Rzeczpospolita (Польша): лишится ли Польша «Дружбы»? - «Политика»

  • 18:48, 15-апр-2019
  • Политика
  • Edgarpo
  • 0

© РИА Новости, Ю. Филимонов | Перейти в фотобанкРоссийская нефть остается на европейском рынке самой дешевой, между тем Польша отказывается от нее во имя пресловутой «энергетической безопасности», пишет "Жечпосполита". Следствием этого будут очень дорогой бензин на автозаправках и перспектива лишиться нефтепровода «Дружба». Польша будет обречена покупать дорогую нефть у Великобритании, чуть более дорогую у Саудовской Аравии и очень дорогую нефть у Норвегии.

В 2018 году 67% закупленной нефтеперерабатывающей компанией «Орлен» нефти приходилось на российскую, сейчас концерн хвалится, что покупает в России только половину сырья. Примерно 700 тысяч из 1,4 миллионов тонн нефти, которые каждый месяц перерабатывает НПЗ в Плоцке, поступает «из альтернативных источников, в том числе из Саудовской Аравии».


Глава «Орлена» Даниэль Обайтек (Daniel Obajtek) подчеркивает, что это качественная нефть, которая покупается по «выгодной цене». Какой именно? Этого он общественности не сообщает. Однако я (как и многие другие) не верю в такие общие заявления. Высокие цены на АЗС «Орлена» и других компаний — это следствие не роста котировок на нефтяных рынках, а, скорее, навязанной политиками так называемой диверсификации, то есть поиска польскими топливными концернами дополнительных источников поставок.


Подробные данные агентства Евростат и ежегодного доклада компании «Бритиш Петролеум» (BP) показывают, что российское сырье остается самым дешевым. В последние 13 лет его цена отличалась в меньшую сторону от средней цены, которую платили за нефть страны ЕС, на 1,6 доллара. Европа активно этим пользовалась, импортируя из России 170,5 миллиона тонн нефти и покрывая таким образом 25% своих потребностей (данные «Бритиш Петролеум» за 2017 год).


Однако с 2014 года, когда начались политические изменения, отразившиеся на стратегии действий руководства польских энергетических компаний, в том числе концерна «Орлен», разница между средней ценой покупки нефти в ЕС и Польше уменьшилась. Если раньше мы платили на 2,5% меньше, чем в среднем страны Европы, то в 2017 году уже всего на 0,6%.



Импортируя в год примерно 25 миллионов тонн нефти (общий объем закупок составляет чуть больше 31 миллион тонн), мы таким образом экономили около миллиарда злотых. К этому следует добавить еще один существенный фактор: выгодное расположение Польши на трассе транзита российской нефти на Запад. Нефтепровод «Дружба» приносил нам транзитные доходы и позволял покупать сырье по более низкой цене.


До тех пор, пока мы будем покупать нефть, которая по нему поступает, у нас будут и выгодные ставки, и постоянный объем транзита. Если мы сократим закупки, ничто не помешает Москве прекратить эксплуатацию самого старого трубопровода в Европе. Предлог всегда найдется. Им могут стать, например, звучащие в последнее время угрозы Александра Лукашенко или солидный возраст этой транспортной инфраструктуры. При таком развитии событий мы будем обречены покупать дорогую нефть у Великобритании, чуть более дорогую у Саудовской Аравии и очень дорогую нефть у Норвегии.


Следующий вопрос, на который не отвечает «Орлен», заключается в том, как реагируют на новые сорта нефти польские нефтеперерабатывающие предприятия и их оборудование, сколько средств нужно в них инвестировать, чтобы они могли работать не только с сырьем, приближенным по параметрам к российской нефти марки «Юралс», но и с сильно отличающимися от нее «Араб Лайт» или «Араб Хэви»?


Пролить свет на ситуацию позволяет тот факт, что «Орлен» не импортирует, например, нефть из Ирака («Киркук», «Басра Лайт»), хотя та значительно дешевле российской. Почему? По всей видимости, дело в том, что в ней содержится в два раза больше серы, чем в нефти марки «Юралс», то есть наши НПЗ с ней не справляются.


Таковы дополнительные издержки диверсификации, которые лягут на плечи потребителей, то есть всех нас. Конечно, можно сказать, что энергетическая безопасность бесценна, однако, это лишь красивая фраза. Цена есть всегда, а за ошибки властей обычно приходится расплачиваться тем, кто не может повлиять на ситуацию.



© РИА Новости, Ю. Филимонов | Перейти в фотобанкРоссийская нефть остается на европейском рынке самой дешевой, между тем Польша отказывается от нее во имя пресловутой «энергетической безопасности», пишет "Жечпосполита". Следствием этого будут очень дорогой бензин на автозаправках и перспектива лишиться нефтепровода «Дружба». Польша будет обречена покупать дорогую нефть у Великобритании, чуть более дорогую у Саудовской Аравии и очень дорогую нефть у Норвегии.В 2018 году 67% закупленной нефтеперерабатывающей компанией «Орлен» нефти приходилось на российскую, сейчас концерн хвалится, что покупает в России только половину сырья. Примерно 700 тысяч из 1,4 миллионов тонн нефти, которые каждый месяц перерабатывает НПЗ в Плоцке, поступает «из альтернативных источников, в том числе из Саудовской Аравии». Глава «Орлена» Даниэль Обайтек (Daniel Obajtek) подчеркивает, что это качественная нефть, которая покупается по «выгодной цене». Какой именно? Этого он общественности не сообщает. Однако я (как и многие другие) не верю в такие общие заявления. Высокие цены на АЗС «Орлена» и других компаний — это следствие не роста котировок на нефтяных рынках, а, скорее, навязанной политиками так называемой диверсификации, то есть поиска польскими топливными концернами дополнительных источников поставок. Подробные данные агентства Евростат и ежегодного доклада компании «Бритиш Петролеум» (BP) показывают, что российское сырье остается самым дешевым. В последние 13 лет его цена отличалась в меньшую сторону от средней цены, которую платили за нефть страны ЕС, на 1,6 доллара. Европа активно этим пользовалась, импортируя из России 170,5 миллиона тонн нефти и покрывая таким образом 25% своих потребностей (данные «Бритиш Петролеум» за 2017 год). Однако с 2014 года, когда начались политические изменения, отразившиеся на стратегии действий руководства польских энергетических компаний, в том числе концерна «Орлен», разница между средней ценой покупки нефти в ЕС и Польше уменьшилась. Если раньше мы платили на 2,5% меньше, чем в среднем страны Европы, то в 2017 году уже всего на 0,6%. Импортируя в год примерно 25 миллионов тонн нефти (общий объем закупок составляет чуть больше 31 миллион тонн), мы таким образом экономили около миллиарда злотых. К этому следует добавить еще один существенный фактор: выгодное расположение Польши на трассе транзита российской нефти на Запад. Нефтепровод «Дружба» приносил нам транзитные доходы и позволял покупать сырье по более низкой цене. До тех пор, пока мы будем покупать нефть, которая по нему поступает, у нас будут и выгодные ставки, и постоянный объем транзита. Если мы сократим закупки, ничто не помешает Москве прекратить эксплуатацию самого старого трубопровода в Европе. Предлог всегда найдется. Им могут стать, например, звучащие в последнее время угрозы Александра Лукашенко или солидный возраст этой транспортной инфраструктуры. При таком развитии событий мы будем обречены покупать дорогую нефть у Великобритании, чуть более дорогую у Саудовской Аравии и очень дорогую нефть у Норвегии. Следующий вопрос, на который не отвечает «Орлен», заключается в том, как реагируют на новые сорта нефти польские нефтеперерабатывающие предприятия и их оборудование, сколько средств нужно в них инвестировать, чтобы они могли работать не только с сырьем, приближенным по параметрам к российской нефти марки «Юралс», но и с сильно отличающимися от нее «Араб Лайт» или «Араб Хэви»? Пролить свет на ситуацию позволяет тот факт, что «Орлен» не импортирует, например, нефть из Ирака («Киркук», «Басра Лайт»), хотя та значительно дешевле российской. Почему? По всей видимости, дело в том, что в ней содержится в два раза больше серы, чем в нефти марки «Юралс», то есть наши НПЗ с ней не справляются. Таковы дополнительные издержки диверсификации, которые лягут на плечи потребителей, то есть всех нас. Конечно, можно сказать, что энергетическая безопасность бесценна, однако, это лишь красивая фраза. Цена есть всегда, а за ошибки властей обычно приходится расплачиваться тем, кто не может повлиять на ситуацию.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!