Тульских призраков социологии проблемы «Левада – Центра» не беспокоят - «Новости Дня»

  • 05:00, 18-янв-2018
  • Новости дня
  • Edgarpo
  • 0

Отказ «Левада – Центра» от публикации своих предвыборных социологических исследований, связанный с законодательным запретом, всколыхнул экспертное сообщество. Неравнодушные люди заговорили о неминуемом падении качества замеров общественного мнения на редеющем рынке подобных услуг и о конце независимой социологии в стране.



В политике о социологах чаще всего вспоминают в период избирательных кампаний. Российские выборы – это полномасштабный дорогостоящий процесс формирования общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами.



Для «внутреннего пользования» политические партии, обладающие финансовыми ресурсами, заказывают социсследования, чтобы узнать мнение людей по ключевым социальным вопросам, выявить уровень поддержки своей предвыборной программы, протестные настроения и так далее. В свою очередь, главная роль публикуемых социологических опросов в российской политике – это не замер, а формирование общественного мнения. Поэтому выведение из предвыборной игры такого мощного игрока федерального уровня, как «Левада – Центр», дающего не всегда приятную для Кремля социологическую аналитику, накануне «главных выборов страны» становится принципиально важным.



В Тульском регионе обстановка на социологическом рынке услуг спокойная. Потому что нет рынка как такового. Проведение социологического исследования - мероприятие очень дорогостоящее, и немногие партии могут себе позволить его заказ в социологических компаниях. В регионе обходятся общероссийской аналитикой, публикуемой ВЦИОМом, Фондом общественного мнения и до недавнего времени «Левада – Центром», а также внутрипартийными силами с привлечением волонтеров на так называемые «полевые работы» по опросу респондентов. Так поступают тульские либеральные демократы и справедливороссы, которые часто обращаются за помощью в соседние регионы:



«Региональное отделение партии сотрудничает с рядом калужских социологов, - поясняет Сергей Гребенщиков, лидер тульского отделения партии «Справедливая Россия», - так сложилось исторически. Их цены и качество исследований нас устраивают. Я знаю, как минимум, две компании в



Туле, которые занимаются социологическими исследованиями, но к их услугам никогда не прибегал».



Региональное отделение партии «Единая Россия» может позволить себе заказ социологической аналитики, однако сведений о местах размещения своих заказов не распространяет.



«Мы используем данные федеральных и региональных социологов, - поясняет Алексей Ионов, член президиума регионального политического совета партии «Единая Россия». – Стараемся охватить максимальный объем респондентов, сочетать разные способы сбора информации. В работе учитываем общедоступную «социологию», а также заказываем специальные исследования».



В Туле организации, занимающиеся опросами, чаще называются «маркетинговыми компаниями» и ориентируются на коммерческий рынок и рекламу. Для политиков предлагают провести «полевую часть» работ по сбору информации через поквартирные или телефонные опросы. Цены действительно «кусаются» – от 105 до 240 рублей за одну анкету. Стоимость зависит от множества факторов: количества вопросов в анкете, метода сбора информации и прочее. Проведение фокус – группы обойдется в сумму от 14 до 20 тыс. рублей. По замечанию представителя Фонда общественного мнения (г. Москва), подобные услуги «бегунков» с анкетами практикуются только небольшими компаниями, не заботящимися о качестве социсследования. ФОМ как аналитический центр использует таких сборщиков информации в регионах по договору субподряда для реализации «полевого этапа» исследований, разработанных только своими сотрудниками.



Голодная жизнь социологов в Тульской области во многом спровоцирована отсутствием спроса на свои услуги. Полномасштабные исследования финансово доступны только одной политической партии. Крупным заказчиком могло бы стать Правительство Тульской области. Однако чиновники ограничены тендерными «играми», в которых качество услуг – далеко не на первом месте. Вместе с тем, расширение социологических исследований общественно – политической обстановки в регионе сформировало бы более прочную основу для работы ведомств, нежели радужные отчеты нижестоящих инстанций и организаций. Опросы экспертов в различных областях в рамках «круглых столов» или фокус- групп могли бы дать не только срез мнения экспертного сообщества, но и ценную информацию для текущей работы. Но, все это только мало используемые возможности.



Есть и еще одна проблема. В период избирательных кампаний политтехнологи иногда «прикрываются» опросами общественного мнения для реализации «серых» техник агитации.



«Перед каждыми выборами, регулярно в городе можно наблюдать интервьюеров, которые занимаются «социологическими опросами», - предупреждает Сергей Гребенщиков. - Это формирующие опросы, они в нашу область массово пришли в 2010 году, перед выборами в Тульскую городскую Думу и сейчас массово применялись на выборах в Государственную Думу. С помощью таких опросов политические оппоненты формируют негативное отношение, или умышленно занижают рейтинг конкурентам и выдают это тулякам как мнение большинства. Это из разряда: что за них голосовать? Их никто не поддерживает, а вот за нас большинство. К сожалению, такие фокусы политических оппонентов, ничего общего с социологическими исследованиями не имеют».



Тульский рынок социологических исследований в принципе свободен. «Заклеивание рта» Левада – Центру никак не скажется на социальном самочувствии региона. Потому что «то, что мертво, умереть не может».


Отказ «Левада – Центра» от публикации своих предвыборных социологических исследований, связанный с законодательным запретом, всколыхнул экспертное сообщество. Неравнодушные люди заговорили о неминуемом падении качества замеров общественного мнения на редеющем рынке подобных услуг и о конце независимой социологии в стране. В политике о социологах чаще всего вспоминают в период избирательных кампаний. Российские выборы – это полномасштабный дорогостоящий процесс формирования общественного мнения как внутри страны, так и за ее пределами. Для «внутреннего пользования» политические партии, обладающие финансовыми ресурсами, заказывают социсследования, чтобы узнать мнение людей по ключевым социальным вопросам, выявить уровень поддержки своей предвыборной программы, протестные настроения и так далее. В свою очередь, главная роль публикуемых социологических опросов в российской политике – это не замер, а формирование общественного мнения. Поэтому выведение из предвыборной игры такого мощного игрока федерального уровня, как «Левада – Центр», дающего не всегда приятную для Кремля социологическую аналитику, накануне «главных выборов страны» становится принципиально важным. В Тульском регионе обстановка на социологическом рынке услуг спокойная. Потому что нет рынка как такового. Проведение социологического исследования - мероприятие очень дорогостоящее, и немногие партии могут себе позволить его заказ в социологических компаниях. В регионе обходятся общероссийской аналитикой, публикуемой ВЦИОМом, Фондом общественного мнения и до недавнего времени «Левада – Центром», а также внутрипартийными силами с привлечением волонтеров на так называемые «полевые работы» по опросу респондентов. Так поступают тульские либеральные демократы и справедливороссы, которые часто обращаются за помощью в соседние регионы: «Региональное отделение партии сотрудничает с рядом калужских социологов, - поясняет Сергей Гребенщиков, лидер тульского отделения партии «Справедливая Россия», - так сложилось исторически. Их цены и качество исследований нас устраивают. Я знаю, как минимум, две компании в Туле, которые занимаются социологическими исследованиями, но к их услугам никогда не прибегал». Региональное отделение партии «Единая Россия» может позволить себе заказ социологической аналитики, однако сведений о местах размещения своих заказов не распространяет. «Мы используем данные федеральных и региональных социологов, - поясняет Алексей Ионов, член президиума регионального политического совета партии «Единая Россия». – Стараемся охватить максимальный объем респондентов, сочетать разные способы сбора информации. В работе учитываем общедоступную «социологию», а также заказываем специальные исследования». В Туле организации, занимающиеся опросами, чаще называются «маркетинговыми компаниями» и ориентируются на коммерческий рынок и рекламу. Для политиков предлагают провести «полевую часть» работ по сбору информации через поквартирные или телефонные опросы. Цены действительно «кусаются» – от 105 до 240 рублей за одну анкету. Стоимость зависит от множества факторов: количества вопросов в анкете, метода сбора информации и прочее. Проведение фокус – группы обойдется в сумму от 14 до 20 тыс. рублей. По замечанию представителя Фонда общественного мнения (г. Москва), подобные услуги «бегунков» с анкетами практикуются только небольшими компаниями, не заботящимися о качестве социсследования. ФОМ как аналитический центр использует таких сборщиков информации в регионах по договору субподряда для реализации «полевого этапа» исследований, разработанных только своими сотрудниками. Голодная жизнь социологов в Тульской области во многом спровоцирована отсутствием спроса на свои услуги. Полномасштабные исследования финансово доступны только одной политической партии. Крупным заказчиком могло бы стать Правительство Тульской области. Однако чиновники ограничены тендерными «играми», в которых качество услуг – далеко не на первом месте. Вместе с тем, расширение социологических исследований общественно – политической обстановки в регионе сформировало бы более прочную основу для работы ведомств, нежели радужные отчеты нижестоящих инстанций и организаций. Опросы экспертов в различных областях в рамках «круглых столов» или фокус- групп могли бы дать не только срез мнения экспертного сообщества, но и ценную информацию для текущей работы. Но, все это только мало используемые возможности. Есть и еще одна проблема. В период избирательных кампаний политтехнологи иногда «прикрываются» опросами общественного мнения для реализации «серых» техник агитации. «Перед каждыми выборами, регулярно в городе можно наблюдать интервьюеров, которые занимаются «социологическими опросами», - предупреждает Сергей Гребенщиков. - Это формирующие опросы, они в нашу область массово пришли в 2010 году, перед выборами в Тульскую городскую Думу и сейчас массово применялись на выборах в Государственную Думу. С помощью таких опросов политические оппоненты формируют негативное отношение, или умышленно занижают рейтинг конкурентам и выдают это тулякам как мнение большинства. Это из разряда: что за них голосовать? Их никто не поддерживает, а вот за нас большинство. К сожалению, такие фокусы политических оппонентов, ничего общего с социологическими исследованиями не имеют». Тульский рынок социологических исследований в принципе свободен. «Заклеивание рта» Левада – Центру никак не скажется на социальном самочувствии региона. Потому что «то, что мертво, умереть не может».


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!