Эстония объявляет себя наследником устремлений Гитлера - «ДНР и ЛНР»
- 00:16, 15-июл-2019
- ДНР и ЛНР
- Алевтина
- 0
Командующий Силами обороны Эстонии Меэлис Кийли, выступая на праздновании 100-летия победы эстонской прозападной армии над врагами эстонской независимости — Ландесвером (военизированная организация прибалтийских немцев), восславил геройство сотен погибших в той войне эстонцев, имена которых начертаны на белом мраморе церковных стен и памятников там, где они родились. С комком в горле он вспомнил тех, чьи имена начертаны на чёрном мраморе таллинского Мемориала жертв коммунизма — тысяч не вернувшихся домой людей, «вывезенных в чужие края с чужим языком и духовным миром».
Его не смущает, что тут же расположены плиты в память об эстонцах, воевавших в составе 20й дивизии Ваффен СС (Эстонская). Не обделены вниманием и эстонцы, служившие в немецких карательных батальонах (36, 286 и 288). Не указан лишь известный зверскими расправами батальон 287, так как его «доблестные» вояки были зачислены в армейские подразделения СС.
Сознательно забытые имена героев и жертв
Но даже слова не нашлось у него о тех тысячах и тысячах эстонцев-красноармейцев 8 Эстонского стрелкового корпуса РККА, которые погибли на войне с гитлеровской Германией, в том числе и с присягнувшими фюреру соотечественниками, воевавшими в 20 дивизии Ваффен СС.
А как быть с памятью о десятках тысячах убитых мирных жителей Эстонии, России, Белоруссии, других стран — жертв эстонских коллаборационистов и эстонских вояк, служивших в карательных батальонах? Для этих вычеркнутых нынешним Таллином из эстонской истории имён не то что белого, даже чёрного мрамора не нашлось. Робкие попытки почтить и их память предпринимались, например, Общественным союзом против неофашизма и межнациональной розни. Ещё в 2006 году он издал «Список лиц, объявленных в розыск нацистскими репрессивными и полицейскими структурами оккупированной Эстонии». В списке более 11 тысяч человек.
То есть, Эстония объявляет себя наследником устремлений Гитлера, мечтавшем о колонизации восточных земель. 23 августа прошлого года в провозглашённый Европарламентом «Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма» в Таллине открыли Мемориал жертвам коммунизма. На его стене запечатлены имена 22.028 репрессированных в годы «советской оккупации», как называют советский период в Эстонии. При этом нашлись таллинцы, которые посмели задать вопрос: а как быть с жертвами капитализма в межвоенной воинственно антикоммунистической Эстонии (1918–1940 годы)?
Избирательность Эстонского Института исторической памяти и таллинского объединения Memento возмущает. Так, тут не озаботились составлением списка местных жертв нацизма, которых в разы больше, чем тех, чьими именами отмечена стена таллинского Мемориала жертв коммунизма. Речь о жертвах о немецкой оккупации, в том числе убиенных эстонцами, сотрудничавшими с нацистами и служившими гитлеровской Германии. Более того, их героизируют, им ставят монументы.
Только Эстония стала в Рейхе «Judenfrei»
Помимо замалчивания причастности Эстонии к преступлениям нацистов, время от времени находятся политики, которые категорически отрицают вину эстонцев в совершённых во время немецкой оккупации убийствах мирных жителей. Самый скандальный случай с игнорированием причастности эстонцев к геноциду и Холокосту приключился с европарламентарием от Эстонии, тогда членом Центристской партии Сийри Овийр. На пленарном заседании европарламента она с гневом отвергла письменное обвинение коллеги — депутата от Греции Даниэля Строжа в том, что во время Второй мировой войны эстонцы преследовали и убивали евреев.
Она заявила: «Такого рода обвинения являются чудовищной ложью и не основаны на фактах! Наоборот, евреи сотни лет жили в Эстонии с эстонцами как одна семья». И вспомнила, что в 1925 году Эстония приняла прогрессивный по тем времена закон о культурной автономии национальных меньшинств. Мол, за это «в Израиле Эстонскую республику внесли в Золотую книгу». Более того, она сослалась на «посаженное в Мемориальном парке Яд ва-Шем дереве» в знак того, что «во время этой войны эстонцы помогали евреям и спасали их».
Странная логика, поскольку факты — вещь упрямая. И они известны с советских времён, когда широко издавались как на эстонском, так и на русском языках книги и сборники документов. Например, на эстонском языке — «Pruun katk», 1988, в переводе на русский: «Коричневая чума». Давно известна и отосланная в 1942 году немецкими оккупантами в Берлин карта Прибалтики, на которой территория Эстонии обозначена «Judenfrei», то есть зачищенной от евреев.
Даже, если Сийри Овийр не знакома с этой литературой, она не могла быть в курсе того, что за пять лет до её демарша стали известны итоги работы созданной президентом ЭР Леннартом Мери Международной Комиссии по расследованию совершённых в Эстонии преступлений против человечности. Ее возглавил финский дипломат Макс Якобсон. Для «объективности» в отчёте Комиссии сказано также о преступлениях, в которых участвовали названные выше немецкие карательные подразделения, составленные исключительно из эстонских добровольцев, в основном из добровольческой военизированной организации эстонцев Omakaitse («Омакайтсе), действовавшей под командованием немецких оккупантов.
«Добровольные отряды из надёжных граждан»
Вот некоторые выдержки из составленного Комиссией отчета:
«Помимо евреев и цыган, было убито около 6.000 этнических эстонцев. Кроме того было убито примерно 1.000 человек с неустановленным гражданством, большинство из них — русские по национальности»
«Подразделения „Омакайтсе“ также участвовали в облавах на евреев (и, возможно, в их расстрелах)»
«7 августа 1942 года при участии 36-го полицейского батальона почти все евреи, уцелевшие к тому моменту в городе Новогрудок, были собраны и расстреляны»
«Исследователи также обнаружили свидетельства о преступлениях против человечности и актах геноцида, в которых участвовали 286, 287 и 288 полицейские батальоны. Сюда относятся убийства заключенных в лагерях на территории Эстонии, участия в так называемых „рейдах“ по деревням Польши, Белоруссии и Литвы»
«287 батальон был на дежурстве в лагере Клоога в сентябре 1944 года, когда там были убиты последние заключенные, оставшиеся в живых»
«Зондеркоманда 1А вместе с „Омакайтсе“ и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было образовано гетто»
После опубликования отчета Комиссии Макса Якобсона Эстония извинилась за «свои» преступления. Но тут же забыла о них.
Или вот что пишет Леонид Барков:
Эстонские русофобы не щадили даже «своих»
Ненависть властей и политической верхушки довоенной Эстонии, а также богатых и зажиточных эстонцев к коммунистическим идеям была столь сильна, что подхватившие эту «заразу» эстонцы считались предателями. Ненависть к ним была порой даже больше, чем к коммунистам и русским. Прежде всего, это касается участников обороны Эстонии и освобождения от немецко-фашистских оккупантов. Только в первой половине войны против них воевали более 20 тысяч эстонцев, десять из них удостоены звания Героя Советского Союза. Но для нынешней Эстонии они те же оккупанты, что и Красная Армия, военно-морской флот и авиация, очистивших ценою огромных потерь Эстонию от настоящих оккупантов — гитлеровской Германии. Такая позиция Эстонии обусловлена тем, что после этого освобождения Москва не предоставила ей независимости. Но, во-первых, Эстония ещё до войны входила в состав Советского Союза. Во-вторых, не понять, как можно было победить Гитлера, не преследуя немцев до Берлина. Наконец, что касается признания Советского Союза оккупантом: прежде всего, надо ответить на вопрос, почему Таллин, формально признавая сегодня немцев оккупантами, героизирует десятки тысяч эстонцев, добровольно, присягнувших Гитлеру и воевавших, что абсурдно, на его же стороне за… независимость Эстонии.
Чтобы отвлечь внимание от такой постановки вопроса, советский период в нынешней Эстонии негласно объявлен «белым пятном» истории. При первой же, пусть и сомнительной возможности воевавшие на стороне Советского Союза эстонцы очерняются. Особенно грязной стала история переписывания подвига советской разведчицы Леэн Кулльман, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза. После ряда статей-пасквилей, полгода назад местная журналистка Хейли Рейнарт выступила со статьёй-сенсацией, в которой утверждалось (на слухах и предположениях!), будто разведчица «жила тайной двойной жизнью», мол, на самом деле, попав в плен, она не погибла от рук эстонских прислужников нацистов. Мол, её смерть — имитация, на самом деле она перешла на сторону нацистов и закончила свою жизнь в Западной Германии. Ни одного документа, подтверждающего такую версию, даже проживание в ФРГ, не представлено.
Репрессии за симпатии к власти Советов
Дошло до того, что замалчивание жертв нацизма в самой Эстонии привело к утрате памяти даже о выдающихся представителях народа, но прямо или косвенно признавших советскую власть. И тут вспоминается, с какой враждебностью в восстановившей в 1991 году независимость Эстонии, в том числе и те, кто сами состояли в Компартии или прислуживали ей, на долгие годы вычеркнули из списка достойных представителей нации даже такого человека, каким был обожаемый в СССР и Финляндии певец Георг Отс.
В 1941 году неприятие коснулось даже спортсменов, к которым в Эстонии всегда относились с пиететом, как к национальным героям. Их вина, а также их родственников, заключалась только в том, что они приняли новую власть. Их расстреляли немцы, а задержали по доносам других эстонцев-антикоммунистов. С некоторыми расправились ещё до прихода немецких оккупантов, сразу после отступления Красной Армии члены русофобской добровольческой военизированной организации Omakaitse.
С чего начинается Родина у… эстонцев?
Но эти жертвы в понимании Института исторической памяти Эстонии недостойны внимания. Официальный Таллин, отдавая предпочтение государственной русофобской идеологии, содействует уважительному отношению к тем эстонцам, которые симпатизируют землякам, воевавшим на стороне Гитлера, прислуживавшим нацистам. Им стали оказывать внимание, массово устанавливать памятные доски и памятники. Чтобы уйти от критики, власти доверили «священнодействие» частной инициативе.
Так, в Лаупаской основной школе у городка Тюри был установлен позолоченный бронзовый бюст бывшему унтершарфюреру СС Харальду Нугисексу. Сначала он служил охранником, потом в карательном батальоне, завершал войну в составе 20-й дивизии Ваффен СС. Удостоен высокой награды — Рыцарского креста Железного креста. Местная газета Jarva Teataja цитирует директора школы Каарела Алуоя: «Увековечивание памяти Нугисекса будет способствовать росту патриотизма у учащихся, любви к своей родине, повысит готовность защитить её в случае агрессии извне».
А начиналась героизации с переноса праха штандартенфюрера Альфонса Ребане из Германии в Таллин на престижное кладбище Metsakalmistu. Торжество состоялось на правительственные деньги, с исполнением гимна ЭР и в присутствии огромного числа высших государственных чиновников и военных. Ребане дослужился до и.о. командира 20 дивизии Ваффен СС, до этого отличившись карательными экспедициями против мирных жителей вблизи города Кингисепп, где были сожжены несколько деревень (Бабино, Хабалово, Чигиринка и др.) Как и Нугисекс, он удостоился высшей награды в Рейхе — Рыцарского креста Железного креста, но ещё и с дубовыми листьями. В 2004 году в местечке Вийтна у шоссе Таллин-Санкт-Петербург установлен памятник Ребане. Депутат парламента Эстонии Тривими Веллисте назвал карателя и эсэсовца «национальным героем» и добавил, что такое прославление «крайне важно, учитывая необходимость сохранить историческую память для наших потомков, сберечь дух эстонской нации».
Неужели в Таллине будут ещё и зиговать?
О такой возможности говорит история с памятной доской, посвящённой расстрелянному в Таллине немецкому солдату антифашисту и коммунисту Фрицу Бёне. Он создал в своей части партячейку Национального комитета Свободной Германии (NKFD) из восьми человек. Они вели антивоенную агитацию, есть версия, что группа была причастна к одному из заговоров против Гитлера. В годы «войны с памятниками» управа части города Мустамяэ в Таллине увезла памятник на «кладбище» (свалку) советских монументов в Орловский замок (филиал Государственного Исторического музея Эстонии), что стоит рядом с Мемориалом жертв коммунизма. То есть под предлогом сноса советских памятников обструкции подвергся немецкий антифашист, не имевший никакого отношения к мифической «советской оккупации». Получается, что Гитлер для эстонской политэлиты подспудно предпочтительнее тех, кто боролся с ним.
И нет тут чего-то сверх удивительного, если портал Baltnews.ee цитирует сообщение Посольства США в ЭР от 8 мая 1917 года на своей страничке Фейсбук: «Военный атташе Посольства США почтил сегодня в Маарьямяэ память павших в битвах Второй мировой войны», а также публикует фотографии, на которых видно, что американские дипломаты отдают честь у памятных плит, которые и сегодня стоят на Мемориале жертв коммунизма. Посвящены они 20 дивизии Ваффен СС (Эстонская) и злополучному 36 полицейскому батальону, который «прославился» массовым уничтожением тысячи евреев в белорусском городе Новогрудок.
А рядом — плиты памяти 11 Добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд», 4 полицейской танково-гренадерской дивизии СС, 5 добровольческой штурмовой бригады СС «Валлония», 27 добровольческой гренадерской дивизии СС «Лангемарк» (фламандская Нр.1), 4 добровольческой танково-гренадерской бригады СС «Недерланд», 54 артиллерийского полка СС…
Что ж, следующее посещение Мемориала официальными лицами Эстонской Республики, её церковным руководством и представителями дипломатического корпуса западных стран, возможно, отметится уже и зигованием. Во всякому случае США вдохновляют испытывающих комплексы национальной неполноценности прибалтийских лимитрофов на русофобские провокации с целью превратить Прибалтику в милитаризованный плацдарм-жупел, угрожающий России.
Димитрий Кленский
Комментарии (0)