Новое время (Украина): Шутка с кровью. Рецензия на триумфатора Оскара 2020 — фильм «Паразиты» - «Культура»

  • 16:00, 12-фев-2020
  • Культура
  • Edgarpo
  • 0

© Youtube / iVideosФильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо стал настоящим триумфатором 92-й церемонии «Оскар». Почему фильму из Южной Кореи удалось в этом году обойти настоящих легенд Голливуда — разбирался автор «Нового времени».

Фильм «Паразиты» стал настоящей сенсацией церемонии награждения «Оскар — 2020», которая состоялась в воскресенье, 9 февраля, в Лос-Анджелесе. Он получил четыре награды в номинациях — «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». И стал первым в истории фильмом, снятым на иностранном (не английском) языке, получившим награду в главной номинации — «Лучший фильм».


Пон Джун Хо поместил свое имя на мировую кинематографическую карту в 2003 году, сняв сложносочиненный криминальный триллер «Воспоминания об убийстве». Киноман Квентин Тарантино позже назовет эту картину вместе со следующей работой режиссера («Вторжение динозавра») в числе своих любимых фильмов в период с 1992-го по 2009-й.


На волне успеха Чжун Хо отправится покорять Запад (два антикапиталистических манифеста «Сквозь снег» и «Окча»). «Паразиты» — его триумфальное возвращение на родину. Триумфальное потому, что вместе с фильмом режиссер привез в свою страну первую в истории Южной Кореи «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.


Сюжет


Семья Ким Ки-Тэка живет в подвале. Возле их смотрящего в тротуар окна пьяные завсегдатаи местного бара регулярно справляют малую нужду. Чтобы хоть как-то прокормиться Ким, его жена Чунг, сын Ки-У и дочь Ки-Джон собирают коробки для пиццы. Понятно, что из радостей у ребят только лапша быстрого приготовления и дешевое пиво.


Встреча с гораздо более успешным другом Ки-У становится для парня, да и для всей его семьи билетом в лучшую жизнь. Тот подрабатывает репетитором английского в зажиточной семье, но в связи с переездом на Запад предлагает Ки-У занять его место. Подделать диплом не проблема, рекомендации друг даст.


Так начинается плавный переезд всего семейства Ким Ки-Тэка к богачам: обаятельный Ки-У располагает к себе хозяйку дома и советует нанять сначала свою сестру, потом отца, потом мать. Понятно, что все они делают вид, что друг друга не знают. Понятно, что хорошо это закончиться не может.


Сценарий и драматургия


О таких фильмах, как «Паразиты» принято говорить: «автор на пике формы». В свой условно первый период Пон Чжун Хо снимал вполне конкретные истории на стыке жанров, во второй — взял рупор и выдал сначала великий «Сквозь снег», потом чуть несобранный, но зато обладающий большим коровьим сердцем фильм «Окча».


Это была не то, чтобы разминка, но, подойдя к шестому десятку и своему опять-таки условно третьему периоду, режиссер выкинул рупор и отбросил конкретику. История, рассказанная в «Паразитах» до времени стелется незаметно, но постепенно затрагивает все классы общества и под конец начинает претендовать на универсальность.


Противопоставление богатых и бедных — самая поверхностная трактовка сюжета и та ловушка, в которую может попасть неосторожный зритель. Примерно в середине фильма режиссер с лукавой улыбкой открывает дверцу в подвал, куда проваливаются и богатые, и бедные, и вся страна.


Из сюжетных перипетий картины (связь судеб богатых и бедных корнями уходит здесь все в тот же символический подвал и прорастает не менее символичным домом сверху) постепенно проявляется знак сансары. В изнуряющей череде перерождений удачливые занимают место несчастных, а потом несчастные становятся на место удачливых. Колесо сансары крутится и перемалывает само понятие удачи: здесь уже неясно кто паразит, а кто нет. Все паразиты.


На вопрос «Как вырваться из этого процесса?» режиссер отвечает злой внутренней шуткой: надо двигаться на мифический Запад, как тот самый, выпавший из фильма, друг Ки-У. Не отдавая себе отчет, что там происходит примерно то же самое, оставшиеся в Корее герои стараются выучить английский, вворачивают тут и там английские слова, ориентируются на англоязычную культуру. Со стороны все это видится, конечно, ложным движением.


Актеры и картинка



Соответственно, участники событий фильма вызывают поочередно то понимание, то отвращение, то жалость, то смех. В главных ролях здесь сплошь звезды южнокорейского кино и некоторые из них могут быть знакомы и нашему зрителю. Тот же Сон Кан Хо, игравший в уже ставшими классикой «Вторжении динозавра» и «Сочувствие господину Месть». Или Чой Ву Сик («Поезд в Пусан»).


Привычно работая на стыке жанров — комедия, триллер, семейная драма — Пон Чжун Хо избегает эксцентричности присущей многим южнокорейским лентам. «Паразиты» — фильм для всех и про всех. Точкой входа здесь служит стильность интерьеров, искусность движений камеры, легкость подачи и тот увлекательный лабиринт передвижений героев по злополучному дому.


Возвращаясь к разговору о периодах и пике формы, если в фильме «Сквозь снег», чтобы проговорить свои мысли насчет классовой несправедливости, режиссеру понадобилось уничтожить весь мир, то в своей новой картине для разговора на схожую тему ему было достаточно всего лишь найти красивую локацию.


Паразиты — вердикт НВ


Фильм из Южной Кореи в прокате — уже повод для радости. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» — что-то типа must see. Председатель жюри Канн этого года Алехандро Гонсалес Иньярриту с несвойственной ему прозорливостью объединил эти два фактора и сделал всем нам сложный, эффектный кинематографический подарок.



© Youtube / iVideosФильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо стал настоящим триумфатором 92-й церемонии «Оскар». Почему фильму из Южной Кореи удалось в этом году обойти настоящих легенд Голливуда — разбирался автор «Нового времени».Фильм «Паразиты» стал настоящей сенсацией церемонии награждения «Оскар — 2020», которая состоялась в воскресенье, 9 февраля, в Лос-Анджелесе. Он получил четыре награды в номинациях — «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучший режиссер» и «Лучший фильм». И стал первым в истории фильмом, снятым на иностранном (не английском) языке, получившим награду в главной номинации — «Лучший фильм». Пон Джун Хо поместил свое имя на мировую кинематографическую карту в 2003 году, сняв сложносочиненный криминальный триллер «Воспоминания об убийстве». Киноман Квентин Тарантино позже назовет эту картину вместе со следующей работой режиссера («Вторжение динозавра») в числе своих любимых фильмов в период с 1992-го по 2009-й. На волне успеха Чжун Хо отправится покорять Запад (два антикапиталистических манифеста «Сквозь снег» и «Окча»). «Паразиты» — его триумфальное возвращение на родину. Триумфальное потому, что вместе с фильмом режиссер привез в свою страну первую в истории Южной Кореи «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Сюжет Семья Ким Ки-Тэка живет в подвале. Возле их смотрящего в тротуар окна пьяные завсегдатаи местного бара регулярно справляют малую нужду. Чтобы хоть как-то прокормиться Ким, его жена Чунг, сын Ки-У и дочь Ки-Джон собирают коробки для пиццы. Понятно, что из радостей у ребят только лапша быстрого приготовления и дешевое пиво. Встреча с гораздо более успешным другом Ки-У становится для парня, да и для всей его семьи билетом в лучшую жизнь. Тот подрабатывает репетитором английского в зажиточной семье, но в связи с переездом на Запад предлагает Ки-У занять его место. Подделать диплом не проблема, рекомендации друг даст. Так начинается плавный переезд всего семейства Ким Ки-Тэка к богачам: обаятельный Ки-У располагает к себе хозяйку дома и советует нанять сначала свою сестру, потом отца, потом мать. Понятно, что все они делают вид, что друг друга не знают. Понятно, что хорошо это закончиться не может. Сценарий и драматургия О таких фильмах, как «Паразиты» принято говорить: «автор на пике формы». В свой условно первый период Пон Чжун Хо снимал вполне конкретные истории на стыке жанров, во второй — взял рупор и выдал сначала великий «Сквозь снег», потом чуть несобранный, но зато обладающий большим коровьим сердцем фильм «Окча». Это была не то, чтобы разминка, но, подойдя к шестому десятку и своему опять-таки условно третьему периоду, режиссер выкинул рупор и отбросил конкретику. История, рассказанная в «Паразитах» до времени стелется незаметно, но постепенно затрагивает все классы общества и под конец начинает претендовать на универсальность. Противопоставление богатых и бедных — самая поверхностная трактовка сюжета и та ловушка, в которую может попасть неосторожный зритель. Примерно в середине фильма режиссер с лукавой улыбкой открывает дверцу в подвал, куда проваливаются и богатые, и бедные, и вся страна. Из сюжетных перипетий картины (связь судеб богатых и бедных корнями уходит здесь все в тот же символический подвал и прорастает не менее символичным домом сверху) постепенно проявляется знак сансары. В изнуряющей череде перерождений удачливые занимают место несчастных, а потом несчастные становятся на место удачливых. Колесо сансары крутится и перемалывает само понятие удачи: здесь уже неясно кто паразит, а кто нет. Все паразиты. На вопрос «Как вырваться из этого процесса?» режиссер отвечает злой внутренней шуткой: надо двигаться на мифический Запад, как тот самый, выпавший из фильма, друг Ки-У. Не отдавая себе отчет, что там происходит примерно то же самое, оставшиеся в Корее герои стараются выучить английский, вворачивают тут и там английские слова, ориентируются на англоязычную культуру. Со стороны все это видится, конечно, ложным движением. Актеры и картинка Соответственно, участники событий фильма вызывают поочередно то понимание, то отвращение, то жалость, то смех. В главных ролях здесь сплошь звезды южнокорейского кино и некоторые из них могут быть знакомы и нашему зрителю. Тот же Сон Кан Хо, игравший в уже ставшими классикой «Вторжении динозавра» и «Сочувствие господину Месть». Или Чой Ву Сик («Поезд в Пусан»). Привычно работая на стыке жанров — комедия, триллер, семейная драма — Пон Чжун Хо избегает эксцентричности присущей многим южнокорейским лентам. «Паразиты» — фильм для всех и про всех. Точкой входа здесь служит стильность интерьеров, искусность движений камеры, легкость подачи и тот увлекательный лабиринт передвижений героев по злополучному дому. Возвращаясь к разговору о периодах и пике формы, если в фильме «Сквозь снег», чтобы проговорить свои мысли насчет классовой несправедливости, режиссеру понадобилось уничтожить весь мир, то в своей новой картине для разговора на схожую тему ему было достаточно всего лишь найти красивую локацию. Паразиты — вердикт НВ Фильм из Южной Кореи в прокате — уже повод для радости. Обладатель «Золотой пальмовой ветви» — что-то типа must see. Председатель жюри Канн этого года Алехандро Гонсалес Иньярриту с несвойственной ему прозорливостью объединил эти два фактора и сделал всем нам сложный, эффектный кинематографический подарок.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!