© РИА Новости, Макс Альперт | Перейти в фотобанкВ 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. Не лучше было и в других регионах Советского Союза. Но сегодня документалист Жанболат Мамай называет это геноцидом казахов, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. Историки критикуют позицию Мамая, и даже сами казахские зрители недовольны: они опасаются конфликтов, пишет «Дойчландфунк».
В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. В том числе из-за того, что советское руководство систематически приказывало забивать скот кочевников. Сегодня документалист называет это геноцидом, тем самым разжигая национализм и ненависть к России.
«Холокост евреев в Европе — 6 миллионов жертв. Голодомор на Украине — более 4 миллионов жертв. Зулмат — голод в Казахстане. За одно десятилетие погибло более 3 миллионов человек».
«Зулмат — великая трагедия» — такое название носит 80-минутный документальный фильм казахского журналиста Жанболата Мамая. Он впервые в кинематографе затрагивает тему голода в Казахстане в 1930-х годах. Главный тезис фильма серьезен: этот голод был геноцидом большевиков против казахского народа. Жертв голода автор сравнивает с жертвами Холокоста.
© CC BY-SA 3.0, Дмитрий Филюшин | Перейти в фотобанкПамятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре
Эти аргументы для казахского режиссера Жанболата Мамая не имеют значения. Он хочет назвать виновных и добиться признания вины. Свои требования он адресует России: „Россия должна признать геноцид в Казахстане. Это главный посыл фильма. И я уверен, что Россия когда-нибудь принесет извинения и возьмет на себя ответственность за это".
Требование Мамая имеет весьма щекотливый характер. Несмотря на то, что о голоде известно с конца 1980-х годов, эта тема никогда не поднималась в казахской политике. Причина: Казахстан экономически зависит от России. Россия же и спустя 30 лет после обретения Казахстаном независимости все еще видит себя державой-гегемоном. Попытки освободиться, такие как запланированная отмена кириллического письма, в России считают оскорблением.
В Казахстане ощущается угроза войны по украинскому сценарию. Здесь боятся подобных нападений. Немыслимо, чтобы правительство Казахстана в этой напряженной обстановке стало открыто требовать от России признания вины. Поэтому власти пока не прокомментировали фильм.
Постановка казахского мифа о жертвах
Жанболат Мамай совершенно открыто разыгрывает в фильме карту казахского мифа о жертвах. В пафосной манере он в одном из кадров изображает, как казахи оказывали сопротивление большевикам.
«„Лучше мы умрем в бою, чем от голода", — решили казахи и подняли бунт. Из 200 безоружных людей не выжил ни один. Озеро Кара-Куль наполнилось кровью мятежников. Их трупы сбросили в воду, где они и утонули».
Жанболат Мамай отвергает обвинения в стремлении разжечь этнический конфликт между русскими и казахами. Однако он должен понимать, что фильм следует националистическим тенденциям. Из-за этого прежде всего молодая городская аудитория воспринимает его критически. Дильда Кулмагамбетова — искусствовед и занята в одном стартапе. Будучи этнической казашкой, она, как и многие ее друзья, опасается последствий растущего казахского национализма.
«Меня этот фильм напугал, вызвал смешанные чувства. Радость, что об этом заговорили, боль, потому что это история моего народа и мои предки вынуждены были это пережить. Но еще и беспокойство о том, как на это адекватно реагировать, не дай бог, чтобы это переросло в какие-то конфликты».
Экономическое положение Казахстана сейчас далеко не радужное. Тревогу 78-летнего президента страны Нурсултана Назарбаева выдает внезапное отправление в отставку казахского правительства в конце февраля. Тем временем население страны начинает открыто выражать недовольство. Фильм вроде «Зулмата» может подлить масла в огонь. Между тем только в интернете его посмотрели уже более 400 тысяч человек.
© РИА Новости, Макс Альперт | Перейти в фотобанкВ 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. Не лучше было и в других регионах Советского Союза. Но сегодня документалист Жанболат Мамай называет это геноцидом казахов, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. Историки критикуют позицию Мамая, и даже сами казахские зрители недовольны: они опасаются конфликтов, пишет «Дойчландфунк».В 1930-х годах в Казахстане от голода погибло более трети населения. В том числе из-за того, что советское руководство систематически приказывало забивать скот кочевников. Сегодня документалист называет это геноцидом, тем самым разжигая национализм и ненависть к России. «Холокост евреев в Европе — 6 миллионов жертв. Голодомор на Украине — более 4 миллионов жертв. Зулмат — голод в Казахстане. За одно десятилетие погибло более 3 миллионов человек». «Зулмат — великая трагедия» — такое название носит 80-минутный документальный фильм казахского журналиста Жанболата Мамая. Он впервые в кинематографе затрагивает тему голода в Казахстане в 1930-х годах. Главный тезис фильма серьезен: этот голод был геноцидом большевиков против казахского народа. Жертв голода автор сравнивает с жертвами Холокоста.© CC BY-SA 3.0, Дмитрий Филюшин | Перейти в фотобанкПамятник жертвам голода 1932—1933 гг. в Павлодаре Эти аргументы для казахского режиссера Жанболата Мамая не имеют значения. Он хочет назвать виновных и добиться признания вины. Свои требования он адресует России: „Россия должна признать геноцид в Казахстане. Это главный посыл фильма. И я уверен, что Россия когда-нибудь принесет извинения и возьмет на себя ответственность за это". Требование Мамая имеет весьма щекотливый характер. Несмотря на то, что о голоде известно с конца 1980-х годов, эта тема никогда не поднималась в казахской политике. Причина: Казахстан экономически зависит от России. Россия же и спустя 30 лет после обретения Казахстаном независимости все еще видит себя державой-гегемоном. Попытки освободиться, такие как запланированная отмена кириллического письма, в России считают оскорблением. В Казахстане ощущается угроза войны по украинскому сценарию. Здесь боятся подобных нападений. Немыслимо, чтобы правительство Казахстана в этой напряженной обстановке стало открыто требовать от России признания вины. Поэтому власти пока не прокомментировали фильм. Постановка казахского мифа о жертвах Жанболат Мамай совершенно открыто разыгрывает в фильме карту казахского мифа о жертвах. В пафосной манере он в одном из кадров изображает, как казахи оказывали сопротивление большевикам. «„Лучше мы умрем в бою, чем от голода", — решили казахи и подняли бунт. Из 200 безоружных людей не выжил ни один. Озеро Кара-Куль наполнилось кровью мятежников. Их трупы сбросили в воду, где они и утонули». Жанболат Мамай отвергает обвинения в стремлении разжечь этнический конфликт между русскими и казахами. Однако он должен понимать, что фильм следует националистическим тенденциям. Из-за этого прежде всего молодая городская аудитория воспринимает его критически. Дильда Кулмагамбетова — искусствовед и занята в одном стартапе. Будучи этнической казашкой, она, как и многие ее друзья, опасается последствий растущего казахского национализма. «Меня этот фильм напугал, вызвал смешанные чувства. Радость, что об этом заговорили, боль, потому что это история моего народа и мои предки вынуждены были это пережить. Но еще и беспокойство о том, как на это адекватно реагировать, не дай бог, чтобы это переросло в какие-то конфликты». Экономическое положение Казахстана сейчас далеко не радужное. Тревогу 78-летнего президента страны Нурсултана Назарбаева выдает внезапное отправление в отставку казахского правительства в конце февраля. Тем временем население страны начинает открыто выражать недовольство. Фильм вроде «Зулмата» может подлить масла в огонь. Между тем только в интернете его посмотрели уже более 400 тысяч человек.
Комментарии (0)