© РИА Новости, Екатерина Штукина | Перейти в фотобанкВыборы 2019 года будут первыми с 2010 года, на которых станет ясно, что Украина понемногу теряет свой проевропейский порыв и вполне может развернуться в сторону некоего «примирения» с Россией. И виновным в этом автор считает не действующую киевскую власть, теряющую доверие народа, а Кремль, который, якобы, с помощью мягких методов влияет на украинскую политику.
Президент Путин уверен, что Украина является составной частью «исторической России», и поэтому очень пристально следит за происходящими там политическими событиями.
Предстоящие президентские выборы на Украине привлекают к себе весьма незначительное внимание на Западе. Наверное, в этом нет ничего странного, поскольку все думают либо о Брексите, либо о протестах «желтых жилетов» во Франции, либо о докладе Мюллера и о его последствиях для США.
Но какими бы важными ни казались эти вопросы, будущее Украины не менее значимо для Европы и для всего мира.
Выборы 2019 года (президентские в марте-апреле и парламентские, которые назначены на октябрь) будут первыми с 2010 года, на которых станет ясно, что Украина понемногу теряет свой проевропейский порыв и вполне может развернуться в сторону некоего «примирения» с Россией.
Тем не менее, открыто пророссийские кандидаты вряд ли сумеют пробиться во второй тур президентских выборов, а российская пропаганда на Украине официально запрещена. В этих условиях Кремль сделал ставку на иную тактику и может одержать верх.
В этих условиях нам следует особо выделить некоторые моменты. Во-первых, более 48% украинцев положительно или в основном положительно относятся к России. Во-вторых, вопрос принадлежности Крыма занимает лишь 16-е место в списке их важных проблем. И в-третьих, лидеры некоторых политических партий открыто призывают к «автономизации» восточной Украины (при этом они владеют компаниями в России и даже в Крыму).
Президент Путин уверен, что Украина является составной частью «исторической России», и что русские с украинцами это единый народ. Он, как и многие другие в России, очень хочет взять реванш за «унижения» 2004 и 2014 годов. На сей раз в ход идет иная тактика.
Во-первых, на сей раз Кремль хочет не столько поставить свою марионетку на пост президента Украины, сколько сместить действующего президента Петра Порошенко. Порошенко твердо и решительно выступил против российской агрессии на востоке страны и внес немалый вклад в возрождение украинской экономики.
Он также очень заметно ведет лоббистскую деятельность, призывая западные страны предоставить помощь Украине и расширить санкции против России. Ему даже удалось восстановить власть Украинской православной церкви, которая стала независимой от русской.
Сначала выбор пал на Юлию Тимошенко, которая прежде работала премьер-министром и отметилась тем, что в 2009 году заключила сделку с Владимиром Путиным (он в то время был премьер-министром России). По условиям этой сделки Украина начала платить за российский газ на 30% больше, чем в среднем в 2009 году платила Германия. Тимошенко никогда не говорила ничего плохого о Путине, и не голосовала ни за продление договора о дружбе между Украиной и Россией после пяти лет войны между двумя странами, ни за поправки в конституцию, в которых в качестве цели объявлено вступление Украины в НАТО и в ЕС.
Теперь, когда Тимошенко занимает по данным опросов твердое третье место, Россия делает на нее ставку в основном как на лидера сильной партии, которая после октябрьских выборов сформирует одну из крупнейших фракций в украинском парламенте (Раде). Более вероятным соперником Порошенко Москва считает Владимира Зеленского, которого поддерживает проживающий в Израиле олигарх Игорь Коломойский, и она молча благоволит к нему.
Вторая часть российского плана заключается в поддержке многочисленных кандидатов второго эшелона и их партий. Москва надеется, что эти люди попадут в парламент и сформируют большинство, которое составит оппозицию Порошенко в том случае, если он сохранит президентский пост.
В такой ситуации Украина превратится в недееспособное государство и не сможет решать жизненно важные проблемы, с которыми сталкивается эта нация. Я бы сказал, что Кремль хочет восстановить «олигархическую» систему в украинской политике. Всех кандидатов, которые сегодня призывают к переговорам с Москвой или видят в «уступках» России необходимое условие для достижения прочного мира, поддерживают магнаты из числа промышленников и финансистов, хотя при Порошенко влияние крупного бизнеса на политическую жизнь значительно ослабло.
Многие второстепенные кандидаты видят в президентской кампании возможность стать более заметными в преддверии парламентских выборов. Используя связи Виктора Медведчука, который является самым верным союзником Путина на Украине, Кремль добивается контроля над Радой.
Медведчук открыто полагается на поддержку Кремля. Дошло до того, что недавно он вместе с оппозиционным кандидатом в президенты Юрием Бойко отправился в Москву, где у них состоялась встреча с премьер-министром Дмитрием Медведевым и с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, на которой обсуждался вопрос о снижении цен на газ — как будто они уже находятся у власти.
По состоянию на сегодняшний день Украина является парламентско-президентской республикой. Но полномочия президента могут быть еще больше урезаны, если Раду будет контролировать оппозиция.
Третий элемент кремлевской стратегии заключается в том, что Москва продолжает поддерживать основных кандидатов от оппозиции. В некоторых случаях она делает это открыто, как с Медведчуком, который владеет нефтяными месторождениями в России. Они приносят ему деньги, на которые он ведет политическую деятельность на Украине. В других случаях поддержка оказывается тайно. Например, Россия использует интернет-технологии для распространения фейковых новостей и мобилизации «интернет-ботов» на поддержку нужных ей кандидатов.
Тимошенко, которая возглавляет украинское политическое сообщество по количеству подписчиков в соцсетях, больше всех пользуется поддержкой виртуальных фанатов. «Ютюб» недавно сделал вывод о том, что 44% ее подписчиков поддельные (в результате они были удалены).
Москва также делает все возможное для дискредитации действующего президента. Она постоянно публикует ложные новости о нем и о его штабе, называя Порошенко «марионеткой» в руках западных держав. Хотя сегодня российские СМИ пользуются на Украине гораздо меньшим влиянием, чем прежде, Кремль распространяет компромат на Порошенко через своих союзников, прежде всего, через небольшие партии, которые получают доступ к местным и общенациональным СМИ через радио- и телевизионные станции, принадлежащие Медведчуку и поддерживающим Тимошенко олигархам.
Самая важная особенность ведущих оппозиционных кандидатов на сегодня состоит в том, что они в той или иной форме заявляют о своем намерении вести переговоры с Владимиром Путиным и договариваться с Россией о будущем восточных украинских территорий, которые сегодня контролируют пророссийские сепаратисты.
Тимошенко и Зеленский поставили эти вопросы в центр своей политической платформы. Порошенко же, напротив, пытается убедить своих сограждан, что довольно скоро сумеет вернуть и Донбасс, и Крым.
Конечно, в возможности такого развития событий легко можно усомниться, но я бы предположил, что любые «мирные» переговоры с Россией могут поставить под угрозу украинский суверенитет. Если Киев захочет вернуть оккупированные территории, Москва будет жестко настаивать на огромных уступках. Те, кто открыто призывает к таким переговорам, по всей видимости готовы на эти уступки, желая обернуть это себе на пользу.
Российские власти по-прежнему считают, что они «потеряли» Украину (в политическом смысле) в 2004 и в 2014 году, даже несмотря на то, что они использовали все имевшиеся в их распоряжении средства. В первом случае они воспользовались «мягкой» силой, а во втором жесткой, чтобы помешать Украине стать более европейской страной.
Теперь Кремль стремится остановить дальнейшее движение Украины к европеизации, но действует при этом почти незаметно. Он использует преимущества довольно свободного и демократического общества, чтобы вернуть Украину обратно в авторитарное и олигархическое прошлое.
Наверное, Порошенко не самый лучший президент среди тех, которые были или могли быть у Украины. При нем темпы борьбы с коррупцией существенно замедлились, и его правильно критикуют за многочисленные упущенные возможности.
Тем не менее, Запад должен признать, что украинская политика это очень важная игра. И он должен участвовать в ней, потому что от этой игры выгоду может получить либо Россия, либо Европа (но не обе одновременно).
Если проевропейские силы на Украине ослабнут, а российские имперские амбиции возродятся, Европа столкнется с намного более серьезными проблемами, чем те, которые создает Брексит и «желтые жилеты».
© РИА Новости, Екатерина Штукина | Перейти в фотобанкВыборы 2019 года будут первыми с 2010 года, на которых станет ясно, что Украина понемногу теряет свой проевропейский порыв и вполне может развернуться в сторону некоего «примирения» с Россией. И виновным в этом автор считает не действующую киевскую власть, теряющую доверие народа, а Кремль, который, якобы, с помощью мягких методов влияет на украинскую политику.Президент Путин уверен, что Украина является составной частью «исторической России», и поэтому очень пристально следит за происходящими там политическими событиями. Предстоящие президентские выборы на Украине привлекают к себе весьма незначительное внимание на Западе. Наверное, в этом нет ничего странного, поскольку все думают либо о Брексите, либо о протестах «желтых жилетов» во Франции, либо о докладе Мюллера и о его последствиях для США. Но какими бы важными ни казались эти вопросы, будущее Украины не менее значимо для Европы и для всего мира. Выборы 2019 года (президентские в марте-апреле и парламентские, которые назначены на октябрь) будут первыми с 2010 года, на которых станет ясно, что Украина понемногу теряет свой проевропейский порыв и вполне может развернуться в сторону некоего «примирения» с Россией. Тем не менее, открыто пророссийские кандидаты вряд ли сумеют пробиться во второй тур президентских выборов, а российская пропаганда на Украине официально запрещена. В этих условиях Кремль сделал ставку на иную тактику и может одержать верх. В этих условиях нам следует особо выделить некоторые моменты. Во-первых, более 48% украинцев положительно или в основном положительно относятся к России. Во-вторых, вопрос принадлежности Крыма занимает лишь 16-е место в списке их важных проблем. И в-третьих, лидеры некоторых политических партий открыто призывают к «автономизации» восточной Украины (при этом они владеют компаниями в России и даже в Крыму). Президент Путин уверен, что Украина является составной частью «исторической России», и что русские с украинцами это единый народ. Он, как и многие другие в России, очень хочет взять реванш за «унижения» 2004 и 2014 годов. На сей раз в ход идет иная тактика. Во-первых, на сей раз Кремль хочет не столько поставить свою марионетку на пост президента Украины, сколько сместить действующего президента Петра Порошенко. Порошенко твердо и решительно выступил против российской агрессии на востоке страны и внес немалый вклад в возрождение украинской экономики. Он также очень заметно ведет лоббистскую деятельность, призывая западные страны предоставить помощь Украине и расширить санкции против России. Ему даже удалось восстановить власть Украинской православной церкви, которая стала независимой от русской. Сначала выбор пал на Юлию Тимошенко, которая прежде работала премьер-министром и отметилась тем, что в 2009 году заключила сделку с Владимиром Путиным (он в то время был премьер-министром России). По условиям этой сделки Украина начала платить за российский газ на 30% больше, чем в среднем в 2009 году платила Германия. Тимошенко никогда не говорила ничего плохого о Путине, и не голосовала ни за продление договора о дружбе между Украиной и Россией после пяти лет войны между двумя странами, ни за поправки в конституцию, в которых в качестве цели объявлено вступление Украины в НАТО и в ЕС. Теперь, когда Тимошенко занимает по данным опросов твердое третье место, Россия делает на нее ставку в основном как на лидера сильной партии, которая после октябрьских выборов сформирует одну из крупнейших фракций в украинском парламенте (Раде). Более вероятным соперником Порошенко Москва считает Владимира Зеленского, которого поддерживает проживающий в Израиле олигарх Игорь Коломойский, и она молча благоволит к нему. Вторая часть российского плана заключается в поддержке многочисленных кандидатов второго эшелона и их партий. Москва надеется, что эти люди попадут в парламент и сформируют большинство, которое составит оппозицию Порошенко в том случае, если он сохранит президентский пост. В такой ситуации Украина превратится в недееспособное государство и не сможет решать жизненно важные проблемы, с которыми сталкивается эта нация. Я бы сказал, что Кремль хочет восстановить «олигархическую» систему в украинской политике. Всех кандидатов, которые сегодня призывают к переговорам с Москвой или видят в «уступках» России необходимое условие для достижения прочного мира, поддерживают магнаты из числа промышленников и финансистов, хотя при Порошенко влияние крупного бизнеса на политическую жизнь значительно ослабло. Многие второстепенные кандидаты видят в президентской кампании возможность стать более заметными в преддверии парламентских выборов. Используя связи Виктора Медведчука, который является самым верным союзником Путина на Украине, Кремль добивается контроля над Радой. Медведчук открыто полагается на поддержку Кремля. Дошло до того, что недавно он вместе с оппозиционным кандидатом в президенты Юрием Бойко отправился в Москву, где у них состоялась встреча с премьер-министром Дмитрием Медведевым и с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, на которой обсуждался вопрос о снижении цен на газ — как будто они уже находятся у власти. По состоянию на сегодняшний день Украина является парламентско-президентской республикой. Но полномочия президента могут быть еще больше урезаны, если Раду будет контролировать оппозиция. Третий элемент кремлевской стратегии заключается в том, что Москва продолжает поддерживать основных кандидатов от оппозиции. В некоторых случаях она делает это открыто, как с Медведчуком, который владеет нефтяными месторождениями в России. Они приносят ему деньги, на которые он ведет политическую деятельность на Украине. В других случаях поддержка оказывается тайно. Например, Россия использует интернет-технологии для распространения фейковых новостей и мобилизации «интернет-ботов» на поддержку нужных ей кандидатов. Тимошенко, которая возглавляет украинское политическое сообщество по количеству подписчиков в соцсетях, больше всех пользуется поддержкой виртуальных фанатов. «Ютюб» недавно сделал вывод о том, что 44% ее подписчиков поддельные (в результате они были удалены). Москва также делает все возможное для дискредитации действующего президента. Она постоянно публикует ложные новости о нем и о его штабе, называя Порошенко «марионеткой» в руках западных держав. Хотя сегодня российские СМИ пользуются на Украине гораздо меньшим влиянием, чем прежде, Кремль распространяет компромат на Порошенко через своих союзников, прежде всего, через небольшие партии, которые получают доступ к местным и общенациональным СМИ через радио- и телевизионные станции, принадлежащие Медведчуку и поддерживающим Тимошенко олигархам. Самая важная особенность ведущих оппозиционных кандидатов на сегодня состоит в том, что они в той или иной форме заявляют о своем намерении вести переговоры с Владимиром Путиным и договариваться с Россией о будущем восточных украинских территорий, которые сегодня контролируют пророссийские сепаратисты. Тимошенко и Зеленский поставили эти вопросы в центр своей политической платформы. Порошенко же, напротив, пытается убедить своих сограждан, что довольно скоро сумеет вернуть и Донбасс, и Крым. Конечно, в возможности такого развития событий легко можно усомниться, но я бы предположил, что любые «мирные» переговоры с Россией могут поставить под угрозу украинский суверенитет. Если Киев захочет вернуть оккупированные территории, Москва будет жестко настаивать на огромных уступках. Те, кто открыто призывает к таким переговорам, по всей видимости готовы на эти уступки, желая обернуть это себе на пользу. Российские власти по-прежнему считают, что они «потеряли» Украину (в политическом смысле) в 2004 и в 2014 году, даже несмотря на то, что они использовали все имевшиеся в их распоряжении средства. В первом случае они воспользовались «мягкой» силой, а во втором жесткой, чтобы помешать Украине стать более европейской страной. Теперь Кремль стремится остановить дальнейшее движение Украины к европеизации, но действует при этом почти незаметно. Он использует преимущества довольно свободного и демократического общества, чтобы вернуть Украину обратно в авторитарное и олигархическое прошлое. Наверное, Порошенко не самый лучший президент среди тех, которые были или могли быть у Украины. При нем темпы борьбы с коррупцией существенно замедлились, и его правильно критикуют за многочисленные упущенные возможности. Тем не менее, Запад должен признать, что украинская политика это очень важная игра. И он должен участвовать в ней, потому что от этой игры выгоду может получить либо Россия, либо Европа (но не обе одновременно). Если проевропейские силы на Украине ослабнут, а российские имперские амбиции возродятся, Европа столкнется с намного более серьезными проблемами, чем те, которые создает Брексит и «желтые жилеты».
Комментарии (0)