Кем станет Зеленский сильным лидером или «куклой на чайнике» - «ДНР и ЛНР»
- 19:32, 26-апр-2019
- ДНР и ЛНР
- Marlow
- 0
Очень скоро шестой украинский президент станет перед судьбоносным выбором: пойти на компромисс со старой элитой или же снести ее. Стать сильным лидером или «куклой на чайнике». Победить или смириться.
Сначала немного предыстории.
Политические системы стран Запада уже давно трещат по швам. Много лет назад население самых стабильных и процветающих стран почуяло: с элитами творится что-то неладное. Они все больше и больше отрывались от народа, при этом политические отличия между традиционными правыми, левыми и центристами стали все менее различимыми.
За доминировавшей риторикой народ начал различать иные смыслы. Углубление евроинтеграции и расширение сферы применения европейских стандартов стало восприниматься как господство безликой евробюрократии и подрыв национального суверенитета стран-членов. За призывами затянуть пояса после кризиса 2008 года стали распознавать стремление политиков спасти безответственный банковский сектор и переложить бремя последствий кризиса на население.
В 2014 году бывший сотрудник Конгресса Майк Лофгрен написал ставшее уже классикой эссе «Анатомия глубинного государства», где описал, как избранные народом политики и никем не избранные чиновники и финансисты вступают в сговор с целью служения интересам не народа, а правящей элиты. Эта небольшая работа стала настольной книгой идеологов самого серьезного антисистемного лидера последних лет – Дональда Трампа.
Сам Трамп чутко уловил недовольство населения отчуждением правящего класса, и повел с этим «глубинным государством» серьезную борьбу. Исход борьбы еще не определен, но, по крайней мере, старой неоглобалистской элите США Трамп нанес серьезный удар, развернув на 180 градусов американскую политику во многих вопросах.
Поскольку Трамп нащупал главный нервный узел народного возмущения, он до сих пор, несмотря на бешеное сопротивление большинства элит, несмотря на скандалы и расследования, сохраняет поддержку своего электората и имеет все шансы остаться на посту главы государства два срока подряд.
Политики, оседлавшие волну недовольства народом старыми элитами, могут долго сохранять популярность, примеры – Виктор Орбан и Ярослав Качиньский. В Италии растет популярность антисистемного лидера «Лиги Севера» Маттео Сальвини, который решительно борется с миграцией и возвращает в страну традиционные ценности.
Но бывает и по-другому. Во Франции на волне недовольства старыми политиками во власть ворвался молодой Эмманюэль Макрон. Он предложил книгу-программу с громким названием «Революция», нетрадиционную политику, «не левую и не правую», а его созданная буквально «с колес» партия «Вперед, Республика!» одержала громкую победу на парламентских выборах.
А вот потом как будто что-то сломалось. Макрона все чаще стали обвинять в высокомерии и непонимании чаяний обычных французов. Апогеем недовольства правлением президента-«Юпитера» стали многомесячные акции протеста «желтых жилетов». Макрон пытается идти на уступки и компромиссы, но доверие к нему упало, упал до минимума и рейтинг.
Главная разница между Трампом и Макроном в том, что последний не сделал реальных попыток сломать или хотя бы потеснить «глубинное государство». Он просто сам его возглавил. В прошлом инвестиционный банкир в банке Ротшильда, а также министр экономики, Макрон сделал ставку – в противовес Трампу – на традиционные глобалистские элиты. Конечно, он получил мощную поддержку этих элит, однако растерял значительную часть поддержки со стороны рядовых французов.
Чем отличается Украина в этом плане от стран Запада? Единственно тем, что наше собственное, родное «глубинное государство» – преотвратительнейшего качества, смердит гнилью мародерства и коррупционным разложением. Наши «элиты», обслуживая олигархический класс, цинично кидают народу жалкую обглоданную кость в виде самых низких в Европе зарплат и пенсий, с трудом обеспечивающих физическое выживание людей.
В 2014 году Майк Лофгрен писал: «чего не хватает Америке, так это человека с безмятежной уверенностью в себе, который сказал бы нам, что двойные идолы национальной безопасности и корпоративной власти — это устаревшие догмы, которым больше нечего нам предложить». Такой человек пришел к власти в Америке в 2016 году. В Украине же такой человек появился лишь несколько месяцев назад.
Из многих эпизодов популярного сериала «Слуга народа» можно выделить три, оставившие самый глубокий след в сознании украинцев. В первом из них пока еще школьный учитель Голобородько, пересыпая матюками возмущенный спич, произносит фразу «чтобы простой учитель жил, как президент, а президент, как учитель». Во втором эпизоде главный герой гордо гордо и публично посылает в ж…пу представителя МВФ, в третьем – эффектно и красиво расстреливает парламент.
Приведенных примеров достаточно, чтобы понять: при всей «киношности» образа Голобородько, как его популярность, так и популярность самого Владимира Зеленского, базировалась на антиэлитной, «трампистской» повестке дня. Ликвидация безумной социальной пропасти между власть имущими и народом, вышвыривание на помойку истории обанкротившейся «элиты», решительный отказ от внешнего управления – вот три ключевые темы, затронувшие умы и сердца трех четвертей украинцев от Ужгорода до Станицы Луганской – включая и треть жителей Львовской области.
Но, хотя повестка дня Зеленского и была на сто процентов «трамповской», его главное отличие от лидера США – в абсолютном отсутствии собственной команды. У Трампа была и есть Республиканская партия, пусть и с видимой, отчаянной неохотой, но поддержавшая его на выборах 2016 года. А у Зеленского не было никого, кроме коллег по «95 кварталу».
И вот Зеленский вынужден на ходу сколачивать команду по воспетому известной звездой эстрады принципу «я его слепила из того, что было». А поскольку его противник оседлал ультраправую триаду «армия – язык – вера», то к Зеленскому потянулись обиженные и не очень представители отставленной от власти олигархии и либеральной тусовки.
Антикоррупционеры, люди из команды «самого честного» кандидата, грантоеды, пригретые и откормленные еще администрацией Обамы, «системные либералы» премьерской каденции Яценюка…
На наших глазах новоизбранный президент, не пробыв и секунды реальным Трампом, превращается в украинского Макрона: красиво говорящего, эффектного либерала-глобалиста.
Но его оглушительный успех на выборах внезапно породил неконтролируемый, животный страх насквозь коррумпированного «глубинного государства» украинского разлива. Зеленский еще пальцем о палец не ударил для демонтажа старой системы, а большинство старых политиков, многие из которых еще совсем недавно пламенно критиковали Порошенко, кинулись спасать собственные шкуры.
Бывшие соперники первого тура выборов впопыхах объединились в голосовании за драконовский закон о языке, под завязку набитый грубейшими нарушениями конституции и международных договоров Украины. Они вместе, забыв распри, протаскивают проект закона, превращающий Зеленского даже не в английскую королеву, а, как метко выразились в сети, в «куклу на чайнике».
Интересно и поразительно то, что украинских коррупционеров и мародеров, вырядившихся в вышиванки, активно поддерживают такие же оторвавшиеся от народа элиты, удерживающие власть на просторах бывшего СССР. Вот отдельные башни Кремля прицельно бьют по Зеленскому, инициируя раздачу российских паспортов в «ДНР» и «ЛНР». Не проходит после этого и суток, как их «вышиватные» собратья, как будто специально для того, чтобы поддержать Кремль, принимают дискриминационный закон о языке, который – не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы это понять – явно и однозначно увеличит очереди наших соотечественников на неподконтрольных территориях за российскими паспортами. Просто удивительная такая синхронность…
И вот теперь перед новоизбранным президентом – настоящий Рубикон. Он может пойти по пути Макрона, опереться на либералов, на желающих смены декораций олигархов, на экспертов и финансистов, тесно связанных с мировыми глобалистскими элитами. Может сменить сталинский ампир Банковой на ультрамодный оупенспейс, может даже стахановскими темпами диджитализировать постсовковый интерфейс общения власти с народом. Только вот косметическая побелка фасадов совсем не отвечает глубинным чаяниям народа. Тот самый народ, что дал Зеленскому на выборах 73 % поддержки, хочет радикальной чистки авгиевых конюшен украинской политики.
А для этого Зеленский должен-таки стать настоящим украинским Трампом. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потому что тогда против него объединятся журналисты и эксперты, блогеры и либеральные «активисты». Его будут пробовать лишить полномочий, будут искать компромат, будут лить тонны грязи, будут пытаться устроить импичмент. Его не поддержат элиты ни Востока, где современные цари и ханы могут десятилетиями сидеть на тронах, ни Запада, где мало кто будет приветствовать выход Украины из-под внешнего управления.
А кроме того, перед Зеленским стоят три серьезнейших вызова, которых не было ни у Трампа, ни у Сальвини, ни у кого из подобных лидеров.
Первый вызов: в стране продолжается война. Примирение возможно на основе включенного в первое Минское соглашение инклюзивного диалога. Но огромные массы одураченных людей, практически вся «элита» и ее обслуга – против такого диалога в принципе. Для них любой диалог с людьми на неподконтрольных территориях равен национальному предательству. Многие готовы вообще отказаться от Донбасса, как будто это не часть Украины, а некий зачумленный барак. Эти люди окажут сильнейшее сопротивление любым усилиям президента в этом вопросе.
Второй вызов состоит в наличии в стране огромного общественного запроса на возрождение Украины как социального государства, как это и записано в 1 статье Конституции. Электорат Трампа – правые индивидуалисты, не желающие содержать бедных и безработных. В нашей нищей стране – все наоборот: левые, социальные идеи набирают популярность, нисколько не противореча желанию снести опостылевшие «элиты». Зеленский, например, не сможет не реагировать на общенародное требование ликвидации антинародной медицинской «реформы» и возвращение к бесплатной и доступной медицине. Но его либеральное окружение будет решительно этому сопротивляться.
Третий вызов состоит в том, что Порошенко как наиболее сильному, изворотливому и готовому к мимикрии представителю «глубинного государства» удалось то, чего не удавалось никому до него: сколотить из ядра сторонников достаточно массовую тоталитарную секту «порохоботов» — людей с промытыми мозгами, чьи эмоции зашкаливают и затмевают разумный анализ.
Зеленский справедливо уклоняется от шагов, могущих усилить раскол в стране. Но он должен понимать, что с другой стороны готовы этот раскол углублять до предела, ибо безумная страсть «порохоботов» к своему вождю перешла все границы и приличия. В США демократы и республиканцы способны объединяться на благо страны. У нас же адепты секты «Дякую» и «25 %» готовы не оставить камня на камне от Украины, лишь бы только самим продолжать жить в иллюзиях про язык и вышиванки.
Ожесточенная публичная и подковерная борьба очень быстро поставит шестого украинского президента перед выбором. Или либералы и олигархи, или народ. Или компромисс с «элитой», или беспощадная война – с единственной опорой на широкие народные массы. Или быстрое сдувание рейтингов, или заслуженный в жестокой борьбе народный авторитет. Или Макрон, или Трамп.
Выбирать придется скоро.
Леонид Кожара, Корреспондент
Комментарии (0)