Jutarnji list (Хорватия): Подгорица и Скопье могут стать причиной нового исторического раскола православия - «Религия»

  • 04:00, 08-фев-2020
  • Новости дня / ДНР и ЛНР / Статистика / Власть
  • Novosti-Dny
  • 0

© РИА Новости, Даниил Африн | Перейти в фотобанкСербская православная церковь не признает украинскую автокефалию, а русские уже встали на сторону сербов в вопросе Северной Македонии и Черногории. Кризис «идентичности» в мировом православии достиг пика, под вопросом оказались те основы православия, которые полезны в борьбе за «политическое влияние» и контроль.

Сербская православная церковь не признает украинскую автокефалию, а русские уже встали на сторону Сербской православной церкви в вопросе Северной Македонии и Черногории. Болгарская православная церковь готова пойти навстречу македонцам, если македонские «братья» признают ее «Материнской церковью». Но тогда у болгар возникнут проблемы с Константинополем, который сам себя считает «матерью» всех православных церквей…


Эпохальные потрясения внутри мирового православия продолжаются. Грозит раскол, который сопоставим с Великой схизмой 1054 года, когда христианство распалось на католичество и православие. Кризис «идентичности» в мировом православии достиг пика, и многие полагают, что под вопросом оказались самые основы православия, но не столько религиозные и литургические, сколько те, которые полезны в борьбе за «политическое влияние» и контроль. Казалось бы, незыблемая «государственная» православная структура разрушается.


Все началось с конфликта вокруг признания автокефалии (независимости) Православной церкви Украины, в церковном и религиозном регионе, который Русская православная церковь считает своим. Дело в том, что Русская православная церковь была государственной церковью и на Украине. Но когда Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей (в народе прозванный Православным папой) поддержал украинцев и даровал им томос, акт о признании автокефалии, это вызывало возмущение и споры, в основном этнополитического характера, внутри православной церкви. Русская и Сербская православная церковь разорвали отношения с Вселенским патриархатом, а затем произошел раскол и внутри самих церквей, поскольку Греческая (Элладская) и Александрийская православная церковь признали украинцев. Русские сочли это предательством православия и, конечно, их интересов, в особенности потому, что Русская православная церковь считает себя главной церковью в мировом православии.

© РИА Новости, Даниил Африн | Перейти в фотобанкМирное шествие в защиту прав Сербской православной церкви в ЧерногорииРусская православная церковь заняла жесткую позицию, не только потому что «потеряла» Украину, но и потому, что не хочет, чтобы по тому же пути пошла Белорусская православная церковь. В «каноническом» регионе Русской православной церкви появилась еще и Эстонская православная церковь, которая тоже ждет своего томоса в очереди перед дверьми Вселенского патриарха в стамбульском районе Фенер.

Во всех последних событиях центральную роль играет патриарх Варфоломей I, который признал Украинскую церковь и собирается теперь поступить так же с Северной Македонией.


Архондонис Димитриос (так его звали в миру) стал экуменическим патриархом 29 лет назад. Самый высокопоставленный иерарх Экуменической Константинопольской патриархии Варфоломей I родился в 1940 году в деревне Айос-Теодорос на острове Имроз и сначала изучал теологию в духовной семинарии в Халки в Турции, а потом в Папском восточном институте в Риме и Мюнхене. После этого в 1972 году он стал управляющим Патриаршим кабинетом в Стамбуле, а в 1990 году — митрополитом Халкидонским. 22 октября 1991 года, когда Варфоломей было всего 51 год, 15 митрополитов Священного синода выбрали его экуменическим Константинопольским патриархом. Варфоломей — 270-й наследник апостола Андрея и одновременно почетный лидер 300 миллионов православных.


Его резиденция находится в Константинополе-Стамбуле, но положение немногочисленных христиан в Турции сложное. Их всего около ста тысяч, из которых 60 тысяч — армяне, 20 тысяч — ассирийцы, и еще несколько тысяч греков. Кроме того, еще в 1936 году все немусульманские фонды, которые являлись легитимными представителями церкви, обязали декларировать все имущество. Так турецкие власти конфисковали и перепродали большую часть из более чем тысячи монастырей, больниц, школ, жилых построек и кладбищ, принадлежавших церкви.


Обучение священников


В подобных обстоятельствах Варфоломей пытался найти компромисс с режимом Реджепа Тайипа Эрдогана, от которого требовал открыть Высшую теологическую школу на острове Халки (по-турецки Хейбелиада) в Мраморном море. В 1971 году ее закрыли по решению тогдашних властей. Халки имеет огромное значение, поскольку от Высшей теологической школы там зависит обучение священников, а значит, и сохранение Патриархии, так как по церковным правилам экуменическим патриархом должен быть только священник, а по турецкому законодательству — только гражданин Турции. Проблема в том, что Турция отказывает в гражданстве тем теологам, кто учился за рубежом. Но при этом она разрешает проводить на Халки конференции и семинары, а недавно Патриархии вернули там конфискованные участки.


Русским Варфоломей не нравится, в том числе потому, что он сторонник сближения с Римско-Католической церковью. Осенью 2006 года он пригласил папу Бенедикта XVI в Стамбул, а в 2013 году он стал первым греко-православным патриархом, который после раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году участвовал в церемонии интронизации нового римско-католического папы Франциска.


Его помнят и хорваты. В сентябре 2016 года Варфоломей I несколько неожиданно прибыл в Хорватию, где привлек внимание своим выступлением. Он произнес очень важную речь в Ясеноваце, самом ужасном лагере в Независимом Государстве Хорватия. Он привел неправильные данные, которые «популяризует» Сербская православная церковь, о том, что в этом лагере усташи содержали около 700 тысяч сербов. Понятно, что все остальные детали визита Варфоломея в Хорватию отошли после этого на второй план. Варфоломей и сербский патриарх Иреней вместе отслужили тогда святую архиерейскую литургию в храме Рождества святого Иоанна Крестителя в Ясеноваце, так как десятого сентября Сербская православная церковь сделала днем памяти святых мучеников Ясеноваца.


Теперь их отношения далеки от идеала. Более того, из Москвы и Белграда звучат обвинения о том, что американцы платят Варфоломею, чтобы он дробил православие и сознательно его ослаблял.



© РИА Новости, Даниил Африн | Перейти в фотобанкСербская православная церковь не признает украинскую автокефалию, а русские уже встали на сторону сербов в вопросе Северной Македонии и Черногории. Кризис «идентичности» в мировом православии достиг пика, под вопросом оказались те основы православия, которые полезны в борьбе за «политическое влияние» и контроль.Сербская православная церковь не признает украинскую автокефалию, а русские уже встали на сторону Сербской православной церкви в вопросе Северной Македонии и Черногории. Болгарская православная церковь готова пойти навстречу македонцам, если македонские «братья» признают ее «Материнской церковью». Но тогда у болгар возникнут проблемы с Константинополем, который сам себя считает «матерью» всех православных церквей… Эпохальные потрясения внутри мирового православия продолжаются. Грозит раскол, который сопоставим с Великой схизмой 1054 года, когда христианство распалось на католичество и православие. Кризис «идентичности» в мировом православии достиг пика, и многие полагают, что под вопросом оказались самые основы православия, но не столько религиозные и литургические, сколько те, которые полезны в борьбе за «политическое влияние» и контроль. Казалось бы, незыблемая «государственная» православная структура разрушается. Все началось с конфликта вокруг признания автокефалии (независимости) Православной церкви Украины, в церковном и религиозном регионе, который Русская православная церковь считает своим. Дело в том, что Русская православная церковь была государственной церковью и на Украине. Но когда Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей (в народе прозванный Православным папой) поддержал украинцев и даровал им томос, акт о признании автокефалии, это вызывало возмущение и споры, в основном этнополитического характера, внутри православной церкви. Русская и Сербская православная церковь разорвали отношения с Вселенским патриархатом, а затем произошел раскол и внутри самих церквей, поскольку Греческая (Элладская) и Александрийская православная церковь признали украинцев. Русские сочли это предательством православия и, конечно, их интересов, в особенности потому, что Русская православная церковь считает себя главной церковью в мировом православии.© РИА Новости, Даниил Африн | Перейти в фотобанкМирное шествие в защиту прав Сербской православной церкви в ЧерногорииРусская православная церковь заняла жесткую позицию, не только потому что «потеряла» Украину, но и потому, что не хочет, чтобы по тому же пути пошла Белорусская православная церковь. В «каноническом» регионе Русской православной церкви появилась еще и Эстонская православная церковь, которая тоже ждет своего томоса в очереди перед дверьми Вселенского патриарха в стамбульском районе Фенер. Во всех последних событиях центральную роль играет патриарх Варфоломей I, который признал Украинскую церковь и собирается теперь поступить так же с Северной Македонией. Архондонис Димитриос (так его звали в миру) стал экуменическим патриархом 29 лет назад. Самый высокопоставленный иерарх Экуменической Константинопольской патриархии Варфоломей I родился в 1940 году в деревне Айос-Теодорос на острове Имроз и сначала изучал теологию в духовной семинарии в Халки в Турции, а потом в Папском восточном институте в Риме и Мюнхене. После этого в 1972 году он стал управляющим Патриаршим кабинетом в Стамбуле, а в 1990 году — митрополитом Халкидонским. 22 октября 1991 года, когда Варфоломей было всего 51 год, 15 митрополитов Священного синода выбрали его экуменическим Константинопольским патриархом. Варфоломей — 270-й наследник апостола Андрея и одновременно почетный лидер 300 миллионов православных. Его резиденция находится в Константинополе-Стамбуле, но положение немногочисленных христиан в Турции сложное. Их всего около ста тысяч, из которых 60 тысяч — армяне, 20 тысяч — ассирийцы, и еще несколько тысяч греков. Кроме того, еще в 1936 году все немусульманские фонды, которые являлись легитимными представителями церкви, обязали декларировать все имущество. Так турецкие власти конфисковали и перепродали большую часть из более чем тысячи монастырей, больниц, школ, жилых построек и кладбищ, принадлежавших церкви. Обучение священников В подобных обстоятельствах Варфоломей пытался найти компромисс с режимом Реджепа Тайипа Эрдогана, от которого требовал открыть Высшую теологическую школу на острове Халки (по-турецки Хейбелиада) в Мраморном море. В 1971 году ее закрыли по решению тогдашних властей. Халки имеет огромное значение, поскольку от Высшей теологической школы там зависит обучение священников, а значит, и сохранение Патриархии, так как по церковным правилам экуменическим патриархом должен быть только священник, а по турецкому законодательству — только гражданин Турции. Проблема в том, что Турция отказывает в гражданстве тем теологам, кто учился за рубежом. Но при этом она разрешает проводить на Халки конференции и семинары, а недавно Патриархии вернули там конфискованные участки. Русским Варфоломей не нравится, в том числе потому, что он сторонник сближения с Римско-Католической церковью. Осенью 2006 года он пригласил папу Бенедикта XVI в Стамбул, а в 2013 году он стал первым греко-православным патриархом, который после раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году участвовал в церемонии интронизации нового римско-католического папы Франциска. Его помнят и хорваты. В сентябре 2016 года Варфоломей I несколько неожиданно прибыл в Хорватию, где привлек внимание своим выступлением. Он произнес очень важную речь в Ясеноваце, самом ужасном лагере в Независимом Государстве Хорватия. Он привел неправильные данные, которые «популяризует» Сербская православная церковь, о том, что в этом лагере усташи содержали около 700 тысяч сербов. Понятно, что все остальные детали визита Варфоломея в Хорватию отошли после этого на второй план. Варфоломей и сербский патриарх Иреней вместе отслужили тогда святую архиерейскую литургию в храме Рождества святого Иоанна Крестителя в Ясеноваце, так как десятого сентября Сербская православная церковь сделала днем памяти святых мучеников Ясеноваца. Теперь их отношения далеки от идеала. Более того, из Москвы и Белграда звучат обвинения о том, что американцы платят Варфоломею, чтобы он дробил православие и сознательно его ослаблял.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!