Boeing с тенью: вторая катастрофа ставит будущее лайнера MAХ под угрозу - «ДНР и ЛНР»
- 16:08, 12-мар-2019
- ДНР и ЛНР
- Lee
- 0
Вторая за полгода катастрофа с новым Boeing 737 MAX может привести к приостановке поставок этой модели. Три страны — Китай, Эфиопия и Индонезия — временно отказались от эксплуатации самолета. Акции авиапроизводителя уже начали терять в цене. Помимо репутационных рисков в перспективе компании грозит потеря доли рынка, на которую претендуют китайские производители.
В России пока эксплуатируется два Boeing 737 MAX — в компании S7 заявили, что не планируют отказываться от их использования. Еще несколько десятков таких самолетов в разное время должны получить «Уральские авиалинии», «Победа» и Utair. Поставки для Utair предположительно начнутся уже в апреле этого года, но, как пояснили в авиакомпании, их будут эксплуатировать только в случае 100-процентной гарантии безопасности от производителя.
Угроза контрактам
Крушение самолета Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines 10 марта в Эфиопии, скорее всего, не приведет к отмене уже заключенных контрактов на закупку этих самолетов, но ставит под угрозу новые, сказал «Известиям» авиаэксперт, партнер российского офиса консалтинговой компании Arthur D. Little Артем Малков.
Самолет совершал рейс из Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби. Катастрофа унесла жизни 157 человек из 35 стран, в том числе троих россиян. Официальные причины крушения самолета неизвестны. Лайнер упал через несколько минут после взлета, уйдя в пике. Это уже вторая авиакатастрофа Boeing 737 MAX за последние полгода.
— Две катастрофы ставят под угрозу новые контракты. Массовой отмены старых контрактов не ожидаю. Хотя для тех авиакомпаний, которые хотели отказаться от этого самолета, это будет веским поводом для такого решения, — сказал Артем Малков.
Фрагменты двигателя Boeing 737 авиакомпании Ethiopian Airlines
По его мнению, риски заключаются в том, что у нового самолета велика доля узлов и агрегатов, которые производитель вывел на аутсорсинг.
— Задача состояла в том, чтобы сфокусироваться на основных компетенциях, а неключевые отдать другим подрядчикам, тем самым снизив инвестиционную нагрузку на холдинг. Конечно, всё производить самостоятельно концерн не сможет. Однако усилить контроль за качеством поставляемых комплектующих, больше вовлекаться в процесс их разработки возможно, — добавил эксперт.
Китайские авиапроизводители могут воспользоваться этой ситуацией для продвижения своей продукции в США и Европу. В перспективе ближайших 5–10 лет китайцы станут третьим крупным игроком на рынке гражданской авиации наравне с Boeing и Airbus.
— Проблемы Boeing в долгосрочной перспективе дадут преимущество китайскому Comac C919, который начнет вытеснять американские и европейские лайнеры, — уверен Артем Малков.
Помимо очевидных репутационных рисков Boeing уже несет потери из-за снижения стоимости акций, отметил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Максимальное падение стоимости акций Boeing в ходе торгов на Нью-Йоркской бирже (NYSE) составляло 12,9%. По состоянию на 18:20 мск акции Boeing подешевели на 6,75%, до $394 за бумагу.
— Окончательно потери авиапроизводителя можно будет оценить только по завершении расследований инцидентов. Кроме того, всё будет зависеть от официальной позиции третьих стран, где уже эксплуатируются эти самолеты, — отметил эксперт.
Он подчеркнул, что реакция китайских властей наносит серьезный удар по программе Boeing 737 MAX, но она носит превентивный характер.
Ушли в отказ
Китай, Индонезия, Эфиопия и британская авиакомпания Cayman Airlines уже приостановили эксплуатацию Boeing 737 MAX 8.
«Учитывая то, что в обоих случаях речь шла о новых Boeing 737 MAX 8, а также то, что катастрофы случились на стадии взлета, прослеживается определенная схожесть», — говорится в заявлении управления гражданской авиации Китая.
В Ethiopian Airlines заявили, что «после трагического происшествия
Комментарии (0)