Блокадная удавка: Украина и Молдавия тихонько пытаются поставить Приднестровье на колени - «Антимайдан»
- 21:48, 26-янв-2019
- Новости дня
- Карл
- 0
В Тирасполе заинтересованно ожидают, чем закончатся парламентские выборы в Молдавии и президентские на Украине, которые пройдут, соответственно, в феврале и марте текущего года
Откуда взялась блокада
В уже далеком 2006 году тогдашний президент Молдавии Владимир Воронин стал инициатором блокады Приднестровья. По договорённости со своим украинским коллегой Виктором Ющенко он принял правила, по которым таможенное оформление грузов, пересекающих границу с Украиной, осуществлялось таможенными органами Молдавии.
В результате этих действий не выиграл практически никто.
Воронин вдрызг разругался с Россией (напомним, на территории Приднестровья проживает более 200 тысяч российских граждан), которая ввела винное эмбарго, нанесшее по винодельческой отрасли страны такой мощный удар, от которого Молдавия не очухалась до сих пор. Украина, граничащая с Приднестровьем, потеряла лояльность тамошних жителей и стабильный рынок сбыта для своей молочной продукции и других товаров.
И, конечно, самый большой урон был нанесен по экономике Приднестровья, ведь регион, по сути, оказался запертым со всех сторон. Именно с тех пор и принято говорить о блокаде региона.
Прошло более 10 лет. Казалось бы, за это время пора поумнеть и попытаться выстраивать отношения между соседями не только при помощи «экономической дубины», но и каких-то более действенных мер. Однако следует признать: сегодня удавка на горле пророссийского региона стала еще туже. Только об этом не трубят на каждом шагу. Многое делается тихо, часто под покровом ночи, временами — кулуарно.
В последние годы довольно часто в Приднестровье узнают о том, что Молдавия и Украина приняли какое-либо ущемляющее регион решение, постфактум. Понятное дело, оптимизма подобные действия соседей не добавляют.
Стой, кто идет?
Летом 2018 года Кишинев и Киев приступили к осуществлению полномасштабного совместного погранично-таможенного контроля на пункте перехода «Кучурган-Первомайск» приднестровско-украинской границы. Иными словами, отныне выезжающих или въезжающих в Приднестровье людей и автомобилей встречают таможенники и пограничники сразу двух стран — Украины и Молдавии.
Увеличение времени прохождения контроля — момент неприятный, но не главный. Тираспольские власти справедливо полагают, что речь идет о введении полной блокады Приднестровской Молдавской Республики и полного контроля над всеми потоками людей и товаров через ПМР со стороны Молдовы. Причем в нарушение всех ранее достигнутых ранее договоренностей.
Дешевые лекарства — взять и запретить!
Введение совместного погранично-таможенного контроля на приднестровско-украинской границе особенно отразилось на рынке лекарств в регионе. Через пункт пропуска стали пропускать лишь те из них, которые зарегистрированы в Молдавии. В ответ на это в Тирасполе заявили о гуманитарной блокаде республики.
По словам министра здравоохранения Приднестровья Андрея Гуранды, приднестровские поставщики медикаментов получили извещение из Кишинева, где в ультимативной форме сообщалось, что отныне украинскую границу нельзя пересекать с препаратами, которые не входят в молдавский реестр.
— Таким образом Молдова взяла на себя самовольно арбитражную функцию решать, что завозить, а что нет, чем лечить, а чем не лечить, какая цена препаратов, — сказал глава Минздрава ПМР.
Реестры разрешенных лекарственных препаратов на территории Молдовы и Приднестровья отличаются: молдавский — ориентирован на западные образцы, приднестровский, в основном, на медикаменты производства России, Украины и Белоруссии.
— Сложившаяся у нас структура медикаментов устраивает нас, наших пациентов. А переход на молдавскую сразу отрежет от наших граждан дешевые и доступные лекарства, — подчеркнул Андрей Гуранда.
Автомобиль — на учет, водителя — на контроль
С прошлого года автомобили, которые зарегистрированы в Приднестровье, для того чтобы выехать из республики, должны получить так называемые нейтральные номера. На эту меру Тирасполь пошел вынужденно: с 2014 года автомобилям из ПМР был запрещен транзит через Румынию, а в начале прошлого года Украина дала понять, что будет поступать точно так же.
Конечно, «нейтральные» номера казались идеальным выходом из ситуации, поскольку молдавские власти обещали, что пункты их выдачи откроются на территории Приднестровья, а услугу по замене и выдаче будут осуществлять приднестровские же сотрудники.
Но имиджу Приднестровья, претендующего называться государством, был нанесен серьезный урон. Ненавязчиво, действуя сплоченно, Киев, Кишинев и Бухарест показали, кто хозяин положения и где место региона: «в отчужденной резервации на птичьих правах…»
Выход есть!
Безусловно, в Тирасполе сегодня с оптимизмом ждут, чем закончатся парламентские выборы в Молдавии и президентские на Украине — в феврале и марте. Не исключено, что в Кишиневе к власти придут пророссийски настроенные социалисты — некоторые соцопросы сулят им даже конституционное большинство. А это означает не просто ослабление удавки, а и вовсе ее ликвидацию.
Ну и в Киеве любой президент, если он не Порошенко, вполне устроит Приднестровье. Хуже-то явно не будет. А вот лучше — очень может быть.
Любое другое развитие событий внушает уже серьезные опасения за будущее региона. Ждать развязки осталось недолго.
Комментарии (0)