The Guardian (Великобритания): как турецкое телевидение завоевывает мир - «Общество»

  • 20:27, 13-окт-2019
  • Мир / Азия / Европа / Мнения / Общество
  • Novosti-Dny
  • 0

© Maya Productions, 2018Такие сериалы, как «Великолепный век», конкурируют с американской телепродукцией за международную популярность, охватывая Ближний Восток, Азию и Латинскую Америку. Чем объясняется их глобальный успех? То, что Турция производит для телевидения, — это не мыльные оперы, не теленовеллы или исторические драмы: это «дизи».

Читайте часть первую здесь


***


Савчи сидит за своим рабочим столом в стамбульском районе, и его просторный офис освещают пять телевизоров, настроенных на разные каналы. Он задает тон индустрии «дизи» в целом, и сегодня готовит английскую адаптацию «Великолепного века». Ему совсем неинтересно брать американские сериалы и переснимать их по-турецки. «Мы просто создаем оригиналы. Это куда лучше!» — от души смеется он.

снял все «дизи» с эфира «Эм-би-си».

Невозможно отделить политику, как внутреннюю, так и международную, от восхождения «дизи». Сам Эрдоган, как известно, выступал против «Великолепного века», считая сериал слишком рискованным и недостаточно отражающим реальную историю Османской империи. Его правительство отозвало разрешение для продюсеров сериала снимать в исторических местах, таких как Дворец Топкапы, а компания «Турецкие авиалинии» (Turkish Airlines) убрала его из своих систем для развлечения в полете, чтобы не попасть под горячую руку правительства. Депутат от партии Эрдогана ПСР (AKP) зашел так далеко, что подал парламентскую петицию, чтобы законодательно запретить показ сериала.


Хотя «Великолепный век» никогда не был инструментом демонстрации миру мягкой силы со стороны государства, в этих целях использовались другие «дизи». Два последних проекта «Ти-ар-ти» (TRT), Турецкого государственного телевидения, правительство искренне одобрило, а то и направило в нужное русло. Первый из них, «Воскресший Эртугрул» (Dirilis: Ertugrul), начинается на заре османской славы, с Эртугрула Гази, отца султана Османа, основателя империи. Рекламный слоган этого «дизи» звучит так: «Нация пробуждается», и целых пять сезонов зрители наблюдают за тем, как Эртугрул бьется с крестоносцами, монголами, христианами-византийцами и многими другими. Он завоевал славу самого популярного сериала, транслируемого по государственному телевидению. «Пока львы не начнут писать свои собственные истории, — сказал Эрдоган об "Эртугруле", — героями всегда будут казаться охотники».


В центре другого сериала, «Права на престол Абдулхамид», или «Последний император» (Payitaht Abd?lhamid), стоит навязчивая идея османов: он основан на правлении последнего могущественного османского султана, Абдула Хамида II. Впервые он вышел в эфир в 2017 году, показывая очень высокие цифры — каждую пятницу один из 10 зрителей включал свой телевизор, чтобы посмотреть, как султан предотвращает восстание младотурок (которые в конечном итоге его свергнут) и распутывает интриги европейских держав. Как сторонники, так и недоброжелатели «дизи» заметили, что образ султана был как будто списан с Эрдогана. Последователи турецкого президента увидели родство между двумя гордыми лидерами, которые не боялись противостоять Западу и мечтали сделать Турцию центром общеисламского объединения. Критики отметили параноидальную зависимость обоих мужчин от разведывательных служб и жесткий контроль над властью.


Правительство Турции надеется, что к 2023 году экспорт «дизи» принесет 1 миллиард долларов. В своем стеклянном офисе в Стамбуле Иззет Пинто, основатель дистрибьютора «дизи» «Глобальное агентство», сказал мне, что 500 миллионов долларов — более реалистичная цель, учитывая потерю рынка на Ближнем Востоке. Впрочем, он предвидит, что продажа прав на римейки, экспансия в Латинскую Америку и открытие Западной Европы — особенно Италии и Испании — помогут компенсировать эти потери.


Селин Арат из «Тимс» предполагает, что турецкие сериалы вышли на стабильный уровень популярности. Спрос на то, что может предложить турецкое телевидение, может и не вырасти намного больше, но он существует по всему миру. Арат признает, что позиция Саудовской Аравии в отношении «дизи» — это шаг назад, но, по ее словам, «на этом наступление турецкого "дизи" не закончится».


Материал адаптирован на основе книги Фатимы Бхутто (Fatima Bhutto) «Новые короли мира: рассылка из Болливуда, дизи и кей-попа» (New Kings of the World: Dispatches from Bollywood, Dizi and K-Pop), которая выходит 10 октября в издательстве «Коламбия Глобал Репортс» (Columbia Global Reports), и появится в продаже на guardianbookshop.co.uk


© Maya Productions, 2018Такие сериалы, как «Великолепный век», конкурируют с американской телепродукцией за международную популярность, охватывая Ближний Восток, Азию и Латинскую Америку. Чем объясняется их глобальный успех? То, что Турция производит для телевидения, — это не мыльные оперы, не теленовеллы или исторические драмы: это «дизи». Читайте часть первую здесь *** Савчи сидит за своим рабочим столом в стамбульском районе, и его просторный офис освещают пять телевизоров, настроенных на разные каналы. Он задает тон индустрии «дизи» в целом, и сегодня готовит английскую адаптацию «Великолепного века». Ему совсем неинтересно брать американские сериалы и переснимать их по-турецки. «Мы просто создаем оригиналы. Это куда лучше!» — от души смеется он.снял все «дизи» с эфира «Эм-би-си». Невозможно отделить политику, как внутреннюю, так и международную, от восхождения «дизи». Сам Эрдоган, как известно, выступал против «Великолепного века», считая сериал слишком рискованным и недостаточно отражающим реальную историю Османской империи. Его правительство отозвало разрешение для продюсеров сериала снимать в исторических местах, таких как Дворец Топкапы, а компания «Турецкие авиалинии» (Turkish Airlines) убрала его из своих систем для развлечения в полете, чтобы не попасть под горячую руку правительства. Депутат от партии Эрдогана ПСР (AKP) зашел так далеко, что подал парламентскую петицию, чтобы законодательно запретить показ сериала. Хотя «Великолепный век» никогда не был инструментом демонстрации миру мягкой силы со стороны государства, в этих целях использовались другие «дизи». Два последних проекта «Ти-ар-ти» (TRT), Турецкого государственного телевидения, правительство искренне одобрило, а то и направило в нужное русло. Первый из них, «Воскресший Эртугрул» (Dirilis: Ertugrul), начинается на заре османской славы, с Эртугрула Гази, отца султана Османа, основателя империи. Рекламный слоган этого «дизи» звучит так: «Нация пробуждается», и целых пять сезонов зрители наблюдают за тем, как Эртугрул бьется с крестоносцами, монголами, христианами-византийцами и многими другими. Он завоевал славу самого популярного сериала, транслируемого по государственному телевидению. «Пока львы не начнут писать свои собственные истории, — сказал Эрдоган об "Эртугруле", — героями всегда будут казаться охотники». В центре другого сериала, «Права на престол Абдулхамид», или «Последний император» (Payitaht Abd?lhamid), стоит навязчивая идея османов: он основан на правлении последнего могущественного османского султана, Абдула Хамида II. Впервые он вышел в эфир в 2017 году, показывая очень высокие цифры — каждую пятницу один из 10 зрителей включал свой телевизор, чтобы посмотреть, как султан предотвращает восстание младотурок (которые в конечном итоге его свергнут) и распутывает интриги европейских держав. Как сторонники, так и недоброжелатели «дизи» заметили, что образ султана был как будто списан с Эрдогана. Последователи турецкого президента увидели родство между двумя гордыми лидерами, которые не боялись противостоять Западу и мечтали сделать Турцию центром общеисламского объединения. Критики отметили параноидальную зависимость обоих мужчин от разведывательных служб и жесткий контроль над властью. Правительство Турции надеется, что к 2023 году экспорт «дизи» принесет 1 миллиард долларов. В своем стеклянном офисе в Стамбуле Иззет Пинто, основатель дистрибьютора «дизи» «Глобальное агентство», сказал мне, что 500 миллионов долларов — более реалистичная цель, учитывая потерю рынка на Ближнем Востоке. Впрочем, он предвидит, что продажа прав на римейки, экспансия в Латинскую Америку и открытие Западной Европы — особенно Италии и Испании — помогут компенсировать эти потери. Селин Арат из «Тимс» предполагает, что турецкие сериалы вышли на стабильный уровень популярности. Спрос на то, что может предложить турецкое телевидение, может и не вырасти намного больше, но он существует по всему миру. Арат признает, что позиция Саудовской Аравии в отношении «дизи» — это шаг назад, но, по ее словам, «на этом наступление турецкого "дизи" не закончится». Материал адаптирован на основе книги Фатимы Бхутто (Fatima Bhutto) «Новые короли мира: рассылка из Болливуда, дизи и кей-попа» (New Kings of the World: Dispatches from Bollywood, Dizi and K-Pop), которая выходит 10 октября в издательстве «Коламбия Глобал Репортс» (Columbia Global Reports), и появится в продаже на guardianbookshop.co.uk


Рекомендуем


Комментарии (0)




Уважаемый посетитель нашего сайта!
Комментарии к данной записи отсутсвуют. Вы можете стать первым!