Al Modon (Ливан): С-400 или «Султан Осман I» - «Новости»
- 00:48, 20-апр-2019
- Видео / Военные действия / Россия / Власть / Новости дня / Мероприятия / ДНР и ЛНР / Выборы / Большой Кавказ / Мнения
- Novosti-Dny
- 0
5 августа 1914 года британский военно-морской флот подготовился к противостоянию с двумя немецкими военными кораблями — «Гёбен» и «Бреслау», которые покинули порт к югу от Сицилии накануне начала Первой мировой войны. Однако битва не состоялась.
Британский военно-морской флот выбрал неправильную позицию для попытки перехвата Средиземноморской эскадры. Командующие британским флотом предполагали, что два немецких корабля направятся в Алжир, чтобы возобновить бомбардировку портов, используемых военно-морским флотом Франции для переправки солдат из Северной Африки в Европу. Однако два немецких корабля вопреки приказам немецкого командования направились в Стамбул.
В комитете «Единение и прогресс» поднялась паника. Великий визирь Османской империи Саид Халим-паша испугался, что Османской империи придется поспешно вступить в войну на стороне Германии. 2 августа 1914 года между Османской империей и Германией был подписан тайный договор, гарантирующий нейтралитет Османской империи в войне между Австро-Венгрией и Сербией.
С-400 или F-35?
С геополитической точки зрения сегодня мир похож на тот, что был до Первой мировой войны. Крупные альянсы распадаются в пользу небольших союзов, которые продвигают идеи национализма.
Отношения между Анкарой и Вашингтоном стремительно ухудшаются из-за заключенной между Турцией и Россией сделки по поставкам российских зенитно-ракетных систем С-400, которую Вашингтон рассматривает как угрозу собственной сделке с Анкарой по поставкам американских истребителей F-35 в Турцию.
Несколько дней назад Вашингтон приостановил поставку Анкаре первой партии оборудования для истребителей-бомбардировщиков F-35, после того как Турция отклонила новое американское предложение по покупке зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот» (Patriot) в обмен на отказ от приобретения российских С-400. Анкара намерена получить российские зенитно-ракетные системы С-400 в ближайшее время, а также рассматривает варианты по закупке у России С-500.
США изучают возможности остановки производства деталей для F-35 в Турции, где сейчас собираются части фюзеляжей истребителей, шасси и дисплеи кабины. Американские военные начали искать поставщиков для замены турецких компаний, которые производят ключевые детали для F-35, а также альтернативные варианты для склада, который американцы хотели построить в Турции.
Вашингтон опасается, что закупка С-400 Анкарой позволит Москве получить доступ к протоколам взаимодействия F-35 с системами ПВО стран НАТО. В свою очередь Турция заявила, что приняла меры для разработки автономного программного обеспечения для системы С-400.
История повторяется?
Карл Маркс говорил, что «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Однако слова Маркса вырваны из контекста. В книге «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Карл Маркс писал следующее: «Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса». В качестве аргумента Маркс приводит ряд примеров из французской истории: Луи Блан и Робеспьер, Луи Филипп и Наполеон Бонапарт.
История не повторяется дважды, так же как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В истории могут присутствовать сходства и противоречия, а временной промежуток может быть увеличен или уменьшен. И вряд ли сегодняшний день напоминает вчерашний, кроме как в контексте подхода и интерпретации.
Похожа ли нынешняя ситуация с С-400 и F-35 на ситуацию столетней давности с османскими линкорами «Решадие» и «Султан Осман I», изготовленными в Британии, которые Турция обменяла на два немецких корабля «Гёбен» и «Бреслау»?
Сложно ответить на этот вопрос. Следует еще раз вспомнить выражение Карла Маркса о том, что история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса.
«Решадие» и «Султан Осман I»
2 августа 1914 года посол Германии в Стамбуле и военный министр Энвер-паша заключили тайное соглашение. Энвер-паша был одним из самых влиятельных людей в комитете «Единение и прогресс». Он сблизился с великим визирем Саидом Халимом-пашой и положил конец смутному времени, которое последовало за свержением султана Абдул-Хамида II в 1909 году и приходом к власти комитета «Единение и прогресс».
Энвер-паша был очень амбициозным человеком. Он вместе с министром внутренних дел Талаатом-пашой договорился с послом Германии в Стамбуле о том, что Германия защитит османские владения от Италии, Греции, России и Македонии в случае начала военных действий. В свою очередь, Энвер-паша и Талаат-паша пообещали передать Берлину линкоры «Решадие» и «Султан Осман I», которые были гордостью британской военной промышленности того времени. Строительство обоих военных кораблей было полностью оплачено за счет пожертвований граждан Османской империи. Их должны были доставить в Стамбул 27 июля 1914 года, но этого так и не произошло.
Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль попросил Правительство Ее Величества не передавать военные корабли Османской империи, поскольку существовала возможность их передачи немцам, что означало бы изменение баланса военно-морских сил. 31 июля 1914 года Уинстон Черчилль получил разрешение правительства, а 3 августа 1914 года Великобритания официально сообщила Османской империи о своем намерении передать контракты на покупку линкоров Правительству Ее Величества и возместить все убытки Османской империи.
Послу Германии в Стамбуле было велено не подписывать никакого соглашения, если только Османская империя не согласится внести существенный вклад в поддержку Германии или не предпримет решительных действий против России. В книге Дэвида Фромкина «Мир, положивший конец миру» говорится, что Энвер-паша и Талаат-паша знали, что ночью 1 августа 1914 года Великобритания захватила линкоры «Решадие» и «Султан Осман I», но все равно предложили их немецкому послу. Посол Германии в Стамбуле сначала скептически относился к возможности заключения союза с Османской империей, но затем поспешил подписать тайное соглашение.
Анкара, Москва и Вашингтон
Напряженность в отношениях между Вашингтоном и Анкарой связана не со сделкой по закупке российских зенитно-ракетных комплексов С-400, а с сирийской войной, где Америка поддерживала курдские «Отряды народной самообороны», которые представляют собой вооруженное крыло Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии. Турция видит альянс Вашингтона с сирийским крылом РПК, которую она считает террористической организацией. Американо-курдский альянс подрывает отношения между двумя союзниками. Часть американского оружия для сирийских курдов попала к боевикам РПК в Турции. Анкара рассматривает курдский вопрос с точки зрения своей национальной безопасности, поскольку видит возможность создания полунезависимого курдского образования в Сирии. Больше всего Анкара опасается, что курды создадут автономию на сирийско-турецкой границе. А это, в свою очередь, станет импульсом для усиления сепаратистских тенденций уже внутри Турции.
Таким образом, турецкие маневры с покупкой вооружения являются попыткой заставить Вашингтон прекратить поддержку курдских «Отрядов народной самообороны» и создать «зону безопасности» вдоль сирийско-турецкой границы под контролем Анкары. Россия предлагает альтернативу «зоне безопасности» на севере Сирии, обещая проследить за выполнением Аданского соглашения, в рамках которого Дамаск позволил Анкаре проводить военные операции на своей территории против боевиков РПК для обеспечения безопасности турецких границ.
Отношения между Анкарой и Москвой не менее сложны. В последние годы между ними практически витал запах прямого военного столкновения, особенно после того, как Турция сбила российский истребитель Су-24 в конце 2015 года, который якобы нарушил ее воздушное пространство. Кроме того Турция наносила ракетные удары по районам, находящимся под контролем сирийской оппозиции. И хотя впоследствии Турция поддержала «астанинский формат» решения проблемы в Сирии, давление Кремля отнюдь не прекращается: от продолжающихся бомбардировок Идлиба до поддержки «Отрядов народной самообороны» в Алеппо и Таль-Рифат.
Турция, которая в последние годы оказалась между Вашингтоном и Москвой, в преддверии Первой мировой войны находилась в более жестких условиях. Незадолго до подписания соглашения о союзе с Германией Османская империя переживала свой худший кошмар. Франция, Германия, Великобритания и Россия отказались вступать в союз с Османской империей, понимая каким тяжелым бременем это для них станет. Они считали также, что Османская империя распадется во время этой войны, поэтому появилось много желающих принять в ней участие. Согласно литературе того времени, все ждали момента, когда сказочная империя шестнадцатого века распадется и настанет время поделить ее на этнические и национальные компоненты.
«Гёбен» и «Бреслау»
Направляясь в Стамбул, британский флот остановился у пролива Дарданеллы, ожидая, когда Османская империя выгонит немецкие военные корабли со своей территории, поскольку она занимала нейтральную позицию в войне. Ожидания британского флота не оправдались, поскольку немецкие корабли «Гёбен» и «Бреслау» не покинули турецкую территорию. 11 августа 1914 года великий визирь Саид Халим-паша объявил, что Османская империя купила их за 8 миллионов марок.
Великий визирь сделал это заявление, чтобы успокоить англичан и найти выход для двух немецких кораблей, не вовлекая Турцию в войну. Его решение было тепло встречено в Османской империи, жители которой радовались покупке немецких военных кораблей после того, как британцы не сдержали своего обещания. 14 августа 1914 года посол Германии в Стамбуле сообщил немецкому командованию, что другого выбора не было. Министр морских дел Джемаль-паша поднял на обоих кораблях турецкие флаги, а немецкие офицеры сменили форменные фуражки на фески.
В конце августа 1914 года британский посол отправил своему руководству телеграмму, в которой он сообщил, что «Стамбул находится под контролем Германии». Черчилль приказал британскому флоту топить турецкие корабли в Дарданеллах, если они будут замечены вместе с «Гёбеном» и «Бреслау». В свою очередь Энвер-паша приказал закрыть Дарданеллы и разминировать их, что стало объявлением о вступлении Турции в Первую мировую войну.
С-400
С тех пор как США начали оказывать поддержку курдским «Отрядам народной самообороны», Анкара начала перекладывать яйца из американской корзины в российскую. Попытка военного переворота в Турции в 2016 году оставила неизгладимый след на американо-турецких отношениях. Кроме того, в Вашингтоне проживает лидер движения «Хизмет» Фатхулла Гюлен, которого Турция обвиняет в организации военного переворота. Анкара и Москва через «астанинскую платформу» смогли урегулировать свои разногласия по Сирии, несмотря на единичные инциденты на местах. В этом контексте следует отметить, что Манбиджское соглашение между Америкой и Турцией так и не было реализовано, хотя прошло уже два года после его подписания.
У Анкары имеются и другие проблемы, кроме курдской. Во время попытки государственного переворота в 2016 году мятежники взяли под контроль воздушное пространство Турции, а система ПВО «Stella» оказалась неспособной сбить их самолеты. По информации американского журнала «Форин Полиси» (Foreign Policy), российская система С-400 рассматривает авиацию как враждебную цель, что делает ее эффективной для Анкары.
Российские зенитно-ракетные комплексы С-400 помогут Анкаре защитить себя от ракетных атак и истребителей F-35, которые могут использовать американские союзники, такие как Саудовская Аравия. Таким образом, в данный момент Турция не особо остро нуждается в истребителях F-35, особенно на фоне новостей о финансовых трудностях, которые могут помешать выполнению ее финансовых обязательств в полном объеме.
На данный момент кажется разумным мнение о том, что Анкара хочет использовать сделку по С-400 в качестве предлога для отмены сделки по F-35, поскольку политические условия, навязанные Вашингтоном, представляют большую сложность. Следует отметить, что Россия больше не представляет серьезную опасность для Турции.
Если Маркс был бы сегодня среди нас, то он бы воскликнул: «Дежавю! Я уже видел это раньше!»
Комментарии (0)