© РИА Новости, Павел Львов | Перейти в фотобанкЭто важный этап в деле обеспечения ядерной безопасности на Кольском полуострове. Однако для выгрузки отработавшего ядерного топлива, хранящегося на «Лепсе», потребуется время. Это крайне опасная работа, если не сказать больше, поскольку в ней задействовано ядерное топливо такой высокой степени радиоактивности, что занятые этим люди могут получить смертельную дозу, если что-то пойдет не так.
«Подготовительные работы к этапу утилизации «Лепсе» ведутся последние два года, — рассказал «Комсомольской правде» главный инженер судоремонтного завода «Нерпа» Георгий Нейман. — Возведено защитное укрытие».
На первом этапе работ, начавшихся на прошлой неделе, будет выгружено 620 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), считающихся неповрежденными. ОТВС будут загружены в специальные контейнеры для отправки на базу обслуживания «Атомфлот» в Мурманске. Оттуда специальный эшелон доставит контейнеры на завод «Маяк» в Челябинской области на Южном Урале.
Предстоящая работа — самая сложная. Вырезка радиоактивных элементов осуществляется с помощью робототехники, поскольку персонал должен проводить внутри укрытия как можно меньше времени.
«Могу вас заверить, что работа построена таким образом, чтобы персонал находился под воздействием высоких уровней излучения самое минимальное время», — цитирует слова заместителя главного инженера «Нерпы» Олега Халимуллина сайт экологической организации «Беллона», которая в течение последних 25 лет постоянно поднимала вопрос безопасной утилизации «Лепсе».
В начале 1990-х годов стареющее плавучее хранилище просто планировали отбуксировать на Новую Землю в российской Арктике и захоронить в вечной мерзлоте на берегу.
Учитывая, что количество радионуклидов на борту составляет приблизительно 28 000 ТБк (750 000 Кюри), или почти половину выбросов изотопа цезия-137, накрывших половину Северной Европы после чернобыльской аварии 1986 года, «Лепсе» был миной замедленного действия для жителей Мурманска и окружающей среды.
«Лепсе» построили в 1936 году. Во время Второй мировой войны он был потоплен. Впоследствии его подняли и с 1962 года использовали в качестве вспомогательного судна для первого советского атомного ледокола «Ленин». После аварии с теплоносителем на одном из трех реакторов «Ленина» в 1966 году несколько сотен сборок отработавшего ядерного топлива были размещены на «Лепсе» на хранение. Из-за высокого уровня радиации «саркофаг» залили цементом.
Финансовую и техническую помощь России в обеспечении безопасности этого судна-хранилища ядерных отходов и подготовке к выгрузке топлива оказывали как соседняя Норвегия, так и Европейский союз. Часть средств на создание укрытия и манипуляторов для выгрузки топлива была выделена Европейским банком реконструкции и развития. Если все пойдет по плану, выгрузка ядерного топлива из хранилища должна быть закончена в следующем году.
© РИА Новости, Павел Львов | Перейти в фотобанкЭто важный этап в деле обеспечения ядерной безопасности на Кольском полуострове. Однако для выгрузки отработавшего ядерного топлива, хранящегося на «Лепсе», потребуется время. Это крайне опасная работа, если не сказать больше, поскольку в ней задействовано ядерное топливо такой высокой степени радиоактивности, что занятые этим люди могут получить смертельную дозу, если что-то пойдет не так.«Подготовительные работы к этапу утилизации «Лепсе» ведутся последние два года, — рассказал «Комсомольской правде» главный инженер судоремонтного завода «Нерпа» Георгий Нейман. — Возведено защитное укрытие». На первом этапе работ, начавшихся на прошлой неделе, будет выгружено 620 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), считающихся неповрежденными. ОТВС будут загружены в специальные контейнеры для отправки на базу обслуживания «Атомфлот» в Мурманске. Оттуда специальный эшелон доставит контейнеры на завод «Маяк» в Челябинской области на Южном Урале. Предстоящая работа — самая сложная. Вырезка радиоактивных элементов осуществляется с помощью робототехники, поскольку персонал должен проводить внутри укрытия как можно меньше времени. «Могу вас заверить, что работа построена таким образом, чтобы персонал находился под воздействием высоких уровней излучения самое минимальное время», — цитирует слова заместителя главного инженера «Нерпы» Олега Халимуллина сайт экологической организации «Беллона», которая в течение последних 25 лет постоянно поднимала вопрос безопасной утилизации «Лепсе». В начале 1990-х годов стареющее плавучее хранилище просто планировали отбуксировать на Новую Землю в российской Арктике и захоронить в вечной мерзлоте на берегу. Учитывая, что количество радионуклидов на борту составляет приблизительно 28 000 ТБк (750 000 Кюри), или почти половину выбросов изотопа цезия-137, накрывших половину Северной Европы после чернобыльской аварии 1986 года, «Лепсе» был миной замедленного действия для жителей Мурманска и окружающей среды. «Лепсе» построили в 1936 году. Во время Второй мировой войны он был потоплен. Впоследствии его подняли и с 1962 года использовали в качестве вспомогательного судна для первого советского атомного ледокола «Ленин». После аварии с теплоносителем на одном из трех реакторов «Ленина» в 1966 году несколько сотен сборок отработавшего ядерного топлива были размещены на «Лепсе» на хранение. Из-за высокого уровня радиации «саркофаг» залили цементом. Финансовую и техническую помощь России в обеспечении безопасности этого судна-хранилища ядерных отходов и подготовке к выгрузке топлива оказывали как соседняя Норвегия, так и Европейский союз. Часть средств на создание укрытия и манипуляторов для выгрузки топлива была выделена Европейским банком реконструкции и развития. Если все пойдет по плану, выгрузка ядерного топлива из хранилища должна быть закончена в следующем году.
Комментарии (0)