5 ступеней для будущего президента Украины - «ДНР и ЛНР»

  • 08:28, 21-мар-2019
  • ДНР и ЛНР
  • Игнатий
  • 0

Всего через месяц с небольшим Украина должна узнать имя нового президента. Будущий глава государства, даже если это будет Петр Порошенко, неизбежно столкнется с целым рядом вызовов, без преодоления которых сохранить свою должность до конца каденции будет проблематично




1.Сформировать лояльный парламент


Парламентские выборы состоятся в конце октября 2019 года, и любому следующему президенту будет необходим не оппозиционно настроенный парламент — как для реализации собственной программы, так и для минимизации рисков сохранения должности главы государства.


При этом существует вероятность того, что после президентских выборов будет запущена конституционная реформа, предполагающая усиление роли парламента. Законодательная инициатива находится в интересах олигархических групп, которым опыт «работы» с Виктором Януковичем и Петром Порошенко подсказывает, что не стоит отдавать одному человеку слишком много власти. Также реформа отчасти нужна внешним центрам силы, имеющим схожие мотивы с олигархами.


Осуществить конституционную реформу будет легче в случае победы не имеющего опыта госуправления Владимира Зеленского, который вряд ли будет возражать против освобождения себя от «лишних» полномочий и ответственности.


В случае победы Петра Порошенко, невозможной без фальсификаций, возникнет кризис легитимности, разрешить который можно путем урезания полномочий президента в пользу парламента. Подобный опыт имелся в 2004 году, когда на волне «оранжевой революции» была проведена конституционная реформа в части перехода к парламентско-президентской республике.


Переход к парламентской республике канцлерского типа является одним из пунктов предвыборной программы Юлии Тимошенко. Вопрос лишь в том, найдется ли у внутриполитических игроков воля к тому, чтобы подтолкнуть Тимошенко к выполнению обещания.


2.Вернуть монополию государства на применение силы


Одним из главных итогов событий зимы 2013/2014 годов стала утрата монополии государства на применение силы. В силу целого ряда субъективных внутриполитических факторов в 2014 году оно было сознательно делегировано парамилитарным группам и различного рода «активистам». С течением времени это начало осложнять жизнь послемайданной власти. Так, блокаду Донбасса, которую «активисты» начали в конце 2016 года, власти на уровне закона продолжают до сих пор. Еще один пример — националисты, срывающие предвыборные митинги Петра Порошенко.


Кроме того, отсутствие у государства монополии на применение силы является одной из важнейших причин, почему зарубежные инвесторы предпочитают обходить Украину стороной.


Решение этого вопроса зависит в первую очередь от политической воли первых лиц государства и дееспособности официальных силовых структур. Но за несколько месяцев эта проблема не решается; это задача на весь ближайший политический цикл.


3.Создать предпосылки для завершения конфликта в Донбассе


Едва ли окончательная точка в конфликте в Донбассе будет поставлена в ходе ближайшего пятилетнего политического цикла. Однако у нового главы государства будет окно возможностей для того, чтобы создать максимум предпосылок для полного прекращения фазы боевых действий и восстановления связи с регионом.


Для этого должен быть реализован комплекс мер, который включал бы разведение войск, разминирование линии соприкосновения, отмену ограничений на осуществление торговых операций с Донбассом, восстановление всех социальных обязательств и выплат, упрощение пересечения КПП для физлиц и товаров, восстановление пассажирского железнодорожного и автобусного сообщения — в принципе, все это прописано в тексте Минских соглашений.


С чистого листа может начаться на международном уровне переговорный процесс относительно размещения в регионе миротворцев.


4.Сохранить газовый транзит


В конце года заканчивается договор на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Сохранить украинский маршрут транспортировки газа желают обе стороны, но каждая на своих условиях.


«Физически» газ будет продолжать идти через территорию Украины и после 31 декабря 2019 года, однако Киев заинтересован в долгосрочном соглашении c гарантированным объемом прокачки не менее 40 млрд кубометров в год.


Утрата транзитного потенциала будет означать не только лишение поступлений в госбюджет и десятков тысяч рабочих мест, но и снижение геополитического веса Украины.


При этом пространство для маневра в силу временного фактора сужается, и любому следующему президенту придется решать транзитный вопрос, включаясь в переговорный процесс, буквально с первых месяцев своего правления.


5.Снизить долговую нагрузку на госфинансы


Обслуживание и выплата государственного долга на сегодняшний день — одна из наибольших расходных статей госбюджета Украины. При этом новые долги украинское правительство берет под все большие проценты, увеличивая долговую нагрузку на госфинансы.


При сохранении этой тенденции нагрузка станет непосильной для украинской экономики. А по нормам, которые вступят с 2021 года, в случае ежегодного роста ВВП свыше 3% Украина будет обязана выплачивать частным кредиторам дополнительные премии.


Большинство политических акторов в своих программах заявляют о необходимости проведения переговоров с кредиторами с целью добиться куда более выгодных для Украины условий погашения задолженностей. Выстраивать подобный диалог крайне непросто, но история знает и успешные примеры, когда переговорный процесс завершался с выгодой для национальных государств. И даже объявление дефолта не приводило к тяжелым последствиям, а, наоборот, способствовало оздоровлению государственных финансов.


Денис Гаевский, Rubaltic


Всего через месяц с небольшим Украина должна узнать имя нового президента. Будущий глава государства, даже если это будет Петр Порошенко, неизбежно столкнется с целым рядом вызовов, без преодоления которых сохранить свою должность до конца каденции будет проблематично 1.Сформировать лояльный парламент Парламентские выборы состоятся в конце октября 2019 года, и любому следующему президенту будет необходим не оппозиционно настроенный парламент — как для реализации собственной программы, так и для минимизации рисков сохранения должности главы государства. При этом существует вероятность того, что после президентских выборов будет запущена конституционная реформа, предполагающая усиление роли парламента. Законодательная инициатива находится в интересах олигархических групп, которым опыт «работы» с Виктором Януковичем и Петром Порошенко подсказывает, что не стоит отдавать одному человеку слишком много власти. Также реформа отчасти нужна внешним центрам силы, имеющим схожие мотивы с олигархами. Осуществить конституционную реформу будет легче в случае победы не имеющего опыта госуправления Владимира Зеленского, который вряд ли будет возражать против освобождения себя от «лишних» полномочий и ответственности. В случае победы Петра Порошенко, невозможной без фальсификаций, возникнет кризис легитимности, разрешить который можно путем урезания полномочий президента в пользу парламента. Подобный опыт имелся в 2004 году, когда на волне «оранжевой революции» была проведена конституционная реформа в части перехода к парламентско-президентской республике. Переход к парламентской республике канцлерского типа является одним из пунктов предвыборной программы Юлии Тимошенко. Вопрос лишь в том, найдется ли у внутриполитических игроков воля к тому, чтобы подтолкнуть Тимошенко к выполнению обещания. 2.Вернуть монополию государства на применение силы Одним из главных итогов событий зимы 2013/2014 годов стала утрата монополии государства на применение силы. В силу целого ряда субъективных внутриполитических факторов в 2014 году оно было сознательно делегировано парамилитарным группам и различного рода «активистам». С течением времени это начало осложнять жизнь послемайданной власти. Так, блокаду Донбасса, которую «активисты» начали в конце 2016 года, власти на уровне закона продолжают до сих пор. Еще один пример — националисты, срывающие предвыборные митинги Петра Порошенко. Кроме того, отсутствие у государства монополии на применение силы является одной из важнейших причин, почему зарубежные инвесторы предпочитают обходить Украину стороной. Решение этого вопроса зависит в первую очередь от политической воли первых лиц государства и дееспособности официальных силовых структур. Но за несколько месяцев эта проблема не решается; это задача на весь ближайший политический цикл. 3.Создать предпосылки для завершения конфликта в Донбассе Едва ли окончательная точка в конфликте в Донбассе будет поставлена в ходе ближайшего пятилетнего политического цикла. Однако у нового главы государства будет окно возможностей для того, чтобы создать максимум предпосылок для полного прекращения фазы боевых действий и восстановления связи с регионом. Для этого должен быть реализован комплекс мер, который включал бы разведение войск, разминирование линии соприкосновения, отмену ограничений на осуществление торговых операций с Донбассом, восстановление всех социальных обязательств и выплат, упрощение пересечения КПП для физлиц и товаров, восстановление пассажирского железнодорожного и автобусного сообщения — в принципе, все это прописано в тексте Минских соглашений. С чистого листа может начаться на международном уровне переговорный процесс относительно размещения в регионе миротворцев. 4.Сохранить газовый транзит В конце года заканчивается договор на транзит газа между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Сохранить украинский маршрут транспортировки газа желают обе стороны, но каждая на своих условиях. «Физически» газ будет продолжать идти через территорию Украины и после 31 декабря 2019 года, однако Киев заинтересован в долгосрочном соглашении c гарантированным объемом прокачки не менее 40 млрд кубометров в год. Утрата транзитного потенциала будет означать не только лишение поступлений в госбюджет и десятков тысяч рабочих мест, но и снижение геополитического веса Украины. При этом пространство для маневра в силу временного фактора сужается, и любому следующему президенту придется решать транзитный вопрос, включаясь в переговорный процесс, буквально с первых месяцев своего правления. 5.Снизить долговую нагрузку на госфинансы Обслуживание и выплата государственного долга на сегодняшний день — одна из наибольших расходных статей госбюджета Украины. При этом новые долги украинское правительство берет под все большие проценты, увеличивая долговую нагрузку на госфинансы. При сохранении этой тенденции нагрузка станет непосильной для украинской экономики. А по нормам, которые вступят с 2021 года, в случае ежегодного роста ВВП свыше 3% Украина будет обязана выплачивать частным кредиторам дополнительные премии. Большинство политических акторов в своих программах заявляют о необходимости проведения переговоров с кредиторами с целью добиться куда более выгодных для Украины условий погашения задолженностей. Выстраивать подобный диалог крайне непросто, но история знает и успешные примеры, когда переговорный процесс завершался с выгодой для национальных государств. И даже объявление дефолта не приводило к тяжелым последствиям, а, наоборот, способствовало оздоровлению государственных финансов. Денис Гаевский, Rubaltic


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!