Американские эсминцы класса «Замволт» переживают не лучшие времена. На их голову обрушивается всё больше критики и всё чаще говорится о полной переделке всех трёх систершипов — ибо с ролью поддержки наземных войск они больше не справляются. Почему так вышло и как вообще появилась идея такого необычного корабля — сейчас расскажем.
В поисках флота будущегоИстория «Замволта» начинается сильно раньше, чем многие думают. А именно — в 1987 году, ещё в эпоху холодной войны. Тогда по поручению вице-адмирала Джозефа Меткалфа Третьего была создана группа «Майк» для изучения облика будущего флота. По сути, её задачей было просто пофантазировать на тему перспективных концепций — без точных цифр или проработанных проектов. Исключительно благие пожелания.
Группа «Майк» последовательно выпустила два доклада: Ship Operational Characteristics Study (SOCS) и Surface Combatant Force Requirement Study (SCFRS). Первый был посвящён новым кораблям, а второй — изменениям в структуре флота.
Именно в рамках SCFRS впервые всерьёз была выдвинута идея корабля-арсенала, называемого в те времена ни много ни мало линкором XXI векаОтчёт SOCS был в основном посвящён общим концепциям, по которым должны проектировать корабли XXI века. Главной хотелкой было повышение боевой живучести, достигаемое как активными, так и пассивными методами.
Боевые единицы должны иметь высокий уровень незаметности, активную защиту от торпед, высокую стойкость к повреждениям и возможность саморемонта в море, в том числе во время боя. Если и этого было мало, требовались модульность конструкции, интеграция в единую электронную систему управления флотом и авиацией, многозадачность и возможность подготовки экипажа прямо на борту.
В SCFRS чуть больше внимания уделялось вопросу о том, какие типы кораблей нужны. Предполагалось заменить крейсеры и эсминцы, ввести новый тип многоцелевого корабля сопровождения (будущий литоральный корабль).
Первым реализованным проектом, выполненным под влиянием SOCS, был «Флайт» IIA — новая версия эсминца «Арли Бёрк»В целом отчёт понравился адмиралам, но тут кончился СССР и стало не до того. К вопросу о модернизации флот вернулся лишь в 1993 году. Необходимо было определить, что всё-таки будут строить и сколько денег на это надо будет выбить из политиков.
В 1993 году стартовала программа SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), в рамках которой на основе идей SOCS должны были разработать уже конкретные предложения. К делу привлекли всех представителей крупных кораблестроительных фирм и офицеров разных рангов.
Различные проекты кораблей, выполненные в рамках программы SC-21В рамках SC-21 рассматривалось большое количество проектов. Изучался экономный план апгрейда и достройки кораблей, уже стоящих на вооружении, с доведением их уровня до требований SC-21. Исследовались «смелые» проекты авианесущего стелс-крейсера и корабля-арсенала. Но наибольшее внимание уделялось трём проектам — малого модульного корабля, малозаметного эсминца для поддержки наземных сил и малозаметного крейсера ПВО. В 1997 году именно эта троица стала основой для SC-21.
Остальные идеи (среди которых встречались и совсем безумные — вроде превращения супертанкеров в мобильный порт пополам с ракетной базой или флот из боевых катеров) были отвергнуты.
Проект вертолёто- / авианесущего крейсера SC-21 COEA 3A2Эсминец нелёгкой судьбыВ 1998 году план был наконец окончательно сформирован. Всё первое десятилетие 21-го века флот продолжил бы закупать модернизированные эсминцы класса «Арли Бёрк», которые прослужили бы до 2050-х годов. Параллельно собирались спроектировать новый эсминец DD-21, главной задачей которого были прибрежные (литоральные) операции. Он мог бы и наземные войска огнём поддерживать, и мины обезвреживать, и группу диверсантов с беспилотниками для них возить.
Таких эсминцев предполагалось закупить 32 штуки. Первый флот получил бы в 2010-м, а последний в 2020 году. В середине второго десятилетия планировалось начать проектировать крейсер ПВО CG-21, который должен был как взаимодействовать с авианосной ударной группой (АУГ), так и прикрывать литоральные операции. Построить их планировали десять штук, первый спустить на воду в 2020 году.
Проект эсминца DD-21 от «Локхид Мартин» унаследовал многие идеи корабля-арсенала, например, низкий борт корпусаПроектированием эсминца DD-21 занялись все крупные судостроительные фирмы США, ибо куш ожидался сказочный. Общим в дизайне был высокий уровень «стелс» и силовая установка нового поколения.
А вот про вооружение так же просто договориться не вышло. Часть инженеров и военных выступали за ренессанс артиллерии — именно пушки должны были стать главной ударной силой DD-21, будут ли это просто продвинутые орудия, вертикальные установки или даже рейлганы. Новые типы снарядов могут лететь почти так же далеко, как ракеты и не уступать им в точности. А вот цена и размеры будут меньше.
Установка рейлгана в DD-21Оппонировали им сторонники ракет. Они говорили, что всё это, конечно, круто, но пока в реальности не существует, а ракеты они вот тут и, главное, пусковые у них универсальны. Хочешь с авиацией воюй, хочешь с флотом, а если надо — громи наземные цели. К «ракетчикам» примкнула и небольшая прослойка противников идеи литоральности — они хотели сохранить возможности по борьбе с флотом противника. Их, понятно, никто не слушал: ВМФ США теперь мог столкнуться с достойным противником на море лишь в сказках.
Вариант DD-21 от «Ингаллс Шипбилдинг» со ставкой на ракетное вооружениеВ соответствии с разными концепциями различались и проекты. У сторонников артиллерии DD-21 нёс немного вертикальных пусковых для ракет, зато имел до трёх основных орудий и трёх вспомогательных. На ракетном варианте было ровно наоборот: пушка всего одна, зато ячеек под ракеты ставили более 300 штук. В итоге всё шло к тому, что победит дружба и итоговый проект будет иметь одно-два орудия и 256 пусковых ячеек. Но, как обычно, в дело вмешались деньги.
В 2001 году вдруг оказалось, что их нет. Из нафталина вытащили дешёвую концепцию малого универсального прибрежного корабля, а DD-21 закрыли. Говорят, основной причиной стал факт, что главные выгодополучатели были аффилированы с президентом Клинтоном.
Один из поздних вариантов DD-21Взамен стартовала программа DDG-1000. Деньги начали срочно экономить, сократив количество ячеек до 80 и упростив электронное оборудование. Свернули многие перспективные исследования вроде визуального камуфляжа и системы автоматической починки в море. Проект DDG-1000, пройдя ещё несколько утрясок, и стал хорошо известным нам классом «Замволт». И почти все его нынешние проблемы проистекают именно из-за закрытия программы DD-21.
Недостаток финансирования так и не позволил создать и довести до ума продвинутые орудия, а на ракеты места в урезанном проекте уже не было. «Оптимизация» в электронном оборудовании привела к тому, что «замволты» просто не приспособлены для работы в группе с другими американскими кораблями. Наконец огромная цена объясняется урезанием заказа с 32 до 3 систершипов.
Если в рамках проекта DD-21 предпочтение отдавалось варианту от «Локхид Мартин», то в DDG-1000 был принят вариант от «Нортроп Грумман», что подтверждает слухи о причинах закрытия DD-21Последний из крейсеровЕщё грустнее оказалась судьба CG-21. До 2001 года его проектировать особо не спешили, а уделяли больше внимания DD-21. Но после старта программы DDG-1000 крейсеры вытащили из долгого ящика, немного причесали и переименовали в CG (X).
Теперь это был не просто крейсер ПВО, а полноценный боевой ракетный корабль — развитие идей, заложенных в «Замволт». CG (X) должен был стать больше, иметь только ракетное вооружение (за исключением пары оборонительных турелек) и, возможно, ядерный реактор.
Ракетных ячеек не просто стало бы больше — они сами были бы адаптированы под более крупные ракеты, главной из которых была «Кинетик Энерджи Интерцептор». В задачи этой противоракеты входит как обеспечение защиты авианосного соединения от баллистических угроз вроде китайских противокорабельных баллистических ракет, так и работа в ПРО американского континента.
Развитие концепции ракетного крейсера XXI века. От оригинального корабля к модификации «Замволта» — и, наконец, финальный вариант с ядерной силовой установкойПланировалось построить 18 крейсеров. А то, что за основу был взят базовый «Замволт», упрощало работу по проектированию и постройке. По сути, DDG-1000 стал бы переходным кораблём для отработки идей, которые используют в массовом CG (X).
Но, как обычно, красивые планы не сбылись. В 2007 году из программы выделили отдельный корабль ПРО, а сам CG (X) окончательно стал ядерным, получив дополнительную N в названии. Сразу же встрепенулись противники атомной энергетики, что вылилось в многочисленные дебаты в Конгрессе США между лоббистами со стороны ядерной энергетики и условными «зелёными». Всё это сильно затянуло проектирование.
Специализированный корабль ПРОВ 2010 году правительство Обамы под лозунгами демилитаризации экономики и с требованиями больше внимания уделять социальным вопросам закрыло финансирование огромного количества проектов. В их числе был и ракетный крейсер. С тех пор во флоте США постоянно возникают разговоры о необходимости всё же собрать волю в кулак и пробить финансирование чего-то подобного, но никаких успехов по сей день не достигнуто.
Вот так, где из-за непонятных интриг, а где из-за излишней приверженности спорным концепциям, и получилась сегодняшняя ситуация. В которой не ясно, что делать с тремя «замволтами», у которых не работают орудия, и с целым зоопарком литоральных боевых кораблей. А ведь и из DD-21, и из CG (X) могли выйти неплохие боевые единицы. Но вышло что вышло. А что ждёт американский флот дальше, покажет лишь время.
Юрий Кужелев
Американские эсминцы класса «Замволт» переживают не лучшие времена. На их голову обрушивается всё больше критики и всё чаще говорится о полной переделке всех трёх систершипов — ибо с ролью поддержки наземных войск они больше не справляются. Почему так вышло и как вообще появилась идея такого необычного корабля — сейчас расскажем. В поисках флота будущего История «Замволта» начинается сильно раньше, чем многие думают. А именно — в 1987 году, ещё в эпоху холодной войны. Тогда по поручению вице-адмирала Джозефа Меткалфа Третьего была создана группа «Майк» для изучения облика будущего флота. По сути, её задачей было просто пофантазировать на тему перспективных концепций — без точных цифр или проработанных проектов. Исключительно благие пожелания. Группа «Майк» последовательно выпустила два доклада: Ship Operational Characteristics Study (SOCS) и Surface Combatant Force Requirement Study (SCFRS). Первый был посвящён новым кораблям, а второй — изменениям в структуре флота. Именно в рамках SCFRS впервые всерьёз была выдвинута идея корабля-арсенала, называемого в те времена ни много ни мало линкором XXI века Отчёт SOCS был в основном посвящён общим концепциям, по которым должны проектировать корабли XXI века. Главной хотелкой было повышение боевой живучести, достигаемое как активными, так и пассивными методами. Боевые единицы должны иметь высокий уровень незаметности, активную защиту от торпед, высокую стойкость к повреждениям и возможность саморемонта в море, в том числе во время боя. Если и этого было мало, требовались модульность конструкции, интеграция в единую электронную систему управления флотом и авиацией, многозадачность и возможность подготовки экипажа прямо на борту. В SCFRS чуть больше внимания уделялось вопросу о том, какие типы кораблей нужны. Предполагалось заменить крейсеры и эсминцы, ввести новый тип многоцелевого корабля сопровождения (будущий литоральный корабль). Первым реализованным проектом, выполненным под влиянием SOCS, был «Флайт» IIA — новая версия эсминца «Арли Бёрк» В целом отчёт понравился адмиралам, но тут кончился СССР и стало не до того. К вопросу о модернизации флот вернулся лишь в 1993 году. Необходимо было определить, что всё-таки будут строить и сколько денег на это надо будет выбить из политиков. В 1993 году стартовала программа SC-21 (Surface Combatant for the 21st century), в рамках которой на основе идей SOCS должны были разработать уже конкретные предложения. К делу привлекли всех представителей крупных кораблестроительных фирм и офицеров разных рангов. Различные проекты кораблей, выполненные в рамках программы SC-21 В рамках SC-21 рассматривалось большое количество проектов. Изучался экономный план апгрейда и достройки кораблей, уже стоящих на вооружении, с доведением их уровня до требований SC-21. Исследовались «смелые» проекты авианесущего стелс-крейсера и корабля-арсенала. Но наибольшее внимание уделялось трём проектам — малого модульного корабля, малозаметного эсминца для поддержки наземных сил и малозаметного крейсера ПВО. В 1997 году именно эта троица стала основой для SC-21. Остальные идеи (среди которых встречались и совсем безумные — вроде превращения супертанкеров в мобильный порт пополам с ракетной базой или флот из боевых катеров) были отвергнуты. Проект вертолёто- / авианесущего крейсера SC-21 COEA 3A2 Эсминец нелёгкой судьбы В 1998 году план был наконец окончательно сформирован. Всё первое десятилетие 21-го века флот продолжил бы закупать модернизированные эсминцы класса «Арли Бёрк», которые прослужили бы до 2050-х годов. Параллельно собирались спроектировать новый эсминец DD-21, главной задачей которого были прибрежные (литоральные) операции. Он мог бы и наземные войска огнём поддерживать, и мины обезвреживать, и группу диверсантов с беспилотниками для них возить. Таких эсминцев предполагалось закупить 32 штуки. Первый флот получил бы в 2010-м, а последний в 2020 году. В середине второго десятилетия планировалось начать проектировать крейсер ПВО CG-21, который должен был как взаимодействовать с авианосной ударной группой (АУГ), так и прикрывать литоральные операции. Построить их планировали десять штук, первый спустить на воду в 2020 году. Проект эсминца DD-21 от «Локхид Мартин» унаследовал многие идеи корабля-арсенала, например, низкий борт корпуса Проектированием эсминца DD-21 занялись все крупные судостроительные фирмы США, ибо куш ожидался сказочный. Общим в дизайне был высокий уровень «стелс» и силовая установка нового поколения. А вот про вооружение так же просто договориться не вышло. Часть инженеров и военных выступали за ренессанс артиллерии — именно пушки должны были стать главной ударной силой DD-21, будут ли это просто продвинутые орудия, вертикальные установки или даже рейлганы. Новые типы снарядов могут лететь почти так же далеко, как ракеты и не уступать им в точности. А вот цена и размеры будут меньше. Установка рейлгана в DD-21 Оппонировали им сторонники ракет. Они говорили, что всё это, конечно, круто, но пока в реальности не существует, а ракеты они вот тут и, главное, пусковые у них универсальны. Хочешь с авиацией воюй, хочешь с флотом, а если надо — громи наземные цели. К «ракетчикам» примкнула и небольшая прослойка противников идеи литоральности — они хотели сохранить возможности по борьбе с флотом противника. Их, понятно, никто не слушал: ВМФ США теперь мог столкнуться с достойным противником на море лишь в сказках. Вариант DD-21 от «Ингаллс Шипбилдинг» со ставкой на ракетное вооружение В соответствии с разными концепциями различались и проекты. У сторонников артиллерии DD-21 нёс немного вертикальных пусковых для ракет, зато имел до трёх основных орудий и трёх вспомогательных. На ракетном варианте было ровно наоборот: пушка всего одна, зато ячеек под ракеты ставили более 300 штук. В итоге всё шло к тому, что победит дружба и итоговый проект будет иметь одно-два орудия и 256 пусковых ячеек. Но, как обычно, в дело вмешались деньги. В 2001 году вдруг оказалось, что их нет. Из нафталина вытащили дешёвую концепцию малого универсального прибрежного корабля, а DD-21 закрыли. Говорят, основной причиной стал факт, что главные выгодополучатели были аффилированы с президентом Клинтоном. Один из поздних вариантов DD-21 Взамен стартовала программа DDG-1000. Деньги начали срочно экономить, сократив количество ячеек до 80 и упростив электронное оборудование. Свернули многие перспективные исследования вроде визуального камуфляжа и системы автоматической починки в море. Проект DDG-1000, пройдя ещё несколько утрясок, и стал хорошо известным нам классом «Замволт». И почти все его нынешние проблемы проистекают именно из-за закрытия программы DD-21. Недостаток финансирования так и не позволил создать и довести до ума продвинутые орудия, а на ракеты места в урезанном проекте уже не было. «Оптимизация» в электронном оборудовании привела к тому, что «замволты» просто не приспособлены для работы в группе с другими американскими кораблями. Наконец огромная цена объясняется урезанием заказа с 32 до 3 систершипов. Если в рамках проекта DD-21 предпочтение отдавалось варианту от «Локхид Мартин», то в DDG-1000 был принят вариант от «Нортроп Грумман», что подтверждает слухи о причинах закрытия DD-21 Последний из крейсеров Ещё грустнее оказалась судьба CG-21. До 2001 года его проектировать особо не спешили, а уделяли больше внимания DD-21. Но после старта программы DDG-1000 крейсеры вытащили из долгого ящика, немного причесали и переименовали в CG (X). Теперь это был не просто крейсер ПВО, а полноценный боевой ракетный корабль — развитие идей, заложенных в «Замволт». CG (X) должен был стать больше, иметь только ракетное вооружение (за исключением пары оборонительных турелек) и, возможно, ядерный реактор. Ракетных ячеек не просто стало бы больше — они сами были бы адаптированы под более крупные ракеты, главной из которых была «Кинетик Энерджи Интерцептор». В задачи этой противоракеты входит как обеспечение защиты авианосного соединения от баллистических угроз вроде китайских противокорабельных баллистических ракет, так и работа в ПРО американского континента. Развитие концепции ракетного крейсера XXI века. От оригинального корабля к модификации «Замволта» — и, наконец, финальный вариант с ядерной силовой установкой Планировалось построить 18 крейсеров. А то, что за основу был взят базовый «Замволт», упрощало работу по проектированию и постройке. По сути, DDG-1000 стал бы переходным кораблём для отработки идей, которые используют в массовом CG (X). Но, как обычно, красивые планы не сбылись. В 2007 году из программы выделили отдельный корабль ПРО, а сам CG (X) окончательно стал ядерным, получив дополнительную N в названии. Сразу же встрепенулись противники атомной энергетики, что вылилось в многочисленные дебаты в Конгрессе США между лоббистами со стороны ядерной энергетики и условными «зелёными». Всё это сильно затянуло проектирование. Специализированный корабль ПРО В 2010 году правительство Обамы под лозунгами демилитаризации экономики и с требованиями больше внимания уделять социальным вопросам закрыло финансирование огромного количества проектов. В их числе был и ракетный крейсер. С тех пор во флоте США постоянно возникают разговоры о необходимости всё же собрать волю в кулак и пробить финансирование чего-то подобного, но никаких успехов по сей день не достигнуто. Вот так, где из-за непонятных интриг, а где из-за излишней приверженности спорным концепциям, и получилась сегодняшняя ситуация. В которой не ясно, что делать с тремя «замволтами», у которых не работают орудия, и с целым зоопарком литоральных боевых кораблей. А ведь и из DD-21, и из CG (X) могли выйти неплохие боевые единицы. Но вышло что вышло. А что ждёт американский флот дальше, покажет лишь время. Юрий Кужелев
Комментарии (0)