10 июня 2019 г. газета The Wall Street Journal опубликовала статью, содержание которой мгновенно разлетелось по мировым СМИ, вновь привлекая внимание к делу об убийстве в аэропорту Куала-Лумпура, после того как в этом деле, казалось бы, поставлена точка. Напомним, что де-факто дело развалилось, и обе подозреваемые вернулись на родину, каждая на свою.
Ссылаясь на некий анонимный источник, издание утверждает, что убитый в Малайзии в феврале 2017 г. сводный брат северокорейского лидера Ким Чен Нам был информатором американского разведывательного управления и «неоднократно встречался с его оперативниками».
По словам источника, между Ким Чен Намом и ЦРУ «была связь», и в феврале 2017 (когда на него и было совершено покушение) Ким Чен Нам направлялся в Малайзию для встречи с представителем ЦРУ, с которым он поддерживал контакт (хотя при этом источник издания допускал, что это могло быть не единственной целью поездки).
Правда, в той же статье отмечено, что ряд бывших должностных лиц США заявили, что у сводного брата северокорейского лидера, жившего уже много лет за пределами КНДР, скорее всего, не было никакой политической поддержки в Пхеньяне, и он вряд ли мог сообщать что-то стоящее. Зато «господин Ким, который проживал в основном в китайском анклаве Макао, почти наверняка был в контакте со службами безопасности других стран, особенно Китая».
Еще со ссылкой на бывших официальных лиц США издание отмечает предположения, что «некоторые иностранные государства, в том числе Китай», рассматривают Ким Чен Нама в качестве возможного преемника Ким Чен Ына, если власть последнего окажется в опасности. Однако американская разведка пришла к выводу, что он не подходит для этой роли.
Вообще-то эта версия не является сенсацией – о встрече Кима с предполагаемым агентом ЦРУ еще два года назад сообщало «Асахи симбун», самая влиятельная газета Японии Asahi Simbun.
По данным газеты, Ким Чен Нам прибыл в Куала-Лумпур 6 февраля из Макао, 8 февраля он отправился на курорт Лангкави, где 9 февраля камеры наблюдения в отеле зафиксировали его встречу с мужчиной корейско-американского происхождения, который предположительно являлся резидентом американской разведки в Бангкоке. Этот человек приехал в Малайзию в один день с Кимом и покинул страну 13 февраля, в день покушения. Утверждается, что контрразведка Малайзии отслеживала его приезды, подозревая его причастность к ЦРУ, и что он встречался с Кимом и раньше.
Ким провел с американцем около двух часов в номере гостиницы, а в ходе расследования убийства в аэропорту на ноутбуке Кима были обнаружены следы использования USB-накопителя. Из этого был сделан вывод, что Ким передал своему контакту какую-то информацию.
Вечером 12 февраля Ким Чен Нам вернулся в Куала-Лумпур, а на следующий день на него было совершено покушение: предполагается, что разведка КНДР узнала о контактах Ким Чен Нама с американцами, после чего и было принято решение его устранить.
То, что Ким Чен Нам выступал в роли информатора ЦРУ, также описывается в книге «Великий преемник», которая написана журналистом The Washington Post.
Новость разлетелась по русскоязычным и западным СМИ, однако автор считает эту информацию некорректной. Во-первых, мы в очередной раз сталкиваемся с информацией от «анонимного и хорошо информированного источника», который по умолчанию является ненадежным рассказчиком, потому что нет страховки от ситуации, когда подобный источник на самом деле не существует и таким образом «легендируются» фантазии журналиста.
Во-вторых, никаких новых деталей к сообщению «Асахи симбун» не добавлено, разве что информация о том, что встреч было больше одной. Между тем, эта версия обсуждалась во время следствия, и отчего-то полицейский чиновник, который вел дело, заявил адвокатам, что не помнит никаких иных подробностей.
В результате из-за тайны следствия до сих пор неизвестно, связана ли эта встреча по времени с тем, что в компьютер Кима вставляли флешку, и даже если вставляли, то скачивали на ее информацию или, наоборот, что-то загружали. Новостью здесь является разве что утверждение анонима о том, что такие контакты были не единственными, но здесь нет никаких дополнительных фактов или деталей.
В остальном аноним пересказывает совершенно тривиальные вещи. Разумеется, учитывая статус Ким Чен Нама, китайские спецслужбы наверняка контактировали с ним просто для того, чтобы выяснить как у него дела и, возможно, разузнать новости. Это не делает человека информатором, под которым автор понимает лицо, которое систематически поставляет разведке информацию.
Тем более, что в статье отмечается, что Ким долго не был в КНДР и непонятно, мог ли он знать что-то важное. Не является чем-то необычным и информация, что спецслужбы не рассматривали Ким Чен Нама как главу правительства в изгнании. Было очевидно, что он не подходит для политической деятельности, да и сам Ким сторонился политики и вел жизнь плейбоя.
Даже диссидентом на самом деле его не назвать. Да, он позволял себе мягкую критику режима, но важнее то, что у него был дипломатический паспорт, который, в частности, позволял ему провозить без досмотра те 130 тыс. долларов США, которые нашли в его вещах. Если бы его отношения со сводным братом были натянутыми, у него был бы общегражданский паспорт, а еще более вероятно – гражданство Макао.
Не выдерживает критики и версия о том, что приказ на ликвидацию был отдан, когда в Пхеньяне узнали о контакте 9 февраля. Согласно материалам следствия, подготовка исполнительниц началась давно, а если верить связанным с южнокорейской разведкой экспертам (типа Нам Сон Гука), Ким Чен Нама вели с момента его прилета в Малайзию, и даже в самолете за ним было кому следить.
Любопытнее то, что данная новость не прибавляет КНДР демонизации, а скорее наоборот. В антипхеньянском дискурсе убийство Ким Чен Нама позиционируется как проявление тиранической жестокости лидера КНДР, который посылает сигнал миру, публично и при помощи массового поражения ликвидировав человека, который представлял сугубо гипотетическую угрозу. Если же допустить, что старший брат Ким Чен Ына действительно контактировал со спецслужбами, у северокорейского руководства появляется вполне вменяемый и рациональный мотив его ликвидации.
Не исключено и то, что статья рассчитана в первую очередь на американскую аудиторию и решает какие-то внутриполитические проблемы, являясь завуалированным подкопом под Трампа или Помпео, который был директором Центрального разведывательного управления с 23 января 2017 по 26 апреля 2018.
В любом случае, ЦРУ новость не прокомментировала, а президент США Дональд Трамп (как сообщает телеканал CNN) заявил, что не позволил бы Центральному разведывательному управлению использовать своих информаторов против лидера КНДР Ким Чен Ына, пока он является главой государства. При этом Трамп не смог подтвердить или опровергнуть информацию, что Ким Чен Ына сотрудничал с ЦРУ, подчеркнув, что ничего не знал об этом.
Таким образом, несмотря на громкую новость, относиться к ней надо с не меньшей осторожностью, чем к недавней истории от «Чосон ильбо» о расстреле дипломатов или утке от британской «Дейли стар», где Ким Чен Ын скормил пираньям очередного безымянного генерала.
Однако, возможно, что след ЦРУ в этой истории все-таки присутствует, если допустить, что неназванный собеседник Ким Чен Нама на самом деле – Адриан Хонг Чанг, впоследствии всплывший как руководитель «Свободного Чосона», о деятельности которого мы не раз упоминали. Но об этом, а также о том, могла ли именно эта организация стоять за убийством Кима – в следующем материале автора.
Константин Асмолов,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН
10 июня 2019 г. газета The Wall Street Journal опубликовала статью, содержание которой мгновенно разлетелось по мировым СМИ, вновь привлекая внимание к делу об убийстве в аэропорту Куала-Лумпура, после того как в этом деле, казалось бы, поставлена точка. Напомним, что де-факто дело развалилось, и обе подозреваемые вернулись на родину, каждая на свою. Ссылаясь на некий анонимный источник, издание утверждает, что убитый в Малайзии в феврале 2017 г. сводный брат северокорейского лидера Ким Чен Нам был информатором американского разведывательного управления и «неоднократно встречался с его оперативниками». По словам источника, между Ким Чен Намом и ЦРУ «была связь», и в феврале 2017 (когда на него и было совершено покушение) Ким Чен Нам направлялся в Малайзию для встречи с представителем ЦРУ, с которым он поддерживал контакт (хотя при этом источник издания допускал, что это могло быть не единственной целью поездки). Правда, в той же статье отмечено, что ряд бывших должностных лиц США заявили, что у сводного брата северокорейского лидера, жившего уже много лет за пределами КНДР, скорее всего, не было никакой политической поддержки в Пхеньяне, и он вряд ли мог сообщать что-то стоящее. Зато «господин Ким, который проживал в основном в китайском анклаве Макао, почти наверняка был в контакте со службами безопасности других стран, особенно Китая». Еще со ссылкой на бывших официальных лиц США издание отмечает предположения, что «некоторые иностранные государства, в том числе Китай», рассматривают Ким Чен Нама в качестве возможного преемника Ким Чен Ына, если власть последнего окажется в опасности. Однако американская разведка пришла к выводу, что он не подходит для этой роли. Вообще-то эта версия не является сенсацией – о встрече Кима с предполагаемым агентом ЦРУ еще два года назад сообщало «Асахи симбун», самая влиятельная газета Японии Asahi Simbun. По данным газеты, Ким Чен Нам прибыл в Куала-Лумпур 6 февраля из Макао, 8 февраля он отправился на курорт Лангкави, где 9 февраля камеры наблюдения в отеле зафиксировали его встречу с мужчиной корейско-американского происхождения, который предположительно являлся резидентом американской разведки в Бангкоке. Этот человек приехал в Малайзию в один день с Кимом и покинул страну 13 февраля, в день покушения. Утверждается, что контрразведка Малайзии отслеживала его приезды, подозревая его причастность к ЦРУ, и что он встречался с Кимом и раньше. Ким провел с американцем около двух часов в номере гостиницы, а в ходе расследования убийства в аэропорту на ноутбуке Кима были обнаружены следы использования USB-накопителя. Из этого был сделан вывод, что Ким передал своему контакту какую-то информацию. Вечером 12 февраля Ким Чен Нам вернулся в Куала-Лумпур, а на следующий день на него было совершено покушение: предполагается, что разведка КНДР узнала о контактах Ким Чен Нама с американцами, после чего и было принято решение его устранить. То, что Ким Чен Нам выступал в роли информатора ЦРУ, также описывается в книге «Великий преемник», которая написана журналистом The Washington Post. Новость разлетелась по русскоязычным и западным СМИ, однако автор считает эту информацию некорректной. Во-первых, мы в очередной раз сталкиваемся с информацией от «анонимного и хорошо информированного источника», который по умолчанию является ненадежным рассказчиком, потому что нет страховки от ситуации, когда подобный источник на самом деле не существует и таким образом «легендируются» фантазии журналиста. Во-вторых, никаких новых деталей к сообщению «Асахи симбун» не добавлено, разве что информация о том, что встреч было больше одной. Между тем, эта версия обсуждалась во время следствия, и отчего-то полицейский чиновник, который вел дело, заявил адвокатам, что не помнит никаких иных подробностей. В результате из-за тайны следствия до сих пор неизвестно, связана ли эта встреча по времени с тем, что в компьютер Кима вставляли флешку, и даже если вставляли, то скачивали на ее информацию или, наоборот, что-то загружали. Новостью здесь является разве что утверждение анонима о том, что такие контакты были не единственными, но здесь нет никаких дополнительных фактов или деталей. В остальном аноним пересказывает совершенно тривиальные вещи. Разумеется, учитывая статус Ким Чен Нама, китайские спецслужбы наверняка контактировали с ним просто для того, чтобы выяснить как у него дела и, возможно, разузнать новости. Это не делает человека информатором, под которым автор понимает лицо, которое систематически поставляет разведке информацию. Тем более, что в статье отмечается, что Ким долго не был в КНДР и непонятно, мог ли он знать что-то важное. Не является чем-то необычным и информация, что спецслужбы не рассматривали Ким Чен Нама как главу правительства в изгнании. Было очевидно, что он не подходит для политической деятельности, да и сам Ким сторонился политики и вел жизнь плейбоя. Даже диссидентом на самом деле его не назвать. Да, он позволял себе мягкую критику режима, но важнее то, что у него был дипломатический паспорт, который, в частности, позволял ему провозить без досмотра те 130 тыс. долларов США, которые нашли в его вещах. Если бы его отношения со сводным братом были натянутыми, у него был бы общегражданский паспорт, а еще более вероятно – гражданство Макао. Не выдерживает критики и версия о том, что приказ на ликвидацию был отдан, когда в Пхеньяне узнали о контакте 9 февраля. Согласно материалам следствия, подготовка исполнительниц началась давно, а если верить связанным с южнокорейской разведкой экспертам (типа Нам Сон Гука), Ким Чен Нама вели с момента его прилета в Малайзию, и даже в самолете за ним было кому следить. Любопытнее то, что данная новость не прибавляет КНДР демонизации, а скорее наоборот. В антипхеньянском дискурсе убийство Ким Чен Нама позиционируется как проявление тиранической жестокости лидера КНДР, который посылает сигнал миру, публично и при помощи массового поражения ликвидировав человека, который представлял сугубо гипотетическую угрозу. Если же допустить, что старший брат Ким Чен Ына действительно контактировал со спецслужбами, у северокорейского руководства появляется вполне вменяемый и рациональный мотив его ликвидации. Не исключено и то, что статья рассчитана в первую очередь на американскую аудиторию и решает какие-то внутриполитические проблемы, являясь завуалированным подкопом под Трампа или Помпео, который был директором Центрального разведывательного управления с 23 января 2017 по 26 апреля 2018. В любом случае, ЦРУ новость не прокомментировала, а президент США Дональд Трамп (как сообщает телеканал CNN) заявил, что не позволил бы Центральному разведывательному управлению использовать своих информаторов против лидера КНДР Ким Чен Ына, пока он является главой государства. При этом Трамп не смог подтвердить или опровергнуть информацию, что Ким Чен Ына сотрудничал с ЦРУ, подчеркнув, что ничего не знал об этом. Таким образом, несмотря на громкую новость, относиться к ней надо с не меньшей осторожностью, чем к недавней истории от «Чосон ильбо» о расстреле дипломатов или утке от британской «Дейли стар», где Ким Чен Ын скормил пираньям очередного безымянного генерала. Однако, возможно, что след ЦРУ в этой истории все-таки присутствует, если допустить, что неназванный собеседник Ким Чен Нама на самом деле – Адриан Хонг Чанг, впоследствии всплывший как руководитель «Свободного Чосона», о деятельности которого мы не раз упоминали. Но об этом, а также о том, могла ли именно эта организация стоять за убийством Кима – в следующем материале автора. Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН
Комментарии (0)