пространстве и международной политике. Но это не значит, что наша внешняя политика полностью лишена воображения и перспектив в деле защиты национальных интересов, особенно когда на карту поставлены интересы Европы.
Разница между США и Европой лишь в том, что у США запас прочности выше. Америка – это действительно глобальная держава....
14-дек-2025
Новости дня / США / Мир / Видео / ЖКХ / Политика / ДНР и ЛНР / Латинская Америка / Технологии / Здоровье / Россия / Судьи / Украина / Чемпионат / Власть / Спорт / Европа / Команды / Бизнес / Общество / Статистика / Происшествия и криминал / Красноярск / Мероприятия / Выборы / Транспорт / Военные действия
Спецоперация стремительно приближается к четырехлетней годовщине. Это говорит о том, что политзаключенные, получившие в...
14-дек-2025
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / Бизнес / Видео / ЖКХ / Россия / Спорт / Украина / Транспорт / Военные действия / Латинская Америка / Чемпионат / Общество / Судьи / Мнения / Статистика / Власть / СТАТЬИ / Выборы / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Законы / Недвижимость / Красноярск / Матчи
Новости дня / Здоровье / Технологии / Спорт / ЖКХ / Политика / Власть / Бизнес / Культура / ДНР и ЛНР / Происшествия и криминал / Европа / Видео / Чемпионат / Большой Кавказ / Армения
Новости дня / США / Россия / Политика / Украина / Экономика / Технологии / Здоровье / Видео / Бизнес / Европа / ЖКХ / Мир / Происшествия и криминал / Белоруссия / Мнения / Латинская Америка / Выборы / Большой Кавказ / Чемпионат / ДНР и ЛНР
Новости дня / Политика / Видео / Россия / Судьи / Военные действия
Sykes
0
Москвич отсудил жильё рядом с «Москвой-Сити» у пенсионерки, которая заявила, что стала жертвой мошенниковОлег собирался покупать жильё для своего сына на Савинской...
Новости дня / США / Мир / Видео / ЖКХ / Политика / ДНР и ЛНР / Латинская Америка / Технологии / Здоровье / Россия / Судьи / Украина / Чемпионат / Власть / Спорт / Европа / Команды / Бизнес / Общество / Статистика / Происшествия и криминал / Красноярск / Мероприятия / Выборы / Транспорт / Военные действия
Brown
0
Разница между США и Европой лишь в том, что у США запас прочности выше. Америка – это действительно глобальная держава. Она может переносить усилия с европейского на...
Новости дня / Политика / Здоровье / Технологии / Бизнес / Видео / ЖКХ / Россия / Спорт / Украина / Транспорт / Военные действия / Латинская Америка / Чемпионат / Общество / Судьи / Мнения / Статистика / Власть / СТАТЬИ / Выборы / ДНР и ЛНР / Большой Кавказ / Законы / Недвижимость / Красноярск / Матчи
Клеопатра
0
Спецоперация стремительно приближается к четырехлетней годовщине. Это говорит о том, что политзаключенные, получившие в начале СВО небольшие сроки по легким статьям или...
Новости дня / Россия / Украина / Военные действия / Аналитика / Мир / Политика / Чемпионат / Происшествия и криминал / Здоровье / США
Любомила
0
Американцы в ускоренном темпе модифицируют и передают Украине авиационные ракеты для истребителей F-16, предназначенные для сбивания аэродинамических целей. Эти поставки...
Комментарии (0)