© AP Photo, Chamila KarunarathneМного лет на Шри-Ланке тлеют религиозные конфликты — но теракты в пасхальное воскресенье открыли новую главу в истории насилия на острове. Буддизм принято считать мирной религией, однако на Шри-Ланке процветают радикальные группировки, которые объявили страну чисто буддистской и хотят «защитить» ее от чужаков. «Штандард» пытается разобраться, кто стоит за терактами.
Прошло десять лет с окончания гражданской войны на Шри-Ланке. Тамилы боролись против правительственных войск за создание собственного государства на острове, на котором доминируют буддисты. Повстанческое движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» с 1983 года всеми средствами сражалось за свою цель. ЕС, как и прочие, считают его террористической организацией. В 2009 году тогдашний президент Махинда Раджапакса принял жесткие меры. Сотни тамильских активистов пропали в лагерях для интернированных, другие были убиты во время расправ. Обе стороны обвиняются в военных преступлениях, и дела до сих пор не закрыты.
Надежда, что Шри-Ланка мало-помалу придет в себя, и глубокие трещины будут засыпаны, рухнули в это пасхальное воскресенье. То, что произошло в туристической стране, стало самым кровавым терактом на острове после войны. Свыше 290 человек были убиты в результате нападений террористов на церкви и роскошные отели. Более 500 пострадавших находятся в больницах.
Виновники устанавливаются, отметил заместитель министра обороны Руван Вийеварден в воскресенье. Он говорил о «теракте» и об «экстремистских группах». По меньшей мере две атаки, по данным полиции, совершили смертники. 13 человек арестованы, все они шри-ланкийцы, заявил в телевизионном обращении премьер-министр страны Ранил Викрамасингхе. Были ли террористы связаны с какой-нибудь международной сетью, пока не установлено.
Спецслужбы Шри-Ланки за несколько дней до трагедии получили информацию о возможном нападении. Агентство «Франс-Пресс» еще ранее сообщало, что местная исламистская террористическая организация планирует теракты.
Радикальные тенденции
Религиозно-политический климат на Шри-Ланке в последние месяцы снова обострился. Из 22 миллионов жителей страны 70% — буддисты, порядка 12% — индуисты (к которым относятся тамилы), 10% — мусульмане и 7% — христиане.
На острове процветают буддистские радикальные группировки, которые считают Шри-Ланку чисто буддистской нацией и хотят «защитить» ее от других. «В Юго-Восточной Азии многие процессы расшатываются», — считает историк и эксперт по Азии Дагмар Хельманн-Раджанайагам. До 2009 года на Шри-Ланке объектом атак и притеснений со стороны буддистов были тамилы, затем — мусульмане. Преобладает страх, что большинство подвергнется угрозе со стороны меньшинства и будет разгромлено.
Буддистские «проповедники ненависти» распространяют свои агрессивные послания в социальных сетях и на «Ютубе»: «Да, мы — экстремисты и расисты», — скандировал сингальский монах Галагода Гнанасара в 2014 году, обращаясь к бушевавшей толпе. Буддистские министры слишком слабо защищают буддистов в стране. Гнанасара был тогда генеральным секретарем снискавшей дурную славу организации «Армия буддистской силы» (Bodu Bala Sena), которая с 2012 года выступает против небуддистов. В августе он был осужден за запугивание и приговорен и тюремному сроку.
Атаки на мусульман и христиан
Но у него есть и многочисленные сторонники. Снова и снова происходят насильственные акции против мусульман, в том числе с жертвами. «Армия буддистской силы» сотрудничает и с буддистскими радикальными организациями в Мьянме, например, с движением «969». Его лидер монах Ашин Вирату называет себя «бирманским Бен Ладеном». Его обвиняли в разжигании насилия против рохинья. Еще несколько лет назад индийский журналист Вишаль Арора предупреждал, что преследования мусульман буддистами могут подтолкнуть исламистские организации к расширению списка целей атак.
Но и христиане на Шри-Ланке снова и снова становятся жертвами травли и дискриминации со стороны буддистов. Местное церковное управление NCEAL сообщило, что буддистские монахи регулярно пытаются помешать проведению христианских церковных богослужений. В 2018 году было 86 случаев угроз и насилия против христиан и их организаций, в 2019 — до этого воскресенья — 26.
«Сознательно направлены против христиан и иностранцев»
Нынешние разрушительные атаки открыли новую главу в истории насилия на острове. «Атаки были сознательно направлены против христиан и иностранцев, а не против буддистов, — полагает Хельманн. — «Тамильские тигры» никогда не нападали на христиан, а христиане различных направлений, несмотря на атаки в последние годы, никогда не прибегали к террористическим актам».
Прежде всего речь шла о насилии между буддистами и мусульманами, иногда случались нападения буддистов на христиан, но не в таком масштабе, как в воскресенье.
Премьер-министр Викрамасингхе подчеркнул в своем телеобращении: «Мы не допустим, чтобы терроризм поднял голову в Шри-Ланке. Предпринимаются все меры, чтобы истребить терроризм».
© AP Photo, Chamila KarunarathneМного лет на Шри-Ланке тлеют религиозные конфликты — но теракты в пасхальное воскресенье открыли новую главу в истории насилия на острове. Буддизм принято считать мирной религией, однако на Шри-Ланке процветают радикальные группировки, которые объявили страну чисто буддистской и хотят «защитить» ее от чужаков. «Штандард» пытается разобраться, кто стоит за терактами.Прошло десять лет с окончания гражданской войны на Шри-Ланке. Тамилы боролись против правительственных войск за создание собственного государства на острове, на котором доминируют буддисты. Повстанческое движение «Тигры освобождения Тамил-Илама» с 1983 года всеми средствами сражалось за свою цель. ЕС, как и прочие, считают его террористической организацией. В 2009 году тогдашний президент Махинда Раджапакса принял жесткие меры. Сотни тамильских активистов пропали в лагерях для интернированных, другие были убиты во время расправ. Обе стороны обвиняются в военных преступлениях, и дела до сих пор не закрыты. Надежда, что Шри-Ланка мало-помалу придет в себя, и глубокие трещины будут засыпаны, рухнули в это пасхальное воскресенье. То, что произошло в туристической стране, стало самым кровавым терактом на острове после войны. Свыше 290 человек были убиты в результате нападений террористов на церкви и роскошные отели. Более 500 пострадавших находятся в больницах. Виновники устанавливаются, отметил заместитель министра обороны Руван Вийеварден в воскресенье. Он говорил о «теракте» и об «экстремистских группах». По меньшей мере две атаки, по данным полиции, совершили смертники. 13 человек арестованы, все они шри-ланкийцы, заявил в телевизионном обращении премьер-министр страны Ранил Викрамасингхе. Были ли террористы связаны с какой-нибудь международной сетью, пока не установлено. Спецслужбы Шри-Ланки за несколько дней до трагедии получили информацию о возможном нападении. Агентство «Франс-Пресс» еще ранее сообщало, что местная исламистская террористическая организация планирует теракты. Радикальные тенденции Религиозно-политический климат на Шри-Ланке в последние месяцы снова обострился. Из 22 миллионов жителей страны 70% — буддисты, порядка 12% — индуисты (к которым относятся тамилы), 10% — мусульмане и 7% — христиане. На острове процветают буддистские радикальные группировки, которые считают Шри-Ланку чисто буддистской нацией и хотят «защитить» ее от других. «В Юго-Восточной Азии многие процессы расшатываются», — считает историк и эксперт по Азии Дагмар Хельманн-Раджанайагам. До 2009 года на Шри-Ланке объектом атак и притеснений со стороны буддистов были тамилы, затем — мусульмане. Преобладает страх, что большинство подвергнется угрозе со стороны меньшинства и будет разгромлено. Буддистские «проповедники ненависти» распространяют свои агрессивные послания в социальных сетях и на «Ютубе»: «Да, мы — экстремисты и расисты», — скандировал сингальский монах Галагода Гнанасара в 2014 году, обращаясь к бушевавшей толпе. Буддистские министры слишком слабо защищают буддистов в стране. Гнанасара был тогда генеральным секретарем снискавшей дурную славу организации «Армия буддистской силы» (Bodu Bala Sena), которая с 2012 года выступает против небуддистов. В августе он был осужден за запугивание и приговорен и тюремному сроку. Атаки на мусульман и христиан Но у него есть и многочисленные сторонники. Снова и снова происходят насильственные акции против мусульман, в том числе с жертвами. «Армия буддистской силы» сотрудничает и с буддистскими радикальными организациями в Мьянме, например, с движением «969». Его лидер монах Ашин Вирату называет себя «бирманским Бен Ладеном». Его обвиняли в разжигании насилия против рохинья. Еще несколько лет назад индийский журналист Вишаль Арора предупреждал, что преследования мусульман буддистами могут подтолкнуть исламистские организации к расширению списка целей атак. Но и христиане на Шри-Ланке снова и снова становятся жертвами травли и дискриминации со стороны буддистов. Местное церковное управление NCEAL сообщило, что буддистские монахи регулярно пытаются помешать проведению христианских церковных богослужений. В 2018 году было 86 случаев угроз и насилия против христиан и их организаций, в 2019 — до этого воскресенья — 26. «Сознательно направлены против христиан и иностранцев» Нынешние разрушительные атаки открыли новую главу в истории насилия на острове. «Атаки были сознательно направлены против христиан и иностранцев, а не против буддистов, — полагает Хельманн. — «Тамильские тигры» никогда не нападали на христиан, а христиане различных направлений, несмотря на атаки в последние годы, никогда не прибегали к террористическим актам». Прежде всего речь шла о насилии между буддистами и мусульманами, иногда случались нападения буддистов на христиан, но не в таком масштабе, как в воскресенье. Премьер-министр Викрамасингхе подчеркнул в своем телеобращении: «Мы не допустим, чтобы терроризм поднял голову в Шри-Ланке. Предпринимаются все меры, чтобы истребить терроризм».
Комментарии (0)