Как Китай экономически захватывает Европу. Экономически - «ДНР и ЛНР»
- 17:32, 27-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Nash
- 0
В Европе усиливаются разговоры о том, что с Китаем нужно если и дружить, то очень осторожно. Европейские чиновники шокированы визитом председателя КНР Си Цзиньпина в Италию, которая присоединилась к инициативе «Один пояс, один путь» и готова поправить дела в своей экономике, почти полностью открыв её Пекину. Насколько серьёзны эти опасения, и что с этого России?
Ещё полгода назад казалось, что столицы Старого Света с экономической точки зрения играют в одной команде с Пекином против Вашингтона. Они ведь точно так же попали под каток американских пошлин на сталь и алюминий, как и Китай. Тогда это протекционистское решение Дональда Трампа с одинаковой силой осудили как в Брюсселе, так и в Пекине. Европейцы даже (немыслимое ранее дело) ввели собственные торговые контрсанкции в отношении США.
Однако китайская история — совсем другая. Трамп сразу дал понять, что Европа не является его главной целью, и стал вводить массированные торговые пошлины на китайский импорт. Так началась торговая война, в которой Вашингтон и Пекин ещё не выпустили друг в друга по последнему, решающему экономическому снаряду.
На этом фоне с новыми намерениями о сотрудничестве в Европу пожаловал Китай, продолжая линию противодействия мерам США. Но европейцы быстро поняли, что поддержка токсичного Пекина пойдёт на пользу лишь ему самому. Так, позиция по Китаю в Европе удивительным образом начинает совпадать с позицией США. Более того, европейские функционеры уже не стесняются осуждать Китай за его политику экономического продвижения на запад. Кто прав в этой игре рыночных экономик, и так ли опасна Поднебесная?
Распростёртые объятия Италии
Наибольший шок у ряда обитателей уютных брюссельских кабинетов вызвал недавний визит в Италию главы Китая Си Цзиньпина. Сам по себе он должен был стать хорошей новостью для Европы, ведь товарищ Си привёз в Рим проекты выгодного сотрудничества, к которым могут присоединиться и другие европейские страны.
Главное достижение визита китайского лидера в Италию — подписание совместного меморандума о поддержке инициативы «Один пояс, один путь» или так называемого проекта нового Шёлкового пути. В его рамках Пекин создаёт инфраструктуру, которая должна связать Китай с торговыми партнёрами в Евразии. В проект планируется вложить астрономическую сумму в 1,2 трлн долларов.
Ещё Китай и Италия подписали 29 сделок на общую сумму в 2,8 млрд долларов по проектам в сельском хозяйстве, финансах и энергетике. Рим согласился ещё больше открыть доступ китайским компаниям к итальянскому рынку, а Пекин — к своему для итальянских.
Пришедшие к власти в Италии популисты во главе с Джузеппе Конте планируют извлечь из проектов огромные барыши, а заодно поправить дела национальной экономики. Именно поэтому на фоне опасений Евросоюза насчёт сближения с Китаем итальянцы, судя по всему, и глазом не моргнут в ситуации, когда будет необходимо ради этого поступиться европейской солидарностью.
Словно предваряя критику со стороны партнёров по ЕС, итальянский премьер Конте поспешил заверить, что Италия не превратится в «китайского вассала» и не станет послушным инструментом Пекина в Европе. И Си Цзиньпина встречали в Риме очень тепло, приветливо. Чего только стоит гигантский портрет китайского коммунистическо-капиталистического вождя, который выстриг с помощью трактора на пшеничном поле небезызвестный фермер из предместья Вероны! Кстати, ранее он уже выстригал портреты президента России Владимира Путина, Барака Обамы, Фиделя Кастро. А также Дональда Трампа — с припиской «ciao», то есть «до свидания».
Для Италии сейчас всё ещё очень остро стоит вопрос внешних инвестиций. И никто, кроме Китая, не способен обеспечить их в должной мере. Тем более когда в стране налицо инфраструктурный кризис. Вспомним хотя бы обвал моста в Генуе в августе прошлого года, когда всем стало очевидно, что очень много инженерных сооружений в Италии — мостов, дорог и так далее — нуждаются в срочном ремонте. Денег на восстановление инфраструктуры в бюджете страны нет.
Да и откуда было бы им взяться на фоне кризиса и крайне высокого госдолга страны? Если помните, то год назад после победы евроскептиков на выборах гособлигации Италии продемонстрировали рекордное обрушение в своей истории с ростом доходности свыше 100 б. п. за день. Эти значения тогда пробили максимумы 2012 года и спровоцировали удар по всему европейскому фондовому рынку.
Не вдаваясь в экономические детали, скажем, что это является признаком жестокого кризиса в условиях трудностей с привлечением внешних заимствований. ЕС тогда увидел выход в том, чтобы итальянцы потуже затянули пояса. Но ведь евроскептики не затем побеждали на выборах, чтобы потом предать свой электорат, рядовых итальянцев, приняв непопулярные меры. Так начался тлеющий до сих пор конфликт Брюсселя и Рима, не желающего сокращать бюджетные расходы.
Китай же пообещал миллиардные инвестиции в ремонт портов Италии. И в первую очередь будут обновлены порты Генуи, Палермо, Равенны и Триеста. Вот почему китайские инвестиции — это манна небесная для Италии. Вот почему Конте и не подумал о какой-то зависимости, ведь что для одного — попытка утопить конкурента, то для другого — спасательный круг. Ну и, конечно, в Европе китайско-итальянской истории не обрадовались.
Китайское завоевание Европы
Радикальной критике экспансию Китая в Европе подверг еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер. Он заявил, что ЕС должен получить право блокировать инфраструктурные проекты Пекина в Старом Свете, если они не отвечают интересам всех стран Евросоюза:
Лидеры ЕС должны рассмотреть вопрос о вето Евросоюза, чтобы блокировать будущие инфраструктурные проекты, финансируемые Китаем, или требование, чтобы проекты сначала получали согласие Европейской комиссии.
То есть тут разговор короткий: либо вы делаете хорошо всем, и мы это подтверждаем и утверждаем, либо накладываем вето, и никакой Китай никакой Италии помогать не будет. Пусть спасаются сами, а мы им ещё и бюджет подрежем. Во имя европейской солидарности.
Эттингера очень настораживает тот факт, что крупные объекты энергетической и транспортной инфраструктуры продаются не европейским компаниям, а китайским. Хотя как может быть иначе, когда у китайских инвесторов есть на это деньги — это раз, и эти объекты нужны для «Одного пояса, одного пути» — это два?
Как написала The New York Times, Европа начинает проигрывать Китаю свою экономику, влезая в серьёзные долги перед китайцами и теряя активы:
Под маской концепции нового Шёлкового пути с приведением в пример ещё Марко Поло президент Си хочет экономически соединить Европу с Китаем. Для этого китайцами был куплен порт Афин и некоторые другие важные ворота в южную Европу. Греция отчаянно нуждалась в деньгах, а Германия не увидела в этой истории ничего плохого.
К критике присоединился и министр иностранных дел Германии Хайко Маас. Он отметил, что если кто-то считает, что «можно вести бизнес с Китаем на равных», то он не заметит, как «однажды проснётся зависимым».
Новые узы Китая и Италии раскритиковал и бывший итальянский премьер Паоло Джентилони. По его словам, Европа демонстрирует удивительное отсутствие единства, а Пекин наступает на Европу своими технологиями.
«Стратегическая и телекоммуникационная инфраструктуры теперь прочно связаны с 5G. У нас очень современная инфраструктура для мобильных телефонов, нам не нужны иностранные инвестиции», — сказал он.
Шёлковый путь
Название проекту было дано в честь древнего Шёлкового пути — караванного маршрута, соединявшего Китай и Европу через Центральную Азию. Этот путь действовал со II века до н. э. по XV век. Как бы что ни говорил в Европе о китайском проекте, альтернативы ему не существует. И кто сказал, что это будет китайский проект? Маршрут нового Шёлкового пути идёт в разных направлениях, соединяя Азию и Европу, и проект этот поистине многополярный.
Предполагается построить три железнодорожных коридора: северный, центральный и южный. Северный коридор пойдёт через Казахстан и Россию в страны Балтии, его западная ветка — через Белоруссию и Польшу в Германию и Нидерланды. Центральный коридор соединит Восточный Китай, его порты Шанхай и Ляньюньган с Центральной Азией: Киргизией, Узбекистаном, Туркменистаном. Далее — с Ираном, Турцией, а затем пройдёт через Балканы к портам Франции. Для реализации этого маршрута даже может быть построен тоннель под проливом Босфор.
Южная ветка Шёлкового пути пойдёт из Китая в Бангладеш, Индию, Пакистан, а далее — в другие страны Азии, Ближнего Востока и Африки.
Таким образом, на определённом этапе проект «Один пояс, один путь» станет большой частью инфраструктуры стран-участников и интересантов его развития, то есть будет и казахстанским, и турецким, и российским, и среднеазиатским, и балканским. И, в конце концов, европейским.
Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский рассказал, что Китай вообще не откладывает дела в долгий ящик и быстро реализует инфраструктурные проекты. И это правда, потому что чаще всего проблема в финансировании, а деньги у Пекина есть. Казахстан, например, улучшил свою инфраструктуру в результате участия в Шёлковом пути.
«Казахстану Китай выделил порядка 25 млрд долларов на развитие инфраструктуры. В результате что сделал Казахстан? Он значительно улучшил свои железные и автомобильные дороги. И построил железную дорогу вплоть до порта Актау. Дальше переправа через Каспийское море из порта Актау в порт Баку, далее — через Тбилиси в Карс, в Турцию, а оттуда — куда угодно», — сказал эксперт.
Си Цзиньпин уже пригласил Владимира Путина обсудить российское участие в проекте. Россия — торговый центр на пространстве СНГ, Казахстан является участником Таможенного союза с Россией, то есть между нашей страной и этой бывшей союзной республикой действует упрощённый таможенный режим. Кроме прочего, Россия строит газопровод «Турецкий поток», а это уже экономически связывает Россию с Турцией, которая также участвует в новом Шёлковом пути.
Перед нами, таким образом, проект логичного экономического и инфраструктурного переустройства Евразии. Безусловно, он выгоден Китаю. Безусловно, Европе есть чего бояться, однако вместо каких-то европейских вето, разъединяющих Евразию в экономическом плане, можно и нужно говорить об условиях участия разных стран, стыковке хабов с маршрутом и организациями вроде ЕАЭС, а затем и ЕС. Чтобы сотрудничество было равноправным и выгодным для всех.
Егор Кучер, Царьград
Комментарии (0)