Многогранный Юго-Восток. Как будет голосовать промышленный регион Украины - «Антимайдан»

  • 18:31, 05-фев-2019
  • Новости дня
  • Виталий
  • 0


Юго-Восток – промышленная база Украины и оплот антимайданных, пророссийских сил. Это самое общее представление. Между тем, речь идёт об огромном регионе с весьма затейливой историей и внутренней структурой. И чтобы понять, как население этого региона будет голосовать на выборах президента, необходимо уяснить, как формировался этот регион

Обычно Юго-Востоком Украины называют 8 областей страны (раньше к ним относили также Крым с Севастополем), гигантской дугой охватывающих территорию Украины: это Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области. Общая площадь — 230 тыс. км2 (площадь Украины — 603,5 тыс. км2 с Крымом, 38%). Население — 28,8 млн чел. С учетом, что в 2015 году официальная численность жителей страны была 45 млн, на Юго-Востоке проживало на тот момент 64% населения Украины.

История

Сам по себе этот регион к собственно Украине относится только частично. Фактически это даже не один, а два или три исторических региона.

Во-первых, это Запорожье — земли запорожских казаков. Все восемь основных сечей, существовавших в XVI-XVIII веках, находились на территории нынешних Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей, а «паланки» (административно-военные единицы сечи) охватывали огромную территорию от Южного Буга до Кальмиуса в Донецкой области (и даже до устья Дона). Это была пограничная зона между территорией Речи Посполитой (отчасти России) и Диким Полем.

Население этого края не было постоянным, и территория в XVIII веке была перезаселена по новой — уже оседлыми крестьянами и горожанами.

Крайние восточные районы Донбасса относились к области Войска Донского.

Во-вторых, это часть Слобожанщины — пограничных земель России, в XVI веке активно заселявшихся украинским населением, бежавшим от польского гнёта (религиозного прежде всего).

Слободская Украина охватывает практически полностью Харьковскую область, большую часть Сумской, северные, аграрные части Луганской и Донецкой областей и небольшую восточную часть Полтавской области Украины. На российской территории к Слобожанщине относятся большая часть Белгородской области, часть Курской и Воронежской областей, а также несколько районов Орловской и Липецкой.

В-третьих, это Новороссия — огромные территории (в том числе историческое Запорожье), присоединённые к Российской империи в XVIII веке и заселённые людьми очень пёстрого состава — в основном переселенцами из Малороссии и Слобожанщины, а также из более глубинных районов России. Кроме того, тут расселялись православные беженцы из Османской империи (греки, сербы и т.п.), немецкие колонисты, французские военнопленные после 1812 года, евреи из-за черты оседлости… С начала освоения Каменноугольного бассейна и развития приднепровского металлургического района население стало еще более смешанным — активно переселялись горняки и металлурги с Урала.

Особенностью региона является существенное различие между сельским и городским населением. Сельские жители в основном украино- и суржикоговорящие (к Донбассу это относится в меньшей степени), городские — русскоязычные. Крупные промышленные центры представляют собой русские «островки» в украинском «море». Правда, они всегда выполняли роль культурных центров, социализирующих сельских жителей.

Современность

Нынешний Юго-Восток существенно отличается от исторического и представляет собой три макрорегиона. Их различает характер экономической базы и доля городского населения.

Во-первых, это то, что обычно называется Югом Украины, или Причерноморьем, — Одесская, Николаевская и Херсонская области. Наиболее «русская» из них — Одесская, за счёт миллионной Одессы и смешанного населения Буджака (историческая область в междуречье Днестра и Дуная), наиболее «украинская» — Херсонская.

Крупные города — центры машиностроения и торговли, в то время как большая часть областей — аграрная.

Доля городского населения: 60% в Херсонской области, по 66% — в Одесской и Николаевской.

Во-вторых, это регион, называемый обычно промышленным Приднепровьем, — Днепропетровская и Запорожская область, а также схожая по специфике Харьковская.

Тут сосредоточен металлургический и машиностроительный потенциал Украины.

Доля городского населения: 83%, 79%, 76% (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская области)

В-третьих, это Донбасс — Донецкая и Луганская области.

Уголь, металлургия, машиностроение.

Доля городского населения: 90%, 86% (Донецкая и Луганская области).

Регион не един.

С одной стороны, существуют противоречия между Днепропетровском и Харьковом — Южной столицей империи и первой столицей Украины. Однако противоречия эти не носят острого характера, но харьковские элиты опасаются днепропетровской экспансии. Это особенно заметно сейчас, когда два кандидата на пост президента (Тимошенко и Зеленский) поддерживаются совладельцем группы «Приват» Игорем Коломойским, имеющим планы на Днепропетровск, а харьковская элита, опасаясь такого развития событий, сосредотачивается вокруг Порошенко.

С другой стороны, острый конфликт с давней историей существует между днепропетровскими и донецкими элитами. Собственно, то, что Днепропетровск оказался на переднем крае борьбы с «донецким сепаратизмом» и «российской агрессией», не в последнюю очередь было связано с противоречием «донецких» и «днепропетровских».

С третьей стороны, есть противоречия внутри самих регионов. В Днепропетровской области власть и собственность поделена между группами «Приват» (Коломойский), «Интерпайп» (Пинчук) и СКМ (Ахметов). Соответственно первая выступила против «Русской весны», последняя её умеренно поддерживала (но ресурс криворожской группы оказался недостаточным), а Пинчук выступал в качестве умиротворителя.

Собственно, победа «Русской весны» на Донбассе была обусловлена практическим отсутствием конкуренции и нежеланием групп Ахметова и Ефремова торговаться с Киевом, опираясь на широкое народное движение. В других же регионах попытки одних групп местных элит опереться на это движение было воспринято как угроза другим элитным группам, в результате чего они объединились против «нарушителей равновесия» на стороне Киева.

Электоральное поведение

Голосование в регионе обусловлено двумя факторами.

Во-первых, голосуют за «своих», т.е. русскоязычных и местных. При этом Кучма, например, уроженец Черниговской области, но социализирован именно в Днепропетровске, и вся его дальнейшая жизнь и трудовая биография были связаны именно с ним.

Во-вторых, в регионе предпочитают голосовать за умеренных консервативных политиков. Отношение к радикальным реформам всегда было настороженным, поскольку они ведут к разрушению привычного уклада жизни, и, главное, страдает промышленность, являющаяся основой жизни региона.

В 1991 году Юго-Восток преимущественно голосовал за консерватора Кравчука.

В 1994 году — за «своего» Кучму.

В 1999 году голоса поделились между «своим» консерватором Симоненко и «своим» же консерватором Кучмой.

В 2004 и 2010 годах выбор был сделан в пользу «своего» консерватора Януковича (хотя в Днепропетровске, например, делалась попытка включить фактор регионального патриотизма в поддержку Тимошенко).

В 2014 году регион выбора фактически был лишён (относительное большинство голосов ушло Порошенко, обещавшему быстро закончить войну).

Сейчас ситуация примерно такая же — есть «свои» Зеленский и Тимошенко и «свой» консерватор Бойко. Тимошенко более «своя» для Днепропетровска, Бойко — для Донбасса.

В результате, по январским данным группы «Рейтинг», распределение голосов в регионе выглядит так:

— Юг (Причерноморье) — Зеленский (20%), Бойко (12%), Тимошенко (11%);

— Восток (Приднепровье) — Зеленский (16%), Тимошенко (12%), Бойко (10%);

— Донбасс — Зеленский и Бойко (по 16%), Тимошенко (12%).

Голосование за Тимошенко обусловлено помимо происхождения тем, что она представляется тем самым человеком, который может дать отпор Порошенко. В способности Бойко и Зеленского победить всенародно ненавидимого действующего президента есть сомнения.

Василий Стоякин


Юго-Восток – промышленная база Украины и оплот антимайданных, пророссийских сил. Это самое общее представление. Между тем, речь идёт об огромном регионе с весьма затейливой историей и внутренней структурой. И чтобы понять, как население этого региона будет голосовать на выборах президента, необходимо уяснить, как формировался этот регионОбычно Юго-Востоком Украины называют 8 областей страны (раньше к ним относили также Крым с Севастополем), гигантской дугой охватывающих территорию Украины: это Харьковская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области. Общая площадь — 230 тыс. км2 (площадь Украины — 603,5 тыс. км2 с Крымом, 38%). Население — 28,8 млн чел. С учетом, что в 2015 году официальная численность жителей страны была 45 млн, на Юго-Востоке проживало на тот момент 64% населения Украины. История Сам по себе этот регион к собственно Украине относится только частично. Фактически это даже не один, а два или три исторических региона. Во-первых, это Запорожье — земли запорожских казаков. Все восемь основных сечей, существовавших в XVI-XVIII веках, находились на территории нынешних Днепропетровской, Запорожской и Херсонской областей, а «паланки» (административно-военные единицы сечи) охватывали огромную территорию от Южного Буга до Кальмиуса в Донецкой области (и даже до устья Дона). Это была пограничная зона между территорией Речи Посполитой (отчасти России) и Диким Полем. Население этого края не было постоянным, и территория в XVIII веке была перезаселена по новой — уже оседлыми крестьянами и горожанами. Крайние восточные районы Донбасса относились к области Войска Донского. Во-вторых, это часть Слобожанщины — пограничных земель России, в XVI веке активно заселявшихся украинским населением, бежавшим от польского гнёта (религиозного прежде всего). Слободская Украина охватывает практически полностью Харьковскую область, большую часть Сумской, северные, аграрные части Луганской и Донецкой областей и небольшую восточную часть Полтавской области Украины. На российской территории к Слобожанщине относятся большая часть Белгородской области, часть Курской и Воронежской областей, а также несколько районов Орловской и Липецкой. В-третьих, это Новороссия — огромные территории (в том числе историческое Запорожье), присоединённые к Российской империи в XVIII веке и заселённые людьми очень пёстрого состава — в основном переселенцами из Малороссии и Слобожанщины, а также из более глубинных районов России. Кроме того, тут расселялись православные беженцы из Османской империи (греки, сербы и т.п.), немецкие колонисты, французские военнопленные после 1812 года, евреи из-за черты оседлости… С начала освоения Каменноугольного бассейна и развития приднепровского металлургического района население стало еще более смешанным — активно переселялись горняки и металлурги с Урала. Особенностью региона является существенное различие между сельским и городским населением. Сельские жители в основном украино- и суржикоговорящие (к Донбассу это относится в меньшей степени), городские — русскоязычные. Крупные промышленные центры представляют собой русские «островки» в украинском «море». Правда, они всегда выполняли роль культурных центров, социализирующих сельских жителей. Современность Нынешний Юго-Восток существенно отличается от исторического и представляет собой три макрорегиона. Их различает характер экономической базы и доля городского населения. Во-первых, это то, что обычно называется Югом Украины, или Причерноморьем, — Одесская, Николаевская и Херсонская области. Наиболее «русская» из них — Одесская, за счёт миллионной Одессы и смешанного населения Буджака (историческая область в междуречье Днестра и Дуная), наиболее «украинская» — Херсонская. Крупные города — центры машиностроения и торговли, в то время как большая часть областей — аграрная. Доля городского населения: 60% в Херсонской области, по 66% — в Одесской и Николаевской. Во-вторых, это регион, называемый обычно промышленным Приднепровьем, — Днепропетровская и Запорожская область, а также схожая по специфике Харьковская. Тут сосредоточен металлургический и машиностроительный потенциал Украины. Доля городского населения: 83%, 79%, 76% (Днепропетровская, Харьковская, Запорожская области) В-третьих, это Донбасс — Донецкая и Луганская области. Уголь, металлургия, машиностроение. Доля городского населения: 90%, 86% (Донецкая и Луганская области). Регион не един. С одной стороны, существуют противоречия между Днепропетровском и Харьковом — Южной столицей империи и первой столицей Украины. Однако противоречия эти не носят острого характера, но харьковские элиты опасаются днепропетровской экспансии. Это особенно заметно сейчас, когда два кандидата на пост президента (Тимошенко и Зеленский) поддерживаются совладельцем группы «Приват» Игорем Коломойским, имеющим планы на Днепропетровск, а харьковская элита, опасаясь такого развития событий, сосредотачивается вокруг Порошенко. С другой стороны, острый конфликт с давней историей существует между днепропетровскими и донецкими элитами. Собственно, то, что Днепропетровск оказался на переднем крае борьбы с «донецким сепаратизмом» и «российской агрессией», не в последнюю очередь было связано с противоречием «донецких» и «днепропетровских». С третьей стороны, есть противоречия внутри самих регионов. В Днепропетровской области власть и собственность поделена между группами «Приват» (Коломойский), «Интерпайп» (Пинчук) и СКМ (Ахметов). Соответственно первая выступила против «Русской весны», последняя её умеренно поддерживала (но ресурс криворожской группы оказался недостаточным), а Пинчук выступал в качестве умиротворителя. Собственно, победа «Русской весны» на Донбассе была обусловлена практическим отсутствием конкуренции и нежеланием групп Ахметова и Ефремова торговаться с Киевом, опираясь на широкое народное движение. В других же регионах попытки одних групп местных элит опереться на это движение было воспринято как угроза другим элитным группам, в результате чего они объединились против «нарушителей равновесия» на стороне Киева. Электоральное поведение Голосование в регионе обусловлено двумя факторами. Во-первых, голосуют за «своих», т.е. русскоязычных и местных. При этом Кучма, например, уроженец Черниговской области, но социализирован именно в Днепропетровске, и вся его дальнейшая жизнь и трудовая биография были связаны именно с ним. Во-вторых, в регионе предпочитают голосовать за умеренных консервативных политиков. Отношение к радикальным реформам всегда было настороженным, поскольку они ведут к разрушению привычного уклада жизни, и, главное, страдает промышленность, являющаяся основой жизни региона. В 1991 году Юго-Восток преимущественно голосовал за консерватора Кравчука. В 1994 году — за «своего» Кучму. В 1999 году голоса поделились между «своим» консерватором Симоненко и «своим» же консерватором Кучмой. В 2004 и 2010 годах выбор был сделан в пользу «своего» консерватора Януковича (хотя в Днепропетровске, например, делалась попытка включить фактор регионального патриотизма в поддержку Тимошенко). В 2014 году регион выбора фактически был лишён (относительное большинство голосов ушло Порошенко, обещавшему быстро закончить войну). Сейчас ситуация примерно такая же — есть «свои» Зеленский и Тимошенко и «свой» консерватор Бойко. Тимошенко более «своя» для Днепропетровска, Бойко — для Донбасса. В результате, по январским данным группы «Рейтинг», распределение голосов в регионе выглядит так: — Юг (Причерноморье) — Зеленский (20%), Бойко (12%), Тимошенко (11%); — Восток (Приднепровье) — Зеленский (16%), Тимошенко (12%), Бойко (10%); — Донбасс — Зеленский и Бойко (по 16%), Тимошенко (12%). Голосование за Тимошенко обусловлено помимо происхождения тем, что она представляется тем самым человеком, который может дать отпор Порошенко. В способности Бойко и Зеленского победить всенародно ненавидимого действующего президента есть сомнения. Василий Стоякин


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!