Мечты о супермашине: превратить бомбардировщик в истребитель - «ДНР и ЛНР»

  • 20:04, 12-июн-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Влада
  • 0

Стратегический бомбардировщик и истребитель максимально далеки друг от друга. Но военные очень часто пытаются сделать из первого второе. Зачем это нужно и почему ни одна из попыток не закончилась успехом — сейчас расскажем.


Воздушный крейсер

Идея превратить бомбардировщик в истребитель совсем не нова. Ещё во времена Первой мировой были задумки для сопровождения рейдов дальних бомберов переделать часть подобных машин в самолёты эскорта. Вместо запаса бомб поставить на них побольше пулемётов и с их помощью отбиваться от набегающих толп вражеских истребителей. Другой вариант — установить пушку или две побольше и эффективно сбивать бомбардировщики противника.

В межвоенный период всё это окончательно оформилось в концепцию летающего «крейсера» — многомоторной машины сопровождения бомбардировщиков или охоты на них.


Летающий «крейсер» из СССР — ЦКБ-54
Вторая мировая позволила проверить работоспособность этой концепции. Американцам требовалось сопровождение для дальних машин. Одним из решений было создать специализированный бомбардировщик сопровождения. Немцы же, в свою очередь, стремились перехватить самолёты союзников и из своих бомберов сделать перехватчики. Не вышло ни у первых, ни у вторых.

Американские машины сопровождения оказались куда менее полезны, чем ожидалось. Кроме того, на обратном пути они отставали от своих коллег, которые без запаса бомб летели быстрее и выше. Тем самым самолёт сопровождения становился скорее добычей, чем угрозой для врага. Перехватчики из бомбардировщиков тоже получались не очень. Да, на них влезала целая гора оружия, даже радарный комплекс для ночного боя, — но вот по скороподъёмности, манёвренности и другим параметрам они значительно уступали своим специализированным коллегам.


Американский самолёт сопровождения ХВ-40
Ракетоносец для господства в воздухе

Кажется, этот опыт должен был положить конец попыткам сделать из бомбардировщика истребитель. Но уже в начале 50-х стали появляться идеи превращения в истребители даже таких гигантов, как В-36 и В-52.

Объяснялась эта безумная затея просто. Управляемые ракеты были крупными и требовали достаточно большого радара для наведения. То, что лезло на обычные истребители и перехватчики, зачастую оказывалось не очень эффективно даже против бомберов.

Тогда ничего подобного не построили, ведь даже зенитные ракеты не были достаточно надёжны.


Занимались подобным и в Британии. Там спроектировали «Вулкан» с ракетами «Феникс»
Но от идеи не отказались, и в 60-е годы в проекте появились перехватчики на базе ХВ-70 и атомных бомбардировщиков. И, хотя к тому моменту ракеты «воздух-воздух» значительно спрогрессировали, военных они по-прежнему устраивали не полностью.
Особенно на фоне ожиданий появления целых флотов сверхзвуковых, а может и гиперзвуковых бомбардировщиков. Да и запас ракет у обычных самолётов совсем не радовал — две, максимум четыре ракеты. Это казалось совсем недостаточным для воздушного боя, особенно с учётом не самой высокой точности.

Как бы то ни было, и в этом десятилетии ни один из проектов «больших» истребителей построен так и не был.



Следующая декада отметилась ещё более безумной идеей — истребитель из транспортного самолёта.
Ладно бомбардировщик — он хотя бы боевой самолёт, но уж зачем мирный транспорт в бой тянуть?

Причиной стали самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) нового поколения, заточенные не только на разведку, но и на управление войсками в бою. И если такая машина может наводить дружественные истребители, так почему же ей по собственному целеуказанию не пострелять?
К тому же в транспортный самолёт влезают самые дальнобойные и крутые ракеты в больших количествах. Таким образом, сам самолёт ДРЛО сможет поддерживать своих союзников в воздухе, ведя огонь из тыла. Но и эту идею, несмотря на многочисленные исследования, так и не реализовали.


Самолёт ДРЛОиУ на базе «Боинг 747» с использованием ракет «воздух-воздух»
Дальше всё продолжалось по тому же сценарию. В 80-е родилась идея сделать перехватчик из В-2. Такой самолёт мог бы долго и незаметно патрулировать около границы СССР и уничтожать вылетающие советские бомбардировщики. Не помешало подобным проектам и окончание холодной войны. В конце 90-х появилось предложение модернизировать бомбардировщик В-1.

Кроме значительного расширения номенклатуры ракет и бомб модернизированный В-1R должен был получить возможность использовать самые современные ракеты «воздух-воздух». Действуя в связке с F-22, бомбардировщик был бы серьёзной угрозой для авиации противника. «Стелс» незаметно осуществляет обнаружение и наведение, В-1 же шарашит по целям залпом из нескольких десятков ракет. И всё бы хорошо, но денег на такую радикальную модернизацию не было.

Рассказ о возможном боевом применении В-1R:


Не стоит думать, что увлекались подобным только на Западе. У нас прорабатывались проекты превращения в истребитель Т-4, Ту-22М и даже Ту-160. Причины были ровно те же — желание запихнуть в машину большие ракеты, и много. А ещё с большой дальностью наши просторы патрулировать удобно. Впрочем, результат не отличался от западного — ни один проект так и не реализовали.


Перехватчик из Т-4
Причины неудач

Как мы видим, идея создать «большой» истребитель не покидала военных авиаторов с конца Второй мировой. Но ни один проект даже не вышел на испытания, что уж говорить о принятии на вооружение.

В чём же причина?

Как обычно, на первом месте идут деньги. Бомбардировщик — штука дорогая, и хорошо бы средств хватило построить машину, способную выполнять свои основные задачи. На всякие извращения вроде истребителей финансирования уже обычно не хватает. Другая причина — большая уязвимость таких боевых единиц. Если мы достаём до противника дальнобойной ракетой, то и он наверняка достанет до нас.
Одно дело потерять один из десяти истребителей, и совсем другое — такой воздушный ракетоносец, который и стоит дорого, и ставка на него большая. Тем более если он совмещает роль с самолётом ДРЛОиУ, например. Ну и под конец, обычная проблема качества против количества — «большой» и крутой истребитель может просто не оказаться там, где нужно. А вот с более массовой, но простой машиной такое не случится.

Вполне возможно, что мы ещё не раз увидим попытку реализовать подобную идею. И может быть, рано или поздно у кого-то таки получится, и «большой» истребитель станет не мечтой, а реальностью.

Юрий Кужелев

Стратегический бомбардировщик и истребитель максимально далеки друг от друга. Но военные очень часто пытаются сделать из первого второе. Зачем это нужно и почему ни одна из попыток не закончилась успехом — сейчас расскажем. Воздушный крейсер Идея превратить бомбардировщик в истребитель совсем не нова. Ещё во времена Первой мировой были задумки для сопровождения рейдов дальних бомберов переделать часть подобных машин в самолёты эскорта. Вместо запаса бомб поставить на них побольше пулемётов и с их помощью отбиваться от набегающих толп вражеских истребителей. Другой вариант — установить пушку или две побольше и эффективно сбивать бомбардировщики противника. В межвоенный период всё это окончательно оформилось в концепцию летающего «крейсера» — многомоторной машины сопровождения бомбардировщиков или охоты на них. Летающий «крейсер» из СССР — ЦКБ-54 Вторая мировая позволила проверить работоспособность этой концепции. Американцам требовалось сопровождение для дальних машин. Одним из решений было создать специализированный бомбардировщик сопровождения. Немцы же, в свою очередь, стремились перехватить самолёты союзников и из своих бомберов сделать перехватчики. Не вышло ни у первых, ни у вторых. Американские машины сопровождения оказались куда менее полезны, чем ожидалось. Кроме того, на обратном пути они отставали от своих коллег, которые без запаса бомб летели быстрее и выше. Тем самым самолёт сопровождения становился скорее добычей, чем угрозой для врага. Перехватчики из бомбардировщиков тоже получались не очень. Да, на них влезала целая гора оружия, даже радарный комплекс для ночного боя, — но вот по скороподъёмности, манёвренности и другим параметрам они значительно уступали своим специализированным коллегам. Американский самолёт сопровождения ХВ-40 Ракетоносец для господства в воздухе Кажется, этот опыт должен был положить конец попыткам сделать из бомбардировщика истребитель. Но уже в начале 50-х стали появляться идеи превращения в истребители даже таких гигантов, как В-36 и В-52. Объяснялась эта безумная затея просто. Управляемые ракеты были крупными и требовали достаточно большого радара для наведения. То, что лезло на обычные истребители и перехватчики, зачастую оказывалось не очень эффективно даже против бомберов. Тогда ничего подобного не построили, ведь даже зенитные ракеты не были достаточно надёжны. Занимались подобным и в Британии. Там спроектировали «Вулкан» с ракетами «Феникс» Но от идеи не отказались, и в 60-е годы в проекте появились перехватчики на базе ХВ-70 и атомных бомбардировщиков. И, хотя к тому моменту ракеты «воздух-воздух» значительно спрогрессировали, военных они по-прежнему устраивали не полностью. Особенно на фоне ожиданий появления целых флотов сверхзвуковых, а может и гиперзвуковых бомбардировщиков. Да и запас ракет у обычных самолётов совсем не радовал — две, максимум четыре ракеты. Это казалось совсем недостаточным для воздушного боя, особенно с учётом не самой высокой точности. Как бы то ни было, и в этом десятилетии ни один из проектов «больших» истребителей построен так и не был. Следующая декада отметилась ещё более безумной идеей — истребитель из транспортного самолёта. Ладно бомбардировщик — он хотя бы боевой самолёт, но уж зачем мирный транспорт в бой тянуть? Причиной стали самолёты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения) нового поколения, заточенные не только на разведку, но и на управление войсками в бою. И если такая машина может наводить дружественные истребители, так почему же ей по собственному целеуказанию не пострелять? К тому же в транспортный самолёт влезают самые дальнобойные и крутые ракеты в больших количествах. Таким образом, сам самолёт ДРЛО сможет поддерживать своих союзников в воздухе, ведя огонь из тыла. Но и эту идею, несмотря на многочисленные исследования, так и не реализовали. Самолёт ДРЛОиУ на базе «Боинг 747» с использованием ракет «воздух-воздух» Дальше всё продолжалось по тому же сценарию. В 80-е родилась идея сделать перехватчик из В-2. Такой самолёт мог бы долго и незаметно патрулировать около границы СССР и уничтожать вылетающие советские бомбардировщики. Не помешало подобным проектам и окончание холодной войны. В конце 90-х появилось предложение модернизировать бомбардировщик В-1. Кроме значительного расширения номенклатуры ракет и бомб модернизированный В-1R должен был получить возможность использовать самые современные ракеты «воздух-воздух». Действуя в связке с F-22, бомбардировщик был бы серьёзной угрозой для авиации противника. «Стелс» незаметно осуществляет обнаружение и наведение, В-1 же шарашит по целям залпом из нескольких десятков ракет. И всё бы хорошо, но денег на такую радикальную модернизацию не было. Рассказ о возможном боевом применении В-1R: Не стоит думать, что увлекались подобным только на Западе. У нас прорабатывались проекты превращения в истребитель Т-4, Ту-22М и даже Ту-160. Причины были ровно те же — желание запихнуть в машину большие ракеты, и много. А ещё с большой дальностью наши просторы патрулировать удобно. Впрочем, результат не отличался от западного — ни один проект так и не реализовали. Перехватчик из Т-4 Причины неудач Как мы видим, идея создать «большой» истребитель не покидала военных авиаторов с конца Второй мировой. Но ни один проект даже не вышел на испытания, что уж говорить о принятии на вооружение. В чём же причина? Как обычно, на первом месте идут деньги. Бомбардировщик — штука дорогая, и хорошо бы средств хватило построить машину, способную выполнять свои основные задачи. На всякие извращения вроде истребителей финансирования уже обычно не хватает. Другая причина — большая уязвимость таких боевых единиц. Если мы достаём до противника дальнобойной ракетой, то и он наверняка достанет до нас. Одно дело потерять один из десяти истребителей, и совсем другое — такой воздушный ракетоносец, который и стоит дорого, и ставка на него большая. Тем более если он совмещает роль с самолётом ДРЛОиУ, например. Ну и под конец, обычная проблема качества против количества — «большой» и крутой истребитель может просто не оказаться там, где нужно. А вот с более массовой, но простой машиной такое не случится. Вполне возможно, что мы ещё не раз увидим попытку реализовать подобную идею. И может быть, рано или поздно у кого-то таки получится, и «большой» истребитель станет не мечтой, а реальностью. Юрий Кужелев


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!