Dagens Nyheter (Швеция): финский президент предостерегает о неконтролируемой холодной войне - «Новости»
- 19:16, 11-апр-2019
- Россия / Большой Кавказ / Финансы / Новости дня / Интервью звёзд / Европа / Политика / Выборы / Велоспорт / Мир / Интернет / Белоруссия / Военные действия / Видео / Наука / Крым / Украина / Чемпионат
- Edgarpo
- 0
Президент Саули Ниинистё руководит «самой счастливой страной мира» Финляндией, где в воскресенье народ будет избирать новый парламент и правительство.
Он предостерегает: мир может быть отброшен на 60 лет назад — к новой холодной войне с неконтролируемой гонкой ядерных вооружений.
«Диалог во многом угас — особенно между Россией и США», — сказал он в интервью корреспонденту «Дагенс нюхетер» Микаэлю Хольмстрёму.
28 августа 2017 года в Белом доме в Вашингтоне состоялась пресс-конференция президентов Дональда Трампа и Саули Ниинистё.
Одна из навязчивых идей Трампа уже не первое десятилетие состоит в том, что европейцы не платят за защиту. Став президентом, Трамп породил сомнения, что США по-прежнему гарантируют защиту своим союзникам по НАТО.
Пресс-конференция с Ниинистё была беспорядочна, так и сыпались вопросы о бушующем урагане «Харви». Из-за этого было не так заметно, что Трамп в тот день говорил в ином тоне, чем обычно в общении с европейскими лидерами. Трамп похвалил Финляндию, которая, в отличие от многих других соседей России, сумела 100 лет сохранять независимость.
У Финляндии «большие вооруженные силы, в пропорции к размерам страны, возможно, даже самые большие в мире», сказал Трамп. И финнов стоит уважать не только за их армию, добавил он. На вопрос, стали бы США помогать Финляндии в борьбе с Россией, ответ был однозначным:
«У нас очень близкие отношения с Финляндией. Мы всегда готовы помочь Финляндии».
Полтора года спустя, 4 апреля 2019 года, «Дагенс нюхетер» беседует с Саули Ниинистё в резиденции Мянтюниеми на западе Хельсинки. Резиденция президента республики расположена в очень красивом месте.
«Дагенс нюхетер»: Почему президент Трамп был так позитивно настроен к Финляндии?
Саули Ниинистё (улыбается): Это из-за тех картинок. Я послал их в Вашингтон.
Ниинистё имеет в виду две политические карикатуры 1940-х годов. Сначала эти рисунки показали министру обороны США Джеймсу Мэттису (James Mattis), а затем — президенту Трампу.
«И Трампу они очень понравились», — заявляет Ниинистё.
Эти убедительные рисунки действительно приглянулись изменчивому президенту США. На первом изображено, как «Финляндия пережила Зимнюю войну против России в 1939 году»: одинокий солдат на линии Маннергейма останавливает огромного агрессивного медведя. Второй рисунок рассказывает, что «Финляндия была единственной страной, которая выплатила свои военные долги США». Дядя Сэм принимает чек от Финляндии и заносит в бухгалтерскую книгу информацию об этом. Финляндия оказывается там единственной страной, выплатившей долг, тогда как Англия, Франция, Италия, Бельгия и многие другие этого не сделали.
«Я хотел показать этими картинками, что раз Финляндия выплатила долг после Первой мировой войны, то на нее можно положиться. Во Вторую мировую войну Финляндия могла защищаться сама и проявила себя очень решительно. И после Второй мировой войны мы всегда делали все, чтобы избежать Третьей мировой, мы вели миротворческую работу. „Так что вы можете положиться на нас", сказал я Трампу», — рассказывает Ниинистё.
— Ему это понравилось?
— Надеюсь.
Саули Ниинистё избрали президентом в 2012 году, а затем в 2018 он был переизбран. На этих выборах Ниинистё с большим отрывом получил большинство народных голосов — 62,7%. Второго тура не потребовалось.
Будучи главой государства, Ниинистё не занимается партийной политикой, хотя в прошлом он был министром финансов и лидером Национальной коалиции (правоцентристская политическая партия).
Президент республики руководит внешней политикой Финляндии вместе с правительством. Президент принимает решения о мире и войне по согласованию с парламентом. Также президент официально является верховным главнокомандующим Финляндии.
— Скажутся ли воскресные выборы в парламент на внешней политике Финляндии?
— Вряд ли.
В январе до финского народа дошла новость, которая была воспринята одновременно с недоверием и радостью: «Финляндия — самая счастливая страна в мире». Об этом свидетельствует доклад ООН, основанный на беседах с жителями 156 стран (на втором месте оказалась Дания, за ней идут Норвегия и Исландия, а Швеция занимает седьмую позицию).
«Это стало неожиданностью для финнов. Счастливы или нет — все исследование основано на выяснении, доволен ли человек, а если человек доволен, то он обычно и счастлив. Это хорошо», — комментирует Саули Ниинистё.
В 1995 году Саули Ниинистё постигло большое несчастье: в автокатастрофе он потерял жену. Сейчас он вот уже десять лет женат на поэтессе Йенни Хаукио (Jenni Haukio), год назад у пары родился сын Ааро.
— Вы размышляете, в какой Европе он вырастет, куда движется Европа?
— Да, и куда движется весь мир. Я довольно много об этом думаю, как и любые родители. Я настроен оптимистично, полагаю, он будет жить в мирной и благополучной Европе. Возможно, благосостояние ее будет немного отличаться от нашего, из-за климатических изменений нам придется иначе пользоваться природой, но я думаю, что люди станут счастливее.
Однако как президент после семи лет на этом посту он настроен более пессимистично. Здесь, в гранитном Мянтюниеми, где солнце светит через высокие окна, он общался с Трампом. Во дворце в центре Хельсинки он принимал Владимира Путина и китайского президента Си Цзиньпина.
«Большие лидеры — тоже люди, и, как у всех, у них есть положительные и не очень положительные качества. Я исхожу именно из этого, когда встречаюсь с ними. Считаю, у меня была возможность узнать их немного поглубже и разглядеть человека за всеми этими официальными дискуссиями. Мировая политика персонифицировалась. Говорят не столько о Китае, России или Соединенных Штатах, сколько о Си, Путине или Трампе. Сегодня в руках троих джентльменов — если можно их так называть — будущее семи миллиардов человек».
Президент боится негативного развития событий, когда мир окажется отброшен на 60 лет назад. В начале 1960-х годов царила холодная война, а между сверхдержавами США и СССР шла неконтролируемая гонка вооружений. После Кубинского кризиса 1962 года, который чуть не привел к ядерной войне, был заключен ряд договоров о разоружении и безопасности. Это происходило постепенно вплоть до 1990 года. Ниинистё назвал эту эпоху «контролируемой холодной войной».
Тенденция прервалась, когда Россия в 2014 году аннексировала Крым, и россияне начали на Украине войну, которая идет вот уже пять лет. Сейчас и Договор о РСМД между США и Россией расторгнут.
«Если мы сейчас лишимся этих договоров, то вернемся к неконтролируемой холодной войне со всем ее наращиванием вооружений и ядерным оружием. Сейчас диалог по большей части угас, особенно между Россией и Соединенными Штатами. Ситуация развивается очень быстро и все время к худшему. Нехорошо возвращаться в 1960-е», — предостерегает президент.
Сам он активно общается с восточным соседом Владимиром Путиным. Президенты встречаются раз или два в год и еще чаще разговаривают по телефону. На международном Арктическом форуме в Санкт-Петербурге у Ниинистё и премьер-министра Швеции Стефана Лёвена (Stefan L?fven) были двусторонние встречи с Путиным.
«Я очень ясно даю понять Путину, какова моя позиция, в том числе по Украине. Конечно, я спрашиваю его, что у него нового, как он собирается разобраться с ситуацией на Украине. Все это определенно выглядит нехорошо», — говорит Саули Ниинистё.
Перед встречей с Путиным во вторник Ниинистё разговаривал с президентом Франции Эммануэлем Макроном.
«То Москва, то кто-нибудь в Европе или США меня иногда просят: „Можешь кое-что передать той стороне?" И я это, конечно, делаю».
В то же время Ниинистё дает понять, что не распространяется о своих встречах: «Очень важно, чтобы мы могли положиться друг на друга».
Во многих странах Европы растет национализм, что часто описывают как угрозу демократии и миру.
«Можно сказать, что в каком-то смысле я тоже националист. Я очень высоко ценю финское наследие и то, как финны научились мыслить и жить. Но это не значит, что я считаю, будто у нас все лучше, чем, например, в Швеции. Сейчас же мы все чаще сталкиваемся с таким отношением, что „мы, бесспорно, лучше всех". Очень опасно, когда начинаешь видеть в других врагов и считать себя лучше остальных», — предостерегает Ниинистё.
Швеция и другие европейские страны в конце 1990-х годов свернули национальные оборонные программы, так как не видели никаких угроз.
«Мы думали, что мир прекрасен и хорош. Мы лучше всех и можем экспортировать наши ценности, у них преимущество и они победят. Теперь же мы очень быстро вернулись в те времена, когда приходилось защищать свои ценности — в самой Европе. Отношение к вооруженным силам в Швеции и многих других странах сильно изменилось. Недостаточно защищать наш мир лишь на словах, нужно хорошенько укреплять оборону», — утверждает Ниинистё.
Финляндия сохранила свою территориальную оборону, и сегодня ее вооруженные силы могут мобилизовать в пять раз больше солдат, чем шведские (280 тысяч по сравнению с 50 тысячами в Швеции). Но Ниинистё не хочет комментировать шведскую армию, а предпочитает указать, что Финляндия может призвать больше солдат, чем Германия (население Финляндии — 5,5 миллионов, Германии — 80 миллионов).
«Раз люди продолжают служить в армии, значит, что-то в голове все-таки осталось», — говорит президент, используя одно из своих любимых выражений.
И это укрепляет страну перед лицом новых неизвестных угроз: «Настрой важнее всего: человек должен понимать ситуацию, а также хотеть и быть готовым защищать свою страну».
В XX веке Финляндия трижды воевала с восточным соседом (гражданская война, Зимняя война и Советско-финская война1941-1944 годов). В последние годы Россия активно наращивает вооружения в Балтийском регионе, возле финской границы и в Арктике.
— Чувствует ли Финляндия угрозу со стороны России?
— У нас сильная оборона. Это означает две вещи: во-первых, чтобы прийти к нам, изначально нужно много сил, а это дорого обойдется. Во-вторых: того, кто силен, больше ценят как партнера, если что-то случится. Но я не хочу рассуждать, что это может быть.
— Если ты сам силен, то и другие помогут?
— Да, остальные видят, что у нас мощные вооруженные силы: «Почему бы им не помочь?» Совершенно естественно, что те, кто мыслит одинаково, образуют своего рода альянс и помогают друг другу.
Финляндия, как и Швеция, тесно сотрудничает с НАТО. Но, в отличие от Швеции, Финляндия официально «оставляет за собой возможность подать заявку на вступление в НАТО».
«Мы это много обсуждали. То, что мы оставляем эту дверь открытой, — само по себе средство обороны».
— То, что Финляндия может вступить в альянс, отпугивает потенциального агрессора?
— Да, что-то в этом роде. Я не очень хочу об этом говорить. Но, конечно, мы принимаем во внимание Швецию и все происходящее в мировой политике.
— Если будущее шведское правительство захочет сделать страну членом НАТО, как это скажется на позиции Финляндии?
— Как я уже сказал, мы примем это во внимание и отнесемся к этому серьезно. Если Швеция вступит в альянс, обстоятельства изменятся. Но я не хочу сказать, что мы автоматически последуем за ней.
Швеция и Финляндия сотрудничают, а со следующего года смогут помогать друг с другу в случае кризисов и войн. Но Ниинистё не стал отвечать, будет ли у Финляндии возможность прийти на помощь какому-нибудь шведскому региону.
«Мы готовы помочь. Но я не хочу обсуждать это в деталях».
— В случае вторжения на Аландские острова Финляндия рассчитывает на помощь Швеции?
— Как я уже сказал, важно, что мы настроены помогать друг другу. Чем больше общих потребностей, чем естественнее будет делать что-то вместе.
Саули Ниинистё
Президент Финляндии с 2012 года, в 2018 году переизбран до 2024 года.
Родился в 1948 году, женат на Йенни Хаукио, которая родилась в 1977. В 2018 году появился на свет сын Ааро.
Двое сыновей от брака с Марьей-Лееной Аланко (Marja-Leena Alanko), погибшей в 1995 году. Один родился в 1975, другой — в 1980.
Кандидат юридических наук и капитан запаса.
Член парламента от Национальной коалиции с 1987 по 2003 и с 2007 по 2011 год, глава партии с 1994 по 2001 год.
Министр юстиции с 1995 по 1996, министр финансов с 1996 по 2003, заместитель главного директора Европейского инвестиционного банка с 2003 по 2007 год.
Спикер парламента с 2007 по 2011 год.
Комментарии (0)