© flickr.com, Jer KunzДоговор по открытому небу призван содействовать укреплению доверия между государствами за счет совершенствования контроля за военной деятельностью. Однако в последнее время отношения России и США стремительно ухудшаются, и в 2018 году они заявили о прекращении полетов. Тем не менее, в начале 2019 года российские самолеты совершили три наблюдательных полета. Почему?
По сообщению «Цанькао сяоси» (Reference news) от 20 мая, 13 мая на сайте газеты ВС РФ «Красная звезда» была размещена новость, согласно которой в соответствии с Договором по открытому небу российские разведчики планируют совершить наблюдательный полет над территорией США в мае. В сообщении говорится, что российский самолет наблюдения будет следовать по маршруту, заранее оговоренным с американской стороной. Он начнет полет из одного из аэропортов штата Миссури и пролетит около 4,8 тысячи километров над Соединенными Штатами с целью проверки соблюдения контроля над вооружением. Для контроля соблюдения договора во время полета на борту российского самолета будут находиться американские специалисты.
Стоит особо отметить, что российский самолет не впервые осматривает территорию США с воздуха. С начала 2019 года российские самолеты-разведчики трижды совершали полет над территорией США, в частности над штатами Калифорния и Миссури. На видео, опубликованном «Ассошиэйтед Пресс» ранее, видно, что российский самолет пролетал над Вашингтоном. В 2019 году американские самолеты проводили разведку над Чукотским полуостровом и Хабаровском, где у России располагается стратегическое ядерное вооружение. Как же можно охарактеризовать подобную «открытую слежку» России и США друг за другом? Почему Договор об открытом небе продолжает существовать, если между странами растет напряженность?
По информации, опубликованной на сайте Ассоциации по контролю над вооружением США, Договор по открытому небу официально вступил в силу 1 января 2002 года, на данный момент его подписали 34 страны. Он устанавливает механизм невооруженного наблюдения с воздуха и направлен на усиление взаимного контроля над вооружением стран-участниц, повышение степени прозрачности сотрудничества и взаимодоверия в области контроля над вооружением. Страны-участницы должны открыть воздушное пространство над всей своей территорией, включая сушу, острова, а также внутренние и территориальные воды. Во время полета над территорией какой-либо страны-участницы, действия страны-наблюдателя могут быть ограничены только исходя из соображений безопасности. Отказ не может мотивироваться соблюдением интересов национальной безопасности. В то же время страна-наблюдатель и специалисты из третьих стран-участниц должны также находиться на борту самолета наблюдения и следить, чтобы применяемое в ходе миссии разведывательное оборудование соответствовало положениям договора.
В договоре также содержатся положения, устанавливающие тип самолёта наблюдения и количество полетов. В соответствии с требованиями, страны-участницы должны отправлять на наблюдательные миссии невооруженные самолеты особого типа, а также уведомлять организаторов о получении разрешения на осуществление полета. В настоящее время для полетов в рамках Договора по открытому небу Россия обычно использует измененные на основе Ту-154М-ЛК-1 самолеты Ту-154М-ОН. В США используются невооруженные разведывательные самолеты ОС-135В. Некоторые страны широко применяют разведывательные самолеты Ан-30. В договоре прописаны квоты на наблюдательные полеты для каждой страны-участницы, а изображения и другие сведения, полученные в результате миссии необходимо предоставить всем странам-участницам для повышения степени прозрачности и обмена.
Договор был подписан менее 20 лет назад, однако инициатива «открытого неба» высказывалась еще в годы холодной войны. В статье, опубликованной американской службой общественного вещания говорилось, что в 1955 году на Женевской конференции с участием глав СССР, США, Англии и Франции президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил Советскому Союзу устраивать наблюдательные полеты над территориями друг друга в знак искренности мирных намерений. СССР тогда не согласился, но США не отказались от продвижения своей инициативы. Когда в 1989 году холодная война близилась к завершению, уже Джордж Буш-старший в очередной раз предложил инициативу по открытому небу странам ОВД во главе с СССР. В феврале 1990 года состоялась конференция по вопросу режима «открытого неба» с участием стран НАТО и ОВД.
Спустя два года переговоров, 24 марта 1992 года США, Россия, Англия, Германия, Франция и другие страны подписали Договор по открытому небу. После того как договор был ратифицирован каждой из сторон, 1 января 2002 года он официально вступил в силу. В рамках данного договора страны-участницы совершили уже более тысячи полетов, которые сыграли важную роль в деле наблюдения за соблюдением контроля над вооружением, способствуя международному сотрудничеству в сфере контроля над вооружением и увеличению прозрачности. Договор считается наследием времен улучшения международной обстановки после завершения холодной войны, он также имеет и большое историческое значение.
Однако в последние годы отношения между Россией и США становятся все более напряженными, международная нестабильность повлияла и на Договор по открытому небу. По информации с сайта «Дефенс ньюс» (Defense News), в 2016 году США предъявили обвинение России в захвате информационного преимущества из-за установки ими нового разведывательного оборудования на самолет-наблюдатель Ту-154М-ОН. В начале 2018 года США снова частично запретили странам-участницам договора использовать их военные базы в качестве аэродромов для наблюдательных полетов, что отразилось на исполнении договора. В августе 2018 года США объявили о моратории на сотрудничество в рамках договора из-за нарушений со стороны России, после чего российско-американские полеты были приостановлены. И все же в начале 2019 года наблюдательные полеты возобновились в нормальном режиме, однако сложно представить, как долго договор, направленный на создание «открытого неба» и сохранение мира сможет просуществовать в условиях российско-американской военной конфронтации.
© flickr.com, Jer KunzДоговор по открытому небу призван содействовать укреплению доверия между государствами за счет совершенствования контроля за военной деятельностью. Однако в последнее время отношения России и США стремительно ухудшаются, и в 2018 году они заявили о прекращении полетов. Тем не менее, в начале 2019 года российские самолеты совершили три наблюдательных полета. Почему?По сообщению «Цанькао сяоси» (Reference news) от 20 мая, 13 мая на сайте газеты ВС РФ «Красная звезда» была размещена новость, согласно которой в соответствии с Договором по открытому небу российские разведчики планируют совершить наблюдательный полет над территорией США в мае. В сообщении говорится, что российский самолет наблюдения будет следовать по маршруту, заранее оговоренным с американской стороной. Он начнет полет из одного из аэропортов штата Миссури и пролетит около 4,8 тысячи километров над Соединенными Штатами с целью проверки соблюдения контроля над вооружением. Для контроля соблюдения договора во время полета на борту российского самолета будут находиться американские специалисты. Стоит особо отметить, что российский самолет не впервые осматривает территорию США с воздуха. С начала 2019 года российские самолеты-разведчики трижды совершали полет над территорией США, в частности над штатами Калифорния и Миссури. На видео, опубликованном «Ассошиэйтед Пресс» ранее, видно, что российский самолет пролетал над Вашингтоном. В 2019 году американские самолеты проводили разведку над Чукотским полуостровом и Хабаровском, где у России располагается стратегическое ядерное вооружение. Как же можно охарактеризовать подобную «открытую слежку» России и США друг за другом? Почему Договор об открытом небе продолжает существовать, если между странами растет напряженность? По информации, опубликованной на сайте Ассоциации по контролю над вооружением США, Договор по открытому небу официально вступил в силу 1 января 2002 года, на данный момент его подписали 34 страны. Он устанавливает механизм невооруженного наблюдения с воздуха и направлен на усиление взаимного контроля над вооружением стран-участниц, повышение степени прозрачности сотрудничества и взаимодоверия в области контроля над вооружением. Страны-участницы должны открыть воздушное пространство над всей своей территорией, включая сушу, острова, а также внутренние и территориальные воды. Во время полета над территорией какой-либо страны-участницы, действия страны-наблюдателя могут быть ограничены только исходя из соображений безопасности. Отказ не может мотивироваться соблюдением интересов национальной безопасности. В то же время страна-наблюдатель и специалисты из третьих стран-участниц должны также находиться на борту самолета наблюдения и следить, чтобы применяемое в ходе миссии разведывательное оборудование соответствовало положениям договора. В договоре также содержатся положения, устанавливающие тип самолёта наблюдения и количество полетов. В соответствии с требованиями, страны-участницы должны отправлять на наблюдательные миссии невооруженные самолеты особого типа, а также уведомлять организаторов о получении разрешения на осуществление полета. В настоящее время для полетов в рамках Договора по открытому небу Россия обычно использует измененные на основе Ту-154М-ЛК-1 самолеты Ту-154М-ОН. В США используются невооруженные разведывательные самолеты ОС-135В. Некоторые страны широко применяют разведывательные самолеты Ан-30. В договоре прописаны квоты на наблюдательные полеты для каждой страны-участницы, а изображения и другие сведения, полученные в результате миссии необходимо предоставить всем странам-участницам для повышения степени прозрачности и обмена. Договор был подписан менее 20 лет назад, однако инициатива «открытого неба» высказывалась еще в годы холодной войны. В статье, опубликованной американской службой общественного вещания говорилось, что в 1955 году на Женевской конференции с участием глав СССР, США, Англии и Франции президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил Советскому Союзу устраивать наблюдательные полеты над территориями друг друга в знак искренности мирных намерений. СССР тогда не согласился, но США не отказались от продвижения своей инициативы. Когда в 1989 году холодная война близилась к завершению, уже Джордж Буш-старший в очередной раз предложил инициативу по открытому небу странам ОВД во главе с СССР. В феврале 1990 года состоялась конференция по вопросу режима «открытого неба» с участием стран НАТО и ОВД. Спустя два года переговоров, 24 марта 1992 года США, Россия, Англия, Германия, Франция и другие страны подписали Договор по открытому небу. После того как договор был ратифицирован каждой из сторон, 1 января 2002 года он официально вступил в силу. В рамках данного договора страны-участницы совершили уже более тысячи полетов, которые сыграли важную роль в деле наблюдения за соблюдением контроля над вооружением, способствуя международному сотрудничеству в сфере контроля над вооружением и увеличению прозрачности. Договор считается наследием времен улучшения международной обстановки после завершения холодной войны, он также имеет и большое историческое значение. Однако в последние годы отношения между Россией и США становятся все более напряженными, международная нестабильность повлияла и на Договор по открытому небу. По информации с сайта «Дефенс ньюс» (Defense News), в 2016 году США предъявили обвинение России в захвате информационного преимущества из-за установки ими нового разведывательного оборудования на самолет-наблюдатель Ту-154М-ОН. В начале 2018 года США снова частично запретили странам-участницам договора использовать их военные базы в качестве аэродромов для наблюдательных полетов, что отразилось на исполнении договора. В августе 2018 года США объявили о моратории на сотрудничество в рамках договора из-за нарушений со стороны России, после чего российско-американские полеты были приостановлены. И все же в начале 2019 года наблюдательные полеты возобновились в нормальном режиме, однако сложно представить, как долго договор, направленный на создание «открытого неба» и сохранение мира сможет просуществовать в условиях российско-американской военной конфронтации.
Комментарии (0)