Еженедельник 2000 (Украина): что нам стоит космодром построить - «Новости»

  • 20:52, 04-апр-2019
  • Украина / Военные действия / Россия / Крым / Спорт / Видео / Космос / Мир / Статистика / Новости дня
  • Novosti-Dny
  • 0

© AFP 2019, ALEKSEY FILIPPOVЗаявление представителей украинской космической отрасли о возможности самостоятельной реализации Украиной проекта «Морской старт» вряд ли можно рассматривать всерьез. Это, пишет автор, скорее зондирование почвы на предмет привлечения инвестиций, а возможно, и попытка вызвать ревность коллег из России.

Территориальный спор с Россией вокруг Крыма и поддержка РФ непризнанных республик Донбасса поставили крест на большинстве совместных космических проектов. Так что пока единственной космической отдушиной для украинской ракетно-космической отрасли является Северная Америка.


В канадской провинции Новая Шотландия днепровское КБ «Южное» готовит к реализации проект «Циклон-4М». Кроме того, американская компания выходца из Запорожья Макса Полякова — «Фаерфлай аэроспейс» (Firefly Aerospace) — стала партнером НАСА и получила разрешение правительства США использовать для своих разработок стартовую площадку на военном космодроме Ванденберг.


Однако это далеко не единственные проекты, вынашиваемые в недрах космического сообщества Украины. Если некоторые из них покажут свою состоятельность, появится возможность внести серьезные коррективы в стратегию развития космической отрасли.


Хотя еще в начале 90-х гг. прошлого века были проведены расчеты, которые свидетельствовали, что существующая ракетно-космическая техника не позволяет Украине иметь свой наземный космодром. Как показал проект «Си лонч» (Sea Launch), запускать ракеты можно прямо с морской поверхности. А если разработать новые образцы ракетной техники, для стартов подойдет и украинская территория.


Возмутителем спокойствия стал гендиректор «Южмаша» (г. Днепр) Сергей Войт. Побывав в начале марта на судостроительном заводе «Паллада» в Херсоне, он заявил о готовности его предприятия совместно с «Палладой» заняться проработкой вопроса о создании плавучего космического космодрома.


«Украина не имеет собственного космодрома, хотя один только «Южмаш» специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23 странами, в т. ч. Европы. Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать ее можно на Херсонщине», — заявил Сергей Войт, отвечая на вопрос судостроителей о возможности привлечения их предприятия к космической деятельности.


Вообще-то «Паллада» обладает потенциалом, вполне достаточным для создания подобных сооружений. Судостроительный завод входит в структуру Укроборонпрома, специализируется на строительстве уникальных композитных плавучих доков и известен далеко за пределами Украины.


Тем не менее заявление о возможности самостоятельной реализации Украиной проекта, подобного Sea Launch, вряд ли можно рассматривать всерьез. Это скорее зондирование почвы на предмет привлечения инвестиций, а возможно, и попытка вызвать ревность коллег из России, по чьей вине проект «Морской старт» был приостановлен.


Куда более осязаемые цели изложены в отчете Исследовательского института космической индустриализации (Research Institute of Space Industrialization, ISI), материалы которого оказались в редакции «2000».


В ISI предполагают, что уже в самом ближайшем будущем в нашей стране под эгидой ГКАУ и совместно с Минобороны будет создано госпредприятие «Космопорт Украины», которое объединит несколько полигонов, пригодных для запусков небольших ракет прямо с украинской территории.


Прежде всего это полигон филиала «Южмаша» — Павлоградского механического завода (Днепропетровская обл.). Его длина — 40 км. Здесь в апреле прошлого года на высоту более 3 км была запущена студенческая суборбитальная ракета с тестовым спутником-прототипом CanSat весом 330 г. Изготовили ее студенты инжиниринговой школы Noosphere на базе Днепровского национального университета им. Олеся Гончара. Более серьезные разработки типа геодезических ракет-зондов и университетских исследовательских ракет массой 200-400 кг и более можно было бы запускать с военного полигона в Черноморском (неподалеку от Одессы). Там имеется обширная площадь, развитая инфраструктура и закрытая для посторонних морская акватория.


По данным ISI, есть техническая возможность уже в текущем году провести на одном из наших полигонов под Одессой запуск польской экспериментальной ракеты ILR-33 Amber (типа Bursztyn), разработанной Институтом авиации в Варшаве (главный конструктор Бартош Бартковяк).


Это первая в мире гибридная ракета, в которой используются перекись водорода с концентрацией более 98% и полиэтилен в качестве топлива. Однако в Польше существуют законодательные ограничения на сухопутные ракетные старты. Поэтому в ходе первого испытательного полета Amber в октябре 2017 г. ее эксплуатационные характеристики были снижены так, чтобы ракета достигла высоты 15 км.


У нас таких ограничений нет. Поэтому Государственное космическое агентство и Минобороны Украины могли бы посодействовать следующим пускам польской ракеты, в ходе которых она бы поднялась до отметки 100 км над уровнем моря, отделяющей атмосферу Земли от космоса.


Тем более что разработки подобного класса имеются и у отечественных предприятий. Например, проект «Сокол» киевского ГКБ «Луч. Твердотопливная многоразовая ракета-зонд с артиллерийским запуском предназначена для оперативного мониторинга земной и морской поверхностей, радиационного и химического изучения атмосферы, ионосферы, биологических экспериментов в условиях микрогравитации и т. д.


Ракета выводится на высоту 100-110 км и приземляется на парашюте около 50 мин., передавая при этом необходимую информацию.


Крупнейшей же украинской ракетной плошадкой, по данным ISI, мог бы стать военный полигон «Ягорлыцкий» (Голопристанский р-н Херсонской обл.). Здесь для государственного испытательного полигона предварительно отобрано около 3,8 тыс. га. Этого вполне хватает для испытаний ступеней ракет-носителей и запусков легких ракет массой 14-32 т.


В общем, преодолеть кризис в развитии космической отрасли Украины можно было бы новыми разработками, после чего появятся и совершенно иные стартовые возможности.


К примеру, проект «Лунный экспресс», предложенный ISI, предполагает строительство основных частей ракеты-носителя предприятиями космической отрасли Украины и окончательную сборку ракеты на одном из судостроительных заводов Николаева или Херсона с последующей доставкой морем в точку старта, расположенную в Черном море на широте мысов Херсонес и Сарыч.


Двухступенчатая жидкостная ракета — аналог Sea Dragon, американского проекта 1961-1962 гг., выполненного в рамках лунной программы NASA. Запуск ракеты этой конструкции не требует космодрома и мощных плавучих сооружений.


В надводном горизонтальном положении ракета заправляется компонентами топлива и газом и с помощью балластных цистерн устанавливается в виде поплавка. Старт производится прямо из воды, также как и старт ракет с подводных лодок.


Конструкция ракеты такова, что хотя она и относится к классу сверхтяжелых и способна вывести 650 т груза сначала на переходную Гомановскую орбиту, а затем на круговую полярную высотой 354 км, благодаря использованию парашютной системы спасения первой ступени эта ступень становится многоразовой. Дальность ее приводнения — не более 70 км от места старта.


Контроль старта и полета ракеты-носителя мог бы осуществляться дистанционно — с помощью радаров и специальных технических комплексов Министерства обороны Украины на полигоне поблизости от Одессы.


Существуют в сегодняшней Украине и проекты многоразовых космических аппаратов — т. н. орбитеров, похожих на беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37В, но меньших габаритов и не с такими широкими возможностями.


Украинский орбитер мог бы доставлять на орбиту небольшие грузы, в т. ч. наноспутники и мини-заводы для изготовления различных материалов в невесомости, сам выполнять функцию спутника и обслуживать орбитальные группировки. После выполнения задачи на орбите космический аппарат маневрирует к месту запуска и приземляется с помощью парашюта.


Впрочем, понятно, что и «Лунный экспресс», и производство новейших для нашей промышленности орбитеров — дело не самых ближайших лет. Реализация подобных проектов требует серьезной международной кооперации и финансовых вливаний. У государства денег на космос сейчас нет, а значит, ракетно-космическая отрасль должна рассчитывать прежде всего на свои силы и иностранных инвесторов.


© AFP 2019, ALEKSEY FILIPPOVЗаявление представителей украинской космической отрасли о возможности самостоятельной реализации Украиной проекта «Морской старт» вряд ли можно рассматривать всерьез. Это, пишет автор, скорее зондирование почвы на предмет привлечения инвестиций, а возможно, и попытка вызвать ревность коллег из России.Территориальный спор с Россией вокруг Крыма и поддержка РФ непризнанных республик Донбасса поставили крест на большинстве совместных космических проектов. Так что пока единственной космической отдушиной для украинской ракетно-космической отрасли является Северная Америка. В канадской провинции Новая Шотландия днепровское КБ «Южное» готовит к реализации проект «Циклон-4М». Кроме того, американская компания выходца из Запорожья Макса Полякова — «Фаерфлай аэроспейс» (Firefly Aerospace) — стала партнером НАСА и получила разрешение правительства США использовать для своих разработок стартовую площадку на военном космодроме Ванденберг. Однако это далеко не единственные проекты, вынашиваемые в недрах космического сообщества Украины. Если некоторые из них покажут свою состоятельность, появится возможность внести серьезные коррективы в стратегию развития космической отрасли. Хотя еще в начале 90-х гг. прошлого века были проведены расчеты, которые свидетельствовали, что существующая ракетно-космическая техника не позволяет Украине иметь свой наземный космодром. Как показал проект «Си лонч» (Sea Launch), запускать ракеты можно прямо с морской поверхности. А если разработать новые образцы ракетной техники, для стартов подойдет и украинская территория. Возмутителем спокойствия стал гендиректор «Южмаша» (г. Днепр) Сергей Войт. Побывав в начале марта на судостроительном заводе «Паллада» в Херсоне, он заявил о готовности его предприятия совместно с «Палладой» заняться проработкой вопроса о создании плавучего космического космодрома. «Украина не имеет собственного космодрома, хотя один только «Южмаш» специализируется на ракетостроении и осуществляет внешнеэкономическую деятельность с 23 странами, в т. ч. Европы. Нам давно нужно иметь собственную площадку для запуска ракет, и создать ее можно на Херсонщине», — заявил Сергей Войт, отвечая на вопрос судостроителей о возможности привлечения их предприятия к космической деятельности. Вообще-то «Паллада» обладает потенциалом, вполне достаточным для создания подобных сооружений. Судостроительный завод входит в структуру Укроборонпрома, специализируется на строительстве уникальных композитных плавучих доков и известен далеко за пределами Украины. Тем не менее заявление о возможности самостоятельной реализации Украиной проекта, подобного Sea Launch, вряд ли можно рассматривать всерьез. Это скорее зондирование почвы на предмет привлечения инвестиций, а возможно, и попытка вызвать ревность коллег из России, по чьей вине проект «Морской старт» был приостановлен. Куда более осязаемые цели изложены в отчете Исследовательского института космической индустриализации (Research Institute of Space Industrialization, ISI), материалы которого оказались в редакции «2000». В ISI предполагают, что уже в самом ближайшем будущем в нашей стране под эгидой ГКАУ и совместно с Минобороны будет создано госпредприятие «Космопорт Украины», которое объединит несколько полигонов, пригодных для запусков небольших ракет прямо с украинской территории. Прежде всего это полигон филиала «Южмаша» — Павлоградского механического завода (Днепропетровская обл.). Его длина — 40 км. Здесь в апреле прошлого года на высоту более 3 км была запущена студенческая суборбитальная ракета с тестовым спутником-прототипом CanSat весом 330 г. Изготовили ее студенты инжиниринговой школы Noosphere на базе Днепровского национального университета им. Олеся Гончара. Более серьезные разработки типа геодезических ракет-зондов и университетских исследовательских ракет массой 200-400 кг и более можно было бы запускать с военного полигона в Черноморском (неподалеку от Одессы). Там имеется обширная площадь, развитая инфраструктура и закрытая для посторонних морская акватория. По данным ISI, есть техническая возможность уже в текущем году провести на одном из наших полигонов под Одессой запуск польской экспериментальной ракеты ILR-33 Amber (типа Bursztyn), разработанной Институтом авиации в Варшаве (главный конструктор Бартош Бартковяк). Это первая в мире гибридная ракета, в которой используются перекись водорода с концентрацией более 98% и полиэтилен в качестве топлива. Однако в Польше существуют законодательные ограничения на сухопутные ракетные старты. Поэтому в ходе первого испытательного полета Amber в октябре 2017 г. ее эксплуатационные характеристики были снижены так, чтобы ракета достигла высоты 15 км. У нас таких ограничений нет. Поэтому Государственное космическое агентство и Минобороны Украины могли бы посодействовать следующим пускам польской ракеты, в ходе которых она бы поднялась до отметки 100 км над уровнем моря, отделяющей атмосферу Земли от космоса. Тем более что разработки подобного класса имеются и у отечественных предприятий. Например, проект «Сокол» киевского ГКБ «Луч. Твердотопливная многоразовая ракета-зонд с артиллерийским запуском предназначена для оперативного мониторинга земной и морской поверхностей, радиационного и химического изучения атмосферы, ионосферы, биологических экспериментов в условиях микрогравитации и т. д. Ракета выводится на высоту 100-110 км и приземляется на парашюте около 50 мин., передавая при этом необходимую информацию. Крупнейшей же украинской ракетной плошадкой, по данным ISI, мог бы стать военный полигон «Ягорлыцкий» (Голопристанский р-н Херсонской обл.). Здесь для государственного испытательного полигона предварительно отобрано около 3,8 тыс. га. Этого вполне хватает для испытаний ступеней ракет-носителей и запусков легких ракет массой 14-32 т. В общем, преодолеть кризис в развитии космической отрасли Украины можно было бы новыми разработками, после чего появятся и совершенно иные стартовые возможности. К примеру, проект «Лунный экспресс», предложенный ISI, предполагает строительство основных частей ракеты-носителя предприятиями космической отрасли Украины и окончательную сборку ракеты на одном из судостроительных заводов Николаева или Херсона с последующей доставкой морем в точку старта, расположенную в Черном море на широте мысов Херсонес и Сарыч. Двухступенчатая жидкостная ракета — аналог Sea Dragon, американского проекта 1961-1962 гг., выполненного в рамках лунной программы NASA. Запуск ракеты этой конструкции не требует космодрома и мощных плавучих сооружений. В надводном горизонтальном положении ракета заправляется компонентами топлива и газом и с помощью балластных цистерн устанавливается в виде поплавка. Старт производится прямо из воды, также как и старт ракет с подводных лодок. Конструкция ракеты такова, что хотя она и относится к классу сверхтяжелых и способна вывести 650 т груза сначала на переходную Гомановскую орбиту, а затем на круговую полярную высотой 354 км, благодаря использованию парашютной системы спасения первой ступени эта ступень становится многоразовой. Дальность ее приводнения — не более 70 км от места старта. Контроль старта и полета ракеты-носителя мог бы осуществляться дистанционно — с помощью радаров и специальных технических комплексов Министерства обороны Украины на полигоне поблизости от Одессы. Существуют в сегодняшней Украине и проекты многоразовых космических аппаратов — т. н. орбитеров, похожих на беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37В, но меньших габаритов и не с такими широкими возможностями. Украинский орбитер мог бы доставлять на орбиту небольшие грузы, в т. ч. наноспутники и мини-заводы для изготовления различных материалов в невесомости, сам выполнять функцию спутника и обслуживать орбитальные группировки. После выполнения задачи на орбите космический аппарат маневрирует к месту запуска и приземляется с помощью парашюта. Впрочем, понятно, что и «Лунный экспресс», и производство новейших для нашей промышленности орбитеров — дело не самых ближайших лет. Реализация подобных проектов требует серьезной международной кооперации и финансовых вливаний. У государства денег на космос сейчас нет, а значит, ракетно-космическая отрасль должна рассчитывать прежде всего на свои силы и иностранных инвесторов.


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!