Казанский кремль решил перебрать скелеты в шкафу. Поможем - «ДНР и ЛНР»

  • 20:12, 30-авг-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Higgins
  • 0

Демарш Казани против объявления даты окончания Стояния на Угре 11 ноября (1480 года) одним из дней воинской славы России — не «казус на пустом месте». Повод для конфликта идеален, хоть и случаен. С одной стороны, Московский кремль ради общественного спокойствия отступал и в более значимых случаях, с другой — победа позволит Казанскому кремлю примерить на себя роль центра собирания «нерусских земель» России.


Спикер Фарид Мухаметшин, экс-президент — госсоветник Минтимер Шаймиев, президент Татарстана Рустам Минниханов
Ключевое слово в предыдущем абзаце «случаен». А случайностей в планировании такого рода атак быть не должно. Беда даже не в том, что темы исторических дискуссий в регионе задают люди уровня доктора ветеринарных наук Фатиха Сибагатуллина, автора «свыше 40 трудов по истории и этнографии» (Мао Цзэдун — татарин, баски и Ротшильд, в общем-то, тоже). И да, он еще специалист по голштинской и другим породам крупного рогатого скота молочного направления.

Беда в том, что будь вы историк, ветеринар или инженер-механик (как глава республики Рустам Минниханов, также увлеченный историей родного края), добросовестный исследователь не должен допускать системных противоречий в рамках предлагаемой им идеи. Например, нельзя утверждать, что столкновение Русского государства и Золотой Орды имело цивилизационный характер и одновременно (!), что Россия — один из наследников Орды, т. е. война между ними — всего лишь «семейные разборки». Иначе говоря, власти Татарстана, подойдя к реке Угре, полезли в воду, не зная броду.

Лично автор считает, что ни о каком наследовании ордынской государственности Русью речь идти не может, тем более со стороны победителей Орды Ивана III и Ивана IV. Победителей ввиду более высокой государственной организации. Наследования не может быть и учитывая (вяжите меня, православные), глубокие традиции… степной демократии Орды, ограничивавшие власть ханов.
Абсолютизм Ивана Грозного — это результат общего этапа централизации успешных европейских монархий и ответа на вызовы, стоявшие именно перед Россией. Это плод внутреннего развития русской государственности, как раз задержанного Ордой.

Но присутствовало и «что-то семейственное»: ханства на развалинах Золотой Орды не были для Руси Terra Incognita, с одними воевали, с другими сотрудничали. Да, всего за 40 лет до Стояния на Угре Золотая Орда начала стремительно разваливаться. Даты на приведенной карте спорны: Ногайская Орда отделилась в 1440-м, а Большая Орда, собственно центр Золотой, с её столицей Сарай-Берке «из самой себя не выходила».


Завоеванная Булгария оказалась в составе Улуса Джучи на положении Персии в составе Арабского Халифата. Древний булгарский язык уступил место кыпчакскому (половецкому), сохранив в нем свои следы, но ведь и фарси оказался под сильнейшим арабским влиянием.
Булгария, как и Персия, стала «окраиной» нового государства, но культурной окраиной. Всегда подспудно соперничавшей с Сараем. Неудивительно, что с ослаблением центральной власти закопёрщиком развала выступила… Казань. А уже вслед за ней отделились Ногаи, Крымское, Сибирское, Астраханское ханства. Так что именно Казани выступать защитницей памяти Золотой Орды, по меньшей мере, неэтично.

И это еще не всё. Когда хан Ахмат, всё ещё номинальный глава Улуса Джучи, двинулся на Москву (скорее всего, не столько ради восьмилетней недоимки с Ивана III, а больше в отчаянной попытке укрепить свою власть и сшить распавшееся государство), ни один из «ханов-сепаратистов» не пришел ему на помощь. Это еще одна причина, по которой казанским историкам следует «прикрутить громкость».

Вы будете смеяться, но и это еще не всё! Чтобы помешать польско-литовскому королю Казимиру Ягеллончику прийти на помощь Ахмату, союзник Ивана крымский хан Менгли I Гирей вторгся в Подолию, ногаи «поднадавили» на левобережье Волги, а казанский хан Ильхам… пропустил по Волге «судовую рать» князя Василия Ноздроватого, которая сожгла Сарай и вынудила Ахмата сняться с Угры. Убил его через пару месяцев уже сибирский Ибак-хан, но у казанских историков есть особый повод посыпать голову пеплом. Пеплом Сарая, если уж он стучит в сердце.

Можно посыпать и коллективно. Вот руководитель крымского представительства при Институте истории имени Ш. Марджани АНТ Татарстана Эльдар Сейдаметов утверждает, что день воинской славы в честь окончания Стояния на Угре «рассорит» не только русских и казанских татар, но и последних с крымскими татарами. Почему? Ведь общее дело с русскими делали! Кстати, крымцы в 1480-м не только Польшу атаковали, но старший брат Менгли Гирея Нур-Девлет, правда, опальный, со своими воинами в рейде Ноздроватого участвовал.

Понятно, каждому народу нужны яркие исторические «якоря». Ну, что такое Казанское ханство? Бледная тень былого величия, просуществовавшая чуть более 100 лет, да и то, большую часть этого срока под ставленниками Москвы, первого из которых, Мухаммед-Эмина Иван III и посадил всего через четыре года после Стояния (если не считать ставленником или «союзником» еще Ильхама). Другое дело — Золотая Орда от Черного моря до Алтая, от Ледовитого океана до Каракумов! И вот стоило всю эту сказку рушить, предавая в 1438 году Сарай и Великого хана?

У Крымского ханства другая беда. Да, до самого 18 века «на Изюмском шляхе безобразничали». Хотя, напомним, что Литва и Польша, а позже Речь Посполитая платили крымцам дань втрое большую, чем Москва. Платили, как миленькие даже при великом Стефане Батории. Но кто наследники этой великой истории?

Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров любят рассказать о плётке, которую один из крымских ханов повесил на ворота Москвы (повесить внутри не получилось). Но в походы ходили будто бы только предки нынешних 15% крымских татар — степняков-ногаев. 45% — татары предгорий, так называемые «таты» — земледельцы и потомки древнего местного населения. А 40% — ялыбойлу, южнобережцы, потомки населения турецкого Кафинского санджака, в подавляющем большинстве греков, генуэзцев, переселенцев из Турции.

Джемилев и Чубаров, кстати, ялыбойлу, уроженцы поселка Ай-Серез, точнее, Айос-Сергиос, жители которого до начала или середины 17 века еще были греками. Интересно, при каких обстоятельствах предки этих двоих познакомились с ногайской плёткой? И еще раз кстати. Те ногаи после присоединения Крыма к России в 1783-м ушли в Турцию (часть застряла в ныне румыно-болгарской Добрудже) и на Терек, а Крым заселили «мирные ногаи»… остатки Большой Орды. Круг замкнулся.

Ребята, у всех народов в шкафах свои скелеты. Хотите покопаться? И снова кстати, автор по происхождению урум (фамилия — часть семейной истории). Азовский грек, греко-татарин, если угодно. Из тех татов, которые сохранили православие и в 1779-м были переселены в Приазовье. Все мы братья. Поэтому будем бережнее относиться к истории.

30 лет «разоблачений новыми историками старых» дали свои плоды. Страшные плоды. Мы попросили наших читателей ответить на вопрос: «Нужно ли отмечать конец татаро-монгольского ига в России?». Ответы: «Да» 28%, «Нет» 48%, «Не знаю» 7%, «Не было ни ига, ни Куликовской битвы» 17%. Доля выбравших второй ответ иногда превышала половину, четвертый ответ — пятую часть.
Фоменковщина рулит. Не говоря о каждом втором — о тех, кому, в лучшем случае, отечественная история в тягость. Перефразируя известное выражение: «Не хочешь учить свою историю, будешь учить чужую». Впрочем, и оно стало крылатым.

Да, правильнее было бы говорить не о монголо-татарском, а об ордынском иге, о зависимости от Золотой Орды. Да, «тяжкое иго» выражалось, кажется, менее чем в пуде зерна со двора в год. Да, после Куликовской битвы ярлык на великое княжение прочно держали московские князья. Но иго было. Давило ум и душу народа.
И уже всего через семь лет после Стояния на Угре, Русь дала первый успешный отпор Литве, которая до этого только наступала. А еще через несколько лет Иван III освободил треть русских земель, захваченных Литвой за полтораста лет. Россия стала державой. Начала становиться державой. Тогда, в 1480-м. Ребята казанские историки, вы на что замахнулись?

«Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», — заявил, да чего уж там, угрожает глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев.

Вот как-то не похоже это на предложение написать честные, научно обоснованные учебники истории, аргументировать свою позицию с точки зрения науки, а не чьего-то родства, как там у вашего историка: «От Атиллы до президента». Вы хотите повысить ставки? Вас услышали.

Альберт Акопян (Урумов)

Демарш Казани против объявления даты окончания Стояния на Угре 11 ноября (1480 года) одним из дней воинской славы России — не «казус на пустом месте». Повод для конфликта идеален, хоть и случаен. С одной стороны, Московский кремль ради общественного спокойствия отступал и в более значимых случаях, с другой — победа позволит Казанскому кремлю примерить на себя роль центра собирания «нерусских земель» России. Спикер Фарид Мухаметшин, экс-президент — госсоветник Минтимер Шаймиев, президент Татарстана Рустам Минниханов Ключевое слово в предыдущем абзаце «случаен». А случайностей в планировании такого рода атак быть не должно. Беда даже не в том, что темы исторических дискуссий в регионе задают люди уровня доктора ветеринарных наук Фатиха Сибагатуллина, автора «свыше 40 трудов по истории и этнографии» (Мао Цзэдун — татарин, баски и Ротшильд, в общем-то, тоже). И да, он еще специалист по голштинской и другим породам крупного рогатого скота молочного направления. Беда в том, что будь вы историк, ветеринар или инженер-механик (как глава республики Рустам Минниханов, также увлеченный историей родного края), добросовестный исследователь не должен допускать системных противоречий в рамках предлагаемой им идеи. Например, нельзя утверждать, что столкновение Русского государства и Золотой Орды имело цивилизационный характер и одновременно (!), что Россия — один из наследников Орды, т. е. война между ними — всего лишь «семейные разборки». Иначе говоря, власти Татарстана, подойдя к реке Угре, полезли в воду, не зная броду. Лично автор считает, что ни о каком наследовании ордынской государственности Русью речь идти не может, тем более со стороны победителей Орды Ивана III и Ивана IV. Победителей ввиду более высокой государственной организации. Наследования не может быть и учитывая (вяжите меня, православные), глубокие традиции… степной демократии Орды, ограничивавшие власть ханов. Абсолютизм Ивана Грозного — это результат общего этапа централизации успешных европейских монархий и ответа на вызовы, стоявшие именно перед Россией. Это плод внутреннего развития русской государственности, как раз задержанного Ордой. Но присутствовало и «что-то семейственное»: ханства на развалинах Золотой Орды не были для Руси Terra Incognita, с одними воевали, с другими сотрудничали. Да, всего за 40 лет до Стояния на Угре Золотая Орда начала стремительно разваливаться. Даты на приведенной карте спорны: Ногайская Орда отделилась в 1440-м, а Большая Орда, собственно центр Золотой, с её столицей Сарай-Берке «из самой себя не выходила». Завоеванная Булгария оказалась в составе Улуса Джучи на положении Персии в составе Арабского Халифата. Древний булгарский язык уступил место кыпчакскому (половецкому), сохранив в нем свои следы, но ведь и фарси оказался под сильнейшим арабским влиянием. Булгария, как и Персия, стала «окраиной» нового государства, но культурной окраиной. Всегда подспудно соперничавшей с Сараем. Неудивительно, что с ослаблением центральной власти закопёрщиком развала выступила… Казань. А уже вслед за ней отделились Ногаи, Крымское, Сибирское, Астраханское ханства. Так что именно Казани выступать защитницей памяти Золотой Орды, по меньшей мере, неэтично. И это еще не всё. Когда хан Ахмат, всё ещё номинальный глава Улуса Джучи, двинулся на Москву (скорее всего, не столько ради восьмилетней недоимки с Ивана III, а больше в отчаянной попытке укрепить свою власть и сшить распавшееся государство), ни один из «ханов-сепаратистов» не пришел ему на помощь. Это еще одна причина, по которой казанским историкам следует «прикрутить громкость». Вы будете смеяться, но и это еще не всё! Чтобы помешать польско-литовскому королю Казимиру Ягеллончику прийти на помощь Ахмату, союзник Ивана крымский хан Менгли I Гирей вторгся в Подолию, ногаи «поднадавили» на левобережье Волги, а казанский хан Ильхам… пропустил по Волге «судовую рать» князя Василия Ноздроватого, которая сожгла Сарай и вынудила Ахмата сняться с Угры. Убил его через пару месяцев уже сибирский Ибак-хан, но у казанских историков есть особый повод посыпать голову пеплом. Пеплом Сарая, если уж он стучит в сердце. Можно посыпать и коллективно. Вот руководитель крымского представительства при Институте истории имени Ш. Марджани АНТ Татарстана Эльдар Сейдаметов утверждает, что день воинской славы в честь окончания Стояния на Угре «рассорит» не только русских и казанских татар, но и последних с крымскими татарами. Почему? Ведь общее дело с русскими делали! Кстати, крымцы в 1480-м не только Польшу атаковали, но старший брат Менгли Гирея Нур-Девлет, правда, опальный, со своими воинами в рейде Ноздроватого участвовал. Понятно, каждому народу нужны яркие исторические «якоря». Ну, что такое Казанское ханство? Бледная тень былого величия, просуществовавшая чуть более 100 лет, да и то, большую часть этого срока под ставленниками Москвы, первого из которых, Мухаммед-Эмина Иван III и посадил всего через четыре года после Стояния (если не считать ставленником или «союзником» еще Ильхама). Другое дело — Золотая Орда от Черного моря до Алтая, от Ледовитого океана до Каракумов! И вот стоило всю эту сказку рушить, предавая в 1438 году Сарай и Великого хана? У Крымского ханства другая беда. Да, до самого 18 века «на Изюмском шляхе безобразничали». Хотя, напомним, что Литва и Польша, а позже Речь Посполитая платили крымцам дань втрое большую, чем Москва. Платили, как миленькие даже при великом Стефане Батории. Но кто наследники этой великой истории? Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров любят рассказать о плётке, которую один из крымских ханов повесил на ворота Москвы (повесить внутри не получилось). Но в походы ходили будто бы только предки нынешних 15% крымских татар — степняков-ногаев. 45% — татары предгорий, так называемые «таты» — земледельцы и потомки древнего местного населения. А 40% — ялыбойлу, южнобережцы, потомки населения турецкого Кафинского санджака, в подавляющем большинстве греков, генуэзцев, переселенцев из Турции. Джемилев и Чубаров, кстати, ялыбойлу, уроженцы поселка Ай-Серез, точнее, Айос-Сергиос, жители которого до начала или середины 17 века еще были греками. Интересно, при каких обстоятельствах предки этих двоих познакомились с ногайской плёткой? И еще раз кстати. Те ногаи после присоединения Крыма к России в 1783-м ушли в Турцию (часть застряла в ныне румыно-болгарской Добрудже) и на Терек, а Крым заселили «мирные ногаи»… остатки Большой Орды. Круг замкнулся. Ребята, у всех народов в шкафах свои скелеты. Хотите покопаться? И снова кстати, автор по происхождению урум (фамилия — часть семейной истории). Азовский грек, греко-татарин, если угодно. Из тех татов, которые сохранили православие и в 1779-м были переселены в Приазовье. Все мы братья. Поэтому будем бережнее относиться к истории. 30 лет «разоблачений новыми историками старых» дали свои плоды. Страшные плоды. Мы попросили наших читателей ответить на вопрос: «Нужно ли отмечать конец татаро-монгольского ига в России?». Ответы: «Да» 28%, «Нет» 48%, «Не знаю» 7%, «Не было ни ига, ни Куликовской битвы» 17%. Доля выбравших второй ответ иногда превышала половину, четвертый ответ — пятую часть. Фоменковщина рулит. Не говоря о каждом втором — о тех, кому, в лучшем случае, отечественная история в тягость. Перефразируя известное выражение: «Не хочешь учить свою историю, будешь учить чужую». Впрочем, и оно стало крылатым. Да, правильнее было бы говорить не о монголо-татарском, а об ордынском иге, о зависимости от Золотой Орды. Да, «тяжкое иго» выражалось, кажется, менее чем в пуде зерна со двора в год. Да, после Куликовской битвы ярлык на великое княжение прочно держали московские князья. Но иго было. Давило ум и душу народа. И уже всего через семь лет после Стояния на Угре, Русь дала первый успешный отпор Литве, которая до этого только наступала. А еще через несколько лет Иван III освободил треть русских земель, захваченных Литвой за полтораста лет. Россия стала державой. Начала становиться державой. Тогда, в 1480-м. Ребята казанские историки, вы на что замахнулись? «Если документ будет принят, то это негативно отразится на политической обстановке в России», — заявил, да чего уж там, угрожает глава комитета Госсовета Татарстана по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. Вот как-то не похоже это на предложение написать честные, научно обоснованные учебники истории, аргументировать свою позицию с точки зрения науки, а не чьего-то родства, как там у вашего историка: «От Атиллы до президента». Вы хотите повысить ставки? Вас услышали. Альберт Акопян (Урумов)


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!