© AP Photo, Mindaugas KulbisПоляки радуются, что получат еще тысячу американских солдат и мечтают силами США защититься от России. До сих пор никто в Польше не задумывался над тем, как собственно на это смотрят американцы. А у тех более масштабные игры и завышенные ожидания по отношению к полякам — это Польша должна защищать страны Балтии от России. Но оправдать ожидания американцев польские вооруженные силы не смогут, пишет «Виртуальна Польска».
Способа, которым сейчас можно было бы полностью отразить российский конвенциональный удар по странам Балтии, не существует. Польские вооруженные силы, по всей видимости, не смогут в первые дни конфликта оправдать ожидания американцев, а россиянам удастся занять не только Литву, Латвию и Эстонию, но и часть Польши.
Практически сразу же после вступления в НАТО Варшава начала добиваться американского военного присутствия в нашей части Европы. На эти старания всерьез обратили внимание только после нападения России на Украину. Решение о размещении в Польше примерно 4 тысяч американских военных стало переломным, однако, чувство неудовлетворенности осталось, поскольку наше руководство хотело не только увеличения численности контингента, но и появления у нас военной инфраструктуры, надеясь, что это укрепит польско-американские связи в оборонной сфере.
Особую поддержку в обществе нашла идея создания в Польше «Форта Трамп», которую представил президенту США Анджей Дуда (Andrzej Duda). Концепция наращивания военного присутствия стала предметом продолжавшихся не один месяц польско-американских переговоров, хотя изначально было ясно, что о создании постоянной базы по образцу тех, что появились в Европе в годы холодной войны, речи не идет.
© flickr.com, The U.S. ArmyАмериканский военный медик на учениях в ПольшеСледует, однако, понимать, что в докладе идет речь о неком идеале (по крайне мере с точки зрения американской армии), а как будет выглядеть ситуация в реальности, зависит от политической обстановки и финансовых возможностей. Сейчас США концентрируют внимание на так называемых энейблерах, то есть силах, которые позволяют в случае возникновения кризиса подключиться к операции. Именно в этом контексте следует рассматривать размещение в Польше командования дивизии: оно станет своего рода катализатором для действий других, находящихся сейчас в Америке, линейных подразделений.
В докладе содержатся также рекомендации по дальнейшему развитию польских вооруженных сил. Они сводятся к одному тезису: следует делать ставку на качество, а не на количество войск. В первую очередь нужно продумать, как обойти российскую систему ограничения и воспрещения доступа, чтобы обеспечить нашей армии пространство для маневра в случае возникновения конфликта. Кроме того, необходимо обеспечить защиту польским системам командования и управления огнем, обезопасить тылы при помощи войск территориальной обороны и расширить саперные части. Одновременно Польше следует увеличить запасы военных материалов и отказаться от использования советской техники, которая еще помнит времена Организации Варшавского договора.
Страны Балтии
Литва, Латвия и Эстония упоминаются в докладе о наращивании потенциала восточного фланга НАТО несколько раз, однако об их подготовке к конфликту с Россией в нем не говорится. Это не случайность. Способа, при помощи которого можно полностью отразить ее конвенциональный удар по этому региону, сейчас не существует.
Именно от такой идеи отталкиваются авторы подготовленного «Корпорацией РЭНД» доклада «Сдерживание российской агрессии в странах Балтии». Исходя из того, что традиционными методами отразить нападение невозможно, они предлагают обратиться к альтернативным решениям, а именно подготовить вооруженные силы этих государств к ведению боевых действий в тылу врага. Американские эксперты рекомендуют создать там в целом тысячу ячеек движения сопротивления, выполняющих разные задачи. Около 400 должны быть способны атаковать тылы российской армии, а оставшимся 600 предстоит заняться сбором разведданных для сил НАТО и ведением информационной войны. Эти подразделения следует снабдить оружием и военным снаряжением (компьютерная техника и средства связи), которые позволят им действовать в условиях партизанской войны. Их членам придется также выполнять задачи в рамках конфликта, не достигающего порога войны, в особенности если Россия обратится к испытанным на Украине методам, и мы увидим хакерские атаки, «зеленых человечков» или операции с использованием дронов. Боевые ячейки должны состоять из служащих специальных подразделений и национальной гвардии, а небоевые — из гражданских лиц.
Ячейки сопротивления, ослабляя россиян и заставляя их рассредоточиться, помогут регулярным войскам отражать удары, а также, атакуя тылы российской армии и собирая разведывательные данные, позволят свободнее действовать прибывшему подкреплению, состоящему из сил НАТО. Кроме этого в их задачи будет входить укрепление морального духа населения стан Балтии и сообщение миру о том, что его воля к сопротивлению не сломлена. Это повысит шансы на то, что другие члены НАТО окажут региону политическую поддержку и придут ему на помощь.
Из доклада следует, что американцы считают перспективу захвата Россией Прибалтики в первые дни конфликта весьма вероятной вне зависимости от того, какие ответные шаги предпримет Альянс. Так что рекомендации для этого региона касаются не, как в случае Польши, развития конвенциональных сил, а наращивания потенциала, который поможет отбить его территорию.
Мы обречены на сотрудничество
К сожалению, из-за того что наши соседи располагают весьма скромными силами, ответственность за обеспечение безопасности региона ляжет в первую очередь на Польшу. Американцы, конечно, хорошо экипированы и обучены, но по географическим и финансовым причинам они не могут взять эту задачу на себя, и поэтому рассчитывают переложить ее на польскую армию. Доклады рисуют образ объединенных польско-американских сил, пробивающихся через так называемый Сувалкский коридор, чтобы освободить Литву, Латвию и Эстонию.
Польша и США по-разному воспринимают ситуацию в целом. Это связано с тем, что Варшава видит в России непредсказуемого соседа, который дестабилизирует обстановку в регионе и угрожает польской безопасности, а Вашингтон считает ее угрозой тому миропорядку, который создали и хотят сохранить американцы.
При этом не следует забывать, что Россия — не единственная и даже не самая опасная страна, проводящая подобную политику, ведь есть еще Китай. Так что американцы, конечно, придают значение сдерживанию российских поползновений, но не включают эту задачу в число своих приоритетов, а для нас она имеет первостепенную важность.
Какие из этого следуют выводы для Польши? Во-первых, мы знаем, что помощи в случае возникновения конфликта будут ждать прежде всего от нас. Значит, для выполнения своих союзнических обязательств польской армии нужно будет поддерживать высокую боевую готовность, ведь ей придется подключиться к военным действиям уже в первые войны дни. При этом боеспособность наших войск должна быть достаточно высока, чтобы мы могли не только помочь странам Балтии, но и прикрыть оба фланга возможного наступления (Калининградская область и Белоруссия).
Способны ли польские вооруженные силы справиться с этими двумя задачами одновременно? В настоящий момент, скорее всего, нет. Масштаб, в котором мыслят американцы, не позволяет им верно оценить некоторые элементы ситуации безопасности в отдельных регионах, так что, возможно, их ожидания в отношении Польши завышены. Варшаве и Вашингтону в ближайшие годы предстоит найти способ, позволяющий преодолеть появляющиеся в этом контексте расхождения. То, что обе страны заинтересованы в сдерживании России, очевидно, однако, их представления о том, как следует действовать в случае, если конфликт станет реальностью, могут отличаться.
© AP Photo, Mindaugas KulbisПоляки радуются, что получат еще тысячу американских солдат и мечтают силами США защититься от России. До сих пор никто в Польше не задумывался над тем, как собственно на это смотрят американцы. А у тех более масштабные игры и завышенные ожидания по отношению к полякам — это Польша должна защищать страны Балтии от России. Но оправдать ожидания американцев польские вооруженные силы не смогут, пишет «Виртуальна Польска».Способа, которым сейчас можно было бы полностью отразить российский конвенциональный удар по странам Балтии, не существует. Польские вооруженные силы, по всей видимости, не смогут в первые дни конфликта оправдать ожидания американцев, а россиянам удастся занять не только Литву, Латвию и Эстонию, но и часть Польши. Практически сразу же после вступления в НАТО Варшава начала добиваться американского военного присутствия в нашей части Европы. На эти старания всерьез обратили внимание только после нападения России на Украину. Решение о размещении в Польше примерно 4 тысяч американских военных стало переломным, однако, чувство неудовлетворенности осталось, поскольку наше руководство хотело не только увеличения численности контингента, но и появления у нас военной инфраструктуры, надеясь, что это укрепит польско-американские связи в оборонной сфере. Особую поддержку в обществе нашла идея создания в Польше «Форта Трамп», которую представил президенту США Анджей Дуда (Andrzej Duda). Концепция наращивания военного присутствия стала предметом продолжавшихся не один месяц польско-американских переговоров, хотя изначально было ясно, что о создании постоянной базы по образцу тех, что появились в Европе в годы холодной войны, речи не идет.© flickr.com, The U.S. ArmyАмериканский военный медик на учениях в ПольшеСледует, однако, понимать, что в докладе идет речь о неком идеале (по крайне мере с точки зрения американской армии), а как будет выглядеть ситуация в реальности, зависит от политической обстановки и финансовых возможностей. Сейчас США концентрируют внимание на так называемых энейблерах, то есть силах, которые позволяют в случае возникновения кризиса подключиться к операции. Именно в этом контексте следует рассматривать размещение в Польше командования дивизии: оно станет своего рода катализатором для действий других, находящихся сейчас в Америке, линейных подразделений. В докладе содержатся также рекомендации по дальнейшему развитию польских вооруженных сил. Они сводятся к одному тезису: следует делать ставку на качество, а не на количество войск. В первую очередь нужно продумать, как обойти российскую систему ограничения и воспрещения доступа, чтобы обеспечить нашей армии пространство для маневра в случае возникновения конфликта. Кроме того, необходимо обеспечить защиту польским системам командования и управления огнем, обезопасить тылы при помощи войск территориальной обороны и расширить саперные части. Одновременно Польше следует увеличить запасы военных материалов и отказаться от использования советской техники, которая еще помнит времена Организации Варшавского договора. Страны Балтии Литва, Латвия и Эстония упоминаются в докладе о наращивании потенциала восточного фланга НАТО несколько раз, однако об их подготовке к конфликту с Россией в нем не говорится. Это не случайность. Способа, при помощи которого можно полностью отразить ее конвенциональный удар по этому региону, сейчас не существует. Именно от такой идеи отталкиваются авторы подготовленного «Корпорацией РЭНД» доклада «Сдерживание российской агрессии в странах Балтии». Исходя из того, что традиционными методами отразить нападение невозможно, они предлагают обратиться к альтернативным решениям, а именно подготовить вооруженные силы этих государств к ведению боевых действий в тылу врага. Американские эксперты рекомендуют создать там в целом тысячу ячеек движения сопротивления, выполняющих разные задачи. Около 400 должны быть способны атаковать тылы российской армии, а оставшимся 600 предстоит заняться сбором разведданных для сил НАТО и ведением информационной войны. Эти подразделения следует снабдить оружием и военным снаряжением (компьютерная техника и средства связи), которые позволят им действовать в условиях партизанской войны. Их членам придется также выполнять задачи в рамках конфликта, не достигающего порога войны, в особенности если Россия обратится к испытанным на Украине методам, и мы увидим хакерские атаки, «зеленых человечков» или операции с использованием дронов. Боевые ячейки должны состоять из служащих специальных подразделений и национальной гвардии, а небоевые — из гражданских лиц. Ячейки сопротивления, ослабляя россиян и заставляя их рассредоточиться, помогут регулярным войскам отражать удары, а также, атакуя тылы российской армии и собирая разведывательные данные, позволят свободнее действовать прибывшему подкреплению, состоящему из сил НАТО. Кроме этого в их задачи будет входить укрепление морального духа населения стан Балтии и сообщение миру о том, что его воля к сопротивлению не сломлена. Это повысит шансы на то, что другие члены НАТО окажут региону политическую поддержку и придут ему на помощь. Из доклада следует, что американцы считают перспективу захвата Россией Прибалтики в первые дни конфликта весьма вероятной вне зависимости от того, какие ответные шаги предпримет Альянс. Так что рекомендации для этого региона касаются не, как в случае Польши, развития конвенциональных сил, а наращивания потенциала, который поможет отбить его территорию. Мы обречены на сотрудничество К сожалению, из-за того что наши соседи располагают весьма скромными силами, ответственность за обеспечение безопасности региона ляжет в первую очередь на Польшу. Американцы, конечно, хорошо экипированы и обучены, но по географическим и финансовым причинам они не могут взять эту задачу на себя, и поэтому рассчитывают переложить ее на польскую армию. Доклады рисуют образ объединенных польско-американских сил, пробивающихся через так называемый Сувалкский коридор, чтобы освободить Литву, Латвию и Эстонию. Польша и США по-разному воспринимают ситуацию в целом. Это связано с тем, что Варшава видит в России непредсказуемого соседа, который дестабилизирует обстановку в регионе и угрожает польской безопасности, а Вашингтон считает ее угрозой тому миропорядку, который создали и хотят сохранить американцы. При этом не следует забывать, что Россия — не единственная и даже не самая опасная страна, проводящая подобную политику, ведь есть еще Китай. Так что американцы, конечно, придают значение сдерживанию российских поползновений, но не включают эту задачу в число своих приоритетов, а для нас она имеет первостепенную важность. Какие из этого следуют выводы для Польши? Во-первых, мы знаем, что помощи в случае возникновения конфликта будут ждать прежде всего от нас. Значит, для выполнения своих союзнических обязательств польской армии нужно будет поддерживать высокую боевую готовность, ведь ей придется подключиться к военным действиям уже в первые войны дни. При этом боеспособность наших войск должна быть достаточно высока, чтобы мы могли не только помочь странам Балтии, но и прикрыть оба фланга возможного наступления (Калининградская область и Белоруссия). Способны ли польские вооруженные силы справиться с этими двумя задачами одновременно? В настоящий момент, скорее всего, нет. Масштаб, в котором мыслят американцы, не позволяет им верно оценить некоторые элементы ситуации безопасности в отдельных регионах, так что, возможно, их ожидания в отношении Польши завышены. Варшаве и Вашингтону в ближайшие годы предстоит найти способ, позволяющий преодолеть появляющиеся в этом контексте расхождения. То, что обе страны заинтересованы в сдерживании России, очевидно, однако, их представления о том, как следует действовать в случае, если конфликт станет реальностью, могут отличаться.
Комментарии (0)